Организационно-методический раздел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-методический раздел



(пояснительная записка)

 

В высших учебных заведениях МВД России, уголовный процесс относится к числу профилирующих учебных дисциплин. Уголовный процесс, как учебная дисциплина, изучает:

– уголовно-процессуальное право как совокупность норм, регламентирующих порядок деятельности государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, и суда по расследованию и разрешению уголовных дел, а также правоотношения, возникающие между ними и участниками уголовного судопроизводства;

– практику применения уголовно-процессуальных норм правоохранительными органами и судами;

– толкование уголовно-процессуальных норм, осуществляемое Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения по порядку применения данных норм, даваемые Верховным Судом РФ, а также научные положения и теоретические рекомендации по наиболее актуальным вопросам правоприменительной деятельности.

Учебный курс «Уголовного процесса» условно состоит из трех разделов: общая часть; досудебное производство и судебное производство. Общая часть включает в себя 10 тем и содержит основные положения уголовного процесса, раскрывающие сущность и содержание тех уголовно-процессуальных институтов и норм, которые действуют на всех стадиях и во всех производствах российского уголовного процесса.

Цель преподавания дисциплины состоит в подготовке выпускников вуза к самостоятельному и высокопрофессиональному осуществлению уголовно-процессуальной деятельности, соответствующему назначению уголовного судопроизводства и обеспечивающему защиту конституционных прав граждан.

Задачи и способы их реализации:

– изучение курсантами норм уголовно-процессуального права;

– уяснение ими положений теории уголовного процесса, объясняющей сущность, назначение, принципы и порядок деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

– привитие курсантам умений и навыков по принятию процессуальных решения; производству следственных и судебных действий; составлению процессуальных документы;

– формирование у курсантов убежденности в необходимости точного и неуклонного соблюдения норм уголовно-процессуального права, недопущения нарушения законности при расследовании уголовных дел.

Для курсантов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность» изучение уголовного процесса образует фундамент профессиональной подготовки. На основе усвоения норм уголовно-процессуального права курсанты приобретают в дальнейшем необходимые знания в области организации и тактики раскрытия и расследования преступлений, а также взаимодействия с органами предварительного следствия.

Система и содержание учебной дисциплины «Уголовный процесс» определяется ее программой. Следует иметь в виду, что все части системы составляют органическое единство, а это требует определенной упорядоченности при изучении учебного материала. Рассматривая вопросы общей части, совершенно необходимы познания в области философии, теории познания, общей теории права, а при изучении досудебного и судебного производства невозможно обойтись без привлечения знаний, полученных по общей части уголовного процесса. Отсюда следует, как уже было сказано, необходимость строгой последовательности в освоении предусмотренного программой учебного материала.

Основными способами, позволяющими овладеть материалом дисциплины и решить задачи, стоящие перед обучаемыми, традиционно являются лекции, семинарские, практические занятия, а также самостоятельная подготовка курсантов.

Лекциипризваны помочь курсантам оптимизировать по времени процесс усвоения знаний по изучаемой дисциплине. В лекциях освещаются узловые и проблемные вопросы, предусмотренные учебной программой. Лекции выступают как методологическая основа самостоятельной подготовки курсантов, из этого следует безусловная целесообразность контроля ведения конспектов.

Семинары направлены на проверку, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы, выработку умений публичных выступлений. Они могут проводиться в виде заслушивания ответов курсантов на поставленные вопросы, обсуждения рефератов, проведения дискуссий по определенным вопросам. Эффективность данного вида занятий зависит от доброкачественной самоподготовки курсантов.

Целью практического занятия является выработка у курсантов умений и навыков применения законов и ведомственных актов в правоприменительной деятельности. В ходе данного вида занятия курсанты анализируют нормативные акты, решают ряд практических заданий и задач, составляют процессуальные документы.

Условиями успешного усвоения учебного материала являются тщательная проработка курсантами рекомендованных к изучению нормативных актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для консультации.

При изучении дисциплины курсанты вправе обратиться за консультацией к преподавателю. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с кафедральным графиком.

В результате изучения общей части дисциплины курсанты должны:

– иметь представление об основных типах уголовного судопроизводства; знать теоретико-методологические основы отечественного уголовного процесса и доказывания, составляющего его суть и основное содержание; знать и уметь интерпретировать содержание мировоззренческих идей, на которых основано уголовное судопроизводство; разбираться в особенностях уголовно-процессуального доказывания, как специфической разновидности научного способа познания; понимать сущность и предназначение применения мер процессуального принуждения и т.п.;

– знать действующееуголовно-процессуальное законодательство и взаимосвязанные с ним иные нормативные акты; специфику уголовно-процессуальной формы, в т.ч.: процессуальные права и обязанности участников уголовного процесса, функции, реализуемые ими в уголовном судопроизводстве;

– уметь: анализировать и синтезировать основные понятия и категории уголовно-процессуального законодательства и уголовно-процессуальной теории доказательств; сущность и комплексное содержание уголовно-процессуальной формы, механизм и направление ее действия;

– владеть навыкамитеоретического обоснования организации и реализации процесса расследования преступления, взаимодействия с работниками подразделений и служб органов внутренних дел, представителями общественности и средств массовой информации, использования при расследовании преступлений научно апробированных методов и средств.

Тематическим планом на изучение раздела «Общая часть» учебной дисциплины «Уголовный процесс» предусмотрено 80 часов, из них: лекций – 30 часов; семинарских занятий – 26 часа; практических занятий – 26 часов и на самостоятельную подготовку отведено 60 часов.

По окончании изучения раздела «Общая часть» учебной дисциплины «Уголовный процесс» рабочей учебной программой предусмотрено проведение зачета. Примерный перечень вопросов к зачету находится в рабочей программе по учебной дисциплине «Уголовный процесс» и настоящих планах семинарских и практических занятий. Примерный перечень типовых задач и способов их решения размещены в локальной электронной сети академии в разделе «Учебно-методические материалы» – «Кафедры» – «Кафедра уголовного процесса» – «Уголовный процесс».

При самостоятельной подготовке курсанты могут использовать подготовленное коллективом кафедры уголовного процесса учебное пособие: «Методические рекомендации по организации занятий в системе самостоятельной подготовки курсантов по дисциплине «Уголовный процесс» для курсантов 2 и 3 курсов, обучающихся на очной форме обучения по специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность,специализация – оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел, узкая специализация – деятельность подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями. Это пособие находится в локальной электронной сети Нижегородской академии МВД России.

 


Тема № 1

 

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА (УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА)

 

Уголовное судопроизводство (УСП) – одна из отраслей государственной деятельности, направленная не только на борьбу с преступностью, но и на обеспечение (защиту) прав, свобод и законных интересов личности в сфере производства по расследованию и судебному разрешению уголовных дел.

Являясь, по своей сущности правоприменительной деятельностью, уголовный процесс состоит из стадий: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, подготовка к судебному заседанию, судебное разбирательство, апелляционное производство, исполнение приговора, кассационное производство, производство в суде надзорной инстанции, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

 

Лекционное занятие – 4 часа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.007 с.)