Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность М.М. Сперанского

Поиск

«Царствующие особы неоднократно подчеркивали свою приверженность закону как средству управления страной, необходимости обеспечения законности как средства обеспечения политической стабильности. Александр I, например, подчеркивал в манифесте о новом учреждении Государственного совета в 1810г. необходимость “учреждать постепенно образ правления на твердых и непеременяемых основаниях закона”, а Николай I – неоднократно говорил и подчеркивал в поступках желание “положить в основу государственного строя и управления всю силу и строгость законов”»[46].

Как известно, большое значение в рамках законодательства имела программа М.М. Сперанского. Известный реформатор и законотворец не был приверженцем монархического строя, считая, что у всех граждан должны быть одинаковые права вне зависимости от сословий, а власть - поделена, но в то же время он был уверен, что Россия еще не готова к столь радикальным переменам, поэтому предлагал, по его мнению, более подходящий вариант. Наверное, самым главным достижением Сперанского стало составление «Полного собрания законов Российской империи» и Свода законов. Я уже упоминала о них в разделе источников. Теперь хотелось бы остановиться на этом несколько подробнее.

Для более детального понимая законодательной политики начну с упоминания о Государственном совете. О его создании было объявлено манифестом императора Александра I, изданным 1 января 1810 года, который носил название «Образование Государственного совета». Предшествовал Госсовету Непременный совет, учреждённый 30 марта 1801 года. Образование Государственного совета являлось одним из элементов программы преобразования системы власти в России, которую и разработал М. М. Сперанский. Совет не занимался составлением законопроектов, но члены Совета могли вносить в него изменения и дополнения.

Все законопроекты готовило Второе отделение, которые потом попадали в Государственный Совет. Законопроекты разрабатывались при непосредственном участии Сперанского.

Так как Николай I считал дело составления законов очень важным, он счел необходимым взять его под свой контроль. «Он не признал удобным возлагать дело составления законов и полного их собрания на канцелярию Государственного Совета или особое учреждение при совете состоящее, но признать нужным учредить в собственной Его Канцелярии особое отделение, состоящее в непосредственном его ведении»[47].

Так появилось Второе отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое являлось основным законодательным ведомством с 1826г. Начальником отделения, если так можно сказать официальным, был назначен М.А.Балугьянский[48].

На деле же, руководил Отделением Сперанский. За время работы Отделения было представлено в Государственный Совет 15 томов Свода законов и 45 томов Полного собрания. И здесь, в делах законодательства, как и отношении крестьянского вопроса, прослеживается неуверенность Николая I, нерешительность к переменам. «…всякое представление о перемене или исправлении, показывая прежнее положение некоторых ведомств, получивших новых начальников…, принимало вид укора или нарекания прошедшему, чему (императору) из личных уважений не хотелось давать гласности»[49].

 

Михаил Михайлович предлагал сделать составление законов «троякое, именно: в виде свода, в виде уложения или в виде учебной книги»[50]. Под «сводом» он имел в виду соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в хронологическом порядке, то есть по порядку издания или азбучном, когда они располагаются по порядку слов, или в систематическом, когда законы располагаются по предметам и по тому же плану, как в «Уложении». «Уложение» по мнению Сперанского - систематическое изложение законов по их предметам, устроенное таким образом, чтобы законы общие предшествовали частным, а предыдущие в свою очередь носили бы точный смысл последующих и чтобы те законы, которых нет в Своде, были дополнены в Уложении.

Под «учебной книгой» Сперанский подразумевал по сути то же «Уложение», но в большей степени пригодное для преподавания в училищах.

 

Хотелось бы заметить, что распространено мнение о том, что Николай I отверг идею М. М. Сперанского о создании уложений. Например, П. М. Майков придерживался такой точки зрения. Профессор Евгений Алексеевич Нефедьев же считал что «Это мнение неверно»[51], — он доказывал, что император приказывал не сочинять новые законы, а «собрать сперва вполне и привести в порядок те, которые уже существуют»[52], то есть он всего лишь изменил порядок систематизации, но от составления уложений не отказался. В доказательство Нефедьев обращается к высказыванию самого Сперанского из его «Введения к своду законов гражданских», которое гласит, что 31 января 1826 года «учрежден новый порядок. Все дело разделено на три части: 1) Собрание законов, 2) Своды или приведение законов в порядок и 3) Составление Уложений»[53].

 

И хотя Николай I не отказался от составления уложений, на практике он все же не спешил следовать этому пути в систематизации законодательства. А если и вставал на него, что было в области систематизации уголовного законодательства, то старался придать уложению максимально консервативный характер.

 

На общем собрании Государственного Совета, состоявшемся 19 января 1833 года, были официально представлены Николаю I тома Полного собрания и Свода законов Российской империи. 31 января 1833 года проект манифеста о создании Полного собрания и Свода законов был рассмотрен на заседании департамента законов Государственного Совета и

1 февраля 1833 года император Николай I подписал текст манифеста. Датой его принятия указывалось 31 января 1833 года.

 

Сперанский видел в полном собрании законов необходимое пособие для разъяснения смысла действующих законодательных актов.

По его инициативе каждая статья свода действующих законов снабжалась указанием на соответствующее узаконение из «Полного собрания законов». «Сии указания нужны не только для того, чтобы дать каждой статье Свода достоверность; они нужны как верный путь к разуму закона, как способ к открытию причин его, как руководство к познанию истинного его смысла в случае сомнений…»[54]. Таким образом, Сперанский подчеркивал единство, неразрывную прямую связь между «Полным собранием законов Российской империи» и Сводом законов.

 

Важно отметить, что интенсивная законодательная деятельность этого царствования, способствовала не только совершенствованию кодификационной техники, но и обеспечила подготовку специалистов, подарила бесценный опыт законодателям.

Что касается крестьянского вопроса, то 7 декабря 1845г. состоялась Комиссия для рассмотрения нового Уложения о наказаниях, обсуждением которой стала неполнота правил в определении степени власти помещиков в наказании крепостных. В соответствии со Сводом законов помещики имели право судить крестьян при «маловажных» правонарушениях. Новое Уложение установило, что является «маловажными» правонарушениями, а что уже уголовными преступлениями. В Комиссии же было решено ограничить власть помещиков над «маловажными» правонарушениями. Теперь право суда предоставлялось помещику только в случае совершения преступления крепостными в отношении самого помещика, его семьи или других крепостных. «Домашние средства легкого наказания должны быть употребляемы без увечья, а тем менее с опасностью для жизни»[55].

По действующему закону, крепостные старше 50-ти лет не могли быть сосланными в Сибирь. Согласно этому положению, многие крестьяне, достигшие данного возраста, позволяли себе нетерпимое поведение. Поэтому помещикам в этом случае разрешалось удалять из имения подобных крепостных.

Вопрос об изменении положения крестьян и власти помещиков над ними уже стал совсем очевидным. Но, как и прежде, страх дать ожидания, размышления и волнения в массы не давал приступить к решению вопросов. В Комиссии заседали дворяне, которые все вопросы касаемо крестьян воспринимали слишком резко, боясь ущемить положение помещиков.

 

Подводя итог этой главе, было бы интересно отметить, что освободить Россию от крепостного права, казалось бы, должен был именно Николай I. «Я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания свода законов и уничтожения крепостного права», — заявлял Николай I. Законы издать он успел, но уничтожить крепостное право так и не смог»[56]. Однако, как ни странно, освободить крестьян было суждено Александру II, сыну Николая I, который в отличие от своего отца был противником отмены крепостного права.

 

 


Заключение

 

В заключении своей работы мне бы хотелось подвести небольшой итог всему вышесказанному.

В ходе моего исследования стало понятным, что законодательная политика Российского государства формировалась под воздействием ряда факторов, таких как характерное развитие российской государственности, основанное на абсолютистской форме государственного управления и сословной стратификации населения. Николай I хорошо понимал, что отсутствие Свода законов порождало незнание, какие законы сохранили свою силу, а какие были отменены. Подобная ситуация лишала страну возможности планомерного управления, затрудняла деятельность правительственного аппарата, создавая вместе с тем благоприятные условия для воровства и злоупотребления чиновников.

Боясь нарушить покой в стране, положить начало беспорядкам, Николай I так и не завершил решение крестьянского вопроса. Император лишь смог подготовить почву для его дальнейшего решения. Чтобы укрепить страну, и что важно, порядок в ней, Николай I направил все свои силы на другое направление – кодификацию законов. В своем исследовании я достаточно подробно рассмотрела политику кодификации, порой и вне темы, касающейся крестьянского вопроса, чтобы наглядно показать, как императору с успехом удалось систематизировать законы с изданием Свода законов и Полного собрания законов Российской империи и как не хватило решительности, сил и желания решить еще один важный вопрос – крестьянский.

Как мне кажется, вопросы кодификации и крестьянский вопрос тесно связаны между собой, поскольку отмена крепостного права должна была повлечь за собой массовое вовлечение крестьянского населения в сферу гражданского и уголовного законодательства. Поэтому после издания Полного собрания и Свода законов Российской империи и началась кодификация гражданского и уголовного законодательства, продолжавшаяся на протяжении всего царствования императора Николая I.

Я постаралась проследить эволюцию прав крестьян, их положения, временами улучшающегося, временами ужесточающегося, вплоть до их освобождения реформой 1861г. Путь к этой реформе был долгим и сложным. Во время абсолютизма в стране, во время кодификации законов, подробно рассмотрев которые мы и можем судить о положении крестьян; в то время, когда правительство понимало необходимость изменения положения крестьян, необходимость их освобождения, царил страх и неуверенность, нерешительность властей решить крестьянский вопрос раз и навсегда, подавить сопротивление дворян, слепо беспокоившихся за свое положение. Крестьяне были освобождены в 1861г., когда оттягивать это событие уже было некуда. Много споров ведется о реформе раскрепощения крестьян. Но бесспорным остается то, что важный шаг был, наконец, совершен. Страна вступила в новый этап своего развития.

 


Список литературы

Список источников:

 

1. Дегай П.И. Указатель законов для сельских хозяев. СПб., 1845.

2. Свод законов Российской империи // Свод законов о состоянии людей в государстве. СПб., 1832. Т.9.

Список остальной литературы:

1. Иванова Н.А. Желтова В.П. Сословное общество Российской империи. М., 2009.

2. Ключевский В.О. Курс Русской истории. М., 1998.

3. Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг. Екатеринбург, 2004. Ч.1-2.

4. Майков П.М. Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии, 1826-1882. СПб., 1906.

5. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.,1998.

6. Миронов В.Б. История русской и мировой культуры. М., 2013.

7. Ружицкая И.В. Законодательная деятельность в царствование императора Николая I. М.,2005.

8. Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России. СПб., 1888.

9. Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о своде законов. СПб., 1857.

10. Христофоров И.А. Судьба реформы: русское крестьянство в правительственной политике до и после отмены крепостного права (1830-1890-е гг.). М., 2011.

11. Нефедьев Е.А. Причины и цель издания Полного Собрания и Свода Законов с точки зрения Сперанского. Казань, 1889.

12. Развитие русского права в первой половине XIX века. М., 1994.

13. Крестьянское движение в России 1827-1869гг. М., 1931.


[1] Собственная его императорского величества канцелярия

[2] Развитие русского права в первой половине XIX века. М., 1994. С.3.

[3] Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг. Екатеринбург, 2004. Ч.1. С.42.

[4] Ружицкая И.В. Законодательная деятельность в царствование императора Николая I. М., 2005. С.3.

[5] Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословное общество Российской империи. М., 2009. С.6.

[6] Первое Полное собрание законов появилось в 1830 году и состояло из 45 томов, содержащих 30 920 актов, а также 6 томов приложений.

[7] Кодан С.В. Указ. соч. С.229.

[8] Реакцией называют движение за сохранение и укрепление существующих порядков и подавление любых революционных или оппозиционных сил. Реакция – обычно не либеральные или радикальные течения, а только течения крайнеконсервативные, стремящиеся восстановить давно отжившие общественные институты (например, крепостное право, как в нашем случае).

 

[9] Свод законов Российской империи // Свод законов о состоянии людей в государстве. СПб., 1832. Т.9. С.1. Ст.1.

[10] Там же. С.1. Ст.2.

[11] Там же. С.1. Ст.6.

[12] Там же. С.1. Ст.7.

[13] Свод законов Российской империи // Свод законов о состоянии людей в государстве. СПб., 1832. Т.9. С.3. Ст.16.

[14] Там же. С.11. Ст.78.

[15] Сельские хозяева - помещики

[16] Дегай П.И. Указатель законов для сельских хозяев.СПб., 1845. С.62. П.142.

[17] Майорат - порядок наследования недвижимого имущества (прежде всего земельной собственности), согласно которому оно переходит к старшему в роде или семье.

[18] Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.,1998. С.560.

[19] Свод законов Российской империи // Свод законов о состоянии людей в государстве. СПб., 1832. Т.9. С.59. Ст.502.

[20] Христофоров И.А. Судьба реформы: русское крестьянство в правительственной политике до и после отмены крепостного права (1830-1890-е гг.). М., 2011. С. 49.

[21] Дегай П.И. Указ. соч. С. 77. П. 190.

[22] По робе холоп означает, что дети рабыни - холопы.

[23] Ревизская душа — так называлась единица ревизского учёта мужского населения в Российской империи. Термин «ревизская душа» появился при замене подворного обложения — подушной податью. Во время проведения ревизии составлялись ревизские сказки на лиц, которые учитывались ревизией и получивших название «ревизские души». Каждая «ревизская душа» считалась в наличии и после смерти до следующей переписи

[24] Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года - первый уголовный кодекс в истории России, подготовленный сотрудниками Второго отделения и утверждённый императором Николаем I

[25] Иванова Н.А., Желтова В.П. Указ. соч. С. 384.

[26] Выморочное - (относительно имущества) то, на которое после смерти хозяина нет официальных наследников ни по закону, ни по завещанию, т.е. выморочные дворовые люди – это те, которые остались после смерти хозяина

[27] Там же. С. 384.

[28] Секретные комитеты - временные высшие совещательные органы в Российской империи в первой половине XIX века

[29] Ружицкая И.В. Указ. соч. С. 86.

[30] Инвентарная реформа — реформа, цель которой введение обязательных инвентарей в помещичьей деревне в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине. Проводилась в 40-х годах XIX века в царствование императора Николая I

[31] Ружицкая И.В. Указ. соч. С. 92.

[32] Ружицкая И.В. Указ. соч. С. 92.

[33] Ключевский В.О. М., 1998. Т.5. Лекция LXXXV. С. 255.

[34] Лев Алексеевич Перовский (20 сентября 1792 года — 21 ноября 1856 года), (с 1849 граф). В 1841-1852 гг. министр внутренних дел, к которому особенно благоволил император Николай I.

[35] Ружицкая И.В. Указ. соч. С.104.

[36] Ружицкая И.В. Указ. соч. С.104.

[37] Ружицкая И.В. Указ. соч. С.129.

[38] Там же. С.147.

[39] Дегай П.И. Указ. соч. С.69. П. 166.

[40] Там же. С.59. П. 132.

[41] Там же. С.59. П. 132.

[42] Там же. С.59. Пар 133.

[43] Крестьянское движение в России 1827-1869гг. М., 1931. Вып. 1. С. 31.

[44] Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России. Спб., 1888. Т. 2. С. 529-535, 568-569.

[45] Пауперизация - массовое обнищание трудящихся масс

[46] Кодан С.В. Указ. соч. С.187.

[47] Майков П.М. Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии, 1826-1882. СПб., 1906. С. 140.

[48] Михаил Андреевич Балугьянский, изначальная фамилия — Балудянский (1769 - 1847) — российский государственный деятель, правовед и экономист, тайный советник (1828), сенатор (1839)

[49] Ружицкая И.В.Указ. соч. С.211.

[50] Майков П.М. Указ. соч. С.139.

[51] Нефедьев Е. А. Причины и цель издания Полного Собрания и Свода законов с точки зрения Сперанского. Казань, 1889. С. 6.

 

[52] Там же. С. 6.

[53] Нефедьев Е. А. Указ. соч. С.9.

[54] Сперанский М. М. Обозрение исторических сведений о своде законов. СПб. 1857. С. 168.

[55] Дегай П.И. Указ. соч. С 62. П. 143.

[56] Миронов В. Б. История русской и мировой культуры / Взлёт и падение Российской империи. М., 2013.С.703.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.87.182 (0.009 с.)