Практическое занятие 3.1 – 2 часа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 3.1 – 2 часа



 

Цель практического занятия:

Сформировать у курсантов умения и навыки правоприменительной деятельности в сфере реализации принципов уголовного судопроизводства.

 

Задачи практического занятия:

– обратить внимание курсантов на отсутствие нормативного определения принципа уголовного процесса и множественность систем принципов, предлагаемых к изучению и практическому применению;

– дать развернутый анализ регулятивного воздействия принципов уголовного процесса на конкретные правоотношения в связи с производством по уголовному делу;

– акцентировать внимание курсантов на отличие характера и результатов действия системы принципов от их простой совокупности, а также установить взаимообусловленность содержания принципов в механизме правового регулирования.

 

Практические задачи:

Задача 1. Сопоставьте систему принципов, данную в главе 2-й УПК РФ (2001 г.) с системой принципов, изложенной в УПК РСФСР (1960 г.). Результаты (указанного) анализа оформите в виде сопоставительной таблицы, указав, какие из принципов сохранили свое место в состязательном процессе, какие исключены законодателем, какие являются новыми по форме и сути.

 

Задача 2. Гр. Н. проживал в общежитии завода им. Фрунзе. Комендант общежития вместе со слесарем Б., в отсутствие Н., осмотрел его комнату и обнаружил несколько ампул морфина, шприцы в упаковке, мешочек с маковой соломкой. Составив акт, который подписали слесарь Б. и дежурный вахтер С., комендант вызвал сотрудников полиции, которые, по возвращении Н., задержали его и доставили к дежурному следователю.

Задание: Оцените действия коменданта и примите решение о возможности возбуждения уголовного дела и доказательственном значении (будущих) показаний коменданта и слесаря Б., а также доказательственном значении составленного ими акта.

 

Задача 3. Судья Советского районного суда г. Энска, проверяя жалобу гр. Н. на незаконный обыск в его квартире, дважды направлял запрос в отдел полиции г. Энска с требованием предоставить материалы, обосновывающие законность и обоснованность производства этого следственного действия в отношении гр. Н. Однако указанные материалы не были предоставлены и к третьему заседанию.

Вопросы:

1. Как должен поступить судья; назовите виды возможных решений?

2. Вправе ли суд в такой ситуации разрешить жалобу Н.?

 

Задача 4. Дело в отношении гр. Н. было рассмотрено судом с участием присяжных заседателей. Мужчина был признан виновным в совершении преступления и осужден. Адвокат, согласовав свою позицию с Н., внес апелляционную жалобу в Верховный Суд РФ с просьбой об отмене приговора, т. к., по его мнению, в нарушение положений ст. 8 УПК РФ Н. был признан виновным не приговором суда, а вердиктом присяжных.

Задание: Дайте правовую оценку обоснованности жалобы; проанализируйте ситуацию на предмет возможного нарушения принципов уголовного судопроизводства и примите соответствующее судебное решение.

 

Задача 5. Следователь, получив оперативную информацию о том, что потерпевшему Дорохову угрожают убийством, в качестве меры безопасности установил контроль и запись телефонных переговоров с данным лицом.

Задание: соответствуют ли действия следователя принципам уголовного судопроизводства? Может ли информация, полученная в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, быть основанием для принятия мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства?

 

Задача 6. Предпринимателю Н., отказавшемуся от «покровительства» одной из преступных группировок города, в течение нескольких дней звонили неизвестные лица и, угрожая, предлагали выплатить им за «труды» весьма значительную сумму денег, иначе с фирмой и самим предпринимателем может случиться непредвиденное. Гр. Н. при помощи частного детектива записал все эти переговоры и представил их в ГУ МВД России по г. Нижегородской области, требуя оградить его от вымогательств. В ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности вымогатели были установлены. Дело принято к производству ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области.

Адвокат обвиняемых обратился в суд и потребовал признать недопустимыми доказательствами записи телефонных переговоров, поскольку в нарушение закона они получены без судебного решения.

Задание: Насколько, по вашему мнению, законны и обоснованны требования адвоката; доказательственное значение названных записей; действия и решения суда.

 

Задача 7. Суд отказал органам уголовного преследования в наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию Новикова. В связи с этим, оперативные сотрудники, установив пост наблюдения в подъезде дома, где жил Новикова, постоянно изымали и знакомились с корреспонденцией, которая опускалась в почтовые ящики.

Задание: Определите, имеются ли в данном случае нарушения закона; какое доказательственное значение могут иметь сведения, полученные в результате такого ознакомления.

 

Задача 8. В подготовительной части судебного заседания подсудимый Алехин. заявил ходатайство о том, чтобы наряду с адвокатом, его интересы в суде представлял председатель регионального отделения «Хельсинкская инициатива» Викторов. Суд отказал, указав, что, во-первых, он уже обеспечен адвокатом, во-вторых, Викторов не имеет юридического образования и не может оказать ему квалифицированной юридической помощи.

Задание: Оцените обоснованность заявленного ходатайства, а также законность и обоснованность решения суда.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Какие признаки составляют дефиницию принципов уголовного процесса?

2. Каково соотношение системы законодательных и системы доктринальных (научных) принципов (по В.Т. Томину) уголовного процесса?

3. В чем заключается содержание принципа законности?

4. В чем заключается содержание принципа презумпции невиновности?

5. В чем заключается содержание принципа неприкосновенности личности?

6. В чем заключается содержание принципа уважение чести и достоинства личности?

7. В чем заключается содержание принципа разумного срока уголовного судопроизводства?

8. В чем заключается содержание принципа объективной истины?

9. В чем заключается содержание принципа публичности (официальности) уголовного судопроизводства?

10. В чем заключается содержание принципа разделения уголовно-процессуальных функций?

11. Каково соотношение законодательного принципа состязательности сторон и доктринального (научного) принципа разделения уголовно-процессуальных функций?

12. В чем заключается значение принципов для законодателя, правоприменителя и обывателя?

 

Основная литература:

1. Уголовный процесс /под ред. Булатова Б.Б., Баранова А.М. – 2-е издание. – М.: Юрайт, 2011.

2. Уголовный процесс /под ред. Божьева В.П. – 3-е издание. – М.: Юрайт, 2011.

3. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации /отв. редактор Петрухин И.Л., Михайловская И.Б. – 3-е издание. – М.: Проспект, 2010.

 

Дополнительная литература:

1. Александров А.С. Диспозитивность в уголовном процессе. – Н. Новгород: Нижегородский юридический институт МВД России, 1997.

2. Алиев Т.Т., Громов Н.А. Основные начала уголовного судопроизводства. – М.: «Книга сервис», 2003.

3. Алиев Т.Т., Громов Н.А., Зейналова Л.М., Лукичев Н.А. Состязательность и равноправие сторон в уголовном судопроизводстве: Учебное пособие. – М.: «Приор-издат», 2003.

4. Барабаш А.С. Публичное начало российского уголовного процесса. – СПб, Издательство Р. Асланова «Юридический цент Пресс», 2009.

5. Галоганов Е.А. Реализация в деятельности адвоката принципа состязательности уголовного судопроизводства в Российской Федерации. – М.: Юркомпани, 2011.

6. Иванов В.В., Лазарева В.А., Утарбаев А.К. Защита личности в уголовном процессе России. Учебное пособие для магистров. – М.: Издательство Юрайт, 2011.

7. Митрофанова Е.В., Тумашов С.А. Действие принципа состязательности сторон на досудебных стадиях уголовного процесса: Монография. – Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2007.

8. Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы российского уголовного судопроизводства (уголовно-процессуальная форма). – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

9. Нафикова Г.А. Механизм реализации принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. – М.: Юрлитинформ, 2012.

10. Рябцева Е.В. Принцип разумности в уголовном процессе России. – М.: Юрлитинформ, 2011.

11. Томин В.Т. Принципы отечественного уголовного процесса как отрасли государственной деятельности: понятие, значение и система; доктринальные подходы и законодательство: Лекция-монография. – Н. Новгород: Волго-Вятская академия государственной службы, 2007.

12. Федулов А.В. Реализация принципа публичности (офицальности) в современном уголовном судопроизводстве России – Н. Новгород: НА МВД РФ, 2004.

13. А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский Уголовный процесс. краткий курс: пособие 2-е изд. - спб.: питер, 2009. - 304с.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. – М., 1993.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г. Подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. // Российская газета. – 2001. – 22 декабря.

3. Федеральный закон от 30.04.2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.11.2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.034 с.)