Глава 1. Теоретические аспекты органов исполнительной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты органов исполнительной власти



Введение

Актуальность темы исследования. Данное исследование является актуальным, так как в структуре и системе исполнительной власти в Российской Федерации остается много спорных вопросов. Точки зрения различных теоретиков по этой теме порой кардинально противоположны. Поэтому так важно разобраться в понятии и структуре органов исполнительной власти.

Цель и задачи исследования. На основании актуальности выделим цели нашего исследования. В данном случае – это определиться с понятием «органы исполнительной власти», разобраться, какие институты включены в него, понять систему и структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации. Принимаясь за работу над выбранной темой, мы собирались решить следующие задачи:

определиться с понятием органов исполнительной власти;

вычленить элементы системы исполнительной власти в Российской Федерации;

проанализировать специфику деятельности органов исполнительной власти;

проверить, работает ли на практике теория трех ветвей государственной власти в Российской Федерации.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются органы исполнительной власти РФ.

Предмет исследования. Предметом исследования в нашем случае является взаимодействие органов государственного управления в системе исполнительной власти в России.

Научная разработанность проблемы. Данный вопрос в своих научных работах затрагивали многие ученые: Л.И. Абалкин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, А.И. Бобылев, А.А. Демин, В.А. Зимин, А.П. Коренев, М.А. Лапина, Л.Л. Попов и другие. Выбранная нами тема была детально проработана с различных сторон: с точки зрения структуры, характера деятельности, разделения властных полномочий и так далее.

Источниковая база исследования. При анализе источников данного исследования было проработано множество источников – от нормативно-правовых актов до монографий. В ходе исследования было проработано множество источников литературы – как в печатном, так и электронном виде. Открытый доступ к большинству источников позволил нам глубоко проработать выбранную тему.

Практическая значимость исследования.Практическое значение данного исследования заключается в том, что без знания и понимания устройства государственной власти в своей стране невозможно работать в сфере юриспруденции.

Глава 1. Теоретические аспекты органов исполнительной власти

Понятие и классификация органов исполнительной власти

В Российской Федерации существует разделение на три ветви власти: исполнительную, судебную и законодательную, причем каждая из них осуществляется независимо от двух других.

Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, которые занимаются осуществлением совокупности полномочий по управлению государственными делами. Основным назначением данной ветви власти в России является организация практического исполнения высшего нормативного правового акта – Конституции РФ, а также законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, которая направлена на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд всех граждан страны. Исполнительная власть осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

В теории административного права нет единого понятия термина «Орган государственной власти». Согласно Л.Л.Попову1, «Орган исполнительной власти – это структура государственного властного механизма (госаппарата), создаваемая специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью претворения в жизнь законов в ходе регуляции экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества». А.А.Демин2 добавляет к признакам органа исполнительной власти обеспечение указаний государственного органа государственным принуждением. Исходя из вышеуказанных характеристик, можно дать следующее определение: «Орган исполнительной власти – это государственная организация, которая является целостной самостоятельной структурой госаппарата и представляет собой организованный коллектив людей, наделенных компетенцией решать различные, стоящие перед государством и обществом задачи, а также исполняет функции исполнительной власти в современной России».

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определен в Конституции РФ, в федеральных конституционных законах, в федеральных и иных законах, в указах Президента РФ, в постановлениях Правительства РФ, в конституциях республик, в уставах и иных нормативно-правовых актах субъектов РФ.

Теоретики применяют различные классификации органов исполнительной власти. Например, А. П. Коренев считает, что все они разделяются по таким критериям, как: основания и порядок образования, характер компетенции, порядок разрешения подведомственных вопросов, территория деятельности, источник финансирования3.

Критерий «по основаниям и порядку образования» делит все органы исполнительной власти на:

– образованные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, правительства субъектов РФ);

– созданные по основам действующего законодательства, а также подзаконных актов (федеральные министерства, службы, агентства; комитеты и управления в субъектах Федерации и другие).

Критерий «по характеру компетенции» делит органы государственного управления на:

– те, что действуют в рамках общей компетенции и ведают каждой из отраслей и сфер управления (Правительство РФ, правительства, администрации краев, областей);

– те, что действуют в рамках отраслевой компетенции и ведают какой-либо отдельной отраслью управления (федеральные министерства, комитеты и управления в администрациях субъектов Федерации);

– те, что действуют в рамках спецкомпетенции и ведают управленческими вопросами, которые имеют межотраслевую важность (органы госстатистики, органы по тарифам и финансам).

Критерий «по порядку разрешения подведомственных вопросов» делит все органы исполнительной власти на коллегиальные и единоначальственные. Соответственно, первые – это те, что обсуждают и разрешают подведомственные вопросы коллегией (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации), а вторые – это такие, где решения принимает один руководитель (министерства, управления, отделы). Следует отметить, что в этой подгруппе вышеуказанные подвиды переплетаются. Например, если начальник входит в состав коллегии или является экспертом. Но окончательное решение по тому или иному вопросу все же приводится в исполнение именно руководителем единоначальственного органа, подписывающим соответствующий приказ.

Критерий «по территории деятельности» делит органы госуправления на:

– на федеральные, действующие по всей России (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и другие органы исполнительной власти);

– региональные, которые действуют в нескольких объединенных территориально регионах страны;

– на субъектные, которые действуют в отдельном субъекте Федерации, будь то область, край, автономия или республика).

По источнику финансирования органы исполнительной власти рассматривают исключительно как бюджетные, то есть финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.

Полномочия Правительства РФ

Общими и основными полномочиями Правительства РФ являются:10

- осуществление реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации;

- осуществление регулирования в социально-экономической сфере;

- разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

- обеспечение в России единой финансово-кредитной и денежной политики;

- осуществление управления федеральной собственностью;

- обеспечение проведения единой госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии;

- осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан страны, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и госбезопасности;

- обеспечение единства системы исполнительной власти в России, направление и контроль деятельность ее органов;

- формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

- реализация предоставленного ему права законодательной инициативы.11

Более полный список полномочий представлен в Законе "О Правительстве РФ" от 1997 г. Правительством РФ также осуществляются другие функции, которые описаны в Конституции РФ, в федеральных законах и в указах Президента РФ.

Правовые формы реализации правительственных полномочий – это постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Постановления имеют нормативный характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим поводам, не являясь нормативными актами. Любой из правовых актов Правительства может быть обжалован в суде. Правительство имеет право принимать обращения, заявления и другие акты неправового характера.

Как уже было сказано выше, Правительство в своей деятельности преследует принципы, заложенные в таких документах, как Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы. Кроме того, Правительству присущи такие свойства, как народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, профессионализм, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Заключение

На основе выполненного исследования была подтверждена актуальность избранной темы «Органы исполнительной власти». Нами было проведено полное комплексное структурно-логическое исследование системы исполнительной власти в России, подробно рассмотрены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Были детально проработаны функции и компетенции Президента Российской Федерации, Правительства РФ, государственной администрации, а также органов исполнительной власти в различных субъектах Федерации.

Нами были выполнены поставленные в начале работы задачи, а именно:

определено понятие органов исполнительной власти;

вычленены элементы системы исполнительной власти в Российской Федерации;

проанализирована специфика деятельности органов исполнительной власти;

проверена теория трех ветвей государственной власти, существующая в Российской Федерации.

В ходе исследования мы пришли к выводам, что, несмотря на некоторые неопределенности, имеющиеся в Конституции РФ, в России успешно сосуществуют два главных органа исполнительной власти – Президент и Правительство.

Одним из предложений по итогам исследования органов исполнительной власти в России мы могли бы назвать уточнение функций и сфер влияния Правительства и Президента Российской Федерации. Самой серьезной из мер могло бы стать внесение изменений в некоторые пункты и статьи главного нормативного правового акта страны – Конституции.

 

Введение

Актуальность темы исследования. Данное исследование является актуальным, так как в структуре и системе исполнительной власти в Российской Федерации остается много спорных вопросов. Точки зрения различных теоретиков по этой теме порой кардинально противоположны. Поэтому так важно разобраться в понятии и структуре органов исполнительной власти.

Цель и задачи исследования. На основании актуальности выделим цели нашего исследования. В данном случае – это определиться с понятием «органы исполнительной власти», разобраться, какие институты включены в него, понять систему и структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации. Принимаясь за работу над выбранной темой, мы собирались решить следующие задачи:

определиться с понятием органов исполнительной власти;

вычленить элементы системы исполнительной власти в Российской Федерации;

проанализировать специфику деятельности органов исполнительной власти;

проверить, работает ли на практике теория трех ветвей государственной власти в Российской Федерации.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются органы исполнительной власти РФ.

Предмет исследования. Предметом исследования в нашем случае является взаимодействие органов государственного управления в системе исполнительной власти в России.

Научная разработанность проблемы. Данный вопрос в своих научных работах затрагивали многие ученые: Л.И. Абалкин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, А.И. Бобылев, А.А. Демин, В.А. Зимин, А.П. Коренев, М.А. Лапина, Л.Л. Попов и другие. Выбранная нами тема была детально проработана с различных сторон: с точки зрения структуры, характера деятельности, разделения властных полномочий и так далее.

Источниковая база исследования. При анализе источников данного исследования было проработано множество источников – от нормативно-правовых актов до монографий. В ходе исследования было проработано множество источников литературы – как в печатном, так и электронном виде. Открытый доступ к большинству источников позволил нам глубоко проработать выбранную тему.

Практическая значимость исследования.Практическое значение данного исследования заключается в том, что без знания и понимания устройства государственной власти в своей стране невозможно работать в сфере юриспруденции.

Глава 1. Теоретические аспекты органов исполнительной власти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.016 с.)