Зарождение юридических лиц в римском праве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение юридических лиц в римском праве.



Уже в древнейший период существовали объединения, имевшие внешнее сходство с юридическими лицами. По квиритскому праву общее имущество, например ager publicus (общественная земля), относилось к res extra commercium, т.е. к вещам, находившимся вне гражданского оборота, вне частного права. Однако в древнейшем праве чуть ли не все сделки и юридические акты регулировались сакральным правом (ius sacrum). В том же смысле и общее имущество триб, курий и храмов относилось к области божественного права (res divini iuris).

Кроме того уже в эпоху 2 римского царя Нумы Помпилия (VIII в. до н.э.) и законов XII таблиц существовали различные религиозные, политические, провессиональные и коммерческие объединения граждан, называвшиеся sodalitates или collegia. Известно, что товарищества (societates) эпохи республики имели общее имущество и казначея, однако в отношениях с третьими лицами обычно не выступали как юридические лица. Принято считать, что прообразом юридического лица с древнейших времен выступал сам римский народ (populus Romanus), который через своих представителей - магистратов - заключал сделки с частными лицами и имел право наследования. Некоторые ученые считают также первым проявлением юридического лица институт муниципиев, которые действовали в суде через своих представителей, заключали сделки. Однако муниципий не нес имущественной ответственности за деликты (правонарушения) своих представителей.

Как бы то ни было, однако во II в.н.э. Гай говорит о них, что “общины пользуются полодением частных лиц”. Коллегии, которые также могли пониматься как общины, наделяются правоспособностью по образцу муниципий. Так 1) по преторскому эдикту за ними признается право действовать в суде через представителей; 2) по сенатусконсульту императора Марка Аврелия (2 пол. II в. н.э.) коллегии стали получать и наследственные права. Согласно Юстиниану, для приобретения наследственных прав коллегии необходимо было получить специальную привилегию.

Вопрос о свободе союзов в разные периоды решался по разному. Так в XII таблицах признавались законными любые объединения граждан, если его устав не противоречит закону. Однако в них же был введен запрет на тайные ночные сборища. В I в. до н.э. был введен ряд ограничений для религиозных сообществ. Так сенатусконсульт 63 г. до н.э. распустил коллегии, вредящие общественному порядку (дело о вакханалиях). Однако в 58 г. до н.э. плебейский трибун Клодий восстанавливает свободу коллегий. В 56 г. особым сенатусконсультом вновь распускаются все политические объединения (sodalitates). Наконец Цезарь уничтожил почти все коллегии, кроме самых древних. Далее законом Юлия о коллегиях (lex Iulia de collegii) Август установил правило регистрации коллегий, согласно которому для этого требовалось разрешение сената. Со II в. н.э. деятельность коллегий откупщиков под-падает под все более жесткий контроль императорского фиска. Наконец, в постклассическом праве появляется новый тип общественных учреждений - церковь. Церковь в целом и отдельные ее приходы получают право приобретать, получать по завещанию, выступать в качестве кредитора, действовать в суде через представителей.

14. Брак: понятие, формы, заключение и прекращение. Имущественные и личные отношения супругов в римском праве.

Брак формировался в древнейшем Риме в условиях патриархального строя, моногамной семьи. этим определялась неограниченная влсть домовладыки, называвшаяся manus (От латинского слова "рука"). Отсюда власть домовладыки над женой обозначалась термином in manu.

Заключению брака предшествовал обряд обручения (sponsalia), заключавшийся в форме взаимных клятв - обещаний (sponsis) сторон заключить брак. В древнейший период этот акт совершался отцами жениха и невесты в форме двух стипуляций, позднее - самими женихом и невестой, причем последним со времен поздней республики давался иск против родителей в случае безосновательного их отказа против воли жениха и невесты.

1). Формы брака.

1). Confarreatio - религиозная форма брака в присутствии великого понтифика, жреца Юпитера и 10 свидетелей.

Ритуал - произнесение торжественных слов, освящение и вкушение женихом и невестой т.н. panis farreus - ячменного хлеба. Эта форма брака употреблялась в основном для жрецов и патрициев. просуществовала вплоть до введения христианства (IV в. н.э.)

2). Coemptio - брак в форме покупки жены посредством акта манципации, в присутствии 5 свидетелей и весовщика. Акт манципации предварялся вопросами о согласии жениха и невесты.

3). Usus - фактическое сожительства в течении одного года, после чего на основании давности владения, жена юридически подпадала под власть мужа.

Все эти браки римляне относили к категории cum manu ("под рукой"), когда жена попадала в полную власть мужа или домовладыки и находилась на положении дочери (filiae locum). Однако уже законы XII таблиц знали брак sine manu. Это форма простого сожительства (usus), прерываемого так называемым usurpatio trinoctium, то есть ежегодного ухода жены на 3 дня из дома мужа, посредством чего происходил прерыв давности. В эпоху классических юристов (I-III вв. н.э.) эта форма брака стала преобладающей. Заключался этот брак путем обычного брачного соглашения (consensus) и привода жены в дом мужа (deductio in domum).

2). Прекращение брака

Для брака cum manu его расторжение было возможно только по воле мужа. Религиозная конфарреация расторгалась только с помощью особого обряда диффареации.

Брак sine manu расторгался либо по обоюдному согласию, либо по инициативе одной из сторон (как мужа, так и жены), причем для развода закон не требовал указания причин.

Первоначально прочность римского брака была чуть ли не притчей во языцах, однако уже в I в. до н.э. количество разводов резко увеличилось, супружеская неверность стала обычным явлением. В связи с этим закон Юлия Августа 18 г. до н.э. ввел наказание за прелюбодеяние для жены, мужа и отца мужа (в случае его попустительства прелюбодеяниям дочери). Далее известен законы Августа lex Iulia de maritandis ordinibus (18 г. до н.э.) и lex Papia Poppaea (9 г. до н.э.), которые с помощью мер, касающихся брака, стремились укрепить римскую семью. Согласно этим законам мужчина в возрасте от 25 до 60 лет признавался бездетным, если вообще не имел детей, женщина в возрасте от 20 до 50 лет считалась бездетной, если у нее было менее 3 детей. В случае бездетности римлянин мог получить в наследство лишь половину завещанного имущества. Если же римлянин данного возраста вообще был холостым, то лишался всего наследства.

Далее преторами стало преследоваться нарушение обязательства обручения. Согласно преторскому эдикту это требовало возмещения ущерба и влекло за собой бесчестие (infamia). С IV в. н.э. требовалось и возвращение предбрачных подарков.

3). Условия вступления в брак:

1) Достижение брачного возраста - 12 лет для девочек, 14 лет для мальчиков.

2) Согласие на брак (сначала лишь отца семейства, впоследствии также жениха и невесты). Закон Юлия Августа 4 г. н.э. дал жениху и невесте право на иск против pater familias в случае необоснованного отказа в браке.

3) Наличие брачного права (ius conubii)

Здесь следует учитывать, что до закона Корнелия 445 г. до н.э. не допускались браки между патрициями и плебеями. Только закон Юлия Августа 18 г. до н.э. разрешил браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными, однако браки вольноотпущенников с сенаторами не допускались.

4) Родственные связи.

4). Имущественные и личные отношения супругов.

1) При браке cum manu: Первоначально - юридически почти не ограниченные права мужа:

а) Право продажи (ius vendendi - было отменено уже полулегендарным царем Ромулом (VIII в. до н.э.)).

б) Право вершить суд над своей супругой, вплоть до ее убийства (ius vitae ac necis). Однако, супруг должен был в ряде случаев учитывать мнение своих домочадцев и родственников - так называемый "домашний суд (iudicium domesticum).

в) Первоначально все имущественные права принадлежали мужу, позднее (с конца республики - II-I вв. до н.э.) приданое жены стало регулироваться нормами о пекулии. В любом случае приданое, хотя и находилось в общей имущественной массе супруга, однако не сливалось с ним полностью.

2) При браке sine manu:

а) Жена сохраняла свой прежний статус, то есть оставалась агнаткой своего отца.

б) Поэтому, не будучи агнаткой мужа, могла вступать с ним в любую имущественную сделку.

в) Соответственно, она самостоятельно распоряжалась своим имуще-ством.

г) Однако первоначально дарения между супругами запрещалиь. Они были разрешены лишь с III в.н.э.

д) Супруги могли даже судиться между собой, однако были запрещены инфамирующие иски между ними.

Особо в римском классическом праве регулировались права супругов на приданое (dos) жены.

- Первоначально, в период господства брака cum manu, приданое было в полной собственности мужа

- В конце республики, когда резко увеличилось количество разводов, то жене даже при браке cum manu стал при разводе даваться иск на возвращение приданого, в случае, если брачный контракт предварялся стипуляцией (клятвенным обещанием) жениха вернуть приданое в случае развода.

- В классическом праве установилось общее правило, согласно которому: а) в случае смерти жены приданое оставалось мужу; б) в случае смерти мужа приданое возвращалось жене или ее отцу; в) при разводе по вине мужа приданое возвращалось жене; г) при разводе по вине жены приданое оставалось мужу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.008 с.)