Права и обязанности участников грузоперевозочного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права и обязанности участников грузоперевозочного процесса



-обязанность потенциального перевозчика подать ТС. Подаваемые ТС должны быть исправными и пригодными для перевозки соответствующего груза.

Техническая исправность – это возможность ТС перевозить груз. Она определяется и обеспечивается перевозчиком. Если из-за технической неисправности ТС происходит порча или утрата груза, то ответственность несет перевозчик. Причем на данную ответственность не влияет знание или не знание грузоотправителя об этой неисправности.

Постановление Пленума ВАС от 06.10.05 №30

Пригодность в коммерческом отношении – способность перевозить данный конкретный груз. Такая пригодность осуществляется, по общему правилу, тем, кто осуществляет погрузку. Обычно погрузку осуществляет сам грузоотправитель. Ответственность, следовательно, будет нести в этом случае грузоотправитель.

-обязанность предъявить груз к погрузке. Подготовка груза таким образом, чтобы это обеспечивало нормальную погрузку.

Элементы договора перевозки

Стороны

-перевозчик и грузоотправитель.

Грузоотправителем могут быть любые субъекты гражданского права.

Перевозчиком может быть только предприниматель, причем такому предпринимателю необходимо наличие лицензии.

каждый предыдущий перевозчик выступает перед следующим в качестве представителя грузополучателя.

ст.313 ГК. взгляд на второго и каждого последующего перевозчика как на третьих лиц, привлекаемых к исполнению.

14.12.09

Правовое положение грузополучателя

Существуют несколько точек зрения:

· -грузоотправитель или грузополучатель являются одной стороной договора. Однако правовое положение у этих товарищей различно.

· -грузополучатель признается самостоятельной стороной договора и, таким образом, договор перевозки становится трехсторонним. Однако грузополучатель не принимает участия в заключение договора.

· -грузополучатель является третьим лицом, управомоченным на принятие исполнения. Однако у этого варианта тоже есть недостатки. По ст.312 ГК у третьего лица нет права требования, но по транспортному законодательству грузополучатель обладает правом требования.

· -господствующий вариант: грузополучатель третье лицо, но данная конструкция объясняется по 430 ГК: исполнение, предназначенное третьему лицу. Однако у грузополучателя есть не только права, но и обязанности – он должен оплатить и принять, а по 430 ГК на третье лицо можно возложить только права. В.В. Витрянский говорит, что обязанности у грузополучателя возникают в силу прямого указания закона.

Другое мнение состоит в том, что обязанности грузополучателя возникают не из договора перевозки груза, а из того правоотношения, которые связывают его с отправителем. Т.е. обязанность принять и оплатить возникают из договора между грузоотправителем и грузополучателем. Однако все транспортное законодательство возлагает на грузополучателя обязанность принять любой груз, даже который он не заказывал и ему не предназначался. Таким образом, это правило рушит всю конструкцию.

Лектор думает, что решение вопроса лежит в том, чтобы не так строго подходить к толкованию ст.430 ГК. Поскольку в рамках страхованию на выгодаприобретателя тоже возлагаются обязанности.

Предмет договора

-услуга по пространственному перемещению грузов – необходимо достижение результата.

Причем, предметом договора может быть комплекс различных услуг.

Цена

-цена именуется провозной платой. Размер провозной платы, по общему правилу, устанавливается соглашением сторон. При этом, данное условие не относится к числу существенных.

Государство может устанавливать тарифы, которых необходимо придерживаться.

Срок

-срок определяется в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Т.е. фактически срок определяется подзаконными нормативными актами. Сами сроки в уставах и кодексах не устанавливаются. Приказ МПС №27 от 2003г.

-срок не относится к числу существенных условий. Если срок не установлен соглашением срок, он устанавливается транспортным законодательством, а если и транспортным законодательством срок не определен, груз должен быть доставлен в разумный срок.

Форма

-строго формальный договор. Он заключается в письменной форме, причем, очень часто, с соблюдением обязательных реквизитов, установленных законодательством.

Существуют специальные документы – транспортная накладная (грузовая накладная, просто накладная). Данная накладная выступает в качестве доказательства заключения договора (договор перевозки реальный). Факт передачи груза подтверждается накладной. Накладная выступает в качестве сопроводительного документа. Накладная перемещается вместе с грузом.

Но накладная не является ценной бумагой и, следовательно, не признается товарораспорядительным документом.

Следовательно, жесткой связи между правом на накладную и правом из накладной нет.

Накладная легитимирует право на предъявление претензий.

Во всех транспортных уставах и кодексам перечислен исчерпывающий перечень лиц, которые могут предъявлять перевозчику претензии и иски: этими лицами являются грузоотправитель и грузополучатель.

На морском транспорте часто используется коносамент. Коносамент является ценной бумагой – он может быть ордерным, именным и на предъявителя.

Порядок передачи коносамента установлен в ст.148 КТМ. Коносамент является товарораспорядительным документом.

Договор фрахтования заключается в письменной форме, как правило, с использованием стандартных бланков (проформы).

Может быть коллизия между содержанием договора фрахтования и коносаментом. Ст.119 КТМ определяет данное соотношение - отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки грузополучателем определяются коносаментом. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них.

Права и обязанности участников

Обязанности перевозчика

ü Возможность переадресовки груза грузоотправителем. Осуществляется по заявлению грузоотправителя или грузополучателя, согласия перевозчика не требуется. Заявитель отвечает за все последствия заявления и обязан урегулировать расчеты со всеми участниками перевозки. Перевозчик не несет никаких негативных последствий данной переадресовки.

ü Перевозчик несет ответственность в форме неустойки за несоблюдение сроков доставки.

ü Перевозчик должен обеспечить сохранность груза. Перевозчик несет эту обязанность с момента принятия груза к перевозке до момента выдаче получателю в пункте назначения. За неисполнение данной обязанности перевозчик несет ответственность, ограничивающуюся реальным ущербом или даже его частью. П.2 ст.796 ГК.

Постановление Пленума ВАС №30 п.38 – объявленная ценность явно не соответствует стоимости груза. ВАС говорит, что надо применять ст.10 ГК – злоупотребление правами.

В ИП №81 Обзор практики применения КТМ – п.2 – сумма возмещения должна исчисляться в момент, когда груз должен был быть выдан.

Субъективное основание ответственность перевозчика – п.1 ст.796 ГК – перевозчик несет ответственность только на началах вины, несмотря на то, что он предприниматель.

Есть случаи, когда действуют презумпции невиновности: например, ст.118 УЖТ РФ. Однако в ст.796 ГК установлена презумпция виновности. Таким образом, транспортные уставы и кодексы противоречат ГК. Следовательно, должен применяться ГК РФ. Данного подхода также придерживается ВАС РФ (п.37 Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").

Однако это разъяснение ВАС РФ не имеет своим предметом морские и внутренневодные перевозки и, таким образом, вопрос о действии аналогичных норм КТМ и КВВТ остается открытым[67].

 

ü Выдача груза получателю. Обязательным условием выдачи грузов транспортное законодательство рассматривает разкредитование груза, т.е. внесение всех обязательных платежей. В рамках выдачи груза может происходить проверка массы, количества и состояния груза. УЖТ говорит, что данная проверка обязательства только в случаях, прямо предусмотренных законом. КТМ в ст.161 говорит, что данная проверка может быть инициирована любым участником перевозки, инициатор несет расходы по этой проверки, однако, если будет обнаружена утрата или недостача груза, то расходы возлагаются на перевозчика.

ü Необходимо составление коммерческого акта при нарушении обязанности перевозчика, отсутствие этого акта может рассматриваться как несоблюдение претензионного порядка разрешения споров.

15.12.09



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.01 с.)