Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика организации оао «витебские ковры»

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  
1 Характеристика организации ОАО «Витебские ковры»  
1.1 Организационно-правовая форма организации и ее организационная структура управления  
1.2 Основные показатели деятельности организации  
1.3 Анализ объема закупок материально-технических ресурсов ОАО «Витебские ковры»  
1.4 Анализ объема продажи ковровых изделий  
2 Организация учетной и аналитической работы ОАО «Витебские ковры»  
3 Информационное и финансовое обеспечение коммерческой деятельности предприятия  
4 Внешнеэкономическая деятельность ОАО «Витебские ковры»  
5 Товароведно-коммерческая деятельность ОАО «Витебские ковры»  
6 Анализ коммерческой деятельности по закупкам товаров ОАО «Витебские ковры»  
Заключение  
Список использованных источников  
Приложение А Организационная структура управления ОАО «Витебские ковры»  
Приложение Б Закупки. Порядок выбора и оценки поставщиков  
Приложение В Бухгалтерский баланс  
Приложение Г Отчет о прибылях и убытках  
Приложение Д Учёт затрат цехов основного производства  
Приложение Е Общехозяйственные расходы  
Приложение Ж Образцы внешнеторговых контрактов  

ВВЕДЕНИЕ

 

Базой преддипломной практики служит Открытое акционерное общество «Витебские ковры» (ОАО «Витебские ковры»), которое расположено по адресу: г. Витебск, ул. М. Горького, 75, осуществляющее коммерческую деятельность на рынке товаров народного потребления. За время прохождения практики мной был проделан анализ организации по таким разделам, как: характеристика организации; организация учетной и аналитической работы; информационное и финансовое обеспечение коммерческой деятельности организации; внешнеэкономическая деятельность и товароведно-коммерческая деятельность организации.

Основная деятельность предприятий направлена на поиск новых видов товаров или услуг, которые приносили бы прибыль. Убыточность определяется многими факторами. Не последнее место среди них занимает высокая степень износа производственного оборудования и дороговизна сырья, материалов и комплектующих изделий, которые на старом оборудовании всё тяжелее превратить в товары, конкурентоспособные на мировых рынках.

Финансовое положение предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Перебои в производственном процессе, ухудшение качества продукции, затруднения с её реализацией ведут к ухудшению поступления средств на счета предприятия, в результате чего ухудшается его платёжеспособность. Имеется и обратная связь, так как и отсутствие денежных средств может привести к перебоям в обеспечении материальными ресурсами, а, следовательно, и в производственном процессе.

Целью преддипломной практики является закрепление теоретических знаний по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации на предприятии промышленности, а также сбор и обработка информации по утвержденной теме дипломной работы.

Задачи практики:

– приобретение практических навыков анализа и планирования

экономических показателей торгово-хозяйственной деятельности организации;

– приобретение навыков практической и научно-исследовательской работы;

– сбор практического материала по теме дипломной работы;

– подготовка теоретической и аналитической главы дипломной работы.

ОАО «Витебские ковры» – это организация, которая соответствует рыночным требованиям, используя прогрессивные и современные технологии. Результатом этого является то, что ОАО «Витебские ковры» стремятся занять одну из лидирующих позиций среди прочих промышленных организаций.

В то же время хорошая организация труда и подбор высококвалифицированных специалистов помогает ОАО «Витебские ковры» в достижении общей цели и подталкивает организацию к дальнейшему совершенствованию.

Информационной базой исследования является первичная, статистическая и бухгалтерская отчётность ОАО «Витебские ковры».

Временной период исследования: 2012 – 2013 годы.

 


ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «ВИТЕБСКИЕ КОВРЫ»

Основные показатели деятельности организации

ОАО «Витебские ковры» реализует продукцию преимущественно крупным оптовым потребителям. Одновременно идет сотрудничество со средними и более мелкими партнерами. Кроме того, ОАО «Витебские ковры» располагает сетью своих фирменных магазинов.

Технико-экономическая характеристика организации рассматривается и излагается с позиции анализа работы организации в современных условиях хозяйствования.

Основные показатели деятельности организации представлены в

таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Основные показатели деятельности ОАО «Витебские ковры» за 2012-2013 гг.

Наименование показателей 2012 год 2013 год Абсолютное отклонение Темп роста, %
         
1 Выручка от реализации товаров, работ, услуг – всего, млн. руб.       132,7
2 Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, млн. руб.       136,7
3 Прибыль (убыток) от реализации товаров, работ, услуг, млн. руб.       113,4
Окончание таблицы 1.1
         
4 Рентабельность реализованных товаров, работ, услуг, % 16,2 13,5 -2,7п.п. 83,3
5 Прибыль до налогообложения, млн. руб.     -1282 97,5
6 Чистая прибыль, убыток, млн. руб.     -6571 86,5
7 Объём экспорта, млн. руб.       121,9
8 Объём импорта, млн. руб.       107,6
9 Рост производительности труда к соответствующему периоду прошлого года, % 169,0 115,3 -53,7п.п. 68,2
10 Отношение запасов готовой продукции к среднемесячному объёму производства, % 50,6 37,6 -13п.п. 74,3
11 Износ основных производственных фондов, % 51,7 53,19 1,49п.п. 102,9
12 Инвестиции, млн. руб.     -17147 62,1
13 Среднесписочная численность работающих, человек        
14 Размер тарифной ставки 1-го разряда, тыс. руб. 720,0 1011,3 291,3 140,5
15 Среднемесячная заработная плата на 1 го работающего, тыс. руб. 3720,0 5297,5 1577,5 142,4
16 Кредиторская задолженность, млн. руб.     -10250  
17 Дебиторская задолженность, млн. руб.       117,8

Источник: составлено автором по данным организации

Проанализировав данные, представленные в таблице 1.1, можно сделать вывод о том, что в целом по предприятию ОАО «Витебские ковры» за 2012 – 2013 гг. просматривается увеличение показателей как в абсолютном выражении, так и в относительном.

Выручка от реализации продукции в 2012 году – 501764 млн. руб., а в 2013 – 665876 млн. руб., выручка возросла на 32,7%.

За период 2012-2013 гг. чистая прибыль организации снизилась на 13,5 %, что в абсолютном выражении составляет 6571 млн. руб. и, как следствие, рентабельность реализованных товаров, работ, услуг снизилась на 16,7 %. Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг за период 2012-2013 гг. увеличилась на 149974 млн. руб., что в относительном выражении составляет 36,7 %, что непосредственно связано с увеличением объема производства продукции. Значительно снизились инвестиции – на 37,9%.

Численность рабочих в 2012-2013 году по организации составила 1352 человек. Средняя заработная плата одного работающего по организации увеличилась на 42,4 % или на 1577,5 тыс. руб. и составила в 2013 году 5297,5 тыс. руб.

Объем экспорта товаров в 2013 году составил 426874 млн. руб., что на 76549 млн. руб., или в относительном выражении 21,9 %, больше чем значение данного показателя в 2012 году. Объем импорта товаров за 2013 год увеличился на 7,6 % по сравнению с 2012 и составил 222545 млн. руб.

Дебиторская задолженность увеличилась на 10104 млн. руб., а кредиторская задолженность снизилась на 10250 млн. руб.

 

Анализ объема закупок материально-технических ресурсов ОАО «Витебские ковры»

 

В ОАО «Витебские ковры» отделом материально-технического снабжения осуществляется закупка следующих видов материально-технических ресурсов: основные материалы, вспомогательные материалы, оборудование, комплектующие, электроэнергия, топливо, теплоэнергия.

Анализ состава и структуры закупок материально-технических ресурсов ОАО «Витебские ковры» за 2012 – 2013 гг. представим в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 – Состав и структура закупок материально-технических ресурсов ОАО «Витебские ковры» за 2012 – 2013 гг.

Состав материально-технических ресурсов 2014 г. 2015 г. Изменение Темп роста, %
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, п.п.
               
1. Материально-технические ресурсы – всего              
в том числе:              
1.1 средства труда (оборудование, машины, инструменты)              
1.2 предметы труда              
из них:              
1.2.1 материалы              
- основные              
Окончание таблицы 1.2
               
- вспомогательные              
1.2.2 электроэнергия              
1.2.3 топливо              
1.2.4 теплоэнергия              

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Общие затраты ОАО «Витебские ковры» на закупку в 2013 году составляют 325341 млн. руб. Как видно из таблицы 1.2 в 2013 г. наибольший удельный вес в составе материально-технических ресурсов занимают основные материалы – 78,4%, что на 2,9 п.п. или 25758 млн. руб. больше 2012 года. Увеличение объемов закупок предметов труда в 2013 году на 3,9 п.п. обусловлено увеличением спроса на продукцию организации. На втором месте находятся затраты на средства труда –9,4%, они сократились на 10140 млн.руб. на третьем электроэнергия – 4,7 %.

По материальным ресурсам, таким как вспомогательные материалы, топливо и теплоэнергия объем закупок увеличился. Увеличение объема закупок топлива, энергоресурсов связано с ростом цен и тарифов.

Так как, в 2013 г. наибольший удельный вес в структуре закупок занимало оборудование, проанализируем состав и структуру его объемов закупок в таблице 1.3.

Анализ динамики, состава и структуры объемов закупки в 2012 – 2013 гг. оборудования и оснастки ОАО «Витебские ковры» представлен в таблице 1.3.

 

Таблица 1.3 – Анализ динамики, состава и структуры объемов закупки оборудования и оснастки ООО «КТЗ» в 2014 – 2015 гг.

Наименование основных средств 2014 г. 2015 г. Изменение
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, п.п.
             
1Оборудование и запчасти            
2 Ротационная установка            
3 Форма для ротац. формов.            
4 Седельный тягач+прицеп            
5 Автофургон            
6 Автопогрузчик            
Итого   100,0   100,00   -

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Общие затраты ОАО «Витебские ковры» на закупку оборудования и оснастки в 2012 году составили 40456 млн. руб. Как видно из таблицы 1.3, наибольший удельный вес в структуре закупки оборудования и оснастки ОАО«Витебские ковры», в 2013 году занимают оборудование и запчасти –44,6%, в 2012 году печатная машина – 87,3%. Доля в закупки техоснастки в 2013 году составила 1,9 %, в 2013 г. – 2,4 %, снижение на 0,5 п.п.

Таким образом, в 2013 году по сравнению с 2012 годом закупка оборудования и оснастки ОАО «Витебские ковры» уменьшилась на

10140 млн. руб. и составила 30464 млн. руб., что связано с приобретением дорогостоящего оборудования только в 2012 году и введением этого оборудования в действие предприятия для производства ковров и ковровых изделий.

Анализ динамики, состава и структуры закупок в 2012 – 2013 гг. проведем в разрезе номенклатуры: основное сырье и вспомогательные материалы на основании данных таблиц 1.4 и 1.5 соответственно.

Таблица 1.4Динамика, состав и структура закупок основного сырья, используемого ООО «КТЗ» в 2014 - 2015 гг.

Наименование сырья 2014 г. 2015 г. Изменение
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, п.п.
Полиэтилен            
Металл            
Упаков. материал (тара)            
Краситель            
             
             
             
             
             
             
             
             
             
Итого            

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Общие затраты ОАО «Витебские ковры» на закупку основного сырья в 2013 году составили 254979 млн. руб., что на 25758 млн. руб. больше по сравнению с 2012 годом. Как видно из таблицы 1.4 в 2012 году в структуре закупок основного сырья наибольший удельный вес занимают нити полипропиленовые – 50,1 %, пряжа джутовая – 17,5 %, латекс – 15,4 %, полотно нетканое – 6,6 %. Доля закупки основного сырья в 2012 году в диапазоне от 1,0% до 6,0% составила 8,86 %, в диапазоне менее 1,0 % составила 1,54 %.

В 2013 году увеличился объем закупок практически по всем наименованиям сырья кроме, пряжи джутовой снижение на 887 млн. руб. и волокна модоакрилового на 193 млн. руб. Увеличение объема закупок в 2013 году в абсолютном выражении обусловлено увеличением объемов производства продукции организации. В 2013 году не произошло существенных изменений в структуре закупок.

Анализ динамики, состава и структуры закупки вспомогательных материалов ОАО «Витебские ковры» в 2012 – 2013 гг. представим в таблице 1.5.

 

Таблица 1.5Динамика, состав и структура закупок вспомогательных материалов, используемых ООО «КТЗ» в 2014 - 2015 г.г.

Наименование вспомогательных материалов 2014 г. 2015 г. Изменение
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, п.п.
1 Метизы            
             
3 Канцелярия (бумага, скотч, папки и т.д.)            
Итого            

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Общие затраты ОАО «Витебские ковры» на закупку вспомогательных материалов в 2012 году составили 8137 млн. руб. Как видно из таблицы 1.5 в 2012 году в структуре закупок наибольший удельный вес занимали текстильно-вспомогательные вещества – 71%, на втором месте – мел молотый – 24,3 %, на третьем – канцелярия – 4,7 %.

В 2013 году объем закупок вспомогательных материалов увеличился на 3792 млн. руб. и составил 11929 млн. руб. Вместе с тем по таким позициям вспомогательных материалов как мел молотый и канцелярия удельный вес снизился на 1,6 п.п. и 0,9 п.п. соответственно.

Анализ динамики, состава и структуры закупок топливных ресурсов за 2012 – 2013 гг. в ОАО «Витебские ковры» проведем на основании данных таблицы 1.6.

 

Таблица 1.6Динамика, состав и структура закупок топливных ресурсов, используемых ООО «Кохановский трубный завод «Белтрубпласт» в 2014 - 2015 гг.

Топливо 2014 г. 2015 г. Изменение Темп роста, %
количество млн. руб. уд.вес, % количество млн. руб. уд.вес,. % количество млн. руб. уд.вес,. п..п.
Дизтопливо, л                    
Бензин, л                    
Дрова, м3                    
Итого -     -            

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Общие затраты по закупке топлива составили в 2012 г. – 1707 млн. руб. Как видно из таблицы 1.6 в 2012 г. в структуре закупок топлива наибольший удельный вес занимало дизтопливо – 71,9 %, второе место – бензин 26,8%, третье – прочие виды топлива – 1,3 %.

В 2013 г. объем закупок топлива увеличился на 814 млн. руб. и составил 147,7% к 2012 г.

При этом увеличился объем закупок по всей номенклатуре топлива: по дизтопливу на 523 млн. руб. или на 42,6 %, по бензину – на 273 млн. руб. или на 59,7 %, по прочим видам топлива – на 18 млн. руб. или на 81,8 %.

В 2013 г. произошли изменения в структуре закупок топлива: удельный вес дизтоплива составил 69,5 %, снижение – 2,4 п.п., бензина – 28,9 %, увеличение – 2,1 п.п., прочие виды топлива – 981,8 %, увеличение –0,3 п.п.

Дизтопливо используется в тракторах, автомашинах, погрузчиках. Часть автомобильного транспорта и погрузочной техники заправляется бензином.

Выбор поставщиков на ОАО «Витебские ковры» осуществляется согласно руководящему документу «Закупки. Порядок выбора и оценки поставщиков» (приложение Б).

Работу по оценке и выбору поставщиков осуществляет отдел материально-технического снабжения и отдел маркетинга и сбыта. При оценке и выборе поставщиков решаются следующие основные задачи:

- оценка поставщиков;

- выбор поставщиков;

- ведение реестра поставщиков.

При оценке поставщика формируется «Дело поставщика», где анализируются данные о качестве поставленного сырья, о стаже поставщика, информация о сертификации его системы менеджмента качества и другие. Составляется сводная таблица поставщиков и высчитывается итоговая оценка для каждого. Полная информация о поставщиках позволяет классифицировать их по категориям надёжности (от А до Г). Если поставщик попадает в категорию надёжности В, то необходимо искать альтернативного поставщика и, при необходимости, с поставщиком могут быть прекращены деловые отношения.

Выбор альтернативных поставщиков осуществляется на основе их всестороннего оценивания с точки зрения надёжности как деловых партнёров. Здесь оцениваются, такие показатели, как цена закупаемой продукции, условия оплаты и расчётов, состояние работ по управлению качеством и созданию системы менеджмента качества, качество закупаемой продукции. Далее по специальной формуле определяется первичная оценка поставщиков. По полученным результатам составляется «Перечень потенциальных поставщиков сырья (химических материалов)», в котором также присваиваются категории надёжности. При выборе альтернативных поставщиков из «Перечня потенциальных поставщиков» предпочтение отдаётся категориям А и Б.

 

Таблица 1.7 – Динамика, состав и структура отгрузки ковровых изделий на внешний и внутренний рынки за 2014-2015 гг

Регион 2014 г. 2015 г. Изменение Темп роста, %
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, п.п.
РБ              
РФ              
Украина              
Всего              

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

По данным, представленным в таблице 1.7, практически по всем регионам прослеживается положительная динамика сбыта ковровых изделий в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Так в 2012 году общий объем отгрузки составил 546107 млн. руб., что на 86072 млн. руб. больше 2012 года и рост общий рост объема отгрузки увеличился на 18,7 %.

Наибольший удельный вес в 2013 году в структуре сбыта на внешний и внутренний рынки занимают: РФ – 66,6 %, что на 0,1 п.п. меньше 2012 года,

РБ – 21,8 %, Казахстан – 3,6%. Увеличивается сбыт на рынок Украины, по которому темп роста составил 207,8% и составил 17151 млн. руб. в 2013 году. Налаживаются поставки в Латвию в 2013 году. Сократились поставки в Туркменистан и Армению на 251 млн. руб. и 383 млн. руб. соответственно.

В таблице 1.8 представлены отгрузка ковровых изделий в фирменные магазины РБ ОАО «Витебские ковры» за 2012-2013 гг.

 

Таблица 1.8 – Динамика, состав и структура отгрузки продукции в фирменные магазины РБ за 2014-2015 гг.

Город 2014 г. 2015 г. Изменение Темп роста, %
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, п.п.
БелЕвроТрубпласт (РБ)              
БПТ (РБ)              
ПТЭ (РБ)              
СТС (РБ)              
Словечно-Бел (РБ)              
ЕвротрубпластТД(Укр)              
Полимертепло (Укр)              
УК Группа Полипластик              
               
               
               
№ 7 г.Минск 3820,7 6,4 4486,4 5,9 665,7 -0,5 117,4
№ 8 г.Гродно 3260,6 5,4 3949,4 5,2 688,8 -0,2 121,1
№ 9 г.Минск 2211,7 3,7 2947,8 3,9 736,1 0,2 133,3
№ 10 г.Пинск 3756,2 6,3 4212,7 5,6 456,5 -0,7 112,2
№ 11 г.Жодино 1918,0 3,2 2230,4   312,4 -0,2 116,3
№12 г.Орша 3105,3 5,2 3759,0   653,7 -0,2 121,1
№13 г.Минск 3053,5 5,1 4104,6 5,4 1051,1 0,3 134,4
№ 14 г.Жлобин 1780,0   2091,3 2,8 311,3 -0,2 117,5
№ 15 г.Бобруйск 3076,1 5,1 3835,4 5,1 759,3   124,7
№16 г.Волковыск 1448,5 2,4 2265,6   817,1 0,6 156,4
№ 17 г. Мозырь 1244,6 2,1 1993,9 2,6 749,3 0,5 160,2
№ 18 г. Гродно 2456,7 4,1 3000,3   543,6 -0,1 122,1
№ 19 г. Лида 1527,6 2,5 2465,6 3,3   0,8 161,4
№ 20 г.Молодечно 1321,5 2,2 2486,0 3,3 1164,5 1,1 188,1
№ 21 г.Полоцк 286,2 0,5 1893,7 2,5 1607,5   661,7
№ 22 г. Борисов     973,1 1,3 973,1 1,3
№ 23 г.Барановичи     165,2 0,2 165,2 0,2
Итого 60032,5 100% 75485,5 100%   125,7

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом общий объем отгрузки в фирменные магазины РБ увеличился на 15453 млн. руб. и составил 75485,5 млн. руб. Общий темп роста составил 125,7 %.

При этом увеличился объем отгрузки в фирменные магазины РБ по всей номенклатуре, кроме магазина №1 г. Витебска, снижение в 2013 году по сравнению с 2012 годом составило 993,7 млн. руб.

В 2013 г. произошли изменения в структуре отгрузок: наибольший удельный вес у магазина № 2 г. Витебска – 10,5 %, снижение – 0,9 п.п., магазин №1 г. Могилев – 8,5 %, снижение – 0,6 п.п., прочие виды топлива – 981,8 %, увеличение –0,3 п.п. Значительно увеличился удельный вес магазина №21

г. Полоцка на 2 п.п. и темп роста равен 661,7%.

Динамика, состав и структура отгрузки ковровых изделий в фирменные магазины РФ ОАО «Витебские ковры» представлена в таблице 1.9.

 

По данным таблицы 1.9 прослеживается отрицательная динамика в сторону снижения объема отгрузки в фирменные магазины РФ. В 2013 году общий объем отгрузки снизился на 779,5 млн. руб. и составил 4489,5 млн. руб.

Отрицательная динамика наблюдается по следующим фирменным магазинам РФ: Дзержинск на 205,1 млн. руб., Калуга – 27,6 млн. руб., Тула и Ярославль 276,8 млн. руб. и 455,2 млн. руб. соответственно. Положительная тенденция отгрузки ковровых изделий присутствует лишь в 3 фирменных магазинах: Смоленск, Курск, Клинцы, общее увеличение составило 195,2 млн. руб.

Структура отгрузки значительно не изменилась. Наибольший удельный вес в 2013 году занимают фирменные магазины в: Смоленске – 30,8 %, что на

5,4 п.п. больше 2012 года, Курске – 14,3 и растет удельный вес в структуре отгрузки в фирменный магазин города Клинцы на 3,1 п.п.

Общий темп роста в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшился на 14,8 %.

На 2013 год ОАО «Витебские ковры» увеличивает объем сбыта как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Предприятие имеет 24 фирменных магазина в РБ и 7 магазинов в РФ.

 

 

ОАО «ВИТЕБСКИЕ КОВРЫ»

 

Методика организации бухгалтерского учета и формирования отчетных данных регулируется рядом нормативных правовых актов, к числу наиболее значимых из которых следует отнести:

– Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее - Закон № 3321-XII);

– типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Постановлением № 50, и Инструкцию № 50;

– Инструкцию о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111;

– Инструкцию по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102);

– Инструкцию по инвентаризации активов и обязательств, утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180);

– Инструкцию по бухгалтерскому учету запасов, утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133);

– Инструкцию № 44;

– Инструкцию по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 № 62 (далее - Инструкция № 62);

– Методические рекомендации по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, утвержденные Приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 31.12.2010 № 881.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 Инструкции № 62).

Элементами бухгалтерской отчетности являются:

- в бухгалтерском балансе - активы, собственный капитал и обязательства (приложение В);

- в отчете о прибылях и убытках - доходы и расходы организации (приложение Г).

Учёт производственных запасов – основа организации материального учета. На поставку материалов предприятие заключает договора с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции. Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и учета материалов, осуществляет отдел материально-технического снабжения. В отделе ведут ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки. В них отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета.

Сырьё и материалы поступают на склад по товарным накладным (по железной дороге) и товарно-транспортным накладным (если сопровождается автотранспортом). Расчетные документы поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению. В отделе снабжения проверяется соответствие товара товарным накладным. Принятые материалы доставляются на склад предприятия и сдаются заведующему складом, которой проверяет соответствие количества и качества материала данным счетам поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. При перевозке материалов автотранспортом предоставляется товарно-транспортная накладная. Каждый приход регистрируется в специальном журнале. Кроме этого, на каждый вид сырья (материалов) заводится карточка складского учёта. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, и этот учет осуществляется в натуральном выражении. Карточки открывают в бухгалтерии и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и срок годности. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов. Документы после записи их данных в карточки учета передаются в бухгалтерию. Сдача документов оформляется реестром, в котором указывается наименование и номера сдаваемых документов. Со склада сырьё и материалы отпускаются по требованию и лимитной карте.

Все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости. Ежедневно работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках счетах материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе. В бухгалтерии по истечении каждого месяца составляется ведомость «Движение материальных ценностей».

Учет производственных запасов ведется по счетам дебет 10 «Материалы», кредит – 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и на счёте 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах:

- неизменность принятой методологии учета затрат по калькулированию себестоимости продукции в течение года;

- полнота отражения в учете всех хозяйственных операций и правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам;

- разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения;

- регламент состава себестоимости продукции.

На предприятии для учета затрат производства продукции применяют счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».

Статьи затрат представлены в калькуляции себестоимости выпущенной продукции. Основными статьями затрат на ОАО «Витебские ковры» являются:

- сырьё за вычетом отходов;

- вспомогательные материалы;

- зарплата основная;

- отчисления на социальные нужды;

- энергия всех видов на технологические цели;

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные расходы.

Учёт затрат на сырьё и материалы я рассмотрю на примере цеха грунтовой ткани, продукция которого в дальнейшем идёт в другой цех. В начале месяца сырьё и материалы поступают со склада в производство по лимитным картам. По истечении месяца на 1 число снимаются остатки и составляется акт о наличии сырья в производстве (незавершённое производство). Затем составляется отчёт по движению сырья, где отражаются остатки сырья и материалов, отчёт по движению готовой продукции. В итоге ткань, переданная в производство, и является выпуском готовой продукции и моментом реализации продукции грунтового цеха.

Заработная плата рассчитывается отделом труда и заработной платы. Затем даётся расшифровка по видам оплат, которые должны быть отнесены на счета бухгалтерского учёта (Д20 — К70). Одновременно делаются отчисления в фонд социальной защиты населения в размере 34%, а также отчисления на страхование в размере 0,9% (Д20 — К76).

Общепроизводственные расходы отражаются в ведомости №12 «Учёт затрат цехов основного производства» (приложение Д).

Общехозяйственные расходы отражены в ведомости №15 «Общехозяйственные расходы». Учёт общехозяйственных расходов ведётся в целом по предприятию (приложение Е).

Сумма затрат по всем этим статьям составляет производственную себестоимость. По каждому элементу затрат составляется расчёт по субсчетам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.69.176 (0.017 с.)