Ист-кий факт, ист-кий ист-к.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ист-кий факт, ист-кий ист-к.



Историография.

Историография – дисциплина, изучающая историю накопления знаний развития общества, историю совершенствований методов исследования, историю борьбы течений (отражающих борьбу классов); историю раскрытия законов исторического развития (советское определение, Рубинштейн).

Историография – дисциплина, появившаяся после появления истории (советское определение, Рубинштейн).

Историография понимается как: Историческая литература по какому-либо вопросу, проблеме; Вся историческая литература в целом; История истории; Исследование вопросов о расширении и изменении как тематики исследования, так и привлекаемый исследований.

Предмет и-графии. Непосредственное значение – «писание истории». Затем изменилось – стали подразумевать особую научн дисциплину, кт изуч историю, историч науки. Содержанием и-графии стало изучение процесса накопления знаний о развитии человеч общества и превращения их в науку, хар-ка различн взглядов на историч явления, рассмотрение процесса совершенствования методов историч исследования.

Задачи:1)исслед. закономерн-ей смены истор. концепций; 2)выявление теорет. пр-пов разл. направлений в истор. науке; анализ причин их смены. Распр. ошибка – анализ целого направ-я подмен-ся анализом одного ученого; 3)исслед. пр-са накопл-я знаний о чел-ком общ-ве, введение в науч. оборот новых ист-ков (с н. 90хгг <-> источник. база исслед-ий: откр. архивы, архивы ФСБ и МВД, заруб. архивы); 4)изуч. пр-са измен-я методов и приёмов источниковедч. анализа; 5)выявл-е закономер-ей измен-я проблематики истор. исслед-ий; 6)изуч. эволюции функц-ия науч. учрежд. в обл-ти истории и с-мы подг-ки кадров истории; 6)изуч. пр-са роли и места СМИ в распр. истор. явлений, распр. научно-популярной лит-ры; 7)исслед. заруб. связей росс. историков, анализ воздей-я на них работ заруб. коллег; 8)изуч. усл-ий, в кт развив. истор. наука, в т.ч. партийно-гос. пол-ка (в совет. время завкафедрой истории КПСС входил в номенклатуру обкома партии; после каждого съезда партии проходило всесоюзное совещание преподов общ-ных наук).

Принципы и методы.

Принципы: 1)историзм (явление д. рассм. в разв-ии в соотв. с анализом конкр. истор. ситуации); 2)целостность; 3)ценностный подход; 4)партийность, в совет. время отождествл. с научностью.

Методы: 1)сравнит.-истор.; 2)хронолог.; 3)проблемно-хронолог.; 4)периодизация; 5)ретроспективный (от соврем. к прошлому); 6)перспективный (что ещё не изучено).

Дополнение: Обоснование новизны, Обоснование актуальности, Методология и методика\ Функцииисториографии: Идеологическая, Историзм\

Ист-кий факт, ист-кий ист-к.

Ист. факт – любой закончен. или незаконч. труд. Ток в посл. время, по иниц. Сахарова, эти понятия стали раздел-ся. Главн. ист. факт – концеп. ученого, кт мб выраж. не в 1м его сочинении, а в неск-ких. Суть концепции и её матер. выраж-е могли не совпадать по О-ным и S-ым причинам (ученые вынужд. вступ. в компромисс со своими взглядами).

Ист. ист-ки (Сахаров) – труды историков в любой форме (документация, черновики, мат-лы круглых столов, рецензии, переписка). + библиограф. указатели; фонды архивов (личные фонды историков, мат-лы отражающие историю созд-я науч. центров).

Труды по ист-фии вкл.: 1)труды по истории историч. науки в целом; 2)труды по ист-фии отд. проблем (ист-фия Сибири); 3)труды об историках; 4)труды по истории науч. центров и учреждений.

Иванов вкл. в число ист. фактов филос., полит., правовые идеи (потому что они зафиксир. в трудах историков и явл-ся предметом ист. исслед-я)

Исторический факт должен быть подтвержден тремя независимыми источниками. Историографический факт – исторический факт без этих трех подтверждений. Рабочая гипотеза. Концепция – система взглядов.

 

4. Архаич мифология и эпос как и-графич источник. Зарождение исторических знаний.Всего на планете существует от 4 до 6 тыс. этносов. У каждого этноса есть этническая память. Не все обладают письменностью (большая часть). На чем базируется этническая память? По археологическим памятникам можно определить только культуру, а не народ (этнос)\ Есть устная история: эпос. Но он передается с видоизменениями, т.н. мифотворчество. Эпос состоит из двух блоков: для посвященных и для всех, т.е. существует деление информации \ Специфика представлений о мире: Осознание времени. Деление на периоды. Линейное и циклическое. Понимание предопределенности → идея судьбы; Идеологический синкретизм. Вычленение человека из среды (а для традиционного общества характерно восприятие человека и среды как подсистемы в системе → смешение природного и общественного начал. Тотемистические представления. Первые героические эпосы – герои имеют животные черты. См. Восточные единоборства (например, стиль пантеры и т.д.); Глубокая вера в реальность фантазии. Происхождение человека от какого-то животного. Человек – существо непонятое, но внушаемое (самопрограммирование). Создание мира основано на идеи Демиурга – генеалогическая цепочка \ Героический эпос. Основа – личность – человек (в отличие от мифологического)\ Типологический анализ. Выделение признаков эпоса: Чудесное рождение; Сказочно быстрый рост; Раннее появление силы; Магическая неуязвимость; Поимка и укрощение коня; Конь обязательно побратим; Добыча оружия; Облик врага – демон \ Классический эпос – героем могло быть реальное лицо, затем генеалогическое древо…, но все это история определенного лица или рода \ Постепенно эпос трансформируется в историографию. Архаичный эпос → героический эпос → классический эпос → историография \ Только в ранних государствах сформировался социальный заказ на наиболее значимые события для их фиксации \ История появилась тогда, когда появился временной ряд (Ветхий завет, на Руси – ПВЛ). Временной ряд – фиксация: дата – событие. Появился в 25 в. до Р.Х. Некоторые рассматривают его как историографический источник (фиксируется только нужное + заказ). Основные элементы рядов: Запись в момент действия, Запись от имени совершившего, Отражаются отдельные сюжеты, не связанные с предыдущими.

 

Ист-фия античности.

Антич. Т нач. с того, что боги, сверхест. события, хар-ные для мифов и легенд, уступают место реально сущ-щим людям, в 1 очередь, правителям. Эти знания нач. носить материализ. выраж-е. На наш день древнейший из дошедших до нас письм. ист-ков – Палермский камень (Египет. летопись 25в днэ): записи за 600-700 лет, о царях Египта, в хронол. посл-ти, часто допол-сь записями о важн. событиях. Геродот высоко оценил спос-ть египтян сохр. истор. память и разбираца в истории своей страны.

Как правило, записи столь древних Т не были проникнуты духом историзма.

Наряду со светскими записями истор. инфа содерж. в религ. текстах, в т.ч. и в Ветхом Завете (Израиль, 11-10вв днэ): Саул, Давид, Соломон, записи о них, кт не делают им чести; видимо, авторы польз-сь ист-ми, до нас не дошедшими. ВЗ оказал знач. влияние на СР-вую ист-фию. Это выраж. не ток в связанности излож-я д-ти реальных людей, но и в том что эти ист-ки стали каналом попадания в СР-вую ист-фию многих мифов.

Библия была 1м д-том, кт предложил 1ый вариант периодиз. чел-кой истории: по 4м царствам, достоинства её в послед-ти и каждое царство вкл. в себя Т подъема и упадка.

Намного позже появл. авторы истор. трудов (6-5вв днэ). Они попрежнему были под влиянием мифов, но +подчерпывали знания у светск. лиц+смогли разоблачить некот. мифич. эпизоды. Уже в догеродот. Т у греков появ. термин история.

Геродот «История» - 490-480 – 430-420гг днэ родился. Его заслуга – пост. акцентирует вним-е на достоин-ах и недост-ах правителей; искал влияние этих кач-в на события. Отводил большое место дей-ю рока. Он одним из 1х отодвинул фантаст. и чудесное на задний план.

Интерес. оценку Геродоту дал в 1947г Лурье. Осн. закон истории в том, что непререкаем. рок наказ. кажд., кто захват. >счастья, чем ему отведено. Геродот од. из 1х стал примен. критику (Геракл в Египте, скифы). Поступки объясн. личными кач-ми людей.

Фукидид «История» (Пелопоннес. в-на): критика мифов и чудес (затмение солнца). Это прагматич. историк. «История – учительница жизни». Много вним. удел. истории в-н.

Аристотель: вним. к внут. полит. событиям, реф-мам. Работы: «Пол-ка», «Афин. полития». Прослед. внутрипол. разв. Афин. г-ва. Обращ. вним. на полит. б-бу. Интересы г-ва выступ. в кач-ве мотивов, кт рук-ся истор. деятели.

Хаар-р истор. деятеля, 3 усл.: наслед-ть, среда, восп-е. Чел – существо обществ., восприн. добро и зло.

6 форм гос. устр-ва: монархия, аристокр., полития – правильные; тирания, олигархия, демократия – неправильные. Арист. польз. разн. ист-ми с разн. оценками одних фактов.

Полибий «Всеобщая история»: почему весь мир попал под ед. вл-ть римлян? Он опир. на класс. гос-в, данную Платоном и Арист. Но внес новое: охлократия (вл-ть народа, толк. к появл. самодержца). Был воен. историком, стал учит. соотн. сил противников, боевое оснащ., морал. дух. Обращ. вним. на кач-ва полководцев. Назыв. свою историю прагматич., смысл – учить и убеждать людей. Вера в богов полезна, тк позвол. удерж. толпу в подчинении.

Оценка антич. историков впослед. дав-сь разная, а в 18в и критич. Но историка нужно судить не по тому, что он не сделал, а что сделал! Антич. историки 1ми начин. критик. мифы и эпосы и <-> источник. базу: личн. наблюд., рассказы очевидцев, фольклор+письм. ист-ки, данные археологии, этногр. и языка. Ещё в антич. Т авторы задумыв. о степени убедит-ти текста. Дионисий Галикарнасский в 1в днэ говор. о стиле и языке историка, их умении изобр. чувства и хар-р людей.

Дионисий: 1я задача историка – выбрать достойн. и приятную для читателя тему; 2я – д. уметь выбрать то, что вкл. в свой труд и то, что оставить в стороне.

Плутарх: не был беспристрастн. и точным биографом, идеализ. своих героев. Заботился о правдоподобности своих сочинений, но стар. не выраж. геройские недостатки точно.

Лукиан из Самасаты (2внэ), цель – в чем отличие м/у поэзией и историей. Поэзия основ. на вымысле, история – то, что было. Историк д. служить ток истине. Но до сих пор ост-ся проблема ангажированности автора.

Тит Ливий, Тит Лукреций Кар ввели идею о вечн. измен-ии в мире. Лукреций од из 1х выяв. такой двигатель людей, как нужда или экон. ф-р. Эти идеи развил Марк Теренций Варрон, кт выделил ступени хоз. разв. чела: 1)естеств. этап (земля отдав. добровольно); 2)пастушеский; 3)земледельч.; 4)затем люди долго продвиг. пока не дошли до нас.

На руб. днэ и нэ появ. знамен. миф о золотом веке, когда не б. в-н, конфликтов, все одинак. польз. плодами земли, свободны.

Уже в 5в днэ Алкидамант гов., что все люди по природе свобод., обращ. чела в раб-во – противоестест. Рим. юрист Ульпиан (4-3вв днэ) писал, что никогда не б. раздел-я людей на нац-ти и цар-ва.

Заслуги антич. авторов: 1)идея о влиянии геогр. среды на истор. разв. (Гиппократ и Полибий); 2)мысль о том, что чел-кий хар-р обусл. средой, наслед-ю и восп-ем; 3)впервые говор. о природе чела, кт повлияла на возник. семьи и г-ва; 4)впервые примен. понятие «естеств. право»; 5)б. предлож. формы полит. устр-ва; 6)в зародыше высказ. мысль о закономерности истор. разв.; 7)работы антич. авторов надолго стали примерами истор. повеств-я, сокровищницей опыта и мудрости.

7. Провиденциализм (общая хар-ка).

Нашествие варваров присекло разв. антич. цив-ций. Теория Тойнби: кажд. цив-я испыт. время от Т вызов, на кт она д дать адекв. ответ. Ц. заним. моноп. полож. во всех сферах интеллект. жизни. В отл. от антич. авторов Ц. проповед. противопол-ть земной жизни царству божьему.

Аврелий Августин «О граде божьем»: жизнь есть царство смерти и ток смерть ведет к вечной жизни.

Церк. теоретики полаг., что деньги, имущ-во, гос-во, брак – дьявол. призраки. История: свящ. и светская. Обращ. вним. на кач-ва истор. деятелей: усердное почитание бога, приверж-ть еванг. учению, б-ба с еретиками, чув-во справед-ти. История развив. по божеств. предпис., истор. пр-с – эволюция божеств. ед-ва. Люди не могут постичь божеств. откровение сразу, бог внуш. его постепенно. В чел-ке идет б-ба добра и зла (природа чела).

Пелагий – счит., что Бог даров. челу своб. волю – оппонент Августина. Сущ-е зла объясняли наличием дьявола. Дей-щие силы истории – рок и Бог.

СВ-вые авторы в большей степени попад. под влияние мистики. Отнош. ср-вых авторов к антич. противоречиво: критика и высокая оценка.

Прокопий Кесарийский (5-6вв): риторике св-но красноречие, поэзии – вымысел, истории – истина.

В раннее СВ-вье появл. и 1ые русск. истории в лице летописцев. 1м изв. явл. Георгий Амартола (монах 9в): повеств. вел от сотворения мира и напол. множ-вом легенд.

Хар-на б-ба м/у церк. идеологией, кт проповед. аскетизм и повседнев. жизнь, наполн. мирск. страстями, нуждами.

СВ-вые авторы не смогли решить противоречия м/у божеств. предопр-ем и своб. воли. Они треб. чтобы люди, уповая на бога, не остав-сь в бездей-ии. Пост. содерж-ся опис-е полит. событий, б-бы за свет. ин-сы. Ист-ки ран. СВ-сья содерж. инфу о свет. правителях и внешнеполит. д-ти.

Продолж. поним. циклич. разв. жизни. Хр-во предлож. линейный путь разв-я. Историки заимств. периодиз. истории из Свящ. Писания. Августин делил историю на 6 п-дов: 1)Адам-потоп; 2)потоп-Авраам; 3)Авраам-царь Давид; 4)Давид-Вавилон. пленение; 5)Вавил. плен.-Христос; 6)рожд. Христа-2ое пришествие.

Прмерно в это же Т получ. попул-ть период. истории по 4м царствам: Вавил., Персид., Ал-ра Макед., Римское. Герм. хронисты обращ. к этой период. для обоснов. амбиций герм. королей. В н. 16в и великокняж. Р. прибегала к этому приему. Но люди относ. ко Т иначе, не ценили его. Идея рав-ва всех перед богом.

Задачи СВ-вых авторов: наставлять к добродетели, отвращ. от пороков, речь о благочестии жизни. Распр. хр-ва расшир. кругозор историков.

 

Ист-фия эпохи Возрождения.

В 14-н. 15вв в рез-те серьез. измен. в З.Евр., коснувш. всех сторон общ-ва, появл. нов. форма к-ры – Возрожд. Внеш. проявл.- усиливш. ин-с к античности. Идеологи В. обслуж. нарожд. бурж. в городе и селе. Идеология имела значит. потенциал и повлияла на разв. соврем. ему общ-ва. Знач-е идеологии В.: 1)б. демонтир. духов. вл-ть в Ц.; 2)теоцентрич. картина мира стала замен-ся антропоцентрич.

Homo (лат. человек)->гуманизм. В 15-16вв в Евр. появл. 1ые единые центр. г-ва (Англ., Фр., Исп.), основ. на признаке един. национ-ти. Особ-ти: появл. нац. самосознания, защита част. своб. соб-ти, измен. отнош. к Т, своб. всесторон. разв-е личности.

Трактат Лоренца Вала «О наслаждении»: истин. благонаслаждение, не верно противопост. греховн. земн. благ – истинным духов. Отстаивал права чела наслажд. красотой пр-ды, ис-ва, любовью.

Для лит-ры и ис-ва хар-рен ин-с к челу. Разв-е естест. наук. На место схоластики приход. эмпирика (Коперник, Бруно). Разв. астрономии->повлияло на теорию мироздания.

Идеологи В. Верн. к мысли о том, что история – учитель жизни. Гуманисты Верн. к идеи антич. прагматизма и развили его. В ист-фии гум-зм проявл. в след.: события прошлого и настоящего стали оцен. с точки зр. их соотв-я ин-су и благу людей. Гуманисты отказ. от традиц. период-ии истории по 4м царствам и от идеи Вечн. Рима. Возн. критицизм по отн. к истор. ист-ку.

Валло усомнился в од. из док. папства «Дар Константина». Его заслуга – попытка положить предел претензиям Ц. на свет. вл-ть и дал пример историограф. критики.

Гуманисты возрод. антич. трад. оратор. ис-ва или риторики, кт была востреб. спецами права+ист-ми.

Эразм Нотердамский: «Похвала глупости» - высмеив. знати за ханжество и глупость. Размыш. о соотн. божеств. предначертания и свободы воли=>он не отриц. тезис о свершении событий по промыслу божьему, но огран. его дей-е.

Его оппонент – рефор-р Лютер, кт критик. его за придание им слишком большого знач-я свободе воли=>книга «О раб-ве воли».

Эпоха В. стала Т, когда провиден-зм уступ. свои позиции. Это нашло свое отнош. даже в твор-ве Шекспира. Его истор. взгляды нах-ся м/у 2мя полюсами: 1)гуман. вера в суверенитет личности, направл. и констр. свою жизнь; 2)челов. жизнь и история – воплощение божеств. промысла.

Свой след в разв. истории эпохи В. остав. фр. историк Жан Боден, кт критич. относ. к феод. церков. периодиз. истории по 4м царствам. Он отриц. пр-п преемств. м/у империей Карла Великого и Римск. имп-ей. Боден разв. идею циклич. разв., а в к. своей жизни и разв. по спирали. Больш. роль в истории народов играет климат: темперамент, нравы и склон-ти. Эти хар-ки завис. по его мнению от особ-тей крови и желчи народов, кт в свою очередь зав. от состава пищи->от климата р-на.

 

 

Николо Макиавелли.

Флоренция,-22.6.1527, там же.

1498-1508 гг. - секретарь Совета 10-ти во Флорентийской республике. Возвращение к власти дома Медичи → посажен в тюрьму, где пишет произведение "Государь". Также «История Флоренции», «Рассужд. о 1ой декаде Тита Ливия». Выраж. ин-сы бурж., критик. паразитир. дв-во, оно развратно. Критик. и Ц., но допуск. её знач-е для сохр. согласия и порядка в общ-ве.

Природа чела неизменна, чел склонен простить уб-во отца, чем утрату соб-ти. Привлек. к личн. кач-вам правителя: умение дей-ть в соотв. с мен-ся обстановкой. Больш. роль отводил д-ти гос. учрежд. и вооруж. силам.

1м из 1х гов. о классовых противор. м/у народом и знатью, согласие м/у ними невозможно. Все общество можно разделить на три социальные группы: Аристократия – grand, Средняя прослойка - popol (третье сословие), Чернь, низы.

Сравн. достоинства монархии и респ-ки, рассужд. о методах правл-я над покорен. странами, выдел. 2 варианта армии (наемная и своя).

Народовластие - полная распущенность. Оно недолговечно. Зло тирании объясняется излишним желанием народа освободиться и излишним желанием аристократии властвовать.

В политике действует принцип: "Цель оправдывает средство". Управление - умение ласкать и угнетать (метод кнута и пряника). Следует обращать внимание на: развитие государственных учреждений, развитие военного дела, социальные противоречия. Власть теряют, т.к.: Мало войска, Ненависть народа, Неумение обезопасить себя от окружения, Неумение приводить в действие свой образ в соответствии с изменениями социальной обстановки. Вывод: Можно и не быть добродетелем, но нужно им казаться. Республиканская форма правления лучше, т.к. при ней можно достигнуть высокого благосостояния народа. Итоги: Идея цикличности сохраниться, История государства, Не против уничтожения сословной монархии.

Рассм. историю как итог своб. д-ти чела (воля чела+судьба). Ход событий - борьба социальных сил.

 

14. Летописание 15-16вв. Исторические знания периода централизации.

Большую роль в ликв. феод. раздр-ти сыграла победа Вас. 2 Темного в феод в-не н. 15в. Именно он 1м материализ. оказавш. перспективным образ грозного царя.

К этому Т относ. появл. 1го общерус. летопис. свода 1448г. Этот свод явл. сов-ю неск. пам-ков: 1)повесть о Кулик. битве; 2)слово о представлении и житии вел. кн. Дм. Ив. – царя русского; 3)повесть о нашествии Тохтамыша на М.; 4)Твер. летоп. – «Пов. о Мих. Яросл.»; Псков. «Пов. о Довмонте»; Новг. «Пов. о липец. Литве».

Это попытка объясн. право М. на верховенство. Историки счит., что свод 1448г сыгр. важн. и опред. роль в послед. летописаниях.

Глобальные процессы 15 - 16 вв.: Образование централизованного государства; Реформы 16 века; Крепостничество; Расширение границ государства и превращение его в многонациональное; Первые мощные социальные конфликты; Изменение характера международных отношений.

Все эти процессы нашли своё отражение в историографии. Источники этого периода: Конец 15 - начало 16 вв. - сохраняются летописные своды; Свод 1479 - 1480 гг; Воскресенский свод; Никоновский свод. \ Они составлены при дворе великих князей и царей. Летопись приобретает характер официального источника. Все ранние летописные сведения проверяются и исправляются.

Свод 1479 года. Опубликован М.Н. Тихомировым по списку 16 века. До этого издания известен по списку 18 века. 1478 год - присоединение Новгорода. 1480 год - свержение ига.Т.е., создается после уничтожения мощного внутреннего противника и перед приобретением независимости. Свод: 1)построен на правительственных документах: не использование, а введение в текст комплекса документов; 2)расширение источниковой базы: княжеские архивы самостоятельных уделов перевезены в Москву. Дипломатические переговоры.

Д.С. Лихачев в 1947 г. "Русские летописи и их культурно-историческое значение". Летописи 16 века приобретают облик свода правительственных документов. Основывался на главных архивах и летописях.

Л.В. Черепнин: Эти летописи составлены в Посольском приказе. Доказал: анализ описей архива (основная часть сгорела и разграблена поляками) → идентичность событий и описей; сличение текста свода с сохранившимися документами → стилистические совпадения.

Летописание велось в прагматических целях. Основные идеи: Поиск обоснования политики великокняжеской власти - т.е., создание централизованного государства → традиционная форма: концепция "отчины" - московские князья обосновали, что земля была в наследственном землевладении; Как обосновать присоединение Новгорода? Русская земля - отчина не только русских князей, но и киевских (т.е., это уже 10 век) → тезис о преемственности власти, тезис о переносе столицы из Киева во Владимир перешел в московские летописи: Киев-Владимир-Москва\\ Иван III противопоставляет своё право литовским князьям, т.к. они претендовали на Новгород. Использована редакторская правка - приглашение князей заменено на "стол", т.е. там была центральная власть. Убрали ряд фактов, которые были раньше в летописях. Создатели пытаются создать грандиозное произведение. Пышные формы, т.е. изменены приемы воздействия (похвалы, повторения, сложный стиль).

Воскресенская летопись- названа по монастырю, где была создана под контролем Никона. Никоновский свод - список воскресенской летописи, принадлежащей Никону: 1)Вводится новый материал (грамоты, сказания, жития святых); 2)не всегда выдерживается хронологическая сетка; 3)иной текст по сравнению с первоисточниками; 4)широко используются греческие первоисточники.

→ русская история неразрывно связана с историей Византии (идея "Москва-Третий Рим").

На смену летописям приходят хронографы. Первый хронограф создан выходцем из Сербии: 208 глав. Заканчивается взятием Константинополя в 1453 году. Составители используют самые разные источники: славянские и неславянские.Во второй половине 16 века появляются и другие исторические произведения, посвященные группировке исторических событий или деятелям. Даты носят справочных характер.

Летописцы 16в. Летописец начала царствования великого князя Ивана IV создан в начале 50-х гг. 16 века. Источники: Официальный материал, Посольские дела, Разрядные записи, Царские грамоты\ Интерпретация - психологическая мотивировка человеческих поступков, введение в текст вымышленных речей. Основные тенденции: Обоснование сильного единодержавного государства, Расширение границ на Восток (походы), Объяснение социальных выступлений\ Царственная книга написана в третьей четверти 16 века. Составлена по инициативе Ивана Грозного и отредактирована его рукой. Часть утрачена. Сохранилось 9700 листов с 16 тыс. иллюстраций. Охватывает хронологический период: от сотворения мира до Ивана Грозного. В ней полностью использована Никоновская летопись. Впервые дано объяснение боярским смутам и мятежам\ Степенная книга. Начало 60-х гг. 16 века. Составил духовник Андреян (митрополит Афанасий). Один из списков - Чудова монастыря Кремля: 1)Впервые появляется мысль, что русские цари - потомки римских и византийских императоров; 2)изложение начинается с Владимира (грань 1) и до Ивана Грозного (грань 17); 3)даются биографии князей; 4)исключительно вольное обращение к источникам. → Малая степень достоверности.

Это книги для чтения, которые воспитывают в духе подчинения самодержавию и Церкви.

Казанский летописец 1564 - 1566 гг.Это литературное произведение → нет серьезности обоснования. Это влияет на трактовку причин завоевания Казани. Автор неизвестен, но есть ряд сведений – взят в плен, подарен казанскому царю, служил ему 20 лет, после взятия получил свободу. Обоснование теории, что Казань в свое время принадлежала Руси → это не завоевание, а возвращение. Доказательство: народы были подвластны и платили дань → подданные. Мысль, что этот акт исторически предопределен. Повествование поделено на главы, которые пронумерованы.

Румянцевский список – 49 глав + глава о взятии Новгорода. Есть заголовки. В редакциях 17 века – 100 глав. Смысл: апология царской власти как богоизбранной.

Степенная книга + Казанский летописец – новый тип исторических произведений аналогов с произведениями прошлого времени нет. Это чисто русское явление.

Особенности 17 века: Русская литература не оставалась в русле официальной концепции, Идея политического единства. Возрастание интереса к человеку как творцу. Разрыва с провиденциализмом не произошло (в отличие от Европы). Увлечение риторикой. Связь с византийскими и южнославянскими памятниками (а это античная традиция).

Новое явление – появление неофициальной историографии. Причины: Появление ересей, Распространение идея «самовластья человека» (→ свобода воли → свобода выбора, т.е., человек богоподобен), Столкновение с явлениями общественной жизни, которые дают явно противоположные трактовки.

 

Щербатов Михаил Михайлович.

22.7.1733-12.12.1790.Князь, русский обществ, и государственный деятель, историк и публицист. Работы: История Российская от древнейших времен; Краткое историческое повествование о начале родов князей российских, происходящих от великого князя Рюрика \ В раннем детстве был записан в гвардейский Семёновский полк. Получил глубокое и разностороннее домашнее образование. В 1759-60 гг. в ряде статей сформулировал реакционные социально-политические взгляды: отрицание равенства людей, требование сильной государственной власти и др. \ В 1762 г. вышел в отставку в чине капитана.

В 1767 г. он поступил на гражданскую службу: в кон. 60-х гг. работал в Комиссии по составлению нового Уложения и выдвинулся как лидер оппозиционного правительству родовитого дворянства. В 1768 г. – приказ разобрать бумаги Петра Великого. Признан официальным историографом. 1772 г. – допущен к архиву коллегии иностранных дел. 1771-1777 гг. – герольдмейстер Сената. В 1778 г. президент Камер-коллегии, в 1779 г. сенатор. С 1783 г. – член РАН. Его заслуга – публикация наиболее серьезных источников («Царская книга…»). Пишет «Краткую повесть о древнейших чинах», «Краткое повествование о начале дворянских родов». Первым ставит вопрос о времени и причинах возникновения феодальной (поместной) системы. Около 1788 г. вышел в отставку в чине действительного тайного советника.

В 70-х гг. написал ряд публицистических статей и заметок, а в конце 80-х гг. сочинение "О повреждении нравов в России", где резко критиковал политику пр-ва и нравы придворной среды. В 1783 г. написал утопический роман "Путешествие в землю Офирскую", в котором изложил свой идеал государства, полицейского по сути, опирающегося на дворянство, процветающего за счёт труда подневольных рабов. В "Истории Российской от древнейших времен" (в 4-х тт., доведена до 1610 г., П.Н. Милюков посчитал, что к написанию спровоцировал его Миллер) подчёркивал роль феодальной аристократии, сводя исторический прогресс к уровню знаний, наук и разума отдельных личностей. В то же время труд Щербатова насыщен большим количеством актовых, летописных и др. источников. В начале 20 века найдена рукопись продолжения «Истории…». Материалы 5, 6, 7тт. Прослеживается влияние западных работ: Активно использовал 15-томное руководство по всемирной истории английских ученых. По всей Европе имел корреспондентов, которые доставляли ему книги. В библиотеке было около 15 тысяч томов; Элементы провиденциализма; Атеист: критика церкви как органа власти. Считал РПЦ источником разложения; Влияние Монтескье. Черпал знания о поведении дворянства → различал западное и российское дворянство. Дворянство – слой образованный предоставление преимуществ некоторым родам; Есть отзвуки физиократических идей: о преимуществе сельского хозяйства над промышленностью и торговлей; Синтезировал рационализм (уважал Юма). Причины событий – в психологии действующего лица и просветительстве.

Широко вводил новые источники, опирался на документы Разрядного приказа, перечень чинов государственного двора, родословцы, собирал летописи (впервые ввел Воскресенский свод). Каждый приведенный фрагмент источника оформлял соответствующей ссылкой. Ввел принцип подконтрольности исследования.Каждую летопись рассматривал как идейный источник, расхождения между ними фиксировались точными ссылками. Первым составил синхронистические таблицы → Россия европейская страна. Специфика России: Отсталость. Страна позже других встала на путь просвещения; Быстрый рост населения; Отсутствие феодализма в западной чистой модели\ Развитие дворянства как сословия видел по следующему механизму: Фиксация и признание родовых заслуг перед отечеством, государство, царем (несколько человек из рода должны были сделать это). Общественный договор: факт избрания. Распространяется и на старейшин уже имеющих эти привилегии. → Вывод: эта аристократия появилась в доваряжский период. Любой монарх стремиться к расширению власти → стремление к получению неограниченной наследственной власти → противоречия с аристократией. Она может контролировать власть\

Фавориты и «новые дворяне» - выскочки, это не общественный договор, а специально созданная когорта. Слабости работ: Внутренняя критика слабее внешней (датировка, достовероность…), т.к. имел слабую палеографическую подготовку. Слабо знал географию, особенно южных районов\\

Критерий периодизации. “Единовластительство”, или самодержавие как основной стержень истории России. Периодизация: До начала княжения Ярослава Владимировича; Смерть Ярослава Владимировича как начало политического раздробления России; С монголо-татарского нашествия и организации Золотой Орды; История борьбы с татарским игом от Дмитрий Донского до Ивана III; С Ивана IV и установления царской власти; Пресечение династии Рюриковичей со смертью Федора Ивановича; Смута (по “Истории Российской от древнейших времен”). Направление: Консервативное, дворянское

Чичерин. Оформление принципов гос школы.

Главным принципом гос школы явилось признание гос-ва как основного творческого начала истории и ее движущей силы. Отсюда и наименование школы. Идейные корни в философии Гегеля. В гос-ве он видел творца истории и высшее достижение обществ прогресса. «Гос-во есть высшая форма общежития, высшее проявление народности в обществ сфере». Видел в нем надклассовую силу и связывал с его дея изменения в обществ жизни. Наиболее полно руководящая роль гос-ва обнаружилась в истории России. Гос-ву принадлежало право освободить сословия. Такое представление об историч роли Русского гос-ва служило ему историч обоснованием его тезиса о необходимости для России сильной монархич власти\\ Статьи «обзор ист развития сельской общины в России», «Холопы и крестьяне в России до 16в», сборник «Опыты по истории русского права». Анализ юридических памятников, актовый материал. Всесилие гос-ва рассматривалось им как специф особенность русского историч процесса.\\ Крайнее преувеличение роли гос-ва, вытекавшее из принципиально неверного понимания его значения в обществ развитии, имело своей обратной стороной представление о народных массах как об инертной силе, враждебной гос-му началу и только под давлением власти укреплявшей мощь гос-ва.

Чичерин – глава гос школы. Процесс оформления гос школы начался в 40х 19, завершился во второй полов 50х (когда присоед Кавелин, Соловьев).\ Переоценивал роль внешних факторов в истории России: например, варяжского и монгольского завоеваний или западноевроп влияний в период осуществления реформ Петра. В его работах наиб четко выразилась характерн черта бурж и-графии пореформенного периода – ее сближение с дворянской охранительной и-графией в трактовке коренных проблем русской истории. Антидемократизм гос школы.

 

33. Множественность факторов, теория элементов (факторов) Ключевского.

Эклектическая теория факторов. Человеческая личность, людское общество, природа страны – таковы три основные исторические силы, кт строят людское общество.\ Теория факторов, множественность основных условий ист развития выявляла стремление Ключевского более разносторонне осветить ист процесс, раскрыть его новые стороны на основе той проблематике, кт обогатила бурж и-графию. Но эта теория вместе с тем свидетельствовала о противоречивости бурж и-графии рассматриваемого времени и ист воззрений Ключевского: указанные им факторы заслоняли собой материальные основы обществ жизни, не позволяя понять ее внутреннее единство, и потому исключали возможность познания объективной историч закономерности. «Теория факторов» строилась на идеалистической основе. Двигателями человеч развития он считал «умственный труд и нравственный подвиг»\ Проблему роли народа превращал из соц-й в этнографическую.\ Теория факторов свидетельствовала также и о том, что он пытался сочетать гос схему с нект «модными» в его время позитивистскими соц теориями. Стремился показать роль в истории России геогр, а также эк-х факторов (разв торговли). В позитивистском духе освещал роль в этой связи значение колонизации в русской ист\\ Подобные представления расширяли содержание историч науки, но вместе с тем сохраняли во всем значении роль гос-ва как основной движущей силы истории.

 

Историография.

Историография – дисциплина, изучающая историю накопления знаний развития общества, историю совершенствований методов исследования, историю борьбы течений (отражающих борьбу классов); историю раскрытия законов исторического развития (советское определение, Рубинштейн).

Историография – дисциплина, появившаяся после появления истории (советское определение, Рубинштейн).

Историография понимается как: Историческая литература по какому-либо вопросу, проблеме; Вся историческая литература в целом; История истории; Исследование вопросов о расширении и изменении как тематики исследования, так и привлекаемый исследований.

Предмет и-графии. Непосредственное значение – «писание истории». Затем изменилось – стали подразумевать особую научн дисциплину, кт изуч историю, историч науки. Содержанием и-графии стало изучение процесса накопления знаний о развитии человеч общества и превращения их в науку, хар-ка различн взглядов на историч явления, рассмотрение процесса совершенствования методов историч исследования.

Задачи:1)исслед. закономерн-ей смены истор. концепций; 2)выявление теорет. пр-пов разл. направлений в истор. науке; анализ причин их смены. Распр. ошибка – анализ целого направ-я подмен-ся анализом одного ученого; 3)исслед. пр-са накопл-я знаний о чел-ком общ-ве, введение в науч. оборот новых ист-ков (с н. 90хгг <-> источник. база исслед-ий: откр. архивы, архивы ФСБ и МВД, заруб. архивы); 4)изуч. пр-са измен-я методов и приёмов источниковедч. анализа; 5)выявл-е закономер-ей измен-я проблематики истор. исслед-ий; 6)изуч. эволюции функц-ия науч. учрежд. в обл-ти истории и с-мы подг-ки кадров истории; 6)изуч. пр-са роли и места СМИ в распр. истор. явлений, распр. научно-популярной лит-ры; 7)исслед. заруб. связей росс. историков, анализ воздей-я на них работ заруб. коллег; 8)изуч. усл-ий, в кт развив. истор. наука, в т.ч. партийно-гос. пол-ка (в совет. время завкафедрой истории КПСС входил в номенклатуру обкома партии; после каждого съезда партии проходило всесоюзное совещание преподов общ-ных наук).

Принципы и методы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.129.123 (0.022 с.)