Соотнеси загадку с отгадкой.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотнеси загадку с отгадкой.



На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой при помощи карандаша.

«Жучки и паучки» ( дорисовать лапки у жучков, крапинки у божьей коровки)

«Вершки и корешки».

Задачи:

Познакомить с разнообразием растений . Развивать умение анализировать, сравнивать Развивать интерес к природе.

Оборудование:

У детей листы формата А4 ( по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений.
В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками.Выигрывает тот кто быстро и правильно справится с заданием.

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Фонетические игры.

1. Передай скороговорку

Цель – отработать чёткость произношения

Несколько команд по 5-10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух.

Скороговорки.

1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

2. На дворе трава, на траве дрова.

3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

4. Водовоз вез воду из-под водопровода.

5. Архип осип. Осип охрип.

6. Щетинки у чушки, чешуя у щучки.

7. Ушел косой козел с козой.

8. Прохор и Пахом ехали верхом.

9. Клади уголь в угол и т.д.

 

Глухие телефоны

Цель– отработать чистоту произношения

Дети усаживаются в ряд, ведущий говорит скороговорку на ухо первому, который повторяет ее соседу и т.д. Когда текст передан по цепочке, ведущий спрашивает, что каждый слышал. Ошибившийся выходит из игры.

Скороговорки.

1. На машине мышь и Нина - вот какая мешанина.

2. Хороши в Шексне ерши, щуки тоже хороши.

3. Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.

4. У маленькой Сани сани едут сами.

5. Везет Сеня с Саней Соню на санях.

6. У сени и Сани в сетях сом с усами.

7. Звонит звонок, звонок зовет.

8. Заржавел железный замок и т.д.

 

Угадай первый звук

Цель - развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова.

В произнесенных учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.

 

4. Придумайте новое слово

Цель – развивать фонематический слух и расширять словарный запаса учащихся.

Дополните предложенные сочетания букв до слов.

(я) --- мы Оскол ---(ок)

(кума)---ч (С,ото)----прут

кама---(ринская) (и,Бо)----рис

(за,у,)---дача (и)----волга

Заря ---(д) рыба----(лка,к)

Пол....(ено,ка) Бор----(т,овик,ьба)

 

Что нарисовано?

Цель- учить правильно ставить ударения в словах.

Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесенное слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофер, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свекла.

 

Исправь ошибку поэта

Цель - учить выделять звук из слова, учить производить звуковой анализ слова, учить различать согласные звуки по звучанию.

Исправьте предложение:

У вратаря большой улов - влетело в сетку пять волов.

Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая пушки.

Пугал крестьян окрестных сёл паривший в воздухе осёл.

Над тихим озером росла пышноголовая метла.

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.

Волкам и беркутам на страх кабан пасет овец в горах.

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку и т.д.

 

Поэт напутал, поправь его

Цель –учить различать согласные и гласные звуки, а также слова, отличающиеся одним звуком.

Учитель медленно читает стихотворение «Чудеса» А. Санина, дети замечают ошибку и хором исправляют ее.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка

Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот

Начал дружно таять мед.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Путник в город шел мешком...

Вы слыхали о таком?

Кто не верит в чудеса,

Убедиться может сам.

 

Составь слово из слогов

Цель –учить анализировать слоговую структуру слова.

Учитель читает стихотворение «Врун» Д. Хармса с остановками в нужном месте (отмечено точками). Дети хором произносят угаданное слово.

А вы знаете что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у.....моего

Было сорок сыновей?

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что ... пустолайки

Научилися летать?

А вы знаете, что НА?

А вы знаете, что БЕ?

Что .... вместо солнца

Скоро будет колесо?

А вы знаете, что ПОД?

А вы знаете, что МО?

А вы знаете, что РЕМ?

 

Допиши стихотворение

Цель – учить анализировать звуковой состав слова и выделять новое слово в данном.

Вариант 1. Первые четыре строки стихотворения «Эхо» Е.Ф.Трутневой учитель читает полностью, а следующие - до скобки. Дети хором добавляют конечное слово.

За рекой то тут, то там

Кто-то бродит по кустам.

Эхо, эхо, эхо ты?

Отвечает эхо: «Ты-ы!»

Я пойду, а ты сиди!

Эхо мне в ответ: («Иди-и-и!»).

Перееду за реку!

Эхо мне в ответ: («Ку-ку»)

И найду тебя в кустах!

Отвечает эхо: («А-ах!»)

От меня не убежишь!

Отвечает эхо: («Ши-ш-ш!»)

 

Вариант 2. Найдите слово, которое повторило эхо, отбросив несколько первых

букв из последнего слова и повторите 3 раза. Первый пример читаем хором.

Замели метели ...(ели,ели,ели)

Мчаться от двустволки.... (волки,волки,волки)

В инее дубочки ....(бочки,бочки,бочки)

Заперли засовы ....(совы,совы,совы)

Начинают тигры ....(игры,игры,игры)

Рак купил картину ..... (тину,тину,тину).

 

Телеграф

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова и расширять словарный запас.

Учащийся поизносит первый слог в задуманном им слове, а следующие за названным обозначает хлопками. Например, не - (один бо хлопок), ко - (два ро-ва хлопка). Угадавший слово задумывает следующее.

 

Поймай конец и продолжай

Цель– учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Последний слог в произнесенном слове является первым в следующем слове. Например: сады-дыра-рамы-мыши-шишка-...

 

Какой звук чаще звучит? (чистоговорки)

Цель— развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать.

Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся.

Клим из Клина ехал в Крым У Аграфены и Арины

Ким из Крыма ехал в Клин (К) Растут герань и георгины (Г)

 

Боря Ире дал ириску Черепаха не скучая,

Ира Боре - барбариску (Б) Час сидит за чашкой чая (Ч)

 

Над крышею груша У елки иголки колки

На груше Андрюша (Ш) Сорок сорок ели сырок (С)

 

Испекла Иришка куклам по коврижке

Нравятся коврижки Кришке и Маришке (Ш) и т.д.

 

Лото

Цель -учить различать слова, отличные по одному звуку, соотносить слова с предметной картинкой, его заменяющей.

Учитель произносит слово, ученики находят к нему картинку и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т.п.

 

 

Слова – « перевёртыши»

Цель - развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.

Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон,мир-Рим,кот-ток и т.д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.

 

Какой звук пропал в слове?

Цель - развивать фонематический слух, учить подбирать слова-рифмы, учить осознавать словесный состав предложения.

Учитель читает текст, дети хором его дополняют словом - рифмой:

Написал письмо я зайке, На аренду вышли ... игры,

Но забыл приклеить . ..арки. Мы от страха все притихли

Землю роет старый к...от, В зоопарке живет с...он,

Под землею он живет. Словно дом огромен он.

Нам темно. Мы просим папу Серый вол... голодный, злой,

Нам включить поярче ла…пу. Бродит по лесу зимой.

Прыгал птенчик по дорожке Подарили нам игрушки,

И клевал большие к...ошки. Целый день стреляли ...ушки.

Мама кукле шар... вязала

Ей Наташа помогала.

Своей младшей дочке Тосе

Заплетала мама ....осы.

 

Допиши стихотворения

Цель – учить подбирать слова-рифмы, созвучные с данным, осознавать словесный состав предложения.

Учитель читает стихотворение, замолкая в нужном месте (отмечено точками), дети отгадывают пропущенное слово.

«Очень страшная история»

Д.Хармс.

Доедая с маслом булку,

Братья шли по …(переулку)

Вдруг на них из закоулка

Пёс большой залаял…(гулко).

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас… (напасть).

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в … (пасть)»

Всё окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало …(ясно)

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою …(булку).

 

«Очень – очень вкусный пирог»

Н.Гернет и Д. Хармс.

Я захотел устроить бал.

И я гостей к себе …(позвал)

Купил муку, купил творог.

Испёк рассыпчатый …(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости …(не идут)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек …(откусил)

Потом придвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …(съел).

Когда же гости подошли

То даже крошки не нашли.

 

Подбери слово

Цель –учить проводить фонетический разбор, расширять словарный запас.

Учитель показывает графическую схему слова, дети к ней подбирают слова. Побеждает тот, кто больше подберёт слов.

 

       

Например:

 

(стол, рыба окно, трон).

Можно усложнить условие: пометить - гласный звук [один, два (на усмотрение) квадратика]. Самый сложный вариант – дать полностью звуковую схему слова:

- гласный

 

 

-мягкий сонорный согласный; - твёрдый сонорный согласный;

 

       
   


- мягкий парный звонкий согласный; - твёрдый парный звонкий согласный; зву

 

 

- мягкий парный глухой согласный; - твёрдый парный глухой согласный;

 

       
   


- мягкий непарный глухой согласный; - твёрдый непарный глухой согласный.

       
   

 

 


Какие слова?

Цель– учить различать звуки в близких по звучанию словах.

Найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой.

С. Скаченков.

Делом нужным занят грач:

Ходит полем, словно врач,

Пашни лечит он, поля…

- Где болит, скажи земля?

Назовите другие слова, которые отличаются одной буквой. Какие звуки они обозначают?

 

Замени одну букву другой

Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах, производить замену звука в словах для получения нового слова.

Запишите столбиком слова: сом, сын, жук

Вместо одной буквы - любой (первой, второй, третьей) - поставьте другую так,

чтобы получилось новое слово.

Например, сом - сон - сын - сыр

сом - сам - гам - газ и т.д.

 

Букву в клетку

Цель– учить различать слова, сходной звуковой структуры.

Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились разные слова.

 

Б а К  
Б е К  
Б у К  
Б ы К  
   
к А р А в А й
с А р А ф А н
б А р А б А н
т А р А к А н
                   

 

По слогам

Цель - учить анализировать слоговую структуру слова.

Один ученик произносит первый слог слова, другой - второй слог... И так до тех пор, пока не получается слово. Слоги следует записывать.

(МО ----то----цикл

----ло----ко

----ро----женое

----роз

----ряк)

 

Вариант игры - бросать мяч друг другу, называя слог.

 

Пять слов

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Вариант 1. Подберите по пять слов:

в первом - один слог,

во втором - два,

в третьем - три,

в четвертом - четыре,

в пятом - пять.

Отвечать можно лишь тогда, когда подобрал все пять слов.

 

Вариант 2. Черточки - это слоги. Постройте лесенку из 5 слов.

---

---- -----

---- ------- ---------

------ -------- --------- --------

------ -------- ---------- ------- ---------

 

Вариант 3. Черточки - это буквы в слове.

Ц -- -- --

-- Ц -- -- --

-- -- Ц --

-- -- -- Ц --

-- -- -- -- Ц

 

 

Интересные слова

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, развивать словотворчество.

Даны два слова «рука» и «кора» и шесть слогов: бу-, чок-, жу -, ну-, баш-, сал-

Какие получатся слова, если вставить эти слоги ? (рука - баш- рубашка, кора - ну - конура)

Музыкальные слова

Цель– учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Придумайте слова с нотой ЛЯ (до, ми, и т.д.)

 

Хитрые слова

Цель - учить различать семантику слова в зависимости от ударения в нем.

Учитель показывает слова, дети читают его, правильно ставя ударение. Затем с каждым словом составляют предложение:

замок кружки стрелки

 

Графические игры

Допишите элемент до буквы

Цель – научить узнавать букву по её внешнему облику, научить печатать буквы.

Какие буквы содержат предложенный элемент?

           
     

 

 


2. В предложенной картинке найти предметы, названия которых
начинаются с букв: 3, К, И, А...

Цель- учить обозначать звук буквой.

 

3. Напишите буквы, из которых состоит слово «мир», одну под другой.
Возле каждой буквы продолжите такие слова, которые образуют
предложение:

Мальчик

Интересно

Рассказывает

Цель– учить производить звукобуквенный анализ слова, подбирать слова по заданной букве, анализировать словесный состав предложения.

4. Напишите буквы, из которых состоит слово «дом», одну под другой.
Возле каждой буквы допишите слово:

Дорога

Окно

Мыло

Цель– учить делать звукобуквенный анализ слова, развивать словотворчество.

5. Загадки — шарады

Цель -учитьпроизводить звукобуквенный анализ слова, различать слова близкие по звучанию, но отличающиеся одной буквой, переводить звук в букву.

Решите шарады:

 

Ко РТУ приставьте букву К

И вы получите зверька.

(Крот)

 

С Л холодный я и гладкий.

С М душистый я и сладкий.

(лед, мед)

 

С Ы мы мчим вас, что есть мочи.

С У мы ноги ваши мочим.

(Лыжи, лужи)

 

Я - пространственное тело,

И не сложен я с натуры.

Если ж вставить «Л» умело,

Стану домом я культуры.

(куб - клуб)

 

Чтоб поддерживать скворечню

Иль антенну - я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь.

(шест - шесть)

 

Я - важная деталь судна,

И без меня оно по воле ветра мчится.

А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,

То я простая денежная единица.

(руль - рубль)

 

С «Е» покажет где, откуда.

С «А» разносится повсюду.

С «И» есть ягода большая,

В августе ей угощают.

(слева - слава - слива)

 

6. По первым буквам нарисованных предметов (вместо названий использовать картинки) прочитайте имена веселых человечков (героев сказок) по вертикали.

Цель – учить делать звукобуквенный анализ слова, составлять слова из букв.

Ключ

Азбука

Рыба

Аист

Ножницы

Дом

Арбуз

Шар

 

Барабан

Утюг

Рыба

Арбуз

Топор

Иголка

Ножницы

Очки

 

7. Вспомните слова из четырех букв, заканчивающихся на «А» и впишите их в клетки.

Цель– учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуру

 

р а м А
и г л
п е н
в е н
т е м

8. Даны названия различных предметов (можно использовать картинки). Нужно расположить их в алфавитном порядке,прочитать, потом назвать по памяти.

Цель– закрепить знание алфавита.


Часы Вилка


Книга Яблоко


Диван Огурец


9. Впишите в клеточку ту букву из каждого слова, которая указана цифрой.

Прочитайте полученное слово.

Цель– учить производить звукобуквенный анализ слова, учить составлять новое слово из букв

 

Лист Мир Куча Дом

4 3 2 1

Т Р У Д

10.Замените проставленные в клеточках цифры на буквы,которые им соответствуют по предложенному коду, и прочтете пословицу. Объясните, что она обозначает и когда ее можно применять.

Цель– учить составлять слова из букв.

8 -14- 9 - 6 - 3 - 7 9 - 4 4 – 10 – 11 – 2 – 12 10 – 13 – 12 – 7 – 1 – 5 - 7

(Цыплят по осени считают).

Код:

А - 1 Ч - 13

Ц - 8 П - 9 С- 10
Е - 11 И - 12 Ы -14

Н - 2 Л - 6

Я - 3 Ю - 5

О - 4 Т - 7

 

11. Загадкау меня к вам есть

Загадка не простая:

Какую букву можно есть,

Когда она пустая?

(ка-пуста).

Какое слово состоит из полубуквы?

(пол-ка).

Цель– закрепить название букв.

12.Вот какие чудесные квадратыпридумали давным-давно дети и послали в журнал «Чиж»

Цель– учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуры.

 

Ч И Ж
И В А
Ж А Р

 

Р И С
И Р А
С А Д

 

К У Б
У Х О
Б О К

 

М Я Ч
Я М А
Ч А Й

 

 

Почему они чудесные? Придумайте такие же.

 

ДОМ ШУМ ПОЛ

ОНА УХА ОСА

МАК МАГ ЛАК

 

ВОТ ОСА ТАЗ

ХОР ОНО РОВ

КОТ ОНО ТОМ

 

13 .Впишите семь правильных ответов на загадки в вертикальные столбики.

Цель– закреплять умение производить звукобуквенный анализ слов, переводить звук в букву.

Б А Р А Б А Н
Е Р А А К О
Л Б Д Б Б В Ж
К У У У А Н
А Г К Ч Р И
  А А К И Ц
    А У Ы
  М  

 

1. В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле, живет в тепле?

 

2. Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

 

3. Разноцветное коромысло, над рекою повисло.

 

4. Как называется, ты знаешь,

Но подскажем мы тебе:

В ней 33 родные буквы,

Которые узнал ты в букваре.

 

5. Не птичка, а с крыльями

Не самолет, а летает.

 

6. У стеклянных берегов,

Не бывает рыбаков.

 

  1. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.

 

Теперь в верхней горизонтальной линии прочитайте ответ еще на одну загадку:

Не гром, а гремит,

Но тем и знаменит.

 

Головоломка

Цель– учить анализировать графическую структуру букв.

Составьте любое слово из букв большого формата, например, ДОМ, а теперь разрежьте их на две части. Игра готова. Детям нужно сложить буквы и потом составить их них слово.

 
 

15.Буквы спрятались Цель– учить анализировать графическую структуру букв. Найти знакомые буквы на рисунке.

 
 

Проделки Ветродува

Цель – учить конструировать слова из слогов.

Подбери слова из слогов: бе, вик, гру, ре, да, зо, то, за, под, ше. (береза, груда, грузовик, подберезовик, решето).

Буквенные ребусы

Цель– учить анализировать звуковую структуру слов.

Составьте новое слово.

А У

Л У К С Т О Л

Спрятанные слова

Цель– учить анализировать звукобуквенный состав слова и развивать словотворчество

Найди слова в слове:

БОЛОТО(лото, болт)

ГАСТРОНОМ(астроном, гном, трон, ром, гром)

 

Лексические игры

 

Какие это предметы

Цель - уточнить семантику слова, его лексическую роль в речи.

Дай быстрый и точный ответ

Про каждый рисунок - предмет:

Кто сделал его, из чего

И где он нужнее всего? (игла, крючок, нитки, лопата и др.)

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.068 с.)