ТОП 10:

Понятие римского права. Периодизация римского государства и римского права.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО РИМСКОМУ ПРАВУ

Понятие римского права. Периодизация римского государства и римского права.

См. конспект

Римское право - это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира — Древнем Риме, и став­шая основой дляправовых систем большинства современных евро­пейских государств.Оно получило наибольшее развитие в эпо­ху принципата (первые три века нашей эры).

Исторические системы римского права. Ius publicum и ius privatum. Ius civile, ius gentium, ius naturale.

Jus publicum

Публичное право — нормы права, которые охраняют интересы общества в целом, определяют правовое положение государства и его органов. Для него характерен принцип, что нормы римского публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц, поэтому нормы публичного права являются императивными (обязательными).

Римское публичное право имело в своей структуре 3 раздела: права и обязанности чиновников, права и обязанности священников и уголовное право.

В отличие от римского частного права, римское публичное право, ещё именуемое Jus publicum, не имело такого большого значения для становления правовых систем Западной Европы.

С развалом римского государства забывается и публичное право, римское же частное право заимствуется другими государствами. Этот процесс заимствования принято называть рецепцией.

Jus privatum

Jus privatum базируется на отношениях по поводу частной собственности. Европейскими либертаристами было перенято римское отношение к собственности как к важному признаку свободы и уважаемости личности.

Римское частное право пронесло свои базовые институты и принципы через тысячелетнюю историю и в итоге стало базой для современного частного права. Это было во многом связано с изучением Corpus Juris Civilis в университетах Европы. Частное право Рима до сих пор повсеместно имеет огромное значение в правовой науке как каркас для изучения гражданско-правовых отраслей права современных государств.

Jus civile

Jus Quiritum (право Римских граждан (квиритов)) или jus civile (гражданское право) — право, субъектами которого являются квириты (граждане Рима) и другие латины. Квиритское право появилось в эпоху Республики в Риме. Таким образом, jus civile является древнейшей частью римского частного права. Ему присущи примитивизм и простота конструкций.

Источниками jus civile являются юридические обычаи Древнего Рима (например, кодифицированный юридический обычай — Законы Двенадцати Таблиц) и законы, принятые Народным Собранием.

Средством защиты исков в jus civile были только законные иски.

Jus gentium

Основная статья: Jus gentium

Jus gentium (право народов) — право, составленное исходя из обнаруженных мировых правовых принципов, для решения споров между жителями зависимых земель и иностранцами, находящимися на подконтрольной территории Рима.

Jus honorarium[править | править исходный текст]

Основная статья: Преторское право

Jus honorarium (лат. honores — почетная должность).

Появление этого права было вызвано теми же причинами, что и jus gentium. Субъектами права являлись только римские граждане.

Источниками jus honorarium являются эдикты магистратов (преторов, курульных эдилов, правителей провинций). Таким образом, jus honorarium представляет собой совокупность преторского (jus praetorium) и эдильного права.

Jus honorarium был во многом схож с jus civile, поэтому две эти системы неизбежно сближались.

Источники права в период Республики: обычай, закон, плебисцит (референдум), сенатусконсульт. Эдикты магистратов: формирование преторского права.

Обычай(mos) всегда имел в Риме большое значение. Как справедливо отметил великий немецкий романист Т.Моммзен, в Риме всякое право прежде чем стать законом, должно стать фактом, что и регулировалось обычаем, то есть неписанной договоренностью в обществе поступать так, а не иначе. Обычай в республиканскую эпоху часто и успешно спорил с законом, так как последний мог быть отменен обычаем не применять его. Позднее, в эпоху классического (I-III вв.н.э.) и постклассического права (конец III-V вв.н.э.) для обозначения обычая в обиходе был термин consuetudo; обычай теперь применялся лишь там, где отношения не регулировались законом, то есть преимущественно дополнял, а не заменял закон.

ЗАКОНЫ (LEGES).

Под законом (lex) римляне понимали волю, приказ всего римского народа, выраженную во время общего голосования в народном собрании. Древнейшая форма - куриатный закон, то есть закон, принятый на народном собрании по куриям. Такой закон сопровождался общей сакральной клятвой всего народа хранить верность закону, Нарушение этой клятвы вело к религиозному проклятию (sacer esto) виновника и принесению его в жертву подземным богам. В республиканскую эпоху законы стали принимать в трибутных комициях, такие законы уже не сопровождались сакральными клятвами.

Законопроект предварительно обсуждался в сенате, а затем уже выносился на народное собрание. Обычная структура закона республиканской эпохи следующая: а) Praescriptio - вводная часть, где указывались имена магистратов, при которых принят закон, б) rogatio - собственно, содержание закона, в) sanctio - то есть санкция, наказание за нарушение закона. Различались leges perfectae, то есть законы, имеющие специальную санкцию за их нарушение, и leges imperfectae - то есть законы без санкции.

3. Leges regiae - древнейшие законы царской эпохи носившие преимущественно сакральную форму, были подобны религиозным запретам табу на то или иное действие.

4. а) Leges XII tabularum - законы 12 таблиц. Это древнейший свод законов, принятый в 451-450 гг. до н.э. специальной коллегией децемвиров Эти законы вобрали в себя большую часть местных обычаев и так называемых "царских законов", а также различные нормы и положения из некоторых греческих законодательств, прежде всего из Афинского законодательства Солона.

Сами законы не сохранились, однако они частично восстановлены по многочисленным фрагментам, цитатам у различных античных авторов более позднего времени. Их общее содержание определяется словами римского историка Тита Ливия, который говорит, что это был "источник всего публичного и частного права" (fons omnis publici privatique iuris). В законах регулировалось право жрецов, право жертвоприношений и право римских магистратов, далее следовали нормы судебного процесса, обязательственное, наследственное и семейное право, особое внимание уделялось аграрному и уголовному праву, наконец целая таблица посвящалась погребальному праву и еще одна таблица - римскому гражданскому и религиозному календарю - фастам. Здесь же излагались так называемые легисакционные иски.

б) Последние две части законов - иски и фасты - впоследствии были сокрыты понтификами от народа и лишь курульному эдилу, сыну вольноотпущенника Флавию удалось вновь их опубликовать в конце IV в. до н.э. Его публикация получила название ius Flavianum.

в) Законы XII таблиц, легисакционные иски и комментарии к ним понтификов были вновь опубликованы Секстом Элием и получили название Tripertita - именно эта книга на протяжении многих веков оставалась основным источником так называемого цивильного права, то есть гражданского права, непосредственно исходящего из законов.

г) К цивильному праву относились также и многочисленные республиканские законы, из которых следует упомянуть законы Лициния-Секстия (367 г. до н.э.) об ограничении земельных владений и учреждении должности претора, закон Петелия 313 г. до н.э. об отмене долгового рабства, законы Гая и Тиберия Гракхов о судебных полномочиях всадников и перераспределении общественной земли, аграрный закон 111 г. до н.э., введший частную собственность на всю землю в пределах Италии, многочисленные законы Суллы, среди которых особенно важны нормы об уголовных преступлениях и деятельности XX квесторов и т.д.

д) Особо следует отметить закон диктатора Гортензия 287 г. до н.э., который придал плебисцитам (то есть собраниям плебеев без сенаторов) силу законов. Отличие плебисцитов от обычных законов в том, что они принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов.

Приобретение владения.

Через установление фактического господства над вещью.

1).Завладение (apprechensio) вещами никому не принадлежащими (например, дикими животными - D.41.1.5.1)

2). Передача владения (traditio)

3). Самовольный захват без ведома прежнего владельца рассматривалось римлянами как тайное владение (possessio clandestina), которое становилось недействительным при оспаривании старым владельцем.

4). Приобретение через третьих лиц (признано лишь в классическом праве). Павел, Сентенции 5.2.1: "Мы приобретаем владение только если имеем сами волю владеть, фактическая же сторона владения может осуществляться или нами самими, или посторонними."

Прекращение владения.

Павел, D.41.2.8: Как никакое владение не может быть приобретено иначе как намерением и материально, так никакое владение не теряется иначе, как с утратой намерения и прекращением материальной связи с вещью.

1).Добровольная утрата владения (нет намерения и связи с вещью)

2).Недобровольная утрата владения (нет связи с вещью: потеря, похищение, пренебрежение владением.

Gai.Inst.2.51 Также владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение или вследствие нерадения хозяина остается без владельца, или потому, что хозяин отсутствовал в течение долгого времени. Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности, и хотя лицо, которое приобрело бесхозяйное владение, узнает, что имение чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью, так как отвергнуто мнение юристов, допускавших возможность воровства недвижимости.

3). Смерть владельца.

D.41.2.23. pr.: Когда мы назначены наследниками, к нам после принятия наследства переходят все права. Владение однако не касается нас, если не будет захвачено естественным путем.

4). Прекращение владение, осуществленное через постороннее лицо.

Круг наследников по закону.

Уложение Юстиниана закрепляет 5 очередей наследников по закону., сложилось 2 правила, которые действую до сих пор:

1. Каждая последующая очередь призывается к наследованию только в том случае, если наследников предыдущей очереди нет физически или они физически существуют, но отказали принять наследство.

2. Все наследники данной очереди, призванные к наследованию, наследуют наследство в равных долях (in capito – по принципу поголовного равенства).

1 очередь -нисходящие родственники наследователя (наследники по прямой нисходящей линии) – дети наследодателя + внуки-*наследовали по праву представления.

а) Н. по праву представления-непосредственный наследник умер до открытия наследства (т.е раньше наследодателя), то его дети, т.е. внуки наследодателя, представят долю покойного родителя в наследстве деда или бабушки.

б) поколенное равенство (in stirpes) – равенство поколений.

в) внуки делили доли родителя поровну между собой

2 очередь-родственники по прямой восходящей линии – родители + полнородные братья и сестры наследодателя.

3 очередь -неполнородные братья и сестры наследодателя (единокровные и единотробные)

4 очередь -все остальные боковые родственники.

5 очередь -переживший супруг: при отсутствии каких-либо родственников супруга по крови, но было исключение для неимущей вдовы, которая наследовала одновременно с любым из наследником, призванных к наследству.

Пакты и их виды.

Пакт (pactum) – неформальное соглашение, сделка, заключенная в границах права. Например, спустя некоторое время после заключения договора займа стороны могли заключить пакт об уменьшении процентов по данному займу или об изменении сроков возврата займа (в данном случае такой пакт – изменение основного договора).

Первоначально пакты – дополнительные соглашения к основному договору, или вытекающие из главного обязательства, или специально согласованные с правом оговорки. Поэтому пакты обязательны только в рамках конкретного договора и только для заключивших его лиц персонально; следующий договор не влек ранее входивших в содержание пакта условий.

В дальнейшем пакты – некоторые определенные, но самого широкого содержания сделки неформального характера. Главное в этих сделках не в соблюдении той или иной другой формы, а в соблюдении интересов сторон и общих требований права в отношении разумности и целесообразности договорного права.

По общему правилу пакты не имели исковой защиты, но развитие хозяйственного оборота и производства выдвигало новые виды соглашений, которые получили широкое распространение в Риме, поэтому возникла необходимость предоставить некоторым категориям пактов исковую защиту.

Виды пактов:

– pacta nuda («голые») – не порождающие правовых последствий и не обеспеченные исковой защитой;

– pacta vrestita («одетые») – имеющие исковую защиту.

Виды pacta vrestita: 1) pacta adiecta – соглашения, дополнительные к договору, защищаемые иском. Цель дополнительного соглашения – внести изменения в юридические последствия главного договора, например возложить на стороны дополнительные обязанности. Юридическую силу такие пакты получали в том случае, если их присоединяли к главному договору непосредственно в момент его заключения. Пакты, присоединяемые к договору через промежуток времени, защищались исками только в том случае, если ухудшали положение должника;

2) pacta praetoria – получившие защиту претора:

– constitutum debiti (обещание уплаты долга) – неформальное соглашение, в силу которого одно лицо обязывалось уплатить другому лицу уже существующий долг. Цель – уточнить срок платежа. Должник, как правило, получал отсрочку, если подтверждал чужой долг (принимал обязательство уплатить чужой долг);

– receptum: arbitrii – соглашение с третейским судьей; nautarum, cauponum, stabulariorum – соглашение с хозяином корабля, трактирщиком, хозяином постоялого двора о сохранности вещей проезжих; argentariorum – соглашение с банкиром об уплате третьему лицу денежной суммы за лицо, заключившее с банкиром пакт;

3) pacta legitima – получившие защиту императорского законодательства:

– pactum dotis, pactum donationis – неформальное соглашение о дарении. В императорский период введено требование совершать судебную инсинуацию актов дарения, т. е. о них заявляли перед судом и заносили их в реестр. Юстиниан ограничил применение этой процедуры дарениями на сумму свыше 500 солидов и установил, что дарение на меньшую сумму получает силу вне зависимости от соблюдения данной формальности;

– compromissum – соглашение между лицами, имеющими спор о праве, о передаче этого спора на разрешение третейского судьи.

42. Понятие и виды обязательств из деликтов: личная обида (iniuria), кража (furtum), повреждение или уничтожение чужого имущества (damnum iniuria datum). Иные виды деликтов.

Деликт (delictum) – причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица с возникновением обязанности возместить вред.

Деликтные обязательства — обязательства, которые возникали из правонарушения (деликта), а не из договора.

Деликт (delictum) в римском праве — причинение вреда вследствие прямого или косвенного нарушения прав с возникновением обязанности возместить вред.

В отличие от договорных в деликтных обязательствах правопреемство в отношении должника не допускалось, ответственность возлагалась также и на недееспособных, причем на каждого должника в полном объеме.

В римском праве различали:

1) публичные деликты, которые влекли за собой нарушение интересов государства в целом;

2) частные деликты, которые влекли за собой нарушение прав и интересов частных лиц, а также содержали следующие обязательные элементы деликта:

а) причинение незаконным действием одного лица другому объективного вреда;

б) наличие у совершившего деликт лица вины;

в) наличие формального признака, т. е. признание законом совершенного правонарушения деликтом и установление правовых последствий за его совершение.

Виды частных деликтов: 1) личная обида (iniuria), т. е. умышленное и противоправное нанесение одним лицом другому обиды, которая могла быть выражена либо в форме физического действия, либо словом. Личной обидой причинялся не имущественный, а либо физический, либо моральный вред. Ответственность за нанесение обиды первоначально устанавливалась в виде строго фиксированной суммы штрафа, которую судья не мог изменить, а позднее — в виде штрафа, который судья при назначении наказания мог определять сам;

2) корыстное посягательство на чужую вещь (furtum) — кража, под которой понималось любое умышленное действие, направленное на присвоение чужого имущества. В римском праве к краже относили собственно саму кражу, присвоение, растрату, противоправное владение или пользование чужим имуществом. Ответственность за кражу могла наступить в случае предъявления либо виндикационного иска, либо иска о возврате похищенного;

3) повреждение или уничтожение чужого имущества (damnum iniuria datum), ответственность за которые устанавливалась законом Аквилия (III в. до н. э.).

Так, согласно этому закону в случае убийства чужого раба или животного виновный должен был уплатить за него высшую цену, какую они имели на протяжении предшествующего года, а в слу-чаеповреждения раба, животного или иной вещи — высшую цену, какую они имели на протяжении последнего месяца.

Ответственность за повреждение или уничтожение чужого имущества наступала за любую вину как в случае физического причинения вреда, так и в иных случаях.

При совершении этого деликта несколькими лицами наступала солидарная ответственность.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО РИМСКОМУ ПРАВУ

Понятие римского права. Периодизация римского государства и римского права.

См. конспект

Римское право - это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира — Древнем Риме, и став­шая основой дляправовых систем большинства современных евро­пейских государств.Оно получило наибольшее развитие в эпо­ху принципата (первые три века нашей эры).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.140.184 (0.013 с.)