Выбор типа диаграммы (от сравнения к диаграмме)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор типа диаграммы (от сравнения к диаграмме)



Итак, мы убедились в том, что любая сформулированная вами идея всегда может быть выражена с помощью одного из пяти типов сравнения. При этом неудивительно, что каждому из этих типов сравнения соответствует один из пяти основных типов диаграмм: круговая, линейчатая, точечная диаграммы, гистограмма или график.

Согласно моим наблюдениям, круговая диаграмма пользуется наибольшей популярностью. Это абсолютно неоправданно, поскольку данный тип наименее практичен и должен составлять немногим более 5 % всех диаграмм, используемых в презентации или докладе.

С другой стороны, линейчатая диаграмма применяется реже всего, тогда как она достойна гораздо большего внимания. Это наиболее гибкий и универсальный тип, который должен был бы составлять 25 % всех используемых диаграмм.

Гистограмма, по моему мнению, вполне заслуживает звания "старой доброй" и надежной, а график вполне может быть охарактеризован как "рабочая лошадка". К этим двум типам должна относиться половина всех используемых диаграмм.

Довольно устрашающие на первый взгляд точечные диаграммы используется в 10 % случаев.

Все вышеперечисленные типы составляют 90 % всех диаграмм. Остальные 10 % - это комбинации различных видов диаграмм: например, график с гистограммой или круговая диаграмма с линейчатой.

Теперь нам необходимо уяснить, что различные типы диаграмм лучше всего приспособлены для иллюстрации различных типов сравнения данных.

Приведенная матрица иллюстрирует данный тезис. По вертикали обозначены пять основных типов диаграмм, по горизонтали - пять типов сравнения. Для временного, частотного и корреляционного сравнения, как можно видеть, мы используем по два типа диаграмм. Различаются они по объему информации, который вы хотите отразить. При временном и частотном сравнении следует использовать гистограмму, если значений немного (скажем, шесть или семь), и график, если их больше. При корреляционном сравнении лучше использовать линейчатую диаграмму для малого количества значений и точечную - для большого их количества.

Давайте теперь внимательно посмотрим на матрицу и выясним, какие типы диаграмм рекомендуются для иллюстрации различных типов сравнения. По ходу дела мы обсудим, как составлять основные типы диаграмм, а также их варианты, позволяющие дать дополнительную информацию.

При этом стоит помнить, что выбор и особенно использование различных типов диаграмм - это далеко не точная наука. Именно поэтому вы встретите немало таких слов, как "в основном", "иногда", "чаще всего", "время от времени" и т. д. Это подразумевает, что для правильного составления диаграмм необходимо учитывать и ваше собственное мнение. Варианты, представленные в таблице, так же, как и советы по составлению большинства диаграмм, - это лишь самые общие инструкции. Впрочем, как вы сами увидите, эти инструкции в большинстве случаев будут весьма полезными.

Перед тем как перейти к описанию конкретных типов сравнения и соответствующих им типов диаграмм, имеет смысл вернуться ко второй части, где приведен пример применения всех типов диаграмм. Это поможет вам понять, насколько эффективны могут быть хорошо продуманные и составленные диаграммы.

Покомпонентное сравнение

Покомпонентное сравнение данных лучше всего демонстрируется при помощи круговой диаграммы. Поскольку круг создает прекрасное впечатление целого, круговая диаграмма идеально подходит для выполнения единственной цели покомпонентного сравнения - показать каждую долю как определенный процент от целого (к примеру, доли продаж каждой компании в отрасли).

Для построения большинства круговых диаграмм лучше использовать не более шести компонентов. Если вам нужно отобразить большее число компонентов, выберите из них пять наиболее важных, а остальные сгруппируйте в категорию "прочие".

Поскольку человеческий глаз обычно движется по часовой стрелке, наиболее важный компонент следует располагать на линии 12 часов, а для усиления эффекта лучше использовать наиболее контрастный цвет (например, желтый на черном фоне) или самую яркую штриховку, если диаграмма черно-белая. Если нет необходимости выделять какой-либо отдельный компонент, расставляйте их от самого большого к самому маленькому или наоборот и используйте одинаковый цвет или штриховку для всех сегментов.

В целом, круговые диаграммы - это наименее практичный из пяти типов диаграмм. К тому же, они чаще других используются не по назначению.

На следующей странице приведено несколько различных псевдо-круговых диаграмм, которые я на протяжении многих лет находил в различных докладах, газетах, журналах и годовых отчетах. Все эти диаграммы составлены весьма изобретательно и с воображением, что делает их чрезвычайно привлекательными, хотя пример Г несколько мрачен. В то же время, это примеры того, когда форма подавляет содержание, и поэтому создать визуальные ассоциации не удается.

Хотелось бы обратить внимание на то, что основная цель любой диаграммы - показать важные связи быстрее и четче, чем при использовании таблиц. В любом случае, если форма подавляет содержание, т. е. если оформление диаграммы мешает четко понять существующую зависимость, то автор презентации оказывает медвежью услугу читателям или слушателям, которые будут принимать решения на основе увиденного.

А сейчас давайте немного развлечемся и сделаем упражнение, которое поможет проверить, насколько приведенные примеры эффективны в качестве наглядных пособий. Чтобы наше упражнение было наиболее результативным, обещайте, что не будете думать. Просто фиксируйте свое первое визуальное впечатление. Начиная сверху и двигаясь вниз или по кругу, быстро запишите процентное количество, соответствующее каждому сегменту, в каждом примере. Затем подсчитайте общие суммы. Самое главное - НЕЛЬЗЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ к уже просмотренному, НЕЛЬЗЯ СТИРАТЬ и МЕНЯТЬ СВОИ РЕШЕНИЯ, поскольку мы договорились, что вы не будете думать.

НАЧИНАЙТЕ!

В каждой из шести диаграмм впишите проценты, которые, по вашему мнению, соответствуют каждому сегменту, и сложите их.

 

А теперь сравните ваши догадки с реальной информацией, содержащейся в примерах.

  А Б В г Д Е
  % % % % % %
  продаж активов доходов смертей объема налогов
а.
б.
в.
г.
д.
 

Если ваши результаты сильно отличаются от этих цифр - по крайней мере, для диаграмм А, В и Д, - то становится ясно, что приведенные диаграммы не выполняют своей главной функции, а именно - не дают четкого представления о связи между изображением и числовыми показателями. Я проводил этот тест со многими своими коллегами. Скорее всего, ваши результаты похожи на те, что получил я. Лишь в немногих случаях сумма всех долей составляла точно 100 %. Чаще же всего сумма была меньше или намного больше 100 % - от 45 до 280 %. Даже когда конечный результат у разных людей совпадал, числовые выражения долей совсем не обязательно получались одинаковыми.

В то же время, практически все были точны в оценке процентных соотношений в примере Е {Процент налогов), представленном в виде традиционной круговой диаграммы. Здесь тестируемым гораздо проще было увидеть, что сегмент а составляет около 5 %, г - примерно 25 %, а д - немногим более 50 %. В действительности, пример Е основан на тех же данных, что и пример А. Я просто изменил названия, чтобы посмотреть, к чему это приведет. Сравните процентные соотношения, которые вы записали для примеров А и Е, и вы поймете, как сильно могут различаться результаты в зависимости от формы диаграммы.

Из проделанного упражнения можно извлечь абсолютно ясный урок - если вам нужно четко отобразить действительные взаимосвязи, преодолейте стремление к оригинальности и положитесь на традиционные круговые диаграммы. Творческий же подход используйте для того, чтобы повысить наглядность диаграмм за счет удачного расположения на листе, легко читаемого шрифта и конструктивного использования цветов и штриховки.

Доли целого более наглядно отображаются посредством круговых диаграмм, чем при помощи линейчатых диаграмм или гистограмм, нормированных на 100 %. Однако когда вам нужно сравнить компоненты нескольких целых, не сомневайтесь ни минуты - используйте линейчатую диаграмму или гистограмму, нормированную на 100 %. И вот почему.

Обратите внимание на то, что надписи приходится повторять для каждой из двух круговых диаграмм. Конечно, мы можем использовать легенду. Однако в этом случае читателю придется смотреть то в легенду, то на диаграмму, чтобы понять, какой из компонентов что означает. Кроме того, хотя тени или цвета помогают зрителю различить три компонента, взгляд должен постоянно перемещаться с одной диаграммы на другую, чтобы уловить взаимосвязи.

Используя же гистограмму, нормированную на 100 %, мы можем избежать этих проблем. В данном случае надписей меньше, а взаимосвязи между соответствующими сегментами, усиленные связывающими две колонки линиями, отображены более наглядно.

Позиционное сравнение

Для иллюстрации позиционного сравнения лучше всего подходит линейчатая диаграмма.

По вертикали располагается не шкала, а только обозначения сравниваемых элементов - стран, отраслей промышленности, компаний, имен продавцов. Самое главное - вы можете расставить линейки в нужной вам последовательности. Например, в диаграмме, где проводится сравнение показателей рентабельности продаж клиента и его пяти конкурентов, линейки, озаглавленные названиями компаний, можно расположить в алфавитном порядке, по времени начала работы компании в отрасли, по объемам продаж, по показателям рентабельности - от самого низкого значения показателя к самому высокому или, как в примере, от самого высокого к самому низкому (от лучшего к худшему).

При составлении линейчатых диаграмм необходимо убедиться, что пространство, разделяющее линейки, меньше, чем ширина самих линеек. Используйте самый контрастный цвет или штриховку для того, чтобы выделить самый важный элемент, подчеркивая, таким образом, вашу основную идею, выраженную в заголовке.

Для обозначения количественных величин можно использовать либо шкалу вверху (иногда - внизу), либо цифры на концах линеек, но ни в коем случае - и то, и другое. Шкалу используйте, если хотите только кратко ознакомить с взаимосвязями, цифры - если эти взаимосвязи важны для передачи основной идеи. Иногда неплохо использовать шкалу и одну цифру, на которой необходимо сделать акцент. Сочетание же шкалы и нескольких цифр излишне и создает помехи как в линейчатых диаграммах, так и в гистограммах и графиках.

Используя цифры, округляйте их и избегайте дробей, если точная величина несущественна. К примеру, 12 % запоминается гораздо лучше, чем 12,3 % или 12,347 %.

Чтобы продемонстрировать разнообразные возможности линейчатой диаграммы, я выделил шесть видов таких диаграмм и сопроводил их дополнительной информацией. Примеры их использования приводятся далее в этой части. Советую включить их в набор диаграмм, используемых в работе.

Иногда для иллюстрации позиционного сравнения вместо линейчатой диаграммы используют гистограммы - вертикальные столбцы вместо горизонтальных линеек. Это, конечно, не ошибка. Однако в девяти случаях из десяти линейчатые диаграммы смотрятся лучше по двум причинам. Во-первых, применяя их для иллюстрации позиционного сравнения, мы снижаем вероятность путаницы между позиционным и временным сравнением. В последнем случае как раз лучше использовать гистограммы. Поэтому, чтобы подчеркнуть это различие, лучше не иллюстрировать изменения во времени посредством линейчатых диаграмм - мы привыкли рассматривать время как движение слева направо, а не сверху вниз.

Вторая причина - практическая. Чаще всего сравниваемые элементы имеют довольно длинные наименования (регионы - северо-восток, юго-запад; отрасли - сельское хозяйство, промышленность; имена продавцов), которые требуют много места. Обратите внимание на два приведенных примера. Они показывают, что слева от линеек можно разместить любые наименования, тогда как под столбцами места для названий зачастую не хватает - в силу узости колонок. Поэтому приходится сильно уменьшать шрифт, переносить слова или писать их неудобными для чтения способами.

Временное сравнение

Если покомпонентное и позиционное сравнения показывают взаимосвязи в определенный момент времени, то временное сравнение отражает динамику изменений.

Данный тип сравнения лучше всего иллюстрировать при помощи гистограмм или графиков. Выбрать, что именно использовать, просто. Когда вам нужно показать лишь несколько значений (скажем, семь или восемь), используйте гистограмму. Для демонстрации поквартальных изменений за 20 лет правильнее использовать график.

Выбирая между гистограммой и графиком, можно также руководствоваться характером имеющихся у вас данных. С помощью гистограммы лучше отражать точные значения параметра в определенные моменты времени. К этой категории относятся, например, данные по объемам производства. Графики больше подходят для отображения тенденции на протяжении некоторого непрерывного периода. Яркий пример - это данные по материально-производственным запасам.

Помимо этих различий, каждый из этих двух типов диаграмм имеет свои собственные характеристики и разновидности, поэтому их стоит изучить отдельно.

Советы по подготовке линейчатых диаграмм равным образом относятся и к гистограммам - расстояние между колонками должно быть меньше, чем ширина самих колонок; используйте цвет или штриховку для того, чтобы выделить какой-то момент времени или разграничить данные за прошлые периоды и прогнозные величины.

Гистограмма отклонений разделяет, к примеру, годы, когда компания имела прибыль и годы, когда она терпела убытки.
Диапазонная гистограмма показывает разницу между самым высоким и самым низким значением отдельного параметра, например, колебания какого-либо показателя во время торгов на фондовом рынке.
Совмещенная гистограмма отражает значения двух параметров на определенный момент времени и показывает, как изменяется соотношение между ними с течением времени. Хорошим примером может служить показатель потерь без учета и с учетом инфляции. На такой диаграмме сгруппированные столбцы можно располагать попарно вплотную друг к другу, а можно частично перекрывать один столбец другим.
Гистограмма с накоплением показывает, как с течением времени меняется вклад каждого параметра в общую сумму. Примером могут служить фиксированный оклад и дополнительные выплаты, составляющие общие выплаты работнику.
Ступенчатая гистограмма используется для того, чтобы продемонстрировать резкое изменение значений параметра через неравные интервалы времени, например, максимальное количество работников или коэффициент использования производственных мощностей. В таких диаграммах все столбцы необходимо располагать вплотную друг к другу.

Так же как и в случае с линейчатыми диаграммами, существует несколько разновидностей гистограмм, что позволяет использовать их для выражения различных идей. Во второй части книги описано, где и как их лучше применять.

Без сомнения, из всех типов диаграмм график используется наиболее часто, и это вполне оправданно. Во-первых, его легче всего нарисовать. Во-вторых, это самый компактный из всех типов диаграмм. Наконец, на графике наиболее наглядным образом можно показать, что значение определенного параметра растет, уменьшается, изменяется или остается стабильным.

При составлении графика имейте в виду, что линия тренда должна быть жирнее, чем ось абсцисс, которая, в свою очередь, должна быть жирнее горизонтальных и вертикальных линий, образующих координатную сетку.

Координатную сетку на графике можно сравнить с линиями, обозначающими пределы футбольного поля. Они нужны, чтобы судьи на поле могли выполнять свои функции, а отнюдь не для привлечения внимания зрителей. В нашем случае внимание аудитории должно быть сосредоточено на линии тренда. Другими словами, вертикальные линии координатной сетки можно использовать для того, чтобы разделить значения параметра за предыдущие периоды и данные прогноза или разбить временную ось по кварталам или пятилетним периодам. Горизонтальные линии помогают читателю точнее сравнивать относительные величины. Поэтому в каждом отдельном случае вам придется решать, какое именно количество вертикальных и горизонтальных линий следует нанести.

Хотя существует всего лишь два вида графиков (в отличие от линейчатых диаграмм и гистограмм), они заслуживают пристального внимания.

Совмещенный график показывает сравнение двух и более параметров. При этом, к примеру, сравнивая тенденции развития вашей компании и ее конкурентов, используйте для своей компании самый контрастный цвет или самую жирную линию, а для остальных - менее яркие цвета и более тонкие или пунктирные линии.

Главная задача - решить, сколько именно линий мы можем использовать одновременно, чтобы график не напоминал спагетти. Будем реалистами - график с восемью линиями вовсе не обязательно будет в два раза полезнее, чем с четырьмя. В два раза запутаннее - может быть.

Лучший способ разобраться в этой путанице - разбить график на несколько более мелких, сравнивающих вашу компанию с каждым конкурентом по отдельности, как можно видеть на рисунке. Конечно, при этом придется чертить больше графиков, зато они будут гораздо нагляднее.

 

 

Закрашивая или заштриховывая пространство между линией тренда и осями, мы получаем график с областями. Разделяя пространство между линиями на отдельные участки, отражающие итоги на определенные моменты времени, мы создаем график с областями с накоплением. Здесь так же, как и в прочих диаграммах с областями, следует ограничиваться не более чем пятью слоями. Если вы хотите отразить больше пяти сегментов, начертите четыре основных, а остальные сгруппируйте в категорию "прочие".

В диаграммах с накоплением располагайте самый важный слой непосредственно над осью абсцисс, поскольку это будет единственный сегмент, соотнесенный с прямой линией. Все остальные сегменты будут зависеть от его колебаний.

Как в уже описанном случае со "спагетти-графиками", разбираться в огромном количестве слоев лучше всего посредством разделения компонентов и показа каждого на отдельном основании - разбив диаграмму с областями с накоплением на более простые диаграммы с областями.

Частотное сравнение

Частотное сравнение показывает, сколько значений данного параметра (частотность) попадает в последовательные области числовых значений. Этот тип сравнения применяется в двух основных случаях. Во-первых, для обобщения сходных событий на основе выборки наблюдений. Здесь частотное сравнение используется для того, чтобы предсказывать риск, вероятность или возможность. К примеру, посредством данного вида сравнения можно показать, что в 25 % случаев грузы доставляются за пять или менее дней или выразить в процентах некую возможность, скажем, выбросить несчастливую семерку при игре в кости (берегите свои деньги - подобное происходит в одном случае из шести).

Колоколообразные кривые и многоугольники, связанные с применением частотного распределения, подчиняются математическим правилам. Облегчите себе жизнь и доверьте их подготовку профессиональному статистику. Поскольку эти кривые используются преимущественно в аналитических целях, мы не будем касаться их в этой книге.

Второй случай использования этого типа сравнения, нередко встречающийся в презентациях и докладах, - суммирование больших объемов информации для того, чтобы продемонстрировать значимую взаимосвязь (например, 25 % грузов доставляются за 5-6 дней). Подобное применение особенно полезно для отражения демографической информации - количества работников по размерам заработной платы, распределения семей по уровням дохода или модели голосования по возрастным группам. Неудивительно, что такой тип сравнения данных особенно часто используется во время переписи населения или президентских выборов.

В вышеназванных целях данный тип сравнения лучше всего иллюстрировать с помощью ступенчатых гистограмм или графиков. Гистограммы нагляднее, когда используется не больше 5-7 областей числовых значений, в противном случае следует воспользоваться графиком.

Эти типы диаграмм содержат две шкалы - вертикальную (частотности), где указывается количество (иногда в процентах) анализируемых элементов или явлений, и горизонтальную (распределения) для диапазонов. Шкала распределения требует особого внимания.

Размер диапазонов. Размер и количество диапазонов весьма важны для демонстрации модели распределения. Слишком малое количество не позволяет проследить модель, а слишком большое - разбивает ее на мелкие части. Как правило, применяется не менее пяти, но не более двадцати областей числовых значений. При этом вы должны подобрать такие размеры диапазонов, которые нагляднее всего продемонстрируют вашу основную мысль. Обратимся к конкретному примеру. Допустим, мы хотим создать модель распределения среднегодовых заработков учителей государственных школ в пятидесяти штатах.

При использовании диапазона в 500 долл. проследить зависимость не удается.

Если мы увеличим размер диапазона до 1 тыс. долл., модель начинает вырисовываться.

Но лишь при использовании диапазона в 2 тыс. долл. мы получаем наглядную модель. Здесь мы ясно видим колоколообразную кривую, которая обычно изображает частотное

распределение. Кривая сдвинута влево, то есть к низшей стороне распределения. Это иллюстрирует основную идею: почти в половине штатов (в 23-х из 50-ти) учителям платят менее 16 тыс. долл. в год.

Размер интервалов. Лучше всего использовать интервалы одинакового размера. Если один интервал отражает разницу в 5 долл., а другой - в 20, кривая распределения получится искаженной. Исключением из этого правила являются случаи, когда информация фиксируется в неравных диапазонах (например, уровни образования) или когда неравные интервалы помогают лучше усвоить информацию (как в случае с разбросом подоходного налога). Разброс доходов настолько велик, что близко к низшей точке оказывается слишком много людей, а к высшей - слишком мало. Поэтому равные интервалы здесь применять нельзя. При использовании интервалов по 1 тыс. долл. придется чертить диаграмму в несколько метров шириной, а при интервалах по 40 тыс. долл. практически все население окажется в пределах первого интервала. Диаграмма будет наиболее информативной, если более мелкие интервалы использовать ближе к низшей точке, а более крупные - ближе к высшей.

Четкие границы. Размеры интервалов должны быть четко обозначены. "Перекрывающиеся" границы (0-10, 10-20, 20-30) не объясняют, к каким интервалам относятся цифры, повторяющиеся по два раза (10, 20). Для непрерывных величин (например, объемов долларовых продаж) предпочтительнее всего следующие границы - менее 10,00 долл., 10,00-19,99 долл., 20,00 29,99 долл. и т. д. Для дискретных величин (количество произведенных автомобилей и т. п.) - менее 10, 10-19, 20-29 и т. д.

И гистограммы, и графики можно совмещать. Например, для того, чтобы сравнить данные по двум разным годам или сопоставить возрастной состав сотрудников вашей компании и компаний-конкурентов или в отрасли в целом. Кроме того, при иллюстрации конкретных величин можно применять диаграммы с накоплением, чтобы показать вклад каждого параметра в общую сумму[3].

Корреляционное сравнение

Корреляционное сравнение показывает, соответствует ли соотношение двух переменных ожидаемой зависимости. Например, обычно можно ожидать, что более опытный продавец работает эффективнее, чем менее опытный, или что люди с более высоким уровнем образования получают более высокую стартовую заработную плату. Подобные сравнения лучше всего иллюстрируются при помощи точечных (рассеянных) или двусторонних линейчатых диаграмм. Рассмотрим каждый из этих вариантов.

На этой диаграмме мы показываем 16 сделок с точки зрения размера скидок и количества единиц проданного товара. Обычно ожидается, что чем больше скидка, тем выше стимул купить больше товара. Но, как показывает точечная диаграмма, в данном случае подобной корреляции нет.

Взгляните, к примеру, на точки А и Б, обозначающие сделки, совершенные двумя продавцами. Оба продали по 20 единиц товара (горизонтальная шкала). Однако А предлагал 7-долларовую скидку, тогда как скидка у Б составляла всего 4 долл. (вертикальная шкала). С другой стороны, продавцы В и Г предлагали одинаковую скидку в 3 долл., но В продал 30 единиц, а Г - в два раза больше. Как видно, размер предлагаемой скидки слабо влиял или вообще не влиял на объемы продаж.

Если бы между этими параметрами существовала статистически значимая связь (корреляция), точки концентрировались бы вдоль диагональной линии, идущей от левого нижнего угла диаграммы к правому верхнему, что на рисунке показано стрелкой. Подобные стрелки удобно использовать для обозначения предполагаемой модели развития событий. Стрелка может быть направлена вниз, когда вы хотите показать, что объемы продаж возрастают со снижением цен. Не следует путать такую стрелку с математически вычисляемой "линией тренда" - кривой, которая показывает тенденцию изменения величины.

Подобные точечные диаграммы сейчас все шире используются в презентациях, докладах и некоторых деловых журналах. Если вы также собираетесь их применить, позаботьтесь о своих слушателях или читателях и сначала объясните, как читать такой тип диаграммы.

Еще одна проблема, связанная с данным типом диаграмм, - это обозначение точек. Если под каждой точкой подписывать, скажем, имя продавца, это может не только запутать читателя, но и повредить его зрению. Приемлемый вариант - обозначать точки буквами или цифрами, которые соотносятся с полными именами или названиями, приведенными в легенде. Более правильный вариант - использовать двустороннюю линейчатую диаграмму.

Как видно, при использовании двусторонней линейчатой диаграммы наименование каждого ряда величин, нанесенных на диаграмму, можно вписать между двумя рядами линеек. Кроме того, в таких диаграммах мы обычно располагаем независимые переменные слева - от меньшего значения к большему или наоборот. Если ожидаемая и реальная зависимости совпадают, то линейки справа, обозначающие зависимые переменные, будут их зеркальным отражением. Другими словами, низким скидкам будет соответствовать небольшой объем продаж, а высоким - большой. Если же реальная зависимость не соответствует ожидаемой, то два столбца будут отличаться друг от друга, как в приведенном примере.

Подобное использование двухсторонней линейчатой диаграммы имеет смысл, только когда мы наносим на чертеж относительно небольшое количество показателей. Если же их от 15 и выше, то гораздо лучше составить более компактную рассеянную диаграмму, не подписывая на ней каждую точку.

Если у двусторонней линейчатой диаграммы нет никаких разновидностей, то у точечной диаграммы их несколько.

Совмещенная точечная диаграмма показывает корреляцию между двумя разными показателями или состояниями одного и того же показателя в разное время. Хотя в основном в такой диаграмме используются закрашенные и незакрашенные точки, можно применить и другие символы - квадраты, треугольники или звездочки.

В пузырьковой диаграмме присутствует третья переменная, обозначаемая разной величиной точек. К примеру, две шкалы могут отражать продажи и прибыли, а размер точек - относительный объем активов каждой компании в отрасли.

Временная точечная диаграмма показывает изменения корреляции с течением времени. Не пытайтесь изобразить все эти изменения в рамках одной сетки, лучше составьте несколько диаграмм.

Внимание! Старайтесь делать точечные диаграммы проще - иначе может получиться Микки-Маус или схема звездных войн.

Итак, у нас есть пять основных типов сравнения - они выражаются в формулировках основной идеи, основанной на исходных данных, - и соответствующие им типы диаграмм.

Проверьте, насколько вы способны применить полученные знания в работе, на следующих двух практикумах. После этого изучите список диаграмм во второй части и обращайтесь к нему по необходимости.

Практикум 1

Вернемся к практикуму в конце шага 2 - определение типов сравнения - и разовьем его до этапа выбора типа диаграммы для донесения каждой из 12 идей.

На следующих страницах сформулировано 12 идей, содержащих уже определенные вами типы сравнения. Выберите подходящий тип диаграммы в соответствии с матрицей и набросайте диаграммы, которые вы бы использовали для иллюстрации соответствующих идей.

Рисуя диаграммы, помните о двух наших важнейших наблюдениях.

  1. Главное при определении нужного типа диаграммы - это не данные или единицы измерения, а то, в чем состоит ваша идея. Скажем, можно заметить, что в примерах 4, 6 и 7 мы хотим показать данные по выслуге лет, но в каждом случае мы применяем различные виды сравнения и, соответственно, разные типы диаграмм. Поэтому сконцентрируйтесь на ключевых словах, подчеркивающих идею. В ответах эти слова выделены курсивом.
  2. Даже не имея никаких данных, как в нашем случае, мы можем выбрать тип диаграммы простым методом. Спросите себя: "А вижу ли я то, в чем состоит идея?" Другими словами, передают ли диаграмма и заголовок одно и то же, помогает ли диаграмма понять смысл заголовка, подчеркивает ли заголовок идею диаграммы? Так, если я, формулируя идею, говорю, что "продажи значительно выросли", то, соответственно, хочу увидеть линию, поднимающуюся вверх под острым углом. Если же линия, скажем, параллельна оси абсцисс, то это верный знак того, что диаграмма требует доработки.

В конце задания приведены мои ответы. Не расстраивайтесь, если вы выбрали гистограмму, а я -- график для иллюстрации временного или частотного сравнения или если вы начертили точечную диаграмму, а я использую двойную линейчатую диаграмму для отражения корреляционного сравнения. В подобных случаях выбор остается за автором презентации.

1. В течение следующих десяти лет прогнозируется увеличение объема продаж Временное 2. Большинство сотрудников получает от 30 до 35 тыс. долл. Частотное
3. Более высокие цены на отдельные марки бензина не означают более высокое качество Корреляционное 4. В сентябре уровень текучести кадров в шести подразделениях был примерно одинаков Позиционное
5. Менеджер по продажам проводит с клиентами лишь 15 % своего времени Покомпонентное 6. Размер прибавки по результатам работы не зависит от выслуги лет Корреляционное
7. В прошлом году наибольшая текучесть кадров наблюдалась в возрастной группе от 30 до 35 лет Частотноеi 8. Центральный регион занимает последнее место по производительности Позиционное
9. Доходность акций нашей компании падает Временное 10. Большая часть всех фондов задействована в производстве Покомпонентное
11. Наблюдается связь между рентабельностью и зарплатой Корреляционное 12. В августе два завода обогнали по производительности шесть других Позиционное

 


 

1. В течение следующих десяти лет прогнозируется увеличение объема продаж Временное 2. Большинство сотрудников получает от 30 до 35 тыс. долл. Частотное
3. Более высокие цены на отдельные марки бензина не означают более высокое качество Корреляционное 4. В сентябре уровень текучести кадров в шести подразделениях был примерно одинаков Позиционное
5. Менеджер по продажам проводит с клиентами лишь 15 % своего времени Покомпонентное 6. Размер прибавки по результатам работы не зависит от выслуги лет Корреляционное

 

7. В прошлом году наибольшая текучесть кадров наблюдалась в возрастной группе от 30 до 35лет Частотное 8. Центральный регион занимает последнее место по производительности Позиционное
9. Доходность акций нашей компании падает Временное 10. Большая часть всех фондов задействована в производстве Покомпонентное
11. Наблюдается связь между рентабельностью и зарплатой Корреляционное 12. В августе два завода обогнали по производительности шесть других Позиционное

 


Практикум 2



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.51.24 (0.053 с.)