ТОП 10:

Анализ структуры воспроизведения в рамках деятельностного подход к исследова-нию памяти.



(Из лекции)

Изучалось воспроизведение как специфическая деятельность, направленная на достижение цели «воспроизвести» или репродуктивной цели.

Репродуктивная цель -Задача1 Соответствующие приёмы и способы воспроизведе-

-Задача 2 ния

-Задача3

При достижении цели « воспроизвести» используется два ряда приемов преобразования информации, т. Е. РЕКОНСТРУКЦИИ:

1)Контрольно-корректировочные операции- (Это приемы и способы, направленные на исправление неточных воспроизведений)

2) Приемё и способы логического преобразования.Переработка информации:

(Представители: Середа и Заика.)

- дробление информации,

-детализация,

-дополнение,

-повторение,

-обощение,

-стяжение.

При Репродуктивной задаче:

-Воспроизвести полно-используются все кроме обобщения и стяжения

-Воспроизвести главное-только обобщение и стяжение.

Основные генетические формы функционирования памяти (Л.С.Выготский, П.П.Блонский, В.Я. Ляудис).

Главный критерий различения двух форм памяти (натуральной и специфически человеческой) заключается, по Выготскому, в использовании культурных средств (внешних или внутренних) для организации памяти. На основании этого он выделил 2 линии развития памяти:

- линия развития и усовершенствования средств запоминания, которые остаются внешними раздражителями. Средства запоминания прошли длительный путь развития.

- линия превращения внешних средств запоминания во внутренние, в следствие чего возникает логическая память.

В онтогенезе постепенно на основе непосредственной памяти возникает опосредованная, которая становится произвольной, управляемой, сознательно регулируемой. Постепенное изменение памяти в онтогенезе связано с тем, человек овладевает культурными средствами, т.е. происходит их интериоризация.

Памяти, в понимании Блонского, - это свойство мозга, заключающееся в запоминании, сохранении и забывании того, что было в индивидуальном опыте человека. Исходными толчками к запоминанию могут быть движения, чувства, образы, мысли. Им соответствуют определенные виды памяти (генетические ступени):

- моторная – выступает как начальная ступень в развитии памяти. Впервые выражается в двигательных рефлексах, расцвет функционирования относится к раннему детству.

- аффективная, или эмоциональная

- образная (преимущественно зрительная, или эйдетическая)

- словесно-логическая, или вербальная, – память на мысли, выраженная в словах.

Исторически они возникли в филогенетическом развитии, однако, и в онтогенезе проявляются в той же последовательности.

Различные виды памяти находятся на различных уровнях сознания, относятся к различным ступеням развития сознания. Это доказывает, что виды памяти являются стадиями развития памяти. В этом заключается суть генетической теории памяти Блонского.

Работа В.Я. Ляудис «Память в процессе развития» посвящена сравнительно-генетическому изучению развитых и элементарных форм памяти человека. Автор выясняет функции форм памяти человека на конкретном экспериментальном материале и раскрывает условия развития процессов произвольного запоминания, припоминания.

Выявлены и впервые описаны функциональная структура и условия развития четырех генетически различных форм памяти - бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики, переходной, внешне опосредствованной памяти, осознаваемых произвольных процессов памяти и метапамяти. Установлена специфика процесса функционального развития памяти, связанная с ростом готовности к предстоящему посредством реорганизации схем преемственности актуального поведения по отношению к прошлому и будущему. На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти построены программы обучения письменной речи, учебной деятельности в начальной, средней и высшей школе.

Проблема развития памяти в культурно - исторической теории Л.С. Выготского.

Исследование мгновенной памяти в отечественной и зарубежной психологии.

Сенсорный регистр или ультракратковременная память.

Сенсорный регистр является первой подсистемой памяти, которая обеспечивает удержание в течение очень короткого времени продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В подсистему входят: 1) иконическая память – вид УКП, в которой хранится зрительная информация, 2) эхоическая память– вид УКП, предназначенный для акустической (слуховой) информации.

В соответствии с вышеназванными критериями УКП можно охарактеризо­вать следующим образом:

1) время хранения информации: иконическая память – 0,25 – 0,5 секунды, эхоическая – 2 секунды.

2) форма хранения информации – “непосредственный отпечаток”: иконическая – зрительный, эхоическая – слуховой.

Необходимость вычленения УКП как отдельной подсистемы позволяет решить ряд проблем. Как объяснить тот факт, что даже в том случае, когда время воздействия стимула столь мало, что сенсорная система не успевает его опознать (скорость нервных процессов ограничена), человек все-таки может сообщить, что именно он видел? Почему, несмотря на то, что человеческий глаз находится в постоянном движении, видимый мир остается неподвижным? Основная функция СР состоит в том, чтобы обеспечить сенсорным системам время, необходимое для обработки сигналов, предоставлять им на это время полную “картину – копию” сигнала, стабилизировать внешний мир. Следовательно, чтобы обеспечить выбор нужного сигнала, СР должен предоставлять всю информацию в количестве большем, чем может быть обработано, сохранять все возможности для будущего выбора.

Эксперимент Дж. Сперлинга (методика частичного отчета).Существование СР как особого вида памяти было доказано в серии экспериментов Дж. Сперлинга. Отправным моментом для создания методики послужилследующий факт: испытуемым предъявлялись на короткое время (около 0,5 с.) несколько символов; чем больше символов предъявлялось, тем хуже была точность воспроизведения, однако испытуемые сообщали, что они видели гораздо больше, чем им удалось вспомнить. Сперлинг предположил, что люди видят больше информации, чем могут воспроизвести, поэтому не следует предлагать им вспомнить все символы (методика полного отчета), а только некоторые, на которые нужно неожиданно обратить внимание после экспозиции.

Сначала на очень короткое время показывалась карточка с буквами (рис. 9 а), затем через определенное время предъявлялась пустая карточка с меткой в виде кружочка (рис. 9, б), которая должна указывать на место той буквы, которую необходимо вспомнить. Каждая буква воспроизводилась практически в 100% случаев, независимо от ее расположения. Поскольку испытуемый не знал заранее, какую букву ему нужно будет вспомнить, можно заключить, что все 9 букв были доступны для воспроизведения, следовательно они все сохранялись в СР. Таким образом, объем информации, сохраняемой в СР, практически неограничен.

С помощью этого эксперимента также были установлены другие характеристики СР – время хранения информации и тип забывания. Дж. Сперлинг произвольно варьировал временной интервал между подачей стимула и предъявлением метки. Приблизительно до 0,25 – 0,5 с воспроизведение было 100%-ным и испытуемые сообщали, что они “видят букву, помещенную в кружок”. При увеличении времени задержки, воспроизведение ухудшалось, а сигнал “метка” стирал образ буквы и замещал ее, т.е. испытуемые на месте буквы видели только метку – кружок. Это значит, что механизмом забывания в зрительном СР является стирание старых следов новыми, однако простое угасание следов памяти также не исключается.

Итак, в эксперименте Дж.Сперлинга, выполненном по методике частичного отчета, получены следующие результаты:

1) время хранения информации в иконической памяти – 0,25 – 0,5 секунд;

2) объем хранимой информации практически неограничен (“копия -отпечаток”);

3) забывание происходит по типу стирания следов памяти, однако не исключается простое угасание следов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.007 с.)