Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее представление о положении дел в период XIX века.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………….. 3
Историография …………………………………………………….. 5 Характеристика источников …………………………………….. 9 Глава 1. Общее представление о положении дел в период XIX века. ………………………………………………................... 12 Глава 2. Правовое положение отдельных групп населения. …..14 2.1. Дворянство …………………………………………………… 15 2.2. Духовенство …………………………………………………… 18 2.3. Городское население …………………………………………. 19 2.4. Крестьянство …………………………………………………… 21 Глава 3. На пути к решению крестьянского вопроса …………… 25 3.1. Секретные комитеты и их деятельность …………………….. 25 3.2. Николай I и крестьянский вопрос …………………………… 35 3.3. Деятельность М.М. Сперанского .……………………………. 38 Заключение ………………………………………………………... 44 Список литературы ……………………………………………….. 46
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что историки так и не пришли к единому мнению и до сих пор пытаются выяснить, что такое крепостное право, как оно повлияло на развитие России, что повлекло за собой, хорошо ли, что система крепостничества существовала в стране, и каковы последствия ее отмены. Более того, тема моей работы позволяет взглянуть на крепостное право как бы со стороны кодификации законов, понять, как и то и другое совмещалось в один период времени. И если говорить о временных рамках моего исследования, то они охватывают XIX век, время кодификации Русского права. Что же такое крепостное право? Что оно из себя представляет? Как известно, крепостное право в России — система правоотношений, вытекавших из зависимости крестьянина, то есть земледельца, от помещика, владельца земли, которую крестьяне населяли и обрабатывали. Крепостное право в России формировалось постепенно. Еще в XV веке крестьяне могли свободно уходить от одного землевладельца к другому. Юридическое закрепощение крестьян проходило поэтапно. Судебник 1497 года Ивана III положил начало оформлению крепостного права, ограничив переход от одного землевладельца к другому единым сроком: неделей до и неделей после 26 ноября - Юрьева дня. Официально юридическое закрепощение подтверждено Соборным уложением 1649 года в царствование Алексея Михайловича.
Стоит отметить, что правительство Александра I и Николая I признавало необходимость перемен в крестьянской политике, но в то же время считались незыблемыми основы абсолютизма и крепостничества. Это был период усиления самодержавия, развития товарного производства и одновременно период сохранения феодальных отношений. И хотя перспектива отмены крепостного права и существовала, почему возможным это стало только к 1861г.? Цель моей работы и состоит в том, чтобы дать ответ на этот непростой вопрос.
А что означает понятие кодификация? Кодификация – это деятельность, направленная на создание нового нормативно-правового акта, включающего нормы, которые существенно отличаются от ранее действовавших, с целью создания единого и согласованного нормативного акта. Я постараюсь в своей работе разобрать тему кодификации и соотнести ее с темой крепостничества, что также ставлю целью своего исследования.
Для достижения указанных целей в работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Понять, как положение крепостных отражено в праве. 2. Проанализировать, как сочетаются крепостное право и абсолютизм. 3. Разобраться в том, какие права были у помещиков, а какие у крепостных. 4. Найти ответ на вопрос, что представляло собой крепостное право в эпоху оформления законов и сохранения крепостничества.
Историография
Теме моего исследования посвящено немало работ. Для начала стоит обратить внимание на исторический очерк «Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии, 1826-1882.» Петра Михайловича Майкова. Автор освещает много вопросов, но особое значение имеет, как мне кажется, то, что он пишет о Втором отделении Собственной его императорского величества канцелярии, так как Петр Михайлович (22 марта 1833 - 1918) был не просто историком. Майков являлся чиновником II отделения СЕИВК[1] и заведующим ее библиотекой. В своем труде автор рассказывает об образовании II отделения и задается вопросами: зачем оно было учреждено? Что оно сделало для государства и общества? А это, в свою очередь, необходимо и для моего исследования. Без такой работы как «Развитие русского права в первой половине XIX века», я бы не справилась с поставленными мной задачами. В этом труде широко описывается, как и отражено в названии, развитие русского права, его особенности, в указанный период времени, в период российского абсолютизма. «Эволюция российского самодержавия протекала в условиях классовой борьбы, которая лежала в основе политических преобразований и, в конечном счете, решала их судьбу»[2]. Следующая работа, которая представляет интерес для моего исследования – это работа Сергея Владимировича Кодана, профессора и доктора юридических наук, «Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг.» в двух частях. В своей диссертации Кодан подробно анализирует политико-правовое развитие страны, совершенствование законодательной деятельности Российского государства в 1800-1850-е гг., что также поможет раскрыть мне тему законодательства. Сергей Владимирович пишет, что «Форма правления в России получила к началу XIX в. достаточно четко правовое и идеологическое оформление в виде абсолютистской модели монархии. В российском варианте оно обозначалось и получило определение “самодержавие” и такой характер организации государственной власти со средоточением в руках царя всей ее полноты являлся определяющим в политике государства»[3].
Дальше хотелось бы обратиться к труду доктора исторических наук - Ирины Владимировны Ружицкой «Законодательная деятельность в царствование императора Николая I». Ружицкая рассматривает правление Николая I как этап движения России к преобразованиям 1860-х гг., как подготовку почвы для крестьянской реформы. Рассматривая крестьянский вопрос, Ружицкая отмечает, что каждое последующее мероприятие имеет связь с предыдущим. Что нельзя не отметить, большое внимание она уделяет и процессу создания законодательных актов. «Очевидно, что постановка и разработка многих насущных вопросов при Николае I, в частности, вопросов законодательства, оказали влияние на процесс преобразований в следующее царствование, подготовили для них почву»[4]. Интересна и совместная монография Натальи Анатольевны Ивановой и Валентины Павловны Желтовой «Сословное общество Российской империи». В работе анализируется оформление основных сословий (дворянства, духовенства, почетных граждан, купцов, мещан, ремесленников, казачества и крестьянства) и их правовой статус, эволюция сословного общества Российской империи. В основе изложения материала у авторов лежала идея важности изучения сословного строя для понимания многих ключевых вопросов исторического развития Российской империи, что является особенно ценным и для моей работы. Желтова и Иванова пишут, что «В имперский период истории страны сословное начало усилиями государства было положено в основу общественных отношений, определяло взаимоотношения власти и общества, служило опорой монархии»[5]. Чтобы лучше разобраться с темой моего исследования, стоит ознакомиться и с работой доктора исторических наук Игоря Анатольевича Христофорова «Судьба реформы: русское крестьянство в правительственной политике до и после отмены крепостного права (1830-1890-е гг.)». Важным и интересным является то, что Христофоров пишет о том, как складывалась в первой половине XIX века система контроля над крестьянами со стороны государства и помещиков. Крестьянская реформа 1861г. для него – центральное событие истории XIX века, длительный процесс, который полон непредвиденных поворотов, сопротивлений правовых и административных реалий любым переменам. И наконец, хотелось бы упомянуть работы, которые сыграют существенную роль для детального рассмотрения проблемы крепостного права и законодательства, позволяя более широко взглянуть на общую картину положения дел. Это такие работы, как работа Леонида Васильевича Милова «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса», «Курс Русской истории» Василия Осиповича Ключевского, «Крестьянский вопрос в России» Василия Ивановича Семевского, Михаила Михайловича Сперанского «Обозрение исторических сведений о своде законов», работа Владимира Борисовича Миронова «История русской и мировой культуры» и Евгения Алексеевича Нефедьева «Причины и цель издания Полного Собрания и Свода Законов с точки зрения Сперанского».
Таким образом, можно сделать вывод, что упомянутая мной литература полностью соответствует заявленной теме, которую я и постараюсь раскрыть с ее помощью. Ценность выбранных мной работ заключается в подробном рассмотрении как положения крепостных, так и помещиков, взглядов властей, их действий, и одновременно политики кодификации. Данная историография дает возможность оценить медленный процесс раскрепощения крестьян: имел ли он отрицательные стороны или заключал в себе и позитивные стороны ряда мер властей, как например, признание необходимости постепенного продвижения к освобождению крепостных и к необходимости вообще крестьянской реформы.
Характеристика источников
В данном исследовании мною были использованы два основных источника – «Свод законов Российской империи» и «Указатель законов для сельских хозяев» Павла Ивановича Дегая. Свод законов Российской империи – официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, подготовленное Вторым отделением под руководством М.М. Сперанского при Николае I. Отбор материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов[6]. Впервые Свод законов был напечатан в 1832 году. Манифест 31 января 1833 года объявил Свод законов действующим источником права с 1 января 1835 года. Переиздавался вплоть до Октябрьской революции. Свод состоял из пятнадцати томов, которые включали основные законы, законодательство о губернских учреждениях, государственных финансах, правах состояния, акты в сфере административного права, гражданские и уголовные законы, а также указатели, вспомогательные материалы и другой справочный аппарат. Между изданиями выходили ежедневные и сводные за несколько лет «Продолжения» к Своду с указанием на упраздненные и измененные статьи. В 1892 году в Свод был добавлен шестнадцатый том, включающий законы о судопроизводстве. В своде законов собраны все реально действовавшие в определенный момент времени законы по тем или иным проблемам права. Свод законов – это летопись отечественного законотворчества, это великое достижение русской правовой мысли первой половины XIX века, впервые обобщившее и сформулировавшее многие юридические понятия. В большой степени Свод можно назвать историческим изданием, по которому можно изучать развитие и направление правительственной мысли в стране. Свод законов знаменовал собой новый этап в истории развития отечественного права и способствовал становлению правовой системы России. Необходимо заметить, что важным юридическим инструментом, а также неотъемлемой составляющей государственного режима становится сословное законодательство. Такое законодательство помогало государству управлять населением страны с помощью политико-правовой связи государства и отдельных групп населения путем оформления сословного статуса этих групп как «состояния» по отношению к государственной власти. «Сословная структура российских подданных получила вторичное, более четкое и детализированное юридическое оформление в 1800-1820-е гг. с изданием Свода законов Российской империи 1832г., в 9 томе которого (Свод законов о состояниях) были консолидированы узаконения о сословиях…»[7]. Свод законов о состоянии людей в государстве как раз наиболее интересен для моего исследования, ознакомившись с которым можно узнать о разных родах состояний и о различии в правах, им присвоенных.
Теперь остановимся на работе Павла Ивановича Дегая «Указатель законов для сельских хозяев». Автор этой работы Павел Иванович Дегай (1792 —1849) — российский государственный деятель, учёный-правовед и доктор права. В своих трудах он давал обилие исторических сведений о государственном праве. К сожалению, об источнике «Указатель законов для сельских хозяев» информации не так много, как о Своде законов. Данная работа Дегая дает точные сведения о существующих постановлениях касательно управления недвижимыми имениями. Его труд – некое содействие хозяевам в усовершенствовании.
Итак, можно сделать вывод, что вышеупомянутые источники позволяют детально исследовать проблему, которую отражает тема моей работы, а именно кодификацию законов и крепостное право. Глава 1. Глава 2. Дворянство.
Дворянство по-прежнему оставалось привилегированным сословием. Группа дворянства расширялась, чему способствовало присоединение к России в XIX веке западнорусских губерний. Право иностранцев входить в состав русского дворянства за заслуги перед государем, предусмотренное Табелью о рангах 1722г., подтверждалось Жалованной грамотой на права, вольности и преимущества российского дворянства 1785г. Система получения дворянства, а «Дворянство разделяется на 1) потомственное, и 2) личное»[13] совершенствовалась. Со второй четверти XIX века приобретение дворянства стало зависеть от степени ордена. С 1803г. одним из способов приобретения дворянства стало получение высшего образования. С открытием в январе 1755г. университета дворян стали отпускать из полков для учебы в нем. С 1831г. юноши до 18 лет не отпускались учиться за границу, но уже с 1834г. для их пребывания за границей был установлен срок в 5 лет. Наличие высшего образования как сословная привилегия было важным моментом, так как это способствовало созданию потомственного дворянства, которое в свою очередь имело право владеть крепостными людьми. «Дворянин имеет право по призванию своему считаться как помещиком своих поместий, так и вотчинником родовых, наследственных и жалованных его вотчин»[14]. Дворянин-помещик вел все дела крепостных кроме исков, влекущих лишение всех прав состояния. Помещик имел право отсылать крестьян в тюрьму на срок до двух месяцев, отправлять на смирительные работы, наказывать розгами, но с поправкой: не наносить опасных для жизни увечий. Также распоряжался имущественными делами крестьян. Как гласит «Указатель законов для сельских хозяев»[15]: «Дозволяется помещикам в обуздание их крестьян: 1) употреблять легкое наказание, 2) удалять и вовсе от себя, 3) отдавать в рекруты, 4) просить правительство о наказании и усмирении»[16].
Однако власть помещиков над крестьянами не была безграничной. Они не имели права ссылать крестьян на каторгу по закону 1802г. Хотя уже в 1822г. закон позволял слыть крестьян в Сибирь, но без разлучения с маленькими детьми. Если помещик убьет крестьянина, то будет наказан. А в тюрьмах с 1828г. дворянам запрещалось брить полголовы. Постепенно происходит сдвиг в сторону буржуазного землевладения. Сделки купли-продажи заключались не только между дворянами, но и даже с некоторыми категориями крестьянства. Земля постепенно превращалась в товар.
Итак, в складывании дворянства как сословия наиболее отчетливо выделяются три периода: первый - время реформ Петра I, в частности Табель о Рангах, второй – на время 60-80-е годов XVIIIв., на которое как раз приходится екатерининская Жалованная грамота дворянству, и, наконец, третий период - первая треть XIXв. Для формирования сословия на этот период особенно большое значение имели Положение о дворянских собраниях и выборах 1831г. и законы о состояниях, содержащиеся в 9 томе Свода законов Российской империи, изданном в 1832г. Характеризуя данный период, нужно обратить внимание на такую черту как уравнение прав на вотчины и поместья, а также на расширение прав дворянства на землю и крепостных.
Созданная правительством и находящаяся под контролем властей корпоративная организация дворянства окончательно складывается к 30-м годам XIX века. Л.В.Милов в своем труде анализирует эту организацию и отмечает, что в Западной Европе сословная корпоративность дворянства более сильная в сравнении с Россией. «Разбросанность владений, быстрый переход их из рук в руки, несовместимость принципа майората[17] с реалиями российской действительности – все эти факторы препятствовали складыванию…землевладельческой аристократии»[18].
Духовенство.
Как и дворянство, духовенство было привилегированным сословием. Состав духовенства не был однородным. Высшее - принадлежало классу феодалов. Что касается прав духовенства, то подати и повинности на него не распространялись. Духовенство было освобождено от тягла и государственной службы, причем имело собственное управление, а также суд. Незаселенные земли духовенство могло покупать с 1804г. Имениями могли владеть те, кто имели права дворянства. Согласно закону 1801г. телесное наказание не распространяется на священнослужителей. С 1808г. Это право получили и их жены, а с 1835г. - дети. Однако церковнослужители вплоть до 1836г. еще подвергались телесным наказаниям.
Подводя итог, отметим важное отличие духовного состояния от дворянства и от других состояний. Отличие заключалось в том, что духовенство существовало на основе не только государственного права, но и канонического церковного права, что обеспечивало устойчивость этого сословия.
Городское население.
Другими словами городское население - городские обыватели. «Под именем городских обывателей вообще разумеются: 1) все те, кои в городах или старожилы, или родились, или поселились; 2) лица, имеющие в городах дома или иные строения, или место, или землю; 3) записанные в гильдии или в цехи; 4) те, которые были на службе городской, или записаны в мещанство»[19]. То есть, к этой категории можно отнести дворян, духовенство, купечество, мещан, рабочих людей и почетных граждан.
Почетное гражданство – это сословие, созданное для того, чтобы в некоторой степени уравнять дворян и купцов. Данное постановление было принято в апреле 1832г. Представители этого сословия могли участвовать в выборах и быть избираемыми на городские должности. В свою очередь они не несли телесного наказания и были свободны от подушного оклада. По судебному приговору права почетных граждан могут быть утрачены.
Теперь несколько слов о купечестве. Купечество уплачивало подати. Указ 1804г. вводил запрет на покупку крестьян без земли тем, кто не принадлежит к дворянам. Купцы не были дворянами и могли владеть населенными землями только при соглашении с крестьянами. При соблюдении некоторых установок, в купечество могли попасть государственные крестьяне с 1804г., а с 1821г. - удельные. Для этого нужно было проживать в городе, иметь городскую специальность и не иметь задолженностей, и, что важно, внести трехгодичную подать, причем как по состоянию крестьянства, так и купечества.
Далее обратимся к сословию мещан. Данное сословие могло торговать в городах. В основном торговали ветхим товаром вместе с крестьянами. Но не всем мещанам это было позволено. По гильдейской реформе 1824г. определялся разряд мещанских оборотов. Торговать могли те, у кого больше разряд.
Мещане составляли большую часть городского населения. Чтобы принадлежать к мещанам, бывшим крепостным и разжалованным церковникам, детям личных дворян старше 25 лет не требовалось согласия мещанской управы; остальным же оно было необходимо, как и приговор отказа от прежнего общества с одобрением шести благонадежных людей, впрочем, последнее условие было необходимым для всех граждан.
Разобрав права отдельных групп городского населения, сделаем небольшой вывод. Екатерина II хотела выделить в отдельную категорию торгово-промышленное городское население. Однако ее идеи оказались реализованными формально. С 30-х годов XIX века существовали сословия двух типов, а именно привилегированные (купцы, почетные граждане) и непривилегированные (ремесленники, мещане). По мере развития законодательства и перехода аграрного общества в индустриальное возрастало количество почетных граждан и купцов, постепенно входящих в состав интеллигенции, бюрократии и в формирующийся класс буржуазии. Представители непривилегированного сословия в основном оставались мелкими торговцами, рабочими, промышленниками, так и находясь внизу социальной лестницы.
Крестьянство. Итак, переходим к феодально-зависимому населению, и, несомненно, самому важному для моего исследования – к крестьянству. Данное сословие относится к состоянию сельских обывателей. В работе «Развитие русского права в первой половине XIX века крестьяне рассматриваются как помещичьи и государственные. И, кстати, интересно заметить, что Христофоров в своей работе «Судьба реформы: русское крестьянство в правительственной политике до и после отмены крепостного права (1830-1890-е гг.)» говорит о том, что для понимания крепостного права очень важна параллель между частновладельческой, то есть помещичьей деревней и государственной. «…власть была озабочена прежде всего помещичьей деревней, но не имея возможности прямо вторгаться в отношения помещиков с крепостными, пыталась действовать окольными путями, через реформы в деревне государственной. Последняя рассматривается как своеобразный “полигон” для “испытания” разных способов воздействия на помещиков»[20].
Начнем с указа 1801г., обнародованного 12 декабря в день рождения императора Александра I. Лицам всех свободных состояний (купцам, мещанам, казенным крестьянам) было позволено приобретать в собственность недвижимые имущества без крестьян вне городов. Закон разрушал землевладельческую монополию дворянства, которое ранее могло приобретать землю в личную собственность. Многие помещики захотели вступить в соглашение со своими крепостными крестьянами и освободить их. Известно, что граф С.П.Румянцев, сын екатерининского фельдмаршала, решил отпустить на волю около 200 своих крестьян с землей и предоставил правительству проект закона о сделках с крепостными помещиков. Проект был принят правительством, и указ был утвержден 20 февраля 1803г., который получил название «Указ о свободных (вольных) хлебопашцах». «Три ряда условий допускаются в договорах об увольнении в свободные хлебопашцы: 1) Крестьянам может быть дана личная вольность с утверждением им земли в собственность за известную сумму, вносимую при совершении отпускной. 2) Платеж может быть рассрочен в годы, или может быть определено известное число лет, в продолжение которых крестьяне остаются в некоторых известных к помещику повинностях. 3) Крестьяне могут, оставаясь прикрепленными к земле, заключать с помещиком условия, на основании которых, владея его землей, они обязуются или на известное число лет, или по жизни его, или же навсегда совершать известные повинности, либо платить подать деньгами…»[21]. Теперь крестьяне освобождались с землей целыми селениями или отдельными семьями, образовывая так называемый класс «свободных хлебопашцев». Безземельное освобождение крестьян прекратилось. Этот закон считается первым решительным шагом правительства на пути к отмене крепостного права.
Меняются и способы закрепощения людей. Как известно, правило «по робе холоп»[22] было отменено еще во времена Екатерины II. В дальнейшем указ содержал ограничения, но уже в 1815г., все женщины вольного происхождения, вышедшие замуж за помещичьих дворовых людей и крестьян, по смерти своих мужей не должны быть обращены в число крепостных.
Как мы можем заметить, меры по улучшению положения крестьянства принимались. Крестьянам было разрешено не работать по воскресеньям и в праздники. Согласно указу 1811г. крестьяне должны были получать от помещиков хлеб и рабочий скот в неурожайные годы. Принимались меры и по улучшению условий продажи крепостных. Например, запрещалась продажа людей поодиночке и без земли. С 1833г. запрет на продажу крестьян с дроблением семей. Рассматривался вопрос и о не продаже людей, но продажа за долги все же разрешалась. На ярмарках крестьяне также продавались как и ранее. Что касается освобождения крестьян, то еще В.В. Голицын задумывался об этом, желая, чтобы Россия встала на один уровень с другими странами. Аналогичное стремление можно увидеть и в Наказе Екатерины II. Однако первые шаги на пути к разрешению вопроса о крестьянах начались только при Александре I, а именно это прослеживается в его указе о вольных хлебопашцах, о чем ранее уже было упомянуто. Очевидно, что развитие капитализма постепенно подталкивало правительство к принятию мер по освобождению крестьян из крепостной зависимости. Государство, прежде всего, хотело сохранить крестьянина как сельскохозяйственного производителя. Также приходилось учитывать и интересы помещиков, без согласия которых нельзя было осуществить выход крестьян из крепостной зависимости. Указ "О цене ревизской души", изданный 3 августа 1806г. разрешал дворянам покупать и продавать крестьян исходя из стоимости ревизской души[23]. Мужчину было разрешено продавать не менее чем за 75 рублей серебром, а женщину за половину этой цены. (Со временем цена крестьянина выросла до 100 рублей). Чтобы лучше понять установленные на крестьян цены, стоит обратить внимание на общую картину цен той эпохи. Фрак из сукна высшего качества вместе с панталонами можно было сшить за 40 рублей, купить сапоги или шляпу за 3—5 рублей, билет в театр стоил 1—2 рубля. Если говорить о ценах на продукты, то килограмм сахара стоил около 50 копеек, килограмм мяса — около 35 копеек, коровьего масла и кофе — около 70 копеек, килограмм пшеничной муки — около 8 копеек, гречки— около 6 копеек. Бутылку вина можно было купить за 40 копеек. Корова стоила 20 рублей, теленок же приблизительно 4 рубля.
Что касается крепостных, ссылаемых по воле помещиков в Сибирь, то правительства как Александра I, так и Николая I предпринимали неоднократно попытки ограничить произвол помещиков по отношению к ссылкам неугодных крестьян в Сибирь. 10 марта 1809г. был издан указ, который отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки. Так как этот указ нарушался, 3 марта 1822г. и 30 августа 1827г. были опубликованы еще два указа, ограничивающие произвол помещиков в отношении ссылки крестьян. Переселяемые в Сибирь крепостные люди без судебного приговора, а лишь по воле их помещиков, не должны быть старше 50 лет, и должны быть без увечий. Более того, запрещалось разлучать мужа с женой, а также с детьми, мальчиками в возрасте до 5 лет и девочками до 10. Также помещик обязывался обеспечить крестьян одеждой и уплачивать за них подати и повинности в казну до ревизии. Непосредственно крестьян касается и указ об обязанных крестьянах, изданный 2 апреля 1842г. Несколько позже мне бы хотелось уделить этому указу особое внимание. В данной же главе мне кажется уместным осветить общую картину прав крепостных и их изменений. Стоит заметить, что крестьяне не имели права жаловаться на помещика. Возмущение крестьян против помещиков было приравнено Уложением 1845г.[24], к восстанию против властей. По закону 1846г. составлено новое положение о цехах. Цехи делились на «вечные» и «временные». Крепостные могли записываться лишь во временные цехи сроком не менее чем на 2 года.
Думаю, уже на данном этапе можно сделать некоторые выводы как о положении крестьянства в рассматриваемый период, так и об остальных сословиях. Таким образом, хотелось бы подвести итог всей главе.
Законодательство конца XVIII- первой трети XIX в. подтверждало и развивало многие уже ранее принятые правовые акты. Как мы видим, некоторые законы относились сразу ко всем городским гражданам, некоторые же - к отдельным сословиям. В развитии законодательства можно выделить несколько направлений. Одно из них - определение порядка вступления в состояние городских обывателей. «В состояние городских обывателей могли причисляться все категории свободных сельских обывателей, которые одновременно должны были быть исключены из прежнего звания и оклада. Общими условиями такого перехода являлись выполнение крестьянами всех повинностей по прежнему званию и представление увольнительного свидетельства от крестьянского общества»[25]. «Вступление в городское состояние требовало обязательного согласия городского общества и приписки к нему. Без согласия городского общества в городские обыватели могли записаться: церковники, получившие разрешение на переход у своего начальства, люди, освобожденные от крепостного состояния, питомцы воспитательных домов, выморочные[26] дворовые люди и незаконнорожденные, матери которых не числились солдатками и не были приписаны ни к какому податному состоянию, евреи, принявшие христианское исповедание…»[27]. Другое направление развития законодательства - выделение купечества из городского гражданства и мещанства, а также повышение его правового статуса. По мере получения привилегий купцами назревал вопрос о сближении и в то же время отграничении их от дворянства. Рассматриваемый период еще и важный этап в становлении сословия цеховых ремесленников. Важно заметить, что городские обыватели имели много преимуществ перед крестьянами в торгово-промышленной сфере. Крестьяне несли повинности и обязанности, как в городе, так и в деревне. Были ограничения у крестьян и в паспортном режиме, т.е. у них были препятствия при передвижении из одного города в другой. Складывание крестьянского сословия было самым долгим в сравнении с другими. Затянулось оно почти на два столетия и было завершено к концу XIX в. Объяснение столь затяжному процессу можно найти в сохранении крепостного права, а также в наличии разницы в правах у различных групп сельских обывателей.
Глава 3. Первый Комитет 6 декабря 1826г. (существовал до 1832г.) под председательством В. П. Кочубея имел программное значение для всех последующих секретных Комитетов. В этом Комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, а также запрета отчуждать их без земли, проекты о создании новых сословий, об упорядочении центральной и местной администрации. В секретном Комитете 1835-1836г., ведущая роль в котором принадлежала П. Д. Киселеву, Сперанскому, E. P. Канкрину, обсуждался вопрос о постепенной замене крепостнических отношений договорными: крестьянам предоставлялось право свободного состояния, а вся земля оставалась собственностью помещиков. Результатом работы этого Комитета — стала подготовка реформы государственных крестьян. О Комитете 1839—1842 хотелось бы поговорить более подробно. Прежде всего, этот Комитет имеет особое значение в истории крестьянского вопроса. Как известно, Николай I опасался общественных волнений и поэтому окружил деятельность секретных Комитетов глубочайшей тайной, приглашая в них только доверенные лица. Таким образом, «Комитет, по соображениям секретности, назывался “Комитетом о повинностях в казенных имениях западных губерний”»[29]. Перед Комитетом стояли такие задачи, как поиск новых условий освобождения крестьян от помещиков, то есть необходимость пересмотреть закон о вольных хлебопашцах. Также обсуждался проект П.Д. Киселева о введении инвентарей[30]. Проведение инвентарной реформы в помещичьей деревне было начато законом от 15 апреля 1844 года. Считалось, что реформа должна улучшить положение крестьян. Реформа проводилась только в западных губерниях, потому что в центральных губерниях России было велико сопротивление русских помещиков. В западных же губерниях было немного русских помещиков, а значит, их отношения с властями не подвергались большой опасности. Стоит отметить, что итоги этой реформы неоднозначны. С одной стороны, положение крестьян ухудшилось, так как в инвентарях повинности завышались помещиками. С другой стороны, частновладельческие крестьяне впервые получили возможность жаловаться на помещиков из-за превышения ими норм, закреплённых в инвентарях. Инициатором Комитета 1839-1842г. был П. Д. Киселев. Он разработал новое положение об освобождении крестьянства. Суть его проекта состояла в том, что помещики больше не могли определять размеры земельного надела для крестьян, а также размеры повинностей. Крестьяне получали от помещиков землю, которая поступала в общинное пользование, а следовательно, не могла уже быть возвращена обратно помещиками. То есть, предлагалось освобождение крестьян с землей. В зависимости от размеров помещичьей земли, передаваемой бывшему крепостному в пользование, устанавливались размеры повинностей. Государство брало под свой контроль соблюдение обязательных соглашений между помещиками и крестьянами. Освобожденные крестьяне назывались обязанными и имели собственные права: права личной свободы, права движимой и недвижимой собственности, право перехода в другие сословия, право защиты в суде. Реакция на данный проект не была только лишь положительной. Стало понятным, что с принятием этого проекта у правительства уже не останется шансов освободить крестьян без земельных наделов, иначе последуют крестьянские недовольства. Более того, помещики вставали под угрозу оказаться совсем без земельной собственности. Члены Комитета, не одобрявшие проект Киселева, настаивали на отстранении государства от вмешательства в дела между помещиками и крестьянами и предпочитали оставить земли за помещиками. Важно, что проект Киселева был практически в шаге от отмены крепостного права и наделением крестьян земельной собственностью. Разногласия по теме проекта вскоре вышли за рамки Комитета, и, согласовавшись с Николаем I, Киселев был вынужден пойти на уступки. Теперь основная идея проекта заключалась в договорном пользовании крестьянами землей с условием отработки повинностей. Однако члены комитета настояли на том, чтобы к закону о вольных хлебопашцах 1803г. просто добавить Положения об обязанных крестьянах, не останавливаясь на деталях, а дать возможность помещикам действовать по их усмотрению. Николай I принял такое предложение. На общем собрании Государственного совета обсуждался данный проект, названный бесполезным и неопределенным. «Председатель Совета И.В.Васильчиков на это отвечал, что надо “сделать, по крайней мере, что-нибудь”, чтобы успокоить дворянское общественное мнение и крестьян»[31]. Здесь же видно и мнение самого императора о крестьянском вопросе. «Император Николай I произнес в Совете известную речь, в которой назвал крепостное право “злом для всех ощутительным и очевидным”, но прикасаться к которому “теперь было бы делом еще более гибельным”. Но “всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжаться всегда”»[32]. Несмотря на то, что Николай I дал понять, что не намерен в данный период времени решать
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.64 (0.018 с.) |