Взяточничество, его разграничение с коммерческим подкупом.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взяточничество, его разграничение с коммерческим подкупом.



Взяточничество включает в себя 3 СП: получение взятки,дача взятки, посредничество во взточничестве. Осн объекты взяточничества - установленный законом порядок деятельности органов и учреждений, а также органов и учреждений МС, интересы службы в этих органах и учреждениях. Дополнит объекты - общественная нравственность, материальные интересы потерпевшего. Предметом указ СП яв-ся взятка (деньги,ц/б,иное имущество, незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав). Размеры взятки: простая взятка(ч.1)-до 25 тыс р.;взятка в значит размере-свыше 25 тыс р.; взятка в крупном размере-свыше 150 тыс р;взятка в особо крупном размере-свыше 1 млн р.

ПВСРФ «"О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"» под незаконным оказанием услуг имущ хар-ра понимает предоставление ДЛ в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им,ремонт квартиры, строительство дачи). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в тч право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Получение взятки в виде незаконного предоставления ДЛ имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Получение взятки. Об-ая сторона-действие в виде получения ДЛ матер ценностей. Условием УО яв-ся получение указ выше балг за действие или бездействие впользу взяткодателя или лиц, им предост-х, если:1)это деяние входит в служебные полномочия ДЛ; 2)это лицо в силу должностного положения может способствовать такому деянию;3)это лицо оказывает общее покровительство или попустительство по службе(начальник протежирует подчин-му при решении вопроса о продвижении по службе или «закрывает глаза» на факты упущений подчиненного по службе; 4)соверш незаконные действия(бездействие). Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) ДЛследует понимать такие действия (бездействие), к-е оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служ компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия ДЛ соответствующего решения). Способствование ДЛ в силу своего должностного положения соверш действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лицвыражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на др ДЛ в целях соверш ими указанных действий (бездействия) по службе. Т воздействие заключается в склонении др ДЛ к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др. Получение ДЛ вознаграждения за использование исключит личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифиц как получение взятки. В этих случаях склонение ДЛ к совершению незак-х действий (бездействию) по службе м при наличии к тому оснований влечь УО за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий). Общее покровительство по службе м проявляться в необоснованном назначении подчиненного в нарушение устан порядка на более высокую должность, во включении его в списки лиц, предст-х к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится, например, согласие ДЛ контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответ-ти в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения. Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) мб совершены ДЛ в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на к-х распространяются его надзорные, контрольные или иные ф-ии представителя власти, а также его организационно-распорядительные ф-ии. В т случае, если ДЛ получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не м осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей след квалифиц как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых ДЛ получило взятку (Ч3 этой ст), следует понимать действия (бездействие), к-е: совершены ДЛ с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусм законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям др ДЛ; соверш ДЛ единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с др ДЛ или органом( фальсификация доказательств по УД, неисполнение предусм законом обязанности по сост протокола об административном правонарушении. Получение ДЛ взятки за использование должностного положения в целях способствования совершения другим ДЛ незаконных действий (бездействию) по службе надлежит квалифицировать по ч 3 статьи 290 УК РФ. Не образует этот СП принятие ДЛ денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его професс-х обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представит власти, организационно-распорядительным либо административно-хоз-м функциям.

Ч2:получ ДЛ,иностр ДЛ либо ДЛ публичной междун организ взятки в значит размере. Согасно прим к этой ст. под иностранным дл понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностр государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностр гос-ва, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под ДЛ публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Ч4: Деяния, предусм Ч1-3 это ст, совершенные лицом, занимающим государственную должность рф или государственную должность субъекта рф, а равно главой органа МС.Ч5:указ выше деяния, они совершены: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере. Под вымогательством взятки следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан). Для квалификации содеянного по пункту "б" части 5 статьи 290 УК РФ либо по пункту "б" части 4 статьи 204 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица либо у лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).

Если в процессе вымогательства взятки либо предмета коммерческого подкупа должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по статье 285, 286 или 201 УК РФ.

Взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более должностных лица или два и более лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.

В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки либо незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из входящих в преступную группу должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.

Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными статьей 290 или статьей 204 УК РФ, участвующих в получении взятки или предмета коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются соответственно как посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ) или соучастие в коммерческом подкупе (статья 204 УК РФ со ссылкой на статью 33 УК РФ).

Исходя из положений статьи 35 УК РФ организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя.

В организованную группу (пункт "а" части 5 статьи 290 УК РФ и пункт "а" части 4 статьи 204 УК РФ), помимо одного или нескольких должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут входить лица, не обладающие признаками специального субъекта получения взятки или коммерческого подкупа.

В случае признания получения взятки либо предмета коммерческого подкупа организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке и совершении этих преступлений, независимо от того, выполняли ли они функции исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника, подлежат квалификации по соответствующей части статьи 290 или статьи 204 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ. Преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом организованной группы.

Решая вопрос о квалификации получения взятки или предмета коммерческого подкупа в составе группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы, следует исходить из общей стоимости ценностей (имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера), предназначавшихся всем участникам преступной группы.

Ч6:деяние соверш в особо крупном размере.

Суб-ая сторона-прямой умысел.Мотив корыстный.Цель подуч взятки не имеет значения. Субъект- ДЛ,иностр дл,дл публичной междун организации.

Дача взятки.Об-ая сторона-передача лично или через посредника предмета взятки дл,иностр дл,дл публичной междун организ.Сп формальный.

Суб-ая сторона-прямой умысел,цель-возбудить у дл получить взятку по службе в пользу взяткодателя или др лица.

Субъект-любое лицо,дост возраста 16 лет. Лицо, давшее взятку, освобождается от УО, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию прест и либо имело место вымогательство взятки со стороны дл, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Сообщение (письменное или устное) о прест д признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки, посредничестве во взяточничестве известно органам власти. Активное способствование раскрытию и (или) расследованию прест д состоять в совершении лицом действий, напр-х на изобличение причастных к соверш преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника .Освобождение от УО взяткодателя либо лиц,к-й активно способствовал раскрытию и расследованию прест и в отношении к-х имело место вымогательство взятки не означает отсутствия в их действиях СП. Поэтому т лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки. От передачи взятки под воздействием вымогательства следует отличать не яв-ся преступлением действия лица, вынужденного передать деньги, ценности, иное имущество, предоставить имущественные права и тп ДЛ в состоянии крайней необходимости или в результате психического принуждения,когда отсутствовали иные законные средства для предотвращения причинения вреда правоохраняемым интересам владельца имущества либо представляемых им лиц. В т случае имущество, полученное дл подлежит возврату их владельцу.Не образуют этот СП действия лица, в отношении к-го были заявлены требования о даче взятки, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать УД. В этих случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки, подлежат возвращению их владельцу.Квалифицирующие признаки практически аналогичны с получением взятки.

Посредничество во взяточничестве.Об-ая сторона- непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере(свыше 25 тыс р).Иное способствование м выражаться в осущ переговоров с взяткополучат и взятокодателем о размере взятки, о способе,времени,месте ее передачи, о хар-ре действий взяткополучат,к-е д соверш или от к-х он д воздержаться в связи с получ взятки. При отграничении посредничества во взяточничестве от дачи взятки ДЛ за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого взяткодателем след исходить из того, что посредник передает взятку, действуя от имени и за счет имущества взяткодателя. В отличие от посредника взяткодатель, передающий взятку за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого им лица, использует в качестве взятки принадлежащее ему или незаконно приобретенное им имущество. Квафицир признаки:ч2-посредничество во взяточничестве за соверш щаведомо незаконных действий,бездействие либо лицом,использ своего служебного положения.Ч3.Посредничество во взяточничестве соверш группой лиц по предварит сговору или организ группой;в крупном размере. Ч4 посредничество во взяточничества в особо крупном размере.Ч5:Обещание или предложение посредничества во взяточничестве, считается оконченным с момента совершения лицом действий (бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или) взяткополучателя информации о своем намерении стать посредником во взяточничестве. В случае, когда лицо, обещавшее либо предложившее посредничество во взяточничестве, заведомо не намеревалось передавать ценности в качестве взятки ДЛ либо посреднику и, получив указанные ценности, обратило их в свою пользу, содеянное следует квалифицировать как мошенничество без совокупности с прест.

Получение и дача взятки посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия ДЛ хотя бы части передаваемых ему ценностей. Если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо - получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по пункту "в" части 5 статьи 290 УК РФ.

Если за совершение ДЛ действий (бездействие) по службе имущество передается, имущественные права предоставляются и тп не лично ему либо его родным или близким, а заведомо др лицам, в том числе юридическим, и ДЛ, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду, содеянное не мб квалифицировано как получение взятки (например, принятие руководителем государственного или муниципального учреждения спонсорской помощи для обеспечения деятельности данного учреждения за совершение им действий по службе в пользу лиц, оказавших такую помощь). При наличии к тому оснований действия ДЛ мб квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

Коммерческий подкуп - ООД, выражающее незаконные передачу или получение денег, ц/б, иного имущества, оказание услуг имуществ х-ра или предоставление иных имуш прав (пользование ими), посягающее на интересы службы в комм или иных организ. Указанные действия одновременно отражают 2 прест: передачу вознаграждения при комм подкупе и получение вознаграждения при коммерческом подкупе.Общественная опасность прест заключается в подрыве авторитета организ.Объект- управленческая деятельность в комм или иной организации (не являющейся гос органом, омс, гос или мун учреждением), интересы службы в этих организациях. Дополнительные объекты - общественная нравственность, материальные интересы потерпевшего. Предметы посягательства - деньги, ценные бумаги, иное имущество;услуги имущ х-ра, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате, иные имущ права Об-ая сторона- деяние в форме действия: а) в передаче денег, пенных бумаг, иного имущества, оказании услуг имущественного характера, предоставлении иных имущественных прав за осуществление действий (бездействия) в интересах дающего вознаграждение в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (см. ч. 1, 2); б) в получении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения за осуществление действий (бездействия) в интересах дающего вознаграждение в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (см. ч. 3, 4).СП формальный,окончено в момент принятия получателем (лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо его посредником) хотя бы части намеченного к получению вознаграждения.Субъект по ч1 и ч2, - общий, т.е. физическое вменяемое лицо,16 лет. По ч. 3 и 4 специальный, т.е. лицо, выполн управленческие функции в коммер или иной организации.Суб-ая сторона –прямой умысел,имеет корыстную направленность (при передаче вознаграждения - как правило).Квалифицирующие признаки незаконной передачи вознаграждения закреплены в ч. 2: а) группа лиц, действующих по предварительному сговору, организованная группа; б) передача вознаграждения за заведомо незаконные действия (бездействие).Квалифицирующие признаки незаконного получения вознаграждения закреплены в ч. 4 а) группа лиц, действующих по предварительному сговору, организованная группа; б) коммерческий подкуп, сопряженный с вымогательством предмета подкупа-треб лица,выполн управленческие ф-ии в комм или иной орагниз,передать незаконное вознаграждение в виде денег,ц/б,имущества при комм подкупе под угрозорй тсоверш действий,к-е м причинить ущерб зак-м интересам гражд либо поставить последнего в такие условия,при к-х он вынужден соверш комм подкуп с целью предотвращения вредныех последствий для его правоохран интересов. в) получение вознаграждения за незаконные действия (бездействие).В соответ с пост пленума вс РФ получ лицом,выполн управленческие ф-ии в организ денег и тп якобы за соверш действий,к-ое он м осущ из-за отсуствия служ полномочий или невозмодности использ свое служ полномочие,след квалифиц как мошенничество.Владелец ценностей несет в т случаях несет ответ-ть как за покушение на комм подкуп.Обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за соверш действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказ лицом намерение передать или получить предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное след квалифиц как приготовление к комм подкупу.Отличия от взяточничества. Осн объект-интересы гос службы или службы в ОМС.Момент окончания и суб-ая сторона совпадают.В отличие от комм подкупа субъект получения взятки яв-ся д/л,осуществляющее свои служебные обязанности от имени и в интересах государства в ОГВ и ОМС.

65.Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования.

Основной объект-независимость суда как составная часть нормальной деятельности суда по реализации целей и задач правосудия. Потерпевшими от рассматриваемых преступлений могут быть: при вмешательстве в законную деятельность суда - лица, непосредственно осущ правосудие, т.е. судьи, присяжные и арбитражные заседатели; при вмешательстве в норм деятельность органов, осущ-х уголовное преследование, - лица, осуществляющие предварит расследование и поддерживающие гос обвинение, т.е. прокурор, следователь, дознаватель либо лица, уполномоченные поддерживать государственное обвинение.

Об-ая сторона преступления, предусмотренного ч. 1 этой ст, состоит в соверш только активных действий , к-е выражаются во вмешательстве (воздействии) в какой бы то ни было форме в деят по осуществлению правосудия судьями или присяжными заседателями, с тем чтобы воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению судебного дела.Под вмешательством следует понимать различные способы воздействия на судей, присяжных или арбитр заседателей с тем, чтобы добиться вынесения неправосудного приговора, решения или определения, помешать суду объективно, полно и всесторонне рассмотреть дело. Формами воздействия мб целенаправленные просьбы, советы, уговоры, шантаж, митинги, пикетирование зданий судов, требования, обещания, иные виды понуждения судей либо заседателей к вынесению неправосудного акта или одностороннего рассмотрения дела Не могут рассматриваться в качестве вмешательства указания прокурора, следователя или лица, производящего дознание, а также указания вышестоящего прокурора нижестоящему по поводу расследования конкретного уголовного дела, данные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Воздействие может быть оказано как в служебной, так и во внеслужебной обстановке, и выражается как в устной, письменной, так и в конклюдентной форме, может осуществляться лично или через посредников, по телефону или по факсу и т.д В случаях, когда воздействие было сопряжено с угрозой убийством, причин вреда здоровью, уничтожения или повреждения имущества в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, содеянное квалифиц по сов-ти ст. 294 и 296 УК РФ. СП формальный.

Суб-ая сторона данного преступления может выражаться только в прямом умысле;цель - воспрепятствовать осуществлению правосудия.Отсутствие при вмешательстве в расследование или судебное разрешение дела такой цели исключает данный СП. Диспозиция этой ст охватывает собой вмешательство как с целью прекращения дела, оправдания, смягчения наказания, освобождения от иск-х требований, так и, наоборот, с целью ужесточения ответственности и наказания, привлечения к ответственности др лиц, увеличения суммы взысканий и т.п.

Субъект преступления общий.16 лет.

Часть 2 ст. 294 предусматривает ответ-ть за вмешательство в какой бы то ни было форме в деят прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела. Объект этого преступления - общественные отношения, обеспечивающие процесс самостоятельность органов, осуществляющих предварит расследование как основополагающего принципа и необходимого условия осуществления правосудия. Об-ая сторона этого СП по своему содержанию аналогична вмешательству в деятельность органов правосудия, с той лишь разницей, что деянием, предусмотренным ч. 2 ст. 294, охватывается только уголовно-процессуальная сфера и воздействие оказывается на прокурора, следователя или лицо, производящее дознание, их процессуальную самостоятельность.СП формальный.Суб-я сторона –прямой умысел;цель (воспрепятствование всестороннему, полному и объективному расследованию). В зависимости от конкретных обстоятельств эта цель может иметь разные формы выражения: стремление побудить к принятию опред процессуального решения; не допустить огласки обстоятельств, относящихся к виновному; исключить те или иные материалы из доказательной базы и т.п.

Субъект тот же.

Ч3:те же деяния,соверш лицом с использ своего служебного положения. Субъект данного преступления специальный. Таковым может быть либо ДЛ.Использование служебного положения предполагает реализацию лицом предоставленных ему полномочий по службе для создания препятствий в осуществлении соответствующей деятельности. Дополнит объектом этого вида вмешательства являются интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.016 с.)