Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция № 6. Историография в период между мировыми войнами.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Социокультурные условия развития исторической науки в межвоенный период. 2. Теория и практика евроамериканской историографии в 1918-1939 гг. 3. Историческая школа «Анналов».
1. Первая половина XX в. как особый период в развитии исторической науки. Теоретико-методологические поиски (Б. Кроче, Р.Д. Коллингвуд). Трансформация проблематики исторических исследований. 2. Основные школы и направления в европейской и американской исторической науке. Осмысление опыта мировой войны. Создание глобальных теорий исторического процесса. Теории О. Шпенглера, А.Дж.Тойнби. Влияние марксизма. Французская историография межвоенного периода. Социально-экономическая проблематика (Ф. Симиан, Э. Лабрусс) и теория экономических циклов. Историческая наука Великобритании в 1918–1945 гг. Л. Нэмир и его школа парламентской истории. Р. Тоуни. Д. Клэпем. Лейбористская историография: Дж. Коул. Социальная история в интерпретации Дж.М. Тревельяна. Историческая наука в США. Лидерство прогрессистской школы во главе с Ч. Бирдом. Идея единства американской и мировой истории в трудах А. Шлезингера-старшего. Школа Коммонса и экономическая интерпретация истории. История рабочего движения в США. Германская историография в 1918–1945 гг. Историография Третьего рейха. Тотальная идеологизация. Чистка университетской профессуры. Расовая теория в немецкой историографии. 3. Деятельность школы «Анналов» и проблема обновления проблематики и методов исторической науки. Понятие «тотальной» истории и историческая антропология. Проблема исторической длительности разных феноменов. Исторические взгляды М. Блока, Л.Февра. Литература - Зайцева Т.И. Зарубежная историография: XX – XXI века. М., 2011. Гл.3- 4. С. 11- 20 - Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. Историческая наука в 20 веке. Под ред. И.П. Дементьева, А.И.Патрушева. М., 2004,2007. Гл. 2-5. С. 15-111 - Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993
Лекция № 7. Историография второй половины 20-начала 21веков. 1. Основные этапы развития исторической науки после второй мировой войны. 2. Школа «Анналов» во второй половине 20 века. 3. «Новая историческая наука» в историографии стран Запада.
1. Историческая мысль после второй мировой войны. Радикальные изменения – повороты в исторической науке: социологический, антропологический, лингвистический. 2. Школа «Анналов» и ее место в послевоенном развитии исторической науки. «Глобальная история» Ф. Броделя. Школа «Анналов» в 70-80-е годы. 3. Модернизация теоретико-методологических основ западной историографии. «Новая научная история» и ее разновидности. Расширение предмета истории. Появление новых исследовательских методик. Новые субдисциплины. Постмодернизм и историческая наука.
Литература - Зайцева Т.И. Зарубежная историография: 20-начало 21 века. М., 2011.Гл.5-7. С.20-51 - Репина Л.П. и др. История исторического знания. М., 2004,2008. Гл. 8-9. С. 228-275
Тематика и планы семинарских занятий Тема 1:Место историографии среди исторических дисциплин. 1. Предмет и задачи историографии. 2. Принципы и методы историографического исследования. 3. Историографический факт и историографический источник. 4. Ступени развития историографии нового и новейшего времени. 5. Школы, направления, течения в исторической науке.
Литература -Историография истории нового времени стран Европы и Америки. Учеб.пособие под ред. И.П.Дементьева. М., 1990. С.5-14. -Историография истории новой и новейшей истории стран Европы и Америки.- М., 1977. -Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма.М., 1987. С.5-24. -Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по 18 век. Л., 1982. -Зевелев А.И., Наумов В.И. Историографический факт: критерии оценок и анализа //Вопросы истории. 1980. №5. С.18-30. -Школы в науке.М., 1977.
Тема 2: Историография раннего нового времени 1. Гуманистическая историческая мысль (Флавио Биондо, Никколо Макиавелли- доклад, Жан Боден, Френсис Бэкон). 2. Европейская историческая наука эпохи Просвещения а) исторические взгляды французских просветителей 18 века (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондорсэ). б) английское Просвещение и историческая мысль (Болингброк-доклад, Юм, Гиббон). в) философия истории в немецком Просвещении (И.Г.Гердер-доклад).
Источники и литература -Макиавелли. Государь – любое издание. -Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978. -Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. -Косминский Е.А. Историография истории средних веков. М., 1963. -Барг М.А. Историческая мысль английского Просвещения: Болингброк //Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978. С.274-304. -Историография истории нового времени стран стран Европы и Америки. Под ред. И.П.Дементьева. М., 1990. Гл. 1,3,4,5. -Репина Л.П. и др. История исторического знания. М., 2004,2008. Гл. 4, с.97-108, гл. 5. -Авдеева К.Д., Барг М.А. От Макиавелли до Юма. М., 1998. -Гулыга А.В. Исторические взгляды немецких просветителей 18 века //ННИ. 1963.№3.
Тема 3-4: Исторические знания в 19 веке 1. Историческая наука в Европе и США в 19 веке: основные линии развития. 2. Историософские концепции. 3. Французская историография 19 века. 4. Британская историография 19 века. 5. Немецкая историография 19 века. 6. Историческая наука в США в 19 веке.
Литература -Историография новой истории стран Европы и Америки. Под ред. И.П.Дементьева. М., 1990. С.108-159, 176-186, 198-201, 227-287. -Репина Л.П. и др. История исторического знания. М., 2004,2008. Гл. 6, гл.7,с.177-185. -Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. М.,1977 -Реизов Б.Г. Французская романтическая историография. М., 1956. -Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л., 1975. -Далин В.М. Историки Франции 19-20 веков. М.,1981. -Болховитинов Н.Н. Становление исторической науки в США //История США. Т.1. М., 1983. Введение.
Тема 5: Историческая наука в конце 19-начале 20 веков 1. Позитивизм и историческая наука. 2. Методологический кризис на рубеже веков: сущность и формы проявления. 3. Школа «Анналов» во французской историографии.
Литература -Репина Л.П. и др. История исторического знания. М., 2004,2008. С.178-182, 225-228. -Историография истории нового времени стран Европы и Америки. Под ред. И.П.Дементьева. М., 1990. С.334-343. - Зайцева Т.И. Зарубежная историография: 20-начало 21 века. М., 2011. Гл. 4. С. 13-20. -Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.
Тема 6: Историческая мысль во второй половине 20-начале 21 веков 1. Становление «новой научной истории» после 2-ой мировой войны. 2. Школа «Анналов» после второй мировой войны. Фернан Бродель-доклад. 3. Социальная история и историческая антропология. 4. «Новая локальная история». 5. Гендерная история. 6. История повседневности. 7. Лингвистический поворот в историографии.
Литература -Репина Л.П. и др.История исторического знания. М., 2004,2008. Гл.8-9. -Зайцева Т.И. Зарубежная историография: 20-начало 21 века. М., 2011. С. 13-115. -Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск. 1993. -Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993. -Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.Гл. 7.
Контрольно-измерительные материалы Тестовое задание I. Пояснительная записка. Тест по курсу «Историография новой и новейшей истории» является одной из форм текущей аттестации знаний студентов. Его цель – выяснить общий уровень знакомства с проблемами курса. В тестовом задании 20 вопросов, которые имеют закрытый характер. При ответе на вопросы студенты должны сделать такие аналитические операции, как: исключение лишнего, нахождение опорного понятия и др. II. Критерии оценок. «отлично» – 18-20 верных ответов. «хорошо» – 17-15 верных ответов. «удовлетворительно» – 14-11 верных ответов. «неудовлетворительно» – 10 верных и менее ответов.
1. В задачи историографии как науки не входит: а)выяснение общественных условий развития исторической науки;б)выявление организационных условий развития исторической науки;в)изучение проблематики исторических исследований;г)изучение фактов хозяйственной жизни людей; 2. Принцип историзма в своих основных чертах был разработан: а)гуманистами в 15-16 вв.;б)просветителями 18 в.;в)романтической историографией в первой пол. 19 в.;г)позитивистами во второй пол. 19 в.; 3. Историографический источник это: а)совокупность фактического материала по той или иной проблеме;б)труды историков разного формата;в)концепция какого-либо историка;г)любое письменное свидетельство прошлого; 4. Найдите лишнее: Гуманистическая историография 15-16 вв. представлена: а)Ж.Дюбо;б)Ф.Биондо;в)Ж.Боден;г)С.Франк; 5. Установление всеобщего правового гражданского состояния как цель истории сформулировал: а)Гердер;б)Кондорсе;в)А.Смит;г)Кант; 6. Концепция народного духа как творца истории была разработана: а)гуманистами;б)романтиками;в)позитивистами;г)просветителями; 7. Как оценивали историки 17-18 вв. средние века: а)период глубокого культурного упадка;б)высшее развитие европейской культуры;в)не выделяли такой период;г)объединяли с периодом античности; 8.. «Историческая школа права» сложилась в а) Англии; б) Германии; в) Франции; г) США; 9. Конституционная теория в историографии США относится к: а) война за независимость; б) гражданская война; в) мексиканская война; г) Реконструкция; 10. Представление о истории человечества как о смене форм коллективного сознания – теологического, метафизического и научного присуще: а) Просвещению; б) романтизму; в) позитивизму; г) гуманизму; 11. Страной преобладающего влияния консервативно-романтической историографии была: а) Англия; б) Франция; в) Германия; г) США; 12. Автором работы «Старый порядок и революция» был: а) Ламартин; б) Гизо; в) Мишле; г) Токвиль; д) Тьер; 13. Найдите лишнее. Авторами историософских концепций в 19 веке были: а) Конт; б) Шеллинг; в) Гегель; г) Маркс; д) Нибур; 14. «Отец-основатель» позитивизма это: а) Маркс; б) Спенсер; в) Конт; г) Гегель; д) Риккерт; 15. Автором концепции о значении границы в американской истории был: а)Бриджес;б)Бэнкрофт;в)Г.Адамс;г)Тернер;д)Бирд; 16. Для позитивистского направления в историографии не присуще: а)признание эволюции как универсального принципа в природе и обществе;б)признание истории результатом взаимодействия множества факторов;в)использование метода «вживания», «вчувствования» в историю;г)поворот внимания к социальной и экономической истории; 17. Проекция в прошлое господствующих в настоящее время идей это: а)постмодернизм;б)модернизм;в)презентизм;г)сциентизм; 18. Как называется течение в исторической науке во второй половине 20 века, изучающее обыденное сознание, устойчивые ментальные представления, обычаи, ценности людей прошлых эпох?: а)историческая демография; б)историческая антропология; в)история повседневности; г) историческая урбанистика; 19. Журнал «Анналы» был основан: а) на рубеже 19-20 вв.; б) в 20-х гг. 20 века; в) 30-х гг.; г) 40-х гг.; 20. Найдите лишнее. Наиболее известными представителями «русской исторической школы» всеобщей истории были: а) Кареев; б) Виноградов; в) Тарле; г) Ключевский;
Ключи верных ответов
Вопросы к зачету по дисциплине 1. Предмет, задачи, основные принципы и понятия историографии. 2. Гуманистическая историческая мысль в Западной Европе 15-16 вв. 3. Историография европейского Просвещения второй половины 17 и 18 вв. 4. Французская историография первой половины 19 в. Школа историков периода Реставрации. 4. Германская историография первой половины 19 в. Немецкий идеалистический историзм. 5. Историография Великобритании первой половины 19 в. 6. Позитивизм и его влияние на развитие исторической науки во второй половине 19 в. О.Конт, Г.Спенсер. 7. Позитивистская историография Франции, Великобритании, США во второй половине 19 в. 8. Германская историография второй половины 19 в. Малогерманская историческая школа. 9. Изучение новой истории стран Запада в России на рубеже 19-20 вв. 10. Методологический кризис в историографии в начале 20 века. Философия жизни и неокантианство. М.Вебер и Б.Кроче. 11. Школа «Анналов» в период между мировыми войнами. 12. Советская историография новой истории до 1945 г. 13. Основные этапы развития историографии стран Запада после второй мировой войны. «Новая историческая наука». 14. Основные проблемы новой и новейшей истории стран Европы и Америки в отечественной науке постсоветского периода.
Задания для организации самостоятельной работы студентов Темы рефератов по историографии новой и новейшей истории стран Запада.
1.Макиавелли как историк. 2.Исторические взгляды Монтескье. 3.Исторические взгляды Вольтера. 4.Историческая мысль английского Просвещения (Болингброк, Юм, Гиббон). 5.Историческая мысль немецкого Просвещения (Шиллер, Гердер). 6.Либеральная школа историков периода Реставрации (Гизо, Тьерри, Минье). 7.Историческая концепция Л. фон Ранке и его понимание истории. 8.Исторические взгляды Т.Маколея и Т.Карлейля. 9.Позитивизм и развитие исторической науки во второй половине 19 в. 10.Исторические взгляды А.Токвиля. 11.Г.Бокль: исторические взгляды, жизнь и творчество. 12.Младогерманская историческая школа. Зибель и Дройзен. 13.Историческая концепция Я.Буркхарда. 14.Исторические взгляды К.Лампрехта и методологическая дискуссия 90-х гг. 19 в. 15.Исторические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса. 16.Начало кризиса исторической науки на рубеже 19-20 вв.:причины и формы проявления. 17.Историческая школа Анналов: теоретические истоки и историческая концепция. 18.М.Блок и Л.Февр: исторические взгляды. 19.Фернан Бродель и «глобальная история». 20.Жак Ле Гофф и его понимание истории. 21.Школа Анналов на рубеже 20-21 веков. 22.Исторические взгляды Н.И.Кареева. 23.Постмодернизм и история. 24.Гендерная история. 25.Интеллектуальная история.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.01 с.) |