Злоупотребление должностными полномочиями. Его отличие от превышения должностных полномочий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Злоупотребление должностными полномочиями. Его отличие от превышения должностных полномочий.



Злоупотребление должностными полномочиями. В ст. 285 злоупотребление должностными полномочиями определяется как использование ДЛ своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние соверш из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существ нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или гос-ва. Непосредственный объект - общественные отношения, регулирующие отдельные сферы деятельности аппарата госуд власти, его правильную работу, работу его звеньев, отдельных учреждений и органов федеральной, региональной и местной власти. В качестве дополнит, или факультативного, объекта выступают права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

В соответ с ПП ВС РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» это деяние посягает на законную деят госорганов, МС, гос и мун учреждений, гос корпораций, ВС РФ, др войск и воинских формирований РФ, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.

Об-ая сторона хар-рся 3 обязат признаками: 1) использование ДЛ своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление в результате этого ООП в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; 3) наличие причинной связи. Пленум ВС РФ под использованием ДЛ своих служебных полномочий вопреки интересам службы след понимать соверш таких деяний, к-е хотя и были непосред связаны с осущ ДЛ своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требов, пред-м к гос аппарату и аппарату ОМС, так и тем целям и задачам, для достижения к-х ДЛ было наделено соответ должностными полномочиями(например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязат экзамен; прием на работу лиц, к-е фактически труд обязан не исполняют и тп). Как использование ДЛ своих служебных полномочий вопреки интересам службы рассм-ся протекционизм- незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, соверш из корыстной или иной личной заинтересованности.Ответ-ть д ст наступает также за умышленное неисполнение ДЛ своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было соверш из корыстной или иной личной заинтересованности. Содержание термина "существенное нарушение" законодателем не раскрывается(яв-ся оценочным термином). Пленум ВСРФ рекомендует признавать таковым "нарушение прав и свобод ФЛ и ЮЛ, гарант общепризнанными принципами и нормами междун права, КРФ (например, право на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию идр). Существенное нарушение прав и зак-х интересов ФЛ и ЮЛ должно иметь количественную и качественную хар-ку, в том числе выражаться в твердой денежной сумме имуществ ущерба, конкретной тяжести факт вреда, причин потерпевшим.Д последствие м выражаться в создании помех и сбоев в работе ОГВ,ОМС, нарушении обществ порядка, сокрытии крупных хищений, др тяжких преступлений и т.п. СП материальный. Злоупотребление должностными полномочиями, связанное с хищением чужого имущества как хищение, совершенное ДЛ с использованием своего служебного положения путем присвоения или растраты без дополнит квалификации по рассм СП. Злоупотребление должностными полномочиями, связанными с изъятием и обращением чужого имущества, при условии его временного или возм-го хар-ра (временное заимствование), не будет признаваться хищением.

Суб-ая сторона -прямой и косв умысел. Обязательным признаком суб-ой стороны яв-сямотив - корыстная или иная личная заинтересованность.Корыстная заинтерес- стремление ДЛ путем совершения неправомерных действий получить для себя или др лиц выгоду имущ характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу др лиц (например, незаконное получение льгот, кредита).Иная личная заинтересованность - стремление ДЛ извлечь выгоду неимущ характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действит положение, получить взаимную услугу,скрыть свою некомпетентность и т.п.Отсутствие корыстной или иной личной заинтересованности, даже при наличии существ вреда, причин в результате злоупотребления должностными полномочиями, превращает последнее в дисциплинарный проступок.

Субъект прест спец. Им мб только ДЛ,к ним относятся ФЛ, постоянно, временно или по спец полномочию осущ функции представителя власти либо выполн организационно-распорядительные, административно-хоз ф-ии в гос-х органах, ОМС, гос-х или мун-х учреждениях, гос-х корпорациях, а равно в ВС РФ, др войсках или воинских формированиях РФ.

Сфера деят ДЛ: гос органы-огв РФ, субъектов РФ,иные гос органы,образуемые в соответ с зак-вом РФ,субъектов РФ;омс- избираемые непосредственно населением и обр-е представит органом мун обр-я органы, наделенные собств полномочиями по решению вопросов местного значения(ФЗ об общих принципах организМС);гос и мун учреждения- учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и МО.Типами гос-, мун-х учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные(ФЗ о неком организ);гос корпорации- не имеющая членства неком организация, учрежденная РФ на основе имущ взноса и созданная для осущ соц-х, управленческих или иных общественно полезных функций,созд на основании ФЗ(ФЗ о неком организ);ВС РФ- государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ; предназначенная для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответ с зак-м. К исполняющим функции представителя власти относятся ФЛ, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнит или судебной власти, а также иные лица правоохранительных или контролирующих органов, наделенные в устан законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не нах-ся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Такими лицами могут быть члены СФ РФ, депутаты ГД РФ, депутаты законодательных ОГВ субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ,судьи,работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ России и др. Гл отличие представителей власти от лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, состоит в том, что они наделены распорядит полномочиями в отнош лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, т.е. не подчиненных им по службе. од организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядит ф- м относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юр значение и влекущих опред юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзамен (аттестационной) комиссии). Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия ДЛ по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении ЗП, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей). Исполнение функций ДЛ по спец полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным НПА, приказом или распоряжением вышестоящего ДЛ либо правомочным на то органом или ДЛ (например, функции присяжного заседателя). Функции ДЛ по специальному полномочию М совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций ДЛ или при исполнении их по спец полномочию лицо мб признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

Ч2:соверш этого прест лицом, занимающим гос должность России или гос должность субъекта РФ, либо главой ОМС. К1-й категории относятся лица, занимающие должности, установленные К РФ, ФКЗ,ФЗ для непосредственного исполнения полномочий гос-х органов (президенты республик, губернаторы и другие главы субъектов РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и т.д.).Ко 2-й категории относятся лица, должности которых установлены конституциями и уставами субъектов РФ (главы администраций, мэры и пр.).ПВСРФ под главой администрации МС (МО) является высшее ДЛ МО, наделенное уставом МО собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.Ч3:деяние,предусм ч 1 и ч2,повлекшие тяжкие последствия.Под тяжкими последствиями ПВС РФ понимает последствия злоупотребления должностными полномочиями в виде длительной остановки транспорта или производ транспорта, иного нарушения деят организации, причинения значит матер ущерба, самоубийства или покушения на самоубийство и т.п. Понятие "тяжкие последствия" является оценочной категорией. В отличие от первого СП ответ-ть за превышение должностных полномочий наступает в случае совершения ДЛ активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, к-е повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом ДЛ осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий. Превышение должностных полномочий м выражаться, например, в соверш ДЛ при исполнении служебных обязанностей действий, к-е:относятся к полномочиям др ДЛ (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несоверше, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);соверш ДЛ единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, устан законом, по соглас с др дл или органом;никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.Следовательно, при превыш полномочий лицо осущ те полномочия,к-е не относятся к его компетенции, а при злоупотреблении-лицо злоупотр сови полномочия.Квалифиц признак тот же. Особо квалифиц признаки: кроме тяжких последствий,также применение насилия или угрозы его применения, применение оружия или специальных средств. под применением оружия или спец средств надлежит понимать умыш действия, связанные с использ лицом поражающих свойств указ предметов, или использование их по назначению. К спец средствам относятся резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.218.79 (0.004 с.)