Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературные памятники периода феодальн раздробленности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Созд. этих пам-ков связ. с тат-монг игом, б-бой рус. князей против захватчиков, идеи объедин. Если в летопис. повеств-ях при объясн. народного бедствия преобл. религ-мистич. хар-р (разорение Руси – наказание за грехи), то в пам-ках народ. твор-ва воспевается мужеств. сопротивл-е захватчикам. В 1 пол 14в была созд. «Повесть о разорении Рязани Батыем», во 2пол 13в жизнеописание Ал-ра Невского, посвящ. б-бе с захватчиками в сев-зап землях. Это скорее всего церк. переработка воин. повести. Возн. в 1ые 10летия после устан. тат-монг ига такого рода произвед. выражало патриот. чувства народа и свид-ло о дальн. разв-ии рус. истор. мысли. Появл. значит. лит-ных произведений, основ. на рассказах очевидцев, офиц. донесениях о битве и народ. преданиях, вызвала великая победа на Куликов. поле (1380). В летописном сказании о Мамаевом побоище названы рядовые участники сраж-я из ремесл-ков и кр-н, что доносит до нас народ. представл. об этом событии. В летопис. повести «О Донском бою», напротив, особ. обнаруж-ся налет церковности. Худож. достоинствами выдел-ся поэтич. воин. повесть «Задонщина» (рязанец Софоний). В основе многих эпизодов лежат народ. предания или песни. В «Задонщине» содерж-ся призыв к объединению русских князей, прославление героев Куликовской битвы. Только единение Руси во главе с Москвой обеспечило торжество над Мамаем. Рубеж 14-15вв – время все более заметного объедин-я рус. земель и активиз. б-бы с тат-монг. – хар-ся особым ин-сом к родной истории, к пам-кам времени незав-ти Руси, возрождением дррус. традиций. Распр-ся и предания о подвигах местных героев, о местных святынях. Уцелевшие лит-ные произ-я переписыв-ся и редактир-ся, стан-ся объектом подражания. В это же время начинается сложение русского былевого эпоса в единый цикл. К киевским былинам присоединяются рязанские, муромские, тверские, ростовские. Былины – не только выражение, но и мощное средство формирования патриотического сознания народа. Первые хронографы (сводные обзоры всеобщей истории от «сотворения мира»). Старейший – «Русский хронограф», не дошел до нашего времени, был составлен в сер 15в Логофетом на основании древних хронографов и памятников русской, сербской и болгарской литер. – замечательный пример культурного сотрудничества славянских народов. Хронографы представляли собой серьезную попытку создать всеобщую историю с включением в нее историю России и определить мировое значение событий отеч. истории.
Ист-фия эпохи Возрождения. В 14-н. 15вв в рез-те серьез. измен. в З.Евр., коснувш. всех сторон общ-ва, появл. нов. форма к-ры – Возрожд. Внеш. проявл.- усиливш. ин-с к античности. Идеологи В. обслуж. нарожд. бурж. в городе и селе. Идеология имела значит. потенциал и повлияла на разв. соврем. ему общ-ва. Знач-е идеологии В.: 1)б. демонтир. духов. вл-ть в Ц.; 2)теоцентрич. картина мира стала замен-ся антропоцентрич. Homo (лат. человек)->гуманизм. В 15-16вв в Евр. появл. 1ые единые центр. г-ва (Англ., Фр., Исп.), основ. на признаке един. национ-ти. Особ-ти: появл. нац. самосознания, защита част. своб. соб-ти, измен. отнош. к Т, своб. всесторон. разв-е личности. Трактат Лоренца Вала «О наслаждении»: истин. благонаслаждение, не верно противопост. греховн. земн. благ – истинным духов. Отстаивал права чела наслажд. красотой пр-ды, ис-ва, любовью. Для лит-ры и ис-ва хар-рен ин-с к челу. Разв-е естест. наук. На место схоластики приход. эмпирика (Коперник, Бруно). Разв. астрономии->повлияло на теорию мироздания. Идеологи В. Верн. к мысли о том, что история – учитель жизни. Гуманисты Верн. к идеи антич. прагматизма и развили его. В ист-фии гум-зм проявл. в след.: события прошлого и настоящего стали оцен. с точки зр. их соотв-я ин-су и благу людей. Гуманисты отказ. от традиц. период-ии истории по 4м царствам и от идеи Вечн. Рима. Возн. критицизм по отн. к истор. ист-ку. Валло усомнился в од. из док. папства «Дар Константина». Его заслуга – попытка положить предел претензиям Ц. на свет. вл-ть и дал пример историограф. критики. Гуманисты возрод. антич. трад. оратор. ис-ва или риторики, кт была востреб. спецами права+ист-ми. Эразм Нотердамский: «Похвала глупости» - высмеив. знати за ханжество и глупость. Размыш. о соотн. божеств. предначертания и свободы воли=>он не отриц. тезис о свершении событий по промыслу божьему, но огран. его дей-е. Его оппонент – рефор-р Лютер, кт критик. его за придание им слишком большого знач-я свободе воли=>книга «О раб-ве воли». Эпоха В. стала Т, когда провиден-зм уступ. свои позиции. Это нашло свое отнош. даже в твор-ве Шекспира. Его истор. взгляды нах-ся м/у 2мя полюсами: 1)гуман. вера в суверенитет личности, направл. и констр. свою жизнь; 2)челов. жизнь и история – воплощение божеств. промысла. Свой след в разв. истории эпохи В. остав. фр. историк Жан Боден, кт критич. относ. к феод. церков. периодиз. истории по 4м царствам. Он отриц. пр-п преемств. м/у империей Карла Великого и Римск. имп-ей. Боден разв. идею циклич. разв., а в к. своей жизни и разв. по спирали. Больш. роль в истории народов играет климат: темперамент, нравы и склон-ти. Эти хар-ки завис. по его мнению от особ-тей крови и желчи народов, кт в свою очередь зав. от состава пищи->от климата р-на.
Николо Макиавелли. Флоренция,-22.6.1527, там же. 1498-1508 гг. - секретарь Совета 10-ти во Флорентийской республике. Возвращение к власти дома Медичи → посажен в тюрьму, где пишет произведение " Государь ". Также «История Флоренции», «Рассужд. о 1ой декаде Тита Ливия». Выраж. ин-сы бурж., критик. паразитир. дв-во, оно развратно. Критик. и Ц., но допуск. её знач-е для сохр. согласия и порядка в общ-ве. Природа чела неизменна, чел склонен простить уб-во отца, чем утрату соб-ти. Привлек. к личн. кач-вам правителя: умение дей-ть в соотв. с мен-ся обстановкой. Больш. роль отводил д-ти гос. учрежд. и вооруж. силам. 1м из 1х гов. о классовых противор. м/у народом и знатью, согласие м/у ними невозможно. Все общество можно разделить на три социальные группы: Аристократия – grand, Средняя прослойка - popol (третье сословие), Чернь, низы. Сравн. достоинства монархии и респ-ки, рассужд. о методах правл-я над покорен. странами, выдел. 2 варианта армии (наемная и своя). Народовластие - полная распущенность. Оно недолговечно. Зло тирании объясняется излишним желанием народа освободиться и излишним желанием аристократии властвовать. В политике действует принцип: "Цель оправдывает средство". Управление - умение ласкать и угнетать (метод кнута и пряника). Следует обращать внимание на: развитие государственных учреждений, развитие военного дела, социальные противоречия. Власть теряют, т.к.: Мало войска, Ненависть народа, Неумение обезопасить себя от окружения, Неумение приводить в действие свой образ в соответствии с изменениями социальной обстановки. Вывод: Можно и не быть добродетелем, но нужно им казаться. Республиканская форма правления лучше, т.к. при ней можно достигнуть высокого благосостояния народа. Итоги: Идея цикличности сохраниться, История государства, Не против уничтожения сословной монархии. Рассм. историю как итог своб. д-ти чела (воля чела+судьба). Ход событий - борьба социальных сил.
14. Летописание 15-16вв. Исторические знания периода централизации. Большую роль в ликв. феод. раздр-ти сыграла победа Вас. 2 Темного в феод в-не н. 15в. Именно он 1м материализ. оказавш. перспективным образ грозного царя. К этому Т относ. появл. 1го общерус. летопис. свода 1448г. Этот свод явл. сов-ю неск. пам-ков: 1)повесть о Кулик. битве; 2)слово о представлении и житии вел. кн. Дм. Ив. – царя русского; 3)повесть о нашествии Тохтамыша на М.; 4)Твер. летоп. – «Пов. о Мих. Яросл.»; Псков. «Пов. о Довмонте»; Новг. «Пов. о липец. Литве». Это попытка объясн. право М. на верховенство. Историки счит., что свод 1448г сыгр. важн. и опред. роль в послед. летописаниях. Глобальные процессы 15 - 16 вв.: Образование централизованного государства; Реформы 16 века; Крепостничество; Расширение границ государства и превращение его в многонациональное; Первые мощные социальные конфликты; Изменение характера международных отношений. Все эти процессы нашли своё отражение в историографии. Источники этого периода: Конец 15 - начало 16 вв. - сохраняются летописные своды; Свод 1479 - 1480 гг; Воскресенский свод; Никоновский свод. \ Они составлены при дворе великих князей и царей. Летопись приобретает характер официального источника. Все ранние летописные сведения проверяются и исправляются. Свод 1479 года. Опубликован М.Н. Тихомировым по списку 16 века. До этого издания известен по списку 18 века. 1478 год - присоединение Новгорода. 1480 год - свержение ига.Т.е., создается после уничтожения мощного внутреннего противника и перед приобретением независимости. Свод: 1)построен на правительственных документах: не использование, а введение в текст комплекса документов; 2)расширение источниковой базы: княжеские архивы самостоятельных уделов перевезены в Москву. Дипломатические переговоры. Д.С. Лихачев в 1947 г. "Русские летописи и их культурно-историческое значение". Летописи 16 века приобретают облик свода правительственных документов. Основывался на главных архивах и летописях. Л.В. Черепнин: Эти летописи составлены в Посольском приказе. Доказал: анализ описей архива (основная часть сгорела и разграблена поляками) → идентичность событий и описей; сличение текста свода с сохранившимися документами → стилистические совпадения. Летописание велось в прагматических целях. Основные идеи: Поиск обоснования политики великокняжеской власти - т.е., создание централизованного государства → традиционная форма: концепция "отчины" - московские князья обосновали, что земля была в наследственном землевладении; Как обосновать присоединение Новгорода? Русская земля - отчина не только русских князей, но и киевских (т.е., это уже 10 век) → тезис о преемственности власти, тезис о переносе столицы из Киева во Владимир перешел в московские летописи: Киев-Владимир-Москва\\ Иван III противопоставляет своё право литовским князьям, т.к. они претендовали на Новгород. Использована редакторская правка - приглашение князей заменено на "стол", т.е. там была центральная власть. Убрали ряд фактов, которые были раньше в летописях. Создатели пытаются создать грандиозное произведение. Пышные формы, т.е. изменены приемы воздействия (похвалы, повторения, сложный стиль). Воскресенская летопись - названа по монастырю, где была создана под контролем Никона. Никоновский свод - список воскресенской летописи, принадлежащей Никону: 1)Вводится новый материал (грамоты, сказания, жития святых); 2)не всегда выдерживается хронологическая сетка; 3)иной текст по сравнению с первоисточниками; 4)широко используются греческие первоисточники. → русская история неразрывно связана с историей Византии (идея "Москва-Третий Рим"). На смену летописям приходят хронографы. Первый хронограф создан выходцем из Сербии: 208 глав. Заканчивается взятием Константинополя в 1453 году. Составители используют самые разные источники: славянские и неславянские.Во второй половине 16 века появляются и другие исторические произведения, посвященные группировке исторических событий или деятелям. Даты носят справочных характер. Летописцы 16в. Летописец начала царствования великого князя Ивана IV создан в начале 50-х гг. 16 века. Источники: Официальный материал, Посольские дела, Разрядные записи, Царские грамоты\ Интерпретация - психологическая мотивировка человеческих поступков, введение в текст вымышленных речей. Основные тенденции: Обоснование сильного единодержавного государства, Расширение границ на Восток (походы), Объяснение социальных выступлений\ Царственная книга написана в третьей четверти 16 века. Составлена по инициативе Ивана Грозного и отредактирована его рукой. Часть утрачена. Сохранилось 9700 листов с 16 тыс. иллюстраций. Охватывает хронологический период: от сотворения мира до Ивана Грозного. В ней полностью использована Никоновская летопись. Впервые дано объяснение боярским смутам и мятежам\ Степенная книга. Начало 60-х гг. 16 века. Составил духовник Андреян (митрополит Афанасий). Один из списков - Чудова монастыря Кремля: 1)Впервые появляется мысль, что русские цари - потомки римских и византийских императоров; 2)изложение начинается с Владимира (грань 1) и до Ивана Грозного (грань 17); 3)даются биографии князей; 4)исключительно вольное обращение к источникам. → Малая степень достоверности. Это книги для чтения, которые воспитывают в духе подчинения самодержавию и Церкви. Казанский летописец 1564 - 1566 гг. Это литературное произведение → нет серьезности обоснования. Это влияет на трактовку причин завоевания Казани. Автор неизвестен, но есть ряд сведений – взят в плен, подарен казанскому царю, служил ему 20 лет, после взятия получил свободу. Обоснование теории, что Казань в свое время принадлежала Руси → это не завоевание, а возвращение. Доказательство: народы были подвластны и платили дань → подданные. Мысль, что этот акт исторически предопределен. Повествование поделено на главы, которые пронумерованы. Румянцевский список – 49 глав + глава о взятии Новгорода. Есть заголовки. В редакциях 17 века – 100 глав. Смысл: апология царской власти как богоизбранной. Степенная книга + Казанский летописец – новый тип исторических произведений аналогов с произведениями прошлого времени нет. Это чисто русское явление. Особенности 17 века: Русская литература не оставалась в русле официальной концепции, Идея политического единства. Возрастание интереса к человеку как творцу. Разрыва с провиденциализмом не произошло (в отличие от Европы). Увлечение риторикой. Связь с византийскими и южнославянскими памятниками (а это античная традиция). Новое явление – появление неофициальной историографии. Причины: Появление ересей, Распространение идея «самовластья человека» (→ свобода воли → свобода выбора, т.е., человек богоподобен), Столкновение с явлениями общественной жизни, которые дают явно противоположные трактовки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.009 с.) |