Гутионов П.С. Сначала душат печать, а потом демократию// Журналист. 1993. № 5 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гутионов П.С. Сначала душат печать, а потом демократию// Журналист. 1993. № 5



 

Гутионов - Председатель Комитета по защите свободы слова и прав журналистов. Раздел «Слово и право».

Заголовок – это слова спикера Верховного Совета России накануне августовского путча. Но уже в январе 1993 Хасбулатов говорил, что «пресса ведет войну против народа». В марте по поручению Хасбулатова 8 съезд народных депутатов вновь поручил Верховному Совету «разобраться» с печатью и особенно – с телевидением. На 9 съезде было решено все телерадиокомпании забрать «под себя» и руководить ими как велит депутатам «конституционное самосознание».

В России сейчас легче всего выступать с предсказаниями будущего: говори, что все будет хуже, и не ошибешься.

Автор говорит, что к моменту выхода журнала свободе слова будут нанесены очередные удары, монополия государства на информацию значительно усилится, газеты и журналы еще больше станут зависеть от власти.

Далее автор говорит, что все это закономерно, что мы долгое время жили не при трех и тем более не при четырех властях – власть всегда была единственной, пресса была лишь отделом этой единственной власти. И люди, пришедшие к рулю в августе 91-го, другой ее и тогда не представляли. А теперь тем более не видят смысла переучиваться, перестраиваться. Хотя и прорвались к этому рулю потому, что монополия на слово начала было разрушаться.

Автор пишет о том, что в 7 номере «Журналиста» Леонид Радзиховский предупреждал, что «родилась новая несвобода. Лик ее опасен». Зависимость пишущих и снимающих от денежного мешка чревата печальными последствиями.

Радзиховский пишет, что главный и традиционный враг журналиста –цензура, административное давление – испустил дух. Говорит, что когда во время последнего 6 съезда народных депутатов России Хасбулатов разразился угрозами по адресу печати, в частности, по адресу «Известий», это было даже не смешно. Это было своеобразной рекламой «Известий». Полное бессилие Хасбулатова. Радзиховский делает в своем материале вывод, что отныне об административном давлении на прессу речь не идет. Гутионов с этим не согласен. Потом вокруг «Известий» шла тяжба, Хасбулатов на сессии Верховного Совета дал ответ всем, кто хотел посмеяться над ним за бесплатную рекламу «Известиям» - постановление о возвращении непокорной газеты под руку парламента.

В результате наша лучшая газета по сей день (время написания материала – середина марта 1993) находится в подвешенном состоянии и судьба ее не так ясна Радзиховскому, как когда-то казалось.

Об «Известиях» депутаты говорили часа полтора, а до этого за 12 минут приняли постановление, касающееся прессы в целом, поразившее всех демонстративной декларативностью и вопиющей бессмысленностью.

Первый раз «разобраться» с прессой решил еще 6 съезд народных депутатов. Была создана комиссия (выработка государственной политики в сфере СМИ).

Пишет об объективном процессе свертывания бывшей «центральной» прессы – это грозит свертыванием единого информационного пространства уже не только СНГ, но и России.

Далее говорит, что стоит запретить учреждение СМИ любым органам как исполнительной, так и представительной власти. Потому что содержаться будут эти газеты на средства подписчиков других газет (на деньги налогоплательщиков, а это нечестно – пусть их). В общем, он говорит, что это бред, например, «Газет а правительства Франции» - нигде в цивилизованном мире этого нет.

Говорит про то, что год назад журналисты участвовали в подготовке постановления Верховного Совета по СМИ. Они надеялись, что будут рассмотрены вопросы выживания печати как необходимой составляющей демократического общества. Автор тоже участвовал в подготовке постановления. Но через 2 месяца работы за недостаточную жесткость по отношению к печати от руководства комиссией по подготовке постановления был отстранен председатель парламентского Комитета по СМИ Вячеслав Брагин, назначен - председатель Совета Республик Николай Рябов. Появился пункт о «Наблюдательном Совете». 3 часа обсуждали проект. Стало ясно, что интересы читателей и телезрителей приносятся в жертву интересам той или иной депутатской фракции, амбициям недостаточно ответственных и квалифицированных политиков.

Зам. председателя комитета по СМИ ВС России Александр копейка читал стенограмму об отвергнутом Законе о телевидении. Парламенту не нужен Закон о телевидении, ему нужны гарантии – чтобы телевидение показывало то, что хотят видеть и слышать депутаты.

На 8 съезде вместо Закона о телевидении - который неизвестно когда будет и будет ли вообще – решили обсудить другой вопрос: просто-напросто забрать себе все телекомпании. 9 съезд эту задачу выполнил. Потом разберутся с прессой вообще…

 

 

Аграновский А. А.

 

1. Письма из Казанского университета

1) Поиск талантов

Говорится о том, что приходят студенты, и неясно, кто из кого выйдет. И есть задача – всех их выучить, вывести в люди, кроме «брака» - неучей, лодырей. Вторая задача – найти таланты, выявить тех, кто пойдет в науку.

Старорусское «талан» - удача, доля, «бесталанный» имеет и второй смысл – обездоленный. Автор говорит о поиске научных талантов.

Нет на свете бездарных народов.

В Казанском университете заметили странную закономерность: самые способные студенты-математики приходили из одной и той же школы. Из второй. Алгебраист Альберт Сульдин – кандидат наук, доцент; доцент Раис Бухарев; доцент-физик Максут Зарипов; радиофизик Владимир Сидоров. Всех их учила Галина Юлиановна Гусарская.

Она странно учила детей. Откровенно разбивала класс на три категории: эти – слабые, математиками не станут, эти способные, могут при старании дорасти до отличников, а эти – талантливые, с них спрос особый. «Способным» она давала задачи посложней. Спрашивала слабых помягче, сильных построже. От каждого по способностям – таков был принцип.

Десять математиков и физиков-теоретиков, вышедших от Гусарской, работают сейчас в Казанском университете. Десять умных, интересных ученых…

Далее автор рассуждает о том, почему из других школ не выпускаются такие же умные и талантливые дети. Ответ: потому что там не развивают их талант, а надеются на то, что «истинный талант сам пробьет себе дорогу». Автор же за «искусственный отбор». Появляются понятия «направленное воспитание» и «роль среды».

Затем рассказывается о занятии школьного математического кружка, которое ведет профессор Алексей Зиновьевич Петров для лучших математиков из ста казанских школ.

Профессора университета решили создать у себя своеобразный фонд одаренных физиков и математиков, «задел».

Мало способной молодежи на химическом, географическом и историко-филологическом факультетах. Говорят о преимущественном развитии физички и математики. Физика и математика притягивает в наш век молодежь. Изменился облик математика математический талант раскрывается раньше и легче – повод представителям других наук браться за поиски своих талантов.

2) Скажи мне, кто твой учитель

Чтобы втянуть студента в науку, надо, как минимум, его в науку втягивать.

Приводит пример: проблемная радиоастрономическая лаборатория университета. Костылев взял на лето в помощники 2 студентов. Потом каждый год примечал студентов и брал: ему – помощь, им – ученье. Тут писались и защищались курсовые и дипломные работы. Студенты становились учеными. Все – искатели, все думают.

Др пример: филологи. Пишут дипломы, чтобы получить дипломы. Скатывают курсовые работы, не хотят делать самостоятельные исследования. В истории как будто уже все изучено и дипломы не устаревают. Говорит, что у филологов исследовательские работы не творческие, а как проверка знаний. Говорит о требованиях к курсовым: студенты не должны писать свои мысли без подтверждения источниками. Гуманитариям Казани помощники не нужны. Наука оторвана от обучения. Ученый, желающий втянуть студентов в науку, должен, как минимум, сам заниматься наукой.

 

2. Вашу руку, Иван Иванович!

На многих профессорских должностях сидят люди, не имеющие ни степеней, ни званий. Чему они могут научить молодежь? (Об этом говорят написать автору).

В пединституте зав. кафедрой русского языка не доцент, не профессор, не доктор и даже не кандидат наук – просто Иван Иванович Назаров. Но авторская задумка «лопнула» (написания материала о том, что преподают непрофессионалы). Его любят студенты, преподы, он всем интересуется; любит музыку, выращивает цветы. Но все же нет ни степени, ни звания. Энтузиаст, влюбленный науку (опубликовал письма, случайно найденные им в старинной библиотеке обсерватории). Знает 6 языков. Председатель зонального объединения кафедр русского языка. Опубликовано около 40 научных работ и статей. Не хочет кандидатской степени. Говорит, не в деньгах счастье.

Ему могли дать звание доцента и без диссертации (институт подал заявление в комиссию. Через 10 месяцев комиссия отказала почти без объяснений).

Старый коммунист, участник трех войн, ученый-педагог «просто Назаров».

 

3. Сержанты индустрии

Исчезают техники. Самое бытие их эфемерно, мнимо. Автор выехал на люберецкий завод сельскохозяйственных машин имени Ухтомского: 7 тысяч рабочих, более 600 инженеров и…63 техника. Армия без сержантов. Статистика: в черной металлургии на 1 инженера – 0,4 техника, в нефтедобывающей пром-ти – 0,3, в нефтеперерабатывающей – 0,2. на «Трехгорке» - одна пятая, на Чистопольском часовом заводе – 1/13, на Московском мясокомбинате – 0,07. не сержанты индустрии, а сплошные дроби.

Должна ли в условиях бурного технического прогресса остаться старая трехступенчатая система образования: инженер – техник – рабочий?

Происходит стирание граней между физическим и умственным трудом. Техник стирается. Стоит аккурат на грани. Один из них – Валентин Фатеев. В армии был сержантом-танкистом. Его дело – обеспечить производство. Занимает по сути инженерную должность.

Убрать техников – то же, что составить клинику из одних профессоров. Техники - люди большого опыта и солидных знаний. Их роль не стерлась – стерлось их наименование. Они исчезли всего лишь в штатных расписаниях. Закорюка в списках командует судьбами людей.

Цех ковкого чугуна. Шмаринов, техник, по списку – старший инженер-технолог, но и.о. (для комиссий). Его постоянно то смещали, то снова назначали (когда новички шли на повышение и освобождали его бывшую должность).

Хотя и на деле, оказывается, заявки на техников сокращаются.

 

4. Хозяева

Трудно литератору, когда он не первый: о бригаде Злобина уже писали. Но можно быть пристальным.

Город Зеленоград. «Бригадный подряд», им отдали дом (сэкономите – половина ваша, перерасходуете – из вашего кармана отдадите). Бригаду Злобина сравнивают с бригадой Кузнецова, работающей по-старому. 14-этажку первый построил за 150 дней, второй – за 225. Материальная ответственность дисциплинирует.

Суть не в количестве дензнаков, а в их соответствии мере труда. Заработная плата становится заработанной (слово обрело свой первичный, здравый смысл). Забота не только о своем, но и об общем. Но им создали хорошие рабочие условия (все подвозили по графику, в срок).

Бригадный подряд в Зеленограде – всего лишь опыт, интересный, удачный. Все управление «Зеленоградстрой» намерено перейти на новую форму хозрасчета. Тогда и придет время для первых серьезных выводов.

Корень вопроса в том, чтобы улучшить систему материально-технического снабжения. Шире – систему планирования. Дальнейшее совершенствование всей системы управления экономикой (задача поставлена партийным съездом).

Говорит о стирании граней между людьми думающими и людьми исполняющими (пример бригады Злобина: они еще и нашли лишние перегородки и вернули поставщику, а в других городах никто не обращал на это внимания).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.013 с.)