Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра судебной медицины и права

Поиск

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО СтГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ)

КАФЕДРА СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ И ПРАВА

 

 

Утверждаю

Заведующий кафедрой

К.м.н. А.В. Копылов

«____»____________ 2015г.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов 2 курса направления подготовки для специальности

31.05.02 – Педиатрия по учебной дисциплине «Правоведение»

Тема № 16. Правовые аспекты отдельных видов медицинской помощи

 

 

Обсуждена на заседании кафедры судебной медицины и права

«____»_____________2015 г.

Протокол №___

 

Методическая разработка составлена

ст. преподавателем кафедры,

к.ю.н. Кулькина И.В.

_________________________

«____» ______________ 2015 г.

 

 

г. Ставрополь, 2015

Тема № 16. Правовые аспекты отдельных видов медицинской помощи

Учебные вопросы занятия:

1.Правовой режим лицензирования и аккредитации в сфере здравоохранения

2. Правовые аспекты трансплантации органов и тканей человека в Российской Федерации.

3. Правовое регулирование репродуктивной деятельности человека.

4. Сравнительно – правовая характеристика видов медицинских экспертиз.

Место проведения занятия – Учебная аудитория.

Материально-лабораторное обеспечение: мультимедийное оборудование.

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии.

б) частные цели – уяснить принципы реализации правовых гарантий прав граждан в сфере здравоохранения и способы и варианты осуществления законодательно-гарантированных прав пациентов.

 

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

 

З Н А Т Ь:

- различать правовые режимы аккредитации и лицензирования;

- определять вид наказания за оказание медицинских услуг без лицензии;

- различать правовые условия трансплантации от трупа и живого донора;

- определять объекты трансплантации, на которые распространяется действующее законодательство;

- различать юридические последствия применения различных методов вспомогательных репродуктивных технологий;

- отличать законное и незаконное производство аборта;

- осуществлять документальное сопровождение основных этапов проведения различных видов медицинских экспертиз.

 

У М Е Т Ь:

- определять и формулировать цели и задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, руководствуясь нормативно-правовой документацией;

- анализировать свою профессиональную деятельность с позиции действующих нормативно-правовых актов;

- применять практические навыки при реализации своих гражданских и профессиональных прав и обязанностей;

- проводить правовой анализ ситуаций, требующих соответствующего правового решения.

 

ВЛАДЕТЬ:

- методиками толкования нормативных правовых актов и их отдельных норм в правовых системах современности;

- практическим анализом логики различного рода рассуждений.

 

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК- 3);

- способностью использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности (ОПК-3);

- готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека (ПК-7).

 

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- о правовом режиме лицензирования и аккредитации в сфере здравоохранения;

- о правовых аспектах трансплантации органов и тканей человека в России;

- о правовом регулировании репродуктивной деятельности человека;

- о сравнительно – правовой характеристике видов медицинских экспертиз.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Балашов, А. И. Правоведение [Текст]: учеб. для студ. вузов / А. И. Балашов, Г. П.

Рудаков. - 5-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.

2. Экологическое право [Текст]: учеб. для бакалавров / под ред. С. А. Боголюбова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 492 с.

3. Международное право [Текст]: учеб. для вузов / Л. П. Ануфриева, Г. М. Мелков, В. П. Панов [и др.]; отв. ред. Г. М. Мелков. - М.: РИОР, 2012. - 720 с.

4. Волков, А.М. Административное право [Текст]: учеб. для вузов / А. М. Волков, А. С. Дугенец. - М.: ИД "Форум", 2012. - 288 с.

5. Васильева, С.В. Конституционное право России [Текст]: учеб. для вузов / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. - Изд. 2 - е, перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2011. - 560 с.

6. Трудовое право Российской Федерации [Текст]: учеб. / М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков, М.В. Мархгейм, И.А. Грабовский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 491 с.

Дополнительная

1. Шумилов, В. М. Правоведение [Текст]: учеб. для бакалавров / В. М. Шумилов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 423 с.

2. Леонтьев, О. В. Правовое обеспечение медицинской деятельности [Текст]: учеб. для студ. ссузов / О. В. Леонтьев. - СПб.: СпецЛит, 2013. - 142 с.

3. Право [Текст]: учеб. для студ. вузов / под ред. С. Г. Киселева. - М.: Юрайт, 2013. - 632 с.

4. Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для

бакалавров / под ред. А. Я. Капустина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 382 с.

5. Близнец, И. А. Авторское право и смежные права [Текст]: учеб. / И. А. Близнец, К.

Б. Леонтьев; под ред. И. А. Близнеца. - М.: Проспект, 2013. - 416 с.

6. Гусов, К. Н. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / К. Н. Гусов, О. А. Шевченко. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2011. - 152 с.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

При подготовке к данному занятию

Проработайте рекомендованную литературу по данному разделу дисциплины. Обратите внимание на понятие, систему и виды нормативного регулирования общественных отношений.

Ответьте на следующие вопросы:

1.Правовой режим лицензирования и аккредитации в сфере здравоохранения

2. Правовые аспекты трансплантации органов и тканей человека в Российской Федерации.

3. Правовое регулирование репродуктивной деятельности человека.

4. Сравнительно – правовая характеристика видов медицинских экспертиз.

 

Данное занятие имеет особое место в работе по овладению положениями действующего законодательства, основными правилами анализа правовых норм и правильного их применения.

Ситуационная задача № 1

Условие задачи

Поздно вечером в городскую клиническую больницу поступил мужчина 35 лет с тяжелой черепно-мозговой травмой, полученной в результате дорожно-транспортного происшествия. После безуспешного проведения реанимационных мероприятий врач-реаниматолог вызвал бригаду трансплантологов, с которыми им была констатирована смерть головного мозга. После этого врачи-трансплантологи, не дождавшись судебно-медицинского эксперта, изъяли сердце, почки и печень. На следующий день, узнав о случившемся, жена и родители потерпевшего обратились с жалобой на то, что больницей не было получено их согласие на изъятие органов у их родственника, к главному врачу больницы.

Вопросы к задаче

1. Какие положения Закона о трансплантации органов и тканей человека были нарушены?

2. Что является основанием для изъятия органов и тканей у человека?

3. В каком составе должна была быть проведена констатация смерти потенциального донора?

4. Кого должен был уведомить врач-реаниматолог о возможности изъятия органов?

5. Какова роль судебно-медицинского эксперта в процессе изъятия органа или ткани для трансплантации?

6. К каким видам ответственности можно привлечь врача-реаниматолога?

Ситуационная задача № 2

Условие задачи:

Студент медицинского института К., работающий по срочному трудовому договору в фармацевтической компании, не смог договориться с администрацией фирмы о предоставлении ему досрочного отпуска. Тогда он обратился к своему сокурснику Н., работающему фельдшером на станции скорой помощи с просьбой помочь ему оформить больничный лист на это время. Товарищи заполнили бланк листка нетрудоспособности, фельдшеру удалось поставить на нем печать станции скорой помощи.

Вопросы к задаче:

1. Имел ли право фельдшер скорой помощи выдать листок нетрудоспособности?

2. Сотрудники каких медицинских учреждений имеют право выдавать листки нетрудоспособности?

3. В каких случаях выдается больничный лист?

Ситуационная задача № 3

Условие задачи:

В районном военкомате при первоначальной постановке на воинский учет будущие призывники проходили медицинское освидетельствование у следующих специалистов: хирурга, терапевта, невропатолога, окулиста, отоларинголога, стоматолога и уролога. Врачи специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан давали заключения о годности к военной службе.

Вопросы к задаче:

1. Имел ли право данный состав специалистов, осуществляющий медицинское освидетельствование граждан выдавать заключения о годности к военной службе?

2. Какие специалисты должны участвовать в медицинском освидетельствование граждан в данном случае?

3. Кто утверждает персональный состав врачей – специалистов, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет?

Ситуационная задача № 4

Условие задачи

Молодая женщина рассказала врачу-гинекологу, что собирается завести семью, но недавно имела связь с другим мужчиной, забеременела и просит произвести аборт в полной тайне. За определенное вознаграждение врач и медсестра квартире последней взялись произвести эту операцию. Из отделения заранее были принесены все необходимые инструменты и медикаменты. Во время вмешательства они поняли, что инструмент, повредив стенку матки, попал в брюшную полость. Врач, испугавшись воспаления брюшины и гибели женщины, сделала необходимые уколы и отправила ее в городскую больницу. В больнице женщине сделали срочную операцию, но при этом пришлось удалить матку, чтобы остановить кровотечение. Узнав о том, что никогда не сможет рожать, пострадавшая в потрясении нарушила обещание молчания.

Вопросы к задаче

1. Какие условия предусмотрены действующим законодательством для проведения операции по прерыванию беременности?

2. Представляют ли действия врача и медсестры состав преступления, предусмотренный ст.123 УК РФ?

3. По каким статьям УК РФ следует квалифицировать действие врача и медсестры?

4. Является ли то обстоятельство, что врач пыталась спасти женщину обстоятельством, исключающим преступность деяния?

Ситуационная задача № 5

Условие задачи

Дежурный врач-хирург в вечернее время в приемном отделении произвел аборт своей знакомой - женщине 32 лет при сроке беременности 11 недель. Обследование женщины и оформление медицинских документов не проводилось. Спустя 2 часа женщина уехала домой. Через 6 часов после операции «скорой помощью» в тяжелом состоянии она была доставлена в больницу. Несмотря на лечебные мероприятия, наступила смерть больной от острой кровопотери.

Вопросы к задаче

1. Нарушены ли основания для проведения операции по прерыванию беременности?

2. В какой статье УК РФ предусмотрен состав описанного деяния?

3. Есть ли основания для привлечения к уголовной ответственности врача-хирурга, проводивший аборт?

4. Изменилось ли бы основание для привлечения к уголовной ответственности в случае, если бы смерть больной не наступила?

Ситуационная задача № 6

Условие задачи

В частной клинике, получившей лицензию на осуществление медицинской деятельности проводили экспресс - диагностику анализов, полагая, что это не является диагностическими мероприятиями. Следовательно, получения лицензии навыполнение работ и услуг по лабораторной диагностике получать не требуется.

Вопросы к задаче:

1. Есть ли необходимость в получении дополнительной лицензии на занятие указанной деятельностью?

2. В каком нормативно-правовом акте перечислены работы и услуги, подлежащих лицензированию?

3. Есть ли основания для наступления того или иного вида юридической ответственности?

Ситуационная задача № 7

Условие задачи

В частной стоматологической клинике закончился срок лицензии на оказание соответствующих медицинских услуг. Вместе с тем документы на получение лицензии направлены в лицензионные органы. Клиника продолжала работать и оказывать стоматологическую помощь в прежнем объеме.

Вопросы к задаче:

1. Могла ли клиника оказывать стоматологические услуги в данной ситуации?

2. Каков порядок переоформления лицензии по истечении срока ее действия?

Ситуационная задача № 8

Условие задачи

Многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, год назад продлило лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Должностные лица лицензирующих органов пришли в данное ЛПУ с проверкой и, обнаружив некоторые недостатки организационного характера, составили акт, отразив данные нарушения.

Руководитель медицинского учреждения знал, что проверка соблюдения всех лицензионных требований проводиться лицензирующими органами не чаще одного раза в 2 года. Исходя из этого, он счел действия должностных лиц незаконными и отказался выполнять их предписания по устранению данных нарушений.

Вопросы к задаче:

1. Правомерны ли действия должностных лиц лицензирующих органов?

2. Могут ли проводиться внеплановые проверки соблюдения лицензионных требований и условий?

3. Как должны быть оформлены результаты проверки?

Тестовые задания

1.Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу лицензий на осуществление медицинской деятельности является:

1. Министерство здравоохранения и социального развития

2. Федеральная служба по здравоохранению и социальному развитию

3. Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия населения

Лицензия – это

1. документ, подтверждающий соблюдение в медицинском учреждении всех санитарно-эпидемиологических норм

2. это государственное разрешение медицинскому учреждению осуществлять определенные виды медицинской деятельности и услуг

3. документ, подтверждающий квалификационные требования медицинского работника

3. Срок действия лицензии составляет:

1. 5 лет

2. 3 года

3. 10 лет

4. Лицензиат это:

1. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности

2. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

3. врач частной практики

5. Стаж работы по лицензируемой деятельности для индивидуального предпринимателя должен составлять:

1. не менее 5 лет

2. не менее 2 лет

3. не менее 10 лет

Требования, предъявляемые к суррогатным матерям, включают в себя

1. возраст от 20 до 35 лет; наличие собственного здорового ребенка; наличие генетической связи с одним из будущих родителей ребенка; психическое и соматическое здоровье; прохождение медицинского обследования

2. возраст от 20 до 35 лет; наличие собственного здорового ребенка; прохождение медицинского обследования

3. психическое и соматическое здоровье.

22. Видами медицинской экспертизы являются:

1. патолого-анатомическое вскрытие;

2. экспертиза временной нетрудоспособности;

3. медико-социальная экспертиза;

4. военно-врачебная экспертиза;

5. судебно-психологическая экспертиза;

6. судебно-медицинская экспертиза.

23. Поводом экспертизы временной нетрудоспособности является:

1. болезнь;

2. увечье;

3. необходимость установить причину инвалидности;

4. беременность;

5. роды;

6. необходимость ухода за больным членом семьи;

7. протезирование;

8. санаторно-курортное лечение.

24. Формальным (юридическим) основанием производства судебно-медицинской экспертизы является:

1. определение суда;

2. направление лица, производящего дознание;

3. постановление лица, производящего дознание;

4. постановление следователя;

5. постановление прокурора;

6. направление территориального органа управления здравоохранением.

25.Заключения учреждений, производивших судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу:

1. могут быть обжалованы в суд;

2. не могут быть обжалованы в суд.

26. При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза следующего вида:

1. медико-социальная экспертиза;

2. военно-врачебная экспертиза;

3. судебно-медицинская экспертиза;

4. патолого-анатомическое вскрытие;

5. экспертиза временной нетрудоспособности.

 

2. По выполнению программы учебного занятия:

В рабочую тетрадь запишите:

термины и определения, которые были не поняты при изучении раздела;

вопросы, которые возникли при изучении раздела.

Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО СтГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ)

КАФЕДРА СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ И ПРАВА

 

 

Утверждаю

Заведующий кафедрой

К.м.н. А.В. Копылов

«____»____________ 2015г.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов 2 курса направления подготовки для специальности

31.05.02 – Педиатрия по учебной дисциплине «Правоведение»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.223 (0.009 с.)