Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть II. Использование диаграмм.

Поиск

В этой части мы подробно рассмотрим 80 диаграмм. Диаграммы разделены на пять групп по типам сравнения: покомпонентные, позиционные, временные, частотные и корреляционные. Группа временных сравнений подразделяется на сегменты: отдельно гистограммы, линейчатые диаграммы и комбинации этих двух типов. В каждой секции диаграммы расположены по нарастающей сложности - от одной круговой диаграммы на слайде до множества. Примечание: Все диаграммы в этой книге основаны на вымышленных данных. Они предназначены для иллюстрации и не могут быть использованы как исходный материал для работы.

ЗАГОЛОВКИ ДИАГРАММ

Чтобы закрепить навыки шага 1 в процессе подготовки диаграмм (формулирование идеи), во всех примерах включены заголовки, которые выражают основную идею диаграммы. На практике иногда требуется составлять диаграммы без заголовков. К примеру, когда место ограничено, заголовки включаются только в текст доклада, а на самих слайдах не указываются. Однако это не означает, что сам этап формулирования идеи можно опустить: решая, что именно показать, какой момент выделить, вы определяете тип используемой диаграммы.

ДВОЙНОЕ СРАВНЕНИЕ

Вы заметите, что в некоторых примерах диаграммы выглядят так, как будто принадлежат к другому разделу. Это сделано потому, что иногда та идея, которую вы сформулировали на основе анализа данных, требует двойного сравнения, например, позиционного и покомпонентного или временного и позиционного. В таких случаях необходимо решить, какое сравнение первично, а какое вторично. Разберем в качестве примера следующую фразу, содержащую и временное, и позиционное сравнение: "По прогнозам, в течение следующих 10 лет объем продаж увеличится, однако роста прибыли может не произойти". Первая часть фразы - временное сравнение. Однако утверждение "роста прибыли может не произойти" добавляет еще одно, позиционное сравнение. Другими словами, нас интересует не только изменение объема продаж за некий период (временное сравнение), но и сравнение поведения показателей - продаж (позиция 1) и прибыли (позиция 2). Однако первичным является временное сравнение, поэтому мы используем базовый тип диаграммы, наиболее подходящий для временного сравнения. В данном случае лучше всего подойдет график с отдельной линией для каждой позиции. В наших примерах такие двойные диаграммы включены в разделы в соответствии с тем сравнением, которое я определил как первичное.

ШКАЛЫ

Величины на шкалах не указываются, так как характер и значения данных, использованных для диаграмм (например, объем продаж в тысячах долларов), для наших целей не существенны. Конечно, на практике величины на шкалах применяют, однако их отсутствие не должно мешать пониманию взаимосвязей, показанных на диаграмме. На самом деле, убрав шкалы, вы можете с успехом проверить, наглядны ли составленные вами диаграммы, четко ли они передают основную идею.

Однако это не означает, что шкалы не играют важной роли в составлении диаграмм[4]. Напротив, неправильная шкала может случайно или, хуже того, намеренно ввести аудиторию в заблуждение. Вот крайние примеры и того, и другого.

В примере 1 диаграмма слева показывает изменения прибыли за последние пять лет. При беглом взгляде на диаграмму создается впечатление, что прибыль падает. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживаются четыре ошибки: (1) годы расположены в обратном порядке, от самого последнего слева к самого раннему справа (перенос из ежегодных отчетов, где самые свежие данные помещают слева, чтобы привлечь к ним внимание); (2) нижние 20 пунктов по вертикальной оси опущены; (3) колонки нарисованы трехмерными, поэтому трудно понять, как оценивать их высоту - спереди или сзади; (4) линии разметки нарисованы в перспективе. Все вместе создает картину упадка компании, что не соответствует действительности.

Пример ►1

Жаль акционеров. На правой диаграмме мы сразу четко видим, что прибыль растет.

В примере 2 линии разметки, нарисованные в перспективе, создают впечатление, что продажи растут. Это неверно, как мы можем видеть на правой диаграмме.

Суть в том, что диаграмма - это рисунок, на котором изображены взаимосвязи, и этот рисунок имеет первостепенное значение. Все остальное - заголовки, отметки, шкалы - только называет и поясняет рисунок. Самое важное в изображении - это полученное впечатление. Выбор шкалы является важным инструментом, помогающим создать нужное впечатление. Вот пример того, насколько серьезна роль шкалы в формировании представления об основной идее диаграммы. Какой рисунок вы выберете - А или Б?

Нетрудно ответить: "Что-то среднее". Однако и этот ответ может оказаться неверным. Решение должно опираться на ваше профессиональное понимание роли изменений. В отличие от изменения цены напольной плитки на один цент изменение в 1 тыс. долларов в многомиллионном контракте может оказаться несущественным. Сообразуясь с этим, следует выбирать шкалу для отображения вашего представления о роли того или иного изменения: возможно, левый рисунок подойдет для контрактов, а правый - для напольной плитки.

Чтобы диаграммы правильно передавали вашу оценку роли тех или иных изменений, учитывайте факторы, влияющие на рисунок:

Форма диаграммы - от низкой и широкой до узкой и высокой.

Различные шкалы - от 0 до 5, от 0 до 10 или от 0 до 25.

Эти и другие важные моменты, связанные со шкалами, рассматриваются в комментарии к диаграммам в данной главе.

Покомпонентное сравнение

Показывает размер каждого компонента в процентах от целого

Диаграмма 1 иллюстрирует простейшее - и единственно верное -использование круговой диаграммы: сравнение нескольких компонентов. Для различения компаний использованы четыре оттенка заливки. Самый темный из них отведен компании А, чтобы акцентировать внимание на данных, указанных в заголовке.

Диаграмма 2 показывает два способа привлечения внимания к компоненту: (1) использование более темной заливки и (2) отделение сегмента от остальной части круга. В данном примере компоненты расположены согласно обычному в бизнесе циклу операций.

Так как глаз человека всегда стремится завершить окружность, отсутствие сегмента привлекает внимание к недостающему компоненту, как показано на диаграмме 3. В этом случае недостаточность усилий по развитию нового бизнеса показана отсутствием сегмента. Стрелка привлекает дополнительное внимание к сектору.

Диаграмма 4 противоречит правилу использования не более шести компонентов в круговой диаграмме. В данном случае это сделано для того, чтобы подчеркнуть наличие большого количества агентств. Обратите внимание: определить размер каждого компонента практически невозможно; если это необходимо, лучше отобразите данные в форме таблицы или линейчатой диаграммы (см. диаграммы 12 и 13).

Организация компонентов в двух кругах в зеркальном отображении, как показано на диаграмме 5, дает возможность использовать только один набор подписей. Снимается необходимость повторения меток для каждого круга или использования легенды - взгляд читателя не будет метаться между легендой и соответствующим компонентом. В данном случае мы не следовали двум правилам: (1) размещать первый компонент на линии 12 часов и (2) размещать компоненты в одинаковом порядке.

На диаграмме б для сравнения компонентов используются два круга. При использовании данного приема не усложняйте диаграмму - не более трех компонентов, не более двух кругов. Если вам требуется более двух кругов, лучше обратитесь к гистограмме, нормированной на 100 % (см. диаграмму 40).

Я сомневался, включать ли диаграмму 7, так как она будет наглядной только при использовании двух и не более компонентов, и даже в этом случае заливка может запутать аудиторию. Однако если не усложнять диаграмму, как показано в примере, она будет запоминающейся. Если вы сомневаетесь, используйте лучше более традиционные две группы столбцов, нормированных на 100 %.

Использование отдельного круга для каждого региона, как в диаграмме 8, показывает и долю компании в каждом регионе, и различия от региона к региону. Можно использовать и нормированные на 100 % линейки (см. диаграмму 21), но представление данных в виде кругов для симуляции географического положения регионов повышает наглядность презентации.

Диаграмма 9 иллюстрирует, что при необходимости показать соотношение между компонентами нескольких целых лучше использовать столбцы или линейки, нормированные на 100 %. Такой рисунок часто называют "диаграммой 20/80".Здесь показано, что хотя на более опытных агентов приходится меньший процент продаж, заключаемые ими сделки приносят основную часть прибыли.

Как показано на диаграмме 10, используя гистограмму, нормированную на 100 %, вы сможете сравнивать более двух позиций и компонентов. Однако не стоит применять более трех компонентов в каждой позиции, так как это может затруднить восприятие. Диаграммы 9 и 10 могут быть и линейчатыми, однако приведенная схема используются чаще.

Диаграмма 11 совмещает круговую диаграмму с гистограммой, чтобы показать сравнение компонентов целого внутри другого целого: (1) процент работников моложе 30 лет среди всех сотрудников; и (2) процентное распределение по уровню образования среди тех, кто моложе 30.

При использовании такого типа диаграмм всегда начинайте с круговой диаграммы, а не наоборот.

Позиционное сравнение

Показывает расположение объектов относительно друг друга

В линейчатой диаграмме зачастую важен порядок расположения объектов. На диаграмме 12 объекты расположены по нисходящей, чтобы показать ранжирование от лучшего к худшему, а также место клиента. Коэффициент рентабельности продаж клиента выделен при помощи более темной заливки и другого шрифта для подписи.


Вместо расположения объектов по нисходящей или восходящей в диаграмме 13 используется случайный порядок, чтобы подчеркнуть различие в производительности менеджеров по продажам, как указано в заголовке.

В диаграмме 14 подписи помещены над линейками, а не слева от них. При таком расположении выгоднее используется место, отчего диаграмма выглядит компактнее. Таким образом можно отвести больше пространства горизонтальной шкале, чтобы подчеркнуть важные различия между подразделениями.

Диаграмма 15 - это линейчатая диаграмма отклонений, в которой линейки, расположенные слева от оси (продолженные за нулевую отметку), обозначают отрицательные результаты или неблагоприятные условия. Вертикальная ось отделяет прибыльные подразделения от убыточных. Объекты располагаются по нисходящей - от самых прибыльных к самым убыточным. Чтобы сделать диаграмму компактнее, подписи для прибыльных подразделений расположены слева, а для убыточных - справа.

Диаграмма 16 - это диапазонная линейчатая диаграмма, в которой показан разброс между низкими и высокими значениями, а не только отдельные значения. Используйте такие диаграммы, если требуется отразить значения на концах диапазона вместе с различиями между ними.

Диаграмма 17 - это линейчатая диаграмма, на которой можно сравнить две или более группы линеек. Она дает возможность сравнивать как по вертикали, так и по горизонтали. Сравнивать по вертикали проще, так как значения откладываются от общего основания. Сравнивать по горизонтали сложнее, так как у объектов различные основания. Средние значения можно было бы отметить линейками, однако пунктирные линии, которые пересекают линейку производительности каждой компании, четче показывают, чьи продажи выше среднего, а чьи - ниже.

Диаграмма 18 - это совмещенная линейчатая диаграмма, где сравниваются несколько объектов (заводы 1, 2 и 3) в два момента времени. Данные по разным периодам различаются с помощью заливки. Пунктирные линии и стрелки помогают подчеркнуть направление и величину изменений.

Диаграмма 19 - это особая форма совмещенной линейчатой диаграммы, которая иногда бывает очень эффективна. Наложение линеек друг на друга экономит место по вертикали, помогает акцентировать внимание на ближайшем временном периоде и сосредотачивает внимание на разнице между двумя периодами. В данном примере элементы сравнения расположены по нисходящей в соответствии с величиной разрыва. Их можно было бы расположить и в соответствии с бизнес-циклом: разработка, производство, распределение, продажи.

Обратите внимание: данный прием эффективен только в том случае, если линейка, расположенная на заднем плане, длиннее той, что на переднем для всех элементов. В противном случае линейка на заднем плане кажется тоньше, чем на переднем, что может запутать аудиторию.

Диаграммы 18 и 19 противоречат правилу использования линейчатых диаграмм для того, чтобы показать изменения во времени. Такой метод функционален только для двух временных периодов. Если у вас их больше, используйте гистограммы.

Диаграмма 20 представляет собой линейчатую диаграмму с накоплением. На ней линейки и их компоненты нанесены в соответствии с абсолютными величинами - в долларах, тоннах, количестве покупателей или иных прямых единицах измерения - а не относительными - в процентах.

Обратите внимание, что во всех линейчатых диаграммах, гистограммах и графиках с накоплением необходимо размещать самый важный компонент непосредственно у оси, поскольку только при таком расположении их можно аккуратно сравнивать.

Диаграмма 21 - это нормированная на 100 % линейчатая диаграмма с накоплением. Каждая линейка и ее компоненты нанесены в соответствии с относительной (процентной) величиной компонентов независимо от абсолютных значений. В данном типе диаграмм существует две линии, между которыми следует располагать важные компоненты: одна - слева, соединяющая линейки, другая - справа, прерывистая.

Диаграмма 22 - это скользящая линейчатая диаграмма с накоплением. Ее удобно использовать, когда у вас только два компонента (или две основные группы компонентов). Разделительная линия между двумя сегментами одновременно служит общей осью, благодаря чему компоненты удобно сравнивать. В данном случае линейки нормированы на 100 %, однако можно использовать и абсолютные величины.

В линейчатых диаграммах 23-27 используются стрелки. Они не являются необходимым элементом, но добавляют ощущение направления и движения, что помогает четче донести до аудитории основную идею.

Диаграмма 23, как и 21, является нормированной на 100 % линейчатой диаграммой с накоплением. В данном случае стрелки, отражающие долю ПВХ, подчеркивают идею завоевания рынка, выраженную в заголовке.

Диаграмма 24 может оказаться полезной для визуализации основных моментов отчета о прибылях и убытках. Компоненты, составляющие актив, сбалансированы относительно компонентов пассива. Конечно, линейки можно было бы расположить вертикально, однако предлагаемый вариант предоставляет больше места для подписей слева от линеек.

Диаграмму 25 часто называют "диаграммой источника изменений". Темные стрелки отражают прирост себестоимости на каждом этапе процесса; более светлые сегменты показывают издержки, накопившиеся с предыдущих стадий.

Прием, используемый в диаграмме 26, применяется для демонстрации чувствительности. Эта диаграмма отклонений акцентирует внимание на влиянии изменений в одном или нескольких связанных компонентах на прибыль. Здесь использование динамичных стрелок вместо статичных столбцов подчеркивает как позитивную, так и негативную суть изменений.

Диаграмма 27 является необычной благодаря нетрадиционному использованию шкалы, которая начинается вверху значением 0 %, а заканчивается внизу 100 %. Стрелки подчеркивают масштабы истощения грунтовых вод, при этом указывая на то, какой процент остается доступным. Регионы располагаются от наиболее к наименее пострадавшему.

Диаграмма 28 совмещает круговую диаграмму, демонстрирующую общую картину, с линейчатой, показывающей перечень причин, по которым менеджеры по продажам уходят из компании. Линейка с более темной заливкой привлекает внимание к тому факту, что большинство менеджеров уходят на аналогичные должности в другие компании, а это говорит о проблемах в данной компании.

Временное сравнение

Гистограммы

Показывает изменения во времени

На диаграмме 29 - простая гистограмма, которая подходит для иллюстрации изменений определенных показателей с течением времени. Гистограммы лучше всего применять, когда у вас не более восьми временных периодов.

Когда вы хотите сделать акцент на каком-либо определенном аспекте, используйте особые графические решения - стрелки, линии, штриховку или цвет, как показано на 29, 30, 31 диаграммах. В данной диаграмме стрелка выполняет двойную функцию - фокусирует внимание на 2000 г. и отмечает снижение уровня продаж.

На диаграмме 30 стрелка отмечает рост в период с 1995 по 2001 гг.

На диаграмме 31 для выделения 2000 г. используется более светлая заливка. Таким образом, акцент в первую очередь делается на том, каким был объем продаж в 2000г., а не на том, насколько меньше он был по сравнению с 1999 г. Темную и светлую заливку также можно применять для отделения фактических данных от прогнозных.

Диаграмма 32 демонстрирует сочетание двух графических решений - более темных верхушек колонок и стрелки, которые применяются для того, чтобы выделить величину изменений от года к году и отделить периоды роста от периода спада.

На диаграмме 33 использованы различные методы, позволяющие отделить положительные показатели от отрицательных. 1) Отдельные колонки, отмечающие дефицит или неблагоприятные условия, помещаются ниже оси абсцисс. 2) Используются различные оттенки заливки. 3) Подписи колонок расположены в шахматном порядке.

Диаграммы, подобные 34-й, мы видим на страницах ежедневных газет, когда следим за ситуацией на бирже. Это диапазонная гистограмма, которая делает акцент на разнице между двумя группами значений (в данном случае - самыми верхними и самыми нижними значениями за день), а не просто отражает значения показателей. Линии, пересекающие столбцы, обычно используемые для обозначения среднего уровня высоких или низких показателей, здесь обозначают уровень на момент закрытия торгов в соответствующий день.

На диаграмме 35 состыковываются две гистограммы, находящиеся по разные стороны линии основания. Верхние колонки отражают возрастающее количество буровых установок, а нижние - среднюю глубину бурения. В данном случае колонки, расположенные ниже линии создают ассоциацию с глубиной, а не показывают дефицит или неблагоприятные условия. Кроме того, колонки сужены, что порождает сходство с бурами.

На диаграмме 36 расположены гистограммы для трех показателей, различающихся единицами измерений (количество магазинов и доллары; выручка в сотнях млн. долл. США и прибыль в десятках млн. долл. США). Чтобы сравнивать, нужно перевести абсолютные значения в проценты (или коэффициенты) от базовых значений (в данном случае - значения 2006 г. разделить на значения 2001 г.) и нанести значения 2001 г. на одинаковой высоте. Другими словами, мы предполагаем, что в 2001 г. количество магазинов равнялось выручке и прибыли. Затем наносим на чертеж показатели 2006 г. в соответствии с их процентным возрастанием. В итоге получится "визуальная" коэффициентная диаграмма, позволяющая показать абсолютные значения, тогда как на самом слайде изображаются процентные изменения в пропорции друг к другу.

Наложенные друг на друга колонки, как на диаграмме 37, удобно использовать, когда мы сравниваем два аспекта одного и того же параметра. В данном случае это плановые и фактические значения параметра, относящиеся к производству. Помните, что значения одного из показателей должны заметно превышать значения другого. В противном случае колонки, находящиеся на переднем плане, будут закрывать задние.

Диаграмма 38 - это гистограмма с накоплением, которая показывает изменение целого и какой вклад в изменение вносят отдельные компоненты. Зачастую на гистограммах с накоплением пытаются показать слишком много компонентов, что усложняет сравнение различных сегментов. Используйте не более пяти элементов. Если вы хотите отразить точные значения каждого компонента, применяйте подход, показанный на следующей диаграмме.

В диаграмме 39 используются те же данные, что и в диаграмме 38. Но в данном случае они представлены так, что изменения целого и отдельных компонентов могут быть точно вычислены благодаря отдельным основаниям. Это смещает основной акцент в сторону динамики каждого компонента по отдельности.

Диаграмма 40 - это нормированная на 100 % гистограмма с накоплением. Хотя мы более привычны к чтению страницы сверху вниз, сравниваемые элементы на гистограмме расположены снизу вверх, как на диаграмме с областями с накоплением. По этой причине наиболее важный компонент обычно располагается непосредственно над основанием. Используйте различные оттенки заливки для того, чтобы дифференцировать компоненты внутри колонок и нагляднее продемонстрировать модель изменения каждого компонента во всей диаграмме.

Диаграмма 41 показывает источник изменений от начального до конечного объема в рамках определенного временного периода. Стрелки здесь указывают на положительную или отрицательную природу изменений, связанных с каждым из счетов.

На диаграмме 42 ступенчатая гистограмма может быть охарактеризована как гистограмма без промежутков между колонками или как график с закрашенной областью между линией и осью абсцисс. Без закрашивания данная гистограмма превратится в график. Лучше всего она подходит для иллюстрации показателей, которые изменяются резко и нерегулярно (например, уровня кадрового обеспечения).

График

Диаграмма 43 - это простой график, который показывает изменения на протяжении длительного периода времени. Здесь использовано два графических решения: 1) сплошная линия для фактических значений, пунктирная - для прогноза и 2) стрелки как дополнительное указание на направление и объемы изменений.


Диаграммы 44-53 - это примеры совмещенных или составных графиков.

Как показывает диаграмма 44, при пересекающихся линиях можно избежать путаницы, используя их различные типы (точечные, пунктирные, сплошные, жирные, тонкие). Когда линии не пересекаются, это не обязательно. В любом случае наиболее значительную позицию нужно обозначать жирной сплошной линией.

Волнистая линия в основании диаграммы 45 показывает, что нижняя часть вертикальной шкалы обрезана. В данном случае нас интересует не соотношение уровней доходов и затрат (тогда диаграмму нужно было бы чертить от нулевой линии), а разница между ними. Различные виды заливки помогают отличить профицит от дефицита.

Диаграмма 46 представляет собой своеобразную "подушку безопасности" при демонстрации прогнозов. Введение в график оптимистичного и пессимистичного сценариев предполагаемого развития событий по обеим сторонам от наиболее вероятного (реалистичного), снижает риск неверных предположений. В подобных случаях "оптимистичная" и "пессимистичная" линии обозначаются пунктиром. Полезна будет и заливка областей.

Диаграмма 47 - это составной график со шкалами (т. е. с различными шкалами справа и слева), который позволяет сравнивать две или более кривых, отражающих динамику показателей, измеряемых в различных единицах или настолько отличающихся по значениям, что их вообще очень сложно сравнить. Если вы хотите сравнить изменения или рост, совместите нулевые линии обеих шкал и выберите такие интервалы, чтобы кривые встретились в определенной значимой точке. Однако все же лучше привести обе группы значений к единой базе (например, коэффициентам или процентным изменениям) и использовать только одну шкалу.

В диаграмме 48, которая показывает темпы изменения за период, используется логарифмическая шкала. Здесь абсолютные значения, темпы роста которых остаются постоянными (например, 5 % в неделю), представлены в виде прямой линии. На диаграмме с линейной шкалой абсолютные значения, возрастающие от периода к периоду с коэффициентом 5 %, образуют кривую, поднимающуюся под все более и более острым углом.

Поскольку здесь нет нулевой отметки, такие диаграммы не стоит использовать для измерения уровней, размеров или отрицательных величин. Логарифмическую шкалу не совсем корректно использовать в графиках с областями и гистограммах. Ее применение должно быть очень осторожным. Если есть хоть малейшая вероятность того, что читатель не поймет смысл представленных с помощью логарифмической шкалы данных, необходимо ему объяснить, что здесь и почему.

Диаграмма 49 - это диаграмма с индексной шкалой, на которой отражены данные, переведенные в проценты от базовой величины. В отличие от диаграммы с логарифмической шкалой, которая показывает относительные изменения между любыми двумя временными точками, данный вид диаграммы показывает относительное изменение только в сравнении с базовой величиной применительно к каждому отдельному периоду времени. Преимущество индексной диаграммы по сравнению с содержащими линейные шкалы заключается в том, что она может использоваться для сравнения двух или более групп данных, измеряемых в различных единицах или разных по величине. Этот вид сравнения станет понятнее, если изменения представить как простую процентную разницу. Например: "Рост продаж с 1991 г. в процентах" и "Индекс продаж: 1991 г.=100" аналогичны, за исключением того, что в первом случае шкала поделена на 0, 25, 50 %, а не на 100, 125, 150.

Вместо коэффициентов на диаграмме 50 использована шкала, показывающая процентные изменения в 1996-2001 гг. Чтобы сравнение трех показателей (доход, активы и продажи) имело смысл, шкалы для всех них должны быть одинаковыми. В подобном случае можно начертить два графика - один для компании А, другой для компании Б - и указать процентные изменения доходов, активов и продаж каждой компании на отдельных координатных сетках.

В диаграмме 51 используется так называемое древо вычислений - для визуализации математической формулы. В данном случае рентабельность инвестиций равна рентабельности продаж, умноженной на оборот инвестированного капитала. Тренд для каждой из компаний показан в отдельном окошке, что позволяет читателю изучать различные ветви древа для выявления источника изменений коэффициента рентабельности инвестиций.

На диаграмме 52 жирная сплошная линия, обозначающая клиента, сравнивается с линиями всех конкурентов. Если же вы хотите сравнить клиента с каждым из них, то более подходящим будет прием, представленный в следующем примере.

Диаграмма 53 состоит из нескольких диаграмм (ее подготовка требует больше времени), поскольку сравнивает клиента с каждым конкурентом по отдельности. Но такое сравнение проще, чем в предыдущем примере. Линии клиента на всех диаграммах одинаковы. С помощью данного приема можно группировать сравнения для большей наглядности (например, расположить сначала конкурентов, опережавших клиента в определенный момент времени, затем - находившихся примерно на том же уровне и, наконец, отстававших). Кроме того, вы можете сделать акцент на параметрах клиента, используя диаграмму с областями вместо кривой.

Диаграмма 54 - это диаграмма с областями. Закрашивание пространства между линией тренда и осью абсцисс позволяет создать более четкое ощущение количества. Графическое решение в этом примере - более темная заливка для периодов спада - привлекает внимание к двум рассматриваемым кварталам.

Диаграмма 55 демонстрирует вклад трех компонентов в объем продаж в течение определенного периода, но с основным акцентом на общий объем. Только нижний уровень имеет фиксированное основание, что дает возможность определить точный объем. Остальные же уровни не имеют фиксированного основания, и их объем может быть определен только приблизительно. Чтобы сделать возможным непосредственное чтение подобного графика, используйте подход, проиллюстрированный диаграммой 39. Если вам необходимо отобразить резкие колебания, примените гистограмму с накоплением (см. диаграмму 38) или подход, использованный в примере 39.

Диаграмма 56 показывает динамику относительного вклада компонентов. Основной компонент (в данном случае это доля модели X) здесь помещается между долями двух конкурирующих моделей для усиления основной идеи диаграммы. Как и все диаграммы, иллюстрирующие взаимосвязи, данный график может ввести аудиторию в заблуждение, если процентные показатели базируются на абсолютных величинах, которые не совсем стабильны. Например, если 100 % отражают резко увеличивающееся целое, то снижающиеся процентные показатели могут на деле отражать возрастающие абсолютные объемы. В подобных случаях особенно полезно будет изобразить абсолютные величины на дополнительной диаграмме или таблице.

Комбинированные диаграммы

Диаграммы 57-63 представляют собой сочетания гистограмм и графиков, дающие дополнительные возможности для отражения изменений во времени.

На диаграмме 57 можно было использовать совмещенные колонки (одна колонка для производственных мощностей, а другая - для заказов), но поскольку объем мощностей не меняется, мы применяем график с областью, размещенный на заднем плане. Чтобы подчеркнуть в первую очередь разницу между ними, а не уровень возможностей и заказов, как в нашем примере, можно использовать диаграмму отклонений (см. диаграмму 33), где объем мощностей будет изображен в виде линии основания, а загрузка имеющихся мощностей - столбцами.

Диаграмма 58 также может быть представлена в виде совмещенных колонок (одна колонка для этого года, другая - для прошлого). С другой стороны, при использовании метода совмещения колонок и линий внимание в первую очередь сосредотачивается на колонках, представляющих показатели этого года, а не на сравнении данных по годам.

Диаграмма 59 совмещает гистограмму, иллюстрирующую колебания объемов производства по месяцам, и график, показывающий общую (на данный год) тенденцию, начиная с января.

В диаграмме 60 используется гистограмма отклонений - для того, чтобы показать, как первоначальные инвестиции, сделанные в 1996 и 1997 гг., стали приносить прибыль в 1998 г. - и график, в котором отмечается, когда была достигнута точка безубыточности.

Диаграмма 61 похожа на диаграммы 59 и 60, но в данном случае график представляет разность между прибылью и убытками, а не общую тенденцию.

В диаграмме 62 колонки отражают годовые данные, а график - показатели этого года на помесячной основе. Такой метод часто используется в информационных системах управления. При его применении всегда остается место для добавления параметров по каждому месяцу, и таким образом отпадает надобность в составлении новой диаграммы для каждого месяца.

Диаграмму 63 также нередко можно встретить в информационных системах управления. Это изображение фактических помесячных (еженедельных или поквартальных) результатов в сопоставлении с уровнем, запланированным в начале года (или с поставленной целью, итогом по прошлому году). В подобных случаях разница между фактическими и плановыми показателями обычно кажется незначительной и на проблемные периоды обращается недостаточно внимания. Хороший способ подчеркнуть эту разницу - изобразить процентное соотношение фактического и планируемого уровней, как показано здесь.

Диаграмма 64 объединяет круговые диаграммы с графиком. Круги показывают структуру целого в каждый момент времени, а график - изменения целого. Рисунок должен быть как можно проще - не больше трех компонентов на круг, не больше одной линии, не больше шести периодов времени.

Частотное сравнение

Показывает, сколько объектов попадает в ряд последовательных интервалов

Диаграмма 65 показывает частотное распределение в виде гистограммы. Обратите внимание на то, что интервалы на горизонтальной шкале равные и дискретные.

Для непрерывных (а не дискретных, как на диаграмме 65) величин используйте тип графика, изображенный на диаграмме 66. Здесь горизонтальная шкала



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.189.236 (0.013 с.)