Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ объема продажи ковровых изделий

Поиск

Одной из важнейших сторон деятельности ОАО «Витебские ковры» является сбыт продукции. Деятельность ОАО «Витебские ковры» в области сбыта и распределения продукции подчинена определенным целям: во-первых, обеспечить доставку производственных товаров в необходимом количестве,

во-вторых, способствовать привлечению внимания покупателей к продукции предприятия и всемерно стимулировать расширение её продажи.

Задачами сбытовой политики предприятия являются:

– увеличение объемов продаж продукции собственного производства;

–сокращение товарных складских запасов и более эффективное управление ими;

– повышение экономической эффективности деятельности фирменных магазинов и увеличение товарооборота;

– более качественное удовлетворение потребностей покупателей.

Продукция предприятия пользуется покупательским спросом, так как предприятие ориентируется на выпуск современных модных изделий.

Основная задача, которую ставит предприятие на рынке – защита существующей доли рынка и её увеличение. Отгрузка продукции в основном осуществляется напрямую заказчиками, то есть без посредников. Это является основным положительным моментов в сбытовой политике предприятия. Работу по сбыту и реализации продукции на предприятии занимается отдел маркетинга. Отдел маркетинга является связующим звеном между предприятием и покупателем. Занимается налаживанием каналов сбыта, осуществляет продажу товаров оптовым клиентам, которые находятся как в РБ, так и на внешнем рынке. Оперативно-сбытовая деятельность на предприятии является завершением процесса реализации продукции. Оперативно-сбытовая работа на предприятии включает:

– разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции покупателя;

– приемку готовой продукции от цехов-изготовителей и подготовку ее к отправке покупателям.

Планы-графики отгрузки готовой продукции разрабатываются на месяц, с их помощью осуществляется координация планов сбыта с планом производства.

В настоящее время поставки продукции ОАО «Витебские ковры» осуществляются на рынки Беларуси, России, Украины, Казахстана, Молдовы и стран Балтии. Имеются также контракты по поставкам продукции в дальнее зарубежье. Основным реальным источником поступления валютных средств на сегодняшний день по-прежнему является реализация ковровых изделий в Россию и Казахстан.

В таблице 1.7 представлена динамика, состав и структура отгрузки ковровых изделий на экспорт и РБ за 2012-2013 гг. ОАО «Витебские ковры».

 

Таблица 1.7 – Динамика, состав и структура отгрузки ковровых изделий на внешний и внутренний рынки за 2014-2015 гг

Регион 2014 г. 2015 г. Изменение Темп роста, %
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, п.п.
РБ              
РФ              
Украина              
Всего              

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

По данным, представленным в таблице 1.7, практически по всем регионам прослеживается положительная динамика сбыта ковровых изделий в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Так в 2012 году общий объем отгрузки составил 546107 млн. руб., что на 86072 млн. руб. больше 2012 года и рост общий рост объема отгрузки увеличился на 18,7 %.

Наибольший удельный вес в 2013 году в структуре сбыта на внешний и внутренний рынки занимают: РФ – 66,6 %, что на 0,1 п.п. меньше 2012 года,

РБ – 21,8 %, Казахстан – 3,6%. Увеличивается сбыт на рынок Украины, по которому темп роста составил 207,8% и составил 17151 млн. руб. в 2013 году. Налаживаются поставки в Латвию в 2013 году. Сократились поставки в Туркменистан и Армению на 251 млн. руб. и 383 млн. руб. соответственно.

В таблице 1.8 представлены отгрузка ковровых изделий в фирменные магазины РБ ОАО «Витебские ковры» за 2012-2013 гг.

 

Таблица 1.8 – Динамика, состав и структура отгрузки продукции в фирменные магазины РБ за 2014-2015 гг.

Город 2014 г. 2015 г. Изменение Темп роста, %
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, п.п.
БелЕвроТрубпласт (РБ)              
БПТ (РБ)              
ПТЭ (РБ)              
СТС (РБ)              
Словечно-Бел (РБ)              
ЕвротрубпластТД(Укр)              
Полимертепло (Укр)              
УК Группа Полипластик              
               
               
               
№ 7 г.Минск 3820,7 6,4 4486,4 5,9 665,7 -0,5 117,4
№ 8 г.Гродно 3260,6 5,4 3949,4 5,2 688,8 -0,2 121,1
№ 9 г.Минск 2211,7 3,7 2947,8 3,9 736,1 0,2 133,3
№ 10 г.Пинск 3756,2 6,3 4212,7 5,6 456,5 -0,7 112,2
№ 11 г.Жодино 1918,0 3,2 2230,4   312,4 -0,2 116,3
№12 г.Орша 3105,3 5,2 3759,0   653,7 -0,2 121,1
№13 г.Минск 3053,5 5,1 4104,6 5,4 1051,1 0,3 134,4
№ 14 г.Жлобин 1780,0   2091,3 2,8 311,3 -0,2 117,5
№ 15 г.Бобруйск 3076,1 5,1 3835,4 5,1 759,3   124,7
№16 г.Волковыск 1448,5 2,4 2265,6   817,1 0,6 156,4
№ 17 г. Мозырь 1244,6 2,1 1993,9 2,6 749,3 0,5 160,2
№ 18 г. Гродно 2456,7 4,1 3000,3   543,6 -0,1 122,1
№ 19 г. Лида 1527,6 2,5 2465,6 3,3   0,8 161,4
№ 20 г.Молодечно 1321,5 2,2 2486,0 3,3 1164,5 1,1 188,1
№ 21 г.Полоцк 286,2 0,5 1893,7 2,5 1607,5   661,7
№ 22 г. Борисов     973,1 1,3 973,1 1,3
№ 23 г.Барановичи     165,2 0,2 165,2 0,2
Итого 60032,5 100% 75485,5 100%   125,7

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом общий объем отгрузки в фирменные магазины РБ увеличился на 15453 млн. руб. и составил 75485,5 млн. руб. Общий темп роста составил 125,7 %.

При этом увеличился объем отгрузки в фирменные магазины РБ по всей номенклатуре, кроме магазина №1 г. Витебска, снижение в 2013 году по сравнению с 2012 годом составило 993,7 млн. руб.

В 2013 г. произошли изменения в структуре отгрузок: наибольший удельный вес у магазина № 2 г. Витебска – 10,5 %, снижение – 0,9 п.п., магазин №1 г. Могилев – 8,5 %, снижение – 0,6 п.п., прочие виды топлива – 981,8 %, увеличение –0,3 п.п. Значительно увеличился удельный вес магазина №21

г. Полоцка на 2 п.п. и темп роста равен 661,7%.

Динамика, состав и структура отгрузки ковровых изделий в фирменные магазины РФ ОАО «Витебские ковры» представлена в таблице 1.9.

 

По данным таблицы 1.9 прослеживается отрицательная динамика в сторону снижения объема отгрузки в фирменные магазины РФ. В 2013 году общий объем отгрузки снизился на 779,5 млн. руб. и составил 4489,5 млн. руб.

Отрицательная динамика наблюдается по следующим фирменным магазинам РФ: Дзержинск на 205,1 млн. руб., Калуга – 27,6 млн. руб., Тула и Ярославль 276,8 млн. руб. и 455,2 млн. руб. соответственно. Положительная тенденция отгрузки ковровых изделий присутствует лишь в 3 фирменных магазинах: Смоленск, Курск, Клинцы, общее увеличение составило 195,2 млн. руб.

Структура отгрузки значительно не изменилась. Наибольший удельный вес в 2013 году занимают фирменные магазины в: Смоленске – 30,8 %, что на

5,4 п.п. больше 2012 года, Курске – 14,3 и растет удельный вес в структуре отгрузки в фирменный магазин города Клинцы на 3,1 п.п.

Общий темп роста в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшился на 14,8 %.

На 2013 год ОАО «Витебские ковры» увеличивает объем сбыта как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Предприятие имеет 24 фирменных магазина в РБ и 7 магазинов в РФ.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ОАО «ВИТЕБСКИЕ КОВРЫ»

 

Методика организации бухгалтерского учета и формирования отчетных данных регулируется рядом нормативных правовых актов, к числу наиболее значимых из которых следует отнести:

– Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее - Закон № 3321-XII);

– типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Постановлением № 50, и Инструкцию № 50;

– Инструкцию о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111;

– Инструкцию по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102);

– Инструкцию по инвентаризации активов и обязательств, утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180);

– Инструкцию по бухгалтерскому учету запасов, утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133);

– Инструкцию № 44;

– Инструкцию по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 № 62 (далее - Инструкция № 62);

– Методические рекомендации по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, утвержденные Приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 31.12.2010 № 881.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 Инструкции № 62).

Элементами бухгалтерской отчетности являются:

- в бухгалтерском балансе - активы, собственный капитал и обязательства (приложение В);

- в отчете о прибылях и убытках - доходы и расходы организации (приложение Г).

Учёт производственных запасов – основа организации материального учета. На поставку материалов предприятие заключает договора с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции. Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и учета материалов, осуществляет отдел материально-технического снабжения. В отделе ведут ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки. В них отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета.

Сырьё и материалы поступают на склад по товарным накладным (по железной дороге) и товарно-транспортным накладным (если сопровождается автотранспортом). Расчетные документы поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению. В отделе снабжения проверяется соответствие товара товарным накладным. Принятые материалы доставляются на склад предприятия и сдаются заведующему складом, которой проверяет соответствие количества и качества материала данным счетам поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. При перевозке материалов автотранспортом предоставляется товарно-транспортная накладная. Каждый приход регистрируется в специальном журнале. Кроме этого, на каждый вид сырья (материалов) заводится карточка складского учёта. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, и этот учет осуществляется в натуральном выражении. Карточки открывают в бухгалтерии и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и срок годности. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов. Документы после записи их данных в карточки учета передаются в бухгалтерию. Сдача документов оформляется реестром, в котором указывается наименование и номера сдаваемых документов. Со склада сырьё и материалы отпускаются по требованию и лимитной карте.

Все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости. Ежедневно работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках счетах материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе. В бухгалтерии по истечении каждого месяца составляется ведомость «Движение материальных ценностей».

Учет производственных запасов ведется по счетам дебет 10 «Материалы», кредит – 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и на счёте 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах:

- неизменность принятой методологии учета затрат по калькулированию себестоимости продукции в течение года;

- полнота отражения в учете всех хозяйственных операций и правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам;

- разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения;

- регламент состава себестоимости продукции.

На предприятии для учета затрат производства продукции применяют счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».

Статьи затрат представлены в калькуляции себестоимости выпущенной продукции. Основными статьями затрат на ОАО «Витебские ковры» являются:

- сырьё за вычетом отходов;

- вспомогательные материалы;

- зарплата основная;

- отчисления на социальные нужды;

- энергия всех видов на технологические цели;

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные расходы.

Учёт затрат на сырьё и материалы я рассмотрю на примере цеха грунтовой ткани, продукция которого в дальнейшем идёт в другой цех. В начале месяца сырьё и материалы поступают со склада в производство по лимитным картам. По истечении месяца на 1 число снимаются остатки и составляется акт о наличии сырья в производстве (незавершённое производство). Затем составляется отчёт по движению сырья, где отражаются остатки сырья и материалов, отчёт по движению готовой продукции. В итоге ткань, переданная в производство, и является выпуском готовой продукции и моментом реализации продукции грунтового цеха.

Заработная плата рассчитывается отделом труда и заработной платы. Затем даётся расшифровка по видам оплат, которые должны быть отнесены на счета бухгалтерского учёта (Д20 — К70). Одновременно делаются отчисления в фонд социальной защиты населения в размере 34%, а также отчисления на страхование в размере 0,9% (Д20 — К76).

Общепроизводственные расходы отражаются в ведомости №12 «Учёт затрат цехов основного производства» (приложение Д).

Общехозяйственные расходы отражены в ведомости №15 «Общехозяйственные расходы». Учёт общехозяйственных расходов ведётся в целом по предприятию (приложение Е).

Сумма затрат по всем этим статьям составляет производственную себестоимость. По каждому элементу затрат составляется расчёт по субсчетам.. После этого составляется калькуляция себестоимости, вычисляемая в целом по счетам затрат (20, 23, 25, 26).

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции обычно являются частью сделок гражданско-правового характера и оформляются типовыми формами первичной учетной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются: ввод их в действие в результате осуществления сделок строительного подряда (капитальных вложений), безвозмездного поступления основных средств (сделки дарения), аренды, лизинга, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение. Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приема комиссия составляет в одном экземпляре акт приема-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и др. После оформления акт приема-передачи основных средств передают в бухгалтерию. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.). Акт утверждается руководителем.

В бухгалтерии основные средства отражаются по счетам: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Операционные доходы и расходы». На счете 01 и 02 учитывается движение основных средств (приход и расход), на счете 91 рассчитывается финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно он списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыль и убытки».

Финансовый результат отражает изменение собственного капитала за определённый период в результате производственно-финансовой деятельности. Предприятие получает основную часть прибыли от реализации продукции. Прибыль от реализации определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на ее производство.

Финансовый результат определяется по счету 99 «Прибыли и убытки». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности предприятия, а также для определения финансового результата по ним. По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету — расходы и убытки. Финансовый результат от реализации продукции первоначально определяется по счету 90 «Реализация». Со счета 90 прибыль или убыток обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Кроме того, по дебету счета 99 отражают начисленные платежи, прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Платежи по перерасчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 99 и 68. Сумма выручки от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту счета 90 «Реализация» и дебету счета 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». Себестоимость продукции, списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на реализацию», 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Реализация». Для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей используется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». На этом счете учитывают недостачи и потери от порчи материальных и иных ценностей, выявленные в процессе их заготовления, хранения и реализации, подлежащие отнесению на счета учета затрат и расходов предприятия. Потери ценностей, возникающие в результате стихийных бедствий, относят на счет 99 «Прибыли и убытки».

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности предприятия в отчетном году используют счет 99 «Прибыли и убытки». Конечный финансовый результат складывается из финансового результата от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов. По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. Сумма чистой прибыли списывается в дебет счета 99 и кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Сумма убытка списывается с кредита счета 99 в дебет счета 84.

Учет заработной платы ведётся по счетам: 20 «Основное производство» (для учёта заработной платы рабочих), 25,26 «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы» (для учёта заработной платы служащих), 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению» (для учёта больничных дней), 84 «Нераспределённая прибыль» (для учета премий), 97 «Резервы предстоящих расходов» (для учёта резервов будущих отпускных расходов). Удержание из заработной платы подоходного налога, отчисления на страхование и отчисления в пенсионный фонд учитываются на счёте 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Для учета личного состава, начисления и выплат заработной платы используют следующие учетные документы:

- приказ по личному составу (документ, издаваемый руководителем предприятия в целях оформления приема, перевода, перемещения, увольнения работника);

- личная карточка работника (заполняется на лиц, принятых на работу на основании приказа о приеме на работу, трудовой книжки, паспорта, военного билета, документа об окончании учебного заведения, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и других документов, предусмотренных законодательством, а также сведений, сообщенных о себе работником);

- штатное расписание (применяется для оформления структуры штатного состава и штатной численности организации);

- приказ о предоставлении отпуска (применяется для оформления учета отпусков, предоставляемых работнику в соответствии с законодательством, коллективным договором, нормативными актами организации, трудовым договором (контрактом));

- приказ о направлении работника в командировку (применяется для оформления и учета командировки) и другие.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачивают лицам, на которых в соответствии с законодательством распространяется государственное и социальное страхование. Основанием для назначения выплаты пособия является листок нетрудоспособности (больничный лист), выданный и оформленный в установленном порядке. В соответствии с законодательством пособие по общему правилу выплачивается в размере 80% среднедневного заработка за рабочие дни по графику работы, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 % среднедневного заработка за последующие рабочие дни нетрудоспособности. Пособие выплачивается в размере 50% при временной нетрудоспособности от заболеваний или травм, причиной которых явилось употребление алкоголя, наркотических и иных веществ.

Для выплаты заработной платы формируется Фонд заработной платы.

Как рекомендацию, хотелось бы предложить руководству предприятия уделить внимание внедрению автоматизации учетного процесса путем привлечения специалистов программного обеспечения, которые могут разработать программу бухгалтерского учета специально для ОАО «Витебские ковры». Создание программы позволит более быстро и точно вести учет непосредственно в бухгалтерии, а локальная сеть в организации позволит быстро связываться с любыми отделами бухгалтерии на предприятии и даже со складами. К бухгалтерской программе может быть разработана аналитическая программа, которая сможет в любой момент при помощи таблиц, диаграмм, схем показывать изменения произошедшие в составе затрат на производство. Это в свою очередь сможет оперативно привлечь внимание руководства и сразу приступить, например, к поиску причины увеличения затрат на производство, отклонение норм затрат материалов и сырья от фактических затрат. Например, увеличение затрат материалов и увеличение количества брака может свидетельствовать о некачественном сырье и материалах. Быстрое реагирование позволит вовремя выставить претензии поставщикам и избежать в будущем жалоб от покупателей.

Также упрощение бухгалтерского учета, путем автоматизации учетного процесса позволит одного из бухгалтеров перевести на должность штатного ревизора в организации, который будет контролировать правильность составления первичной документации, правильность взаимоотношений между различными отделами бухгалтерии ОАО «Витебские ковры».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.2 (0.009 с.)