ТОП 10:

Проблема избирательности внимания в исследованиях К.Черри.



С конца 50-х гг. XX в. в психологии наиболее активно разрабатывается информационный подход. Избирательность внимания не вызывает сомнения. Причины его избирательности кроются либо в недостаточной пропускной способности канала, либо в нашей неспособности обрабатывать все сенсорные признаки одновременно.

Такое представление предполагает наличие отбора информации и «узкого места», где этот отбор осуществляется. В рамках информационного подхода было предложено несколько моделей, в которых определены функция и локализация этого узкого места: модель ранней фильтрации Д. Бродбента, модель делителя Э. Трейсман и модель поздней фильтрации Д. и Э. Дойчей и Д. Нормана.

Информационный подход к вниманию был в значительной степени связан с исследованиями слуховых, а позднее и зрительных сигналов. Исследования К. Черри позволили разработать экспериментальную процедуру, получившую название затенения (термин заимствован из техники живописи: оттенить что-либо означает выделить это из окружения).

При проведении указанной процедуры испытуемого просят повторить сообщение точно так же, как оно было предъявлено. Однако у экспериментов К. Черри была еще одна особенность: предъявлялись два слуховых сообщения одновременно – одно из них должно быть «оттенено», а другое проигнорировано. Иногда эти сообщения предъявлялись через наушники, иногда – через акустические системы, расположенные в разных местах.

 

В результате ученый обнаружил, что сообщение, которому не уделялось внимания, запоминалось намного хуже. Способность фокусироваться на одном сообщении является важным свойством человека, так как позволяет обрабатывать ограниченное количество информации и не перегружать механизм обработки.

Поскольку нет оснований полагать, что на сенсорном уровне уши получали неодинаковую стимуляцию (т.е. одно из сообщений не достигало слуховой зоны коры мозга), объяснение селективного внимания необходимо искать в парадигме обработки информации, которая объяснит нам, как сообщения контролируются вниманием и как получается, что неконтролируемые сообщения иногда все же обрабатываются.

Аналогичный эксперимент со зрительными сигналами был проведен У. Найссером и получил название «процедура избирательного чтения». Испытуемый читает строки одного цвета из текста, набранного разными цветами. Если испытуемый уделяет внимание только одному цвету и это по определению исключает какую бы то ни было обработку информации, напечатанной другим цветом, то последняя информация не должна замечаться.

Так и происходило, даже повторяющиеся слова в игнорируемом зрительном канале не опознавались. Однако материал, сильно воздействующий на сознание (например, имя испытуемого), предъявляемый через игнорируемый канал, часто оказывался замеченным.

17)Основные исходные положения когнитивно-информационного подхода к исследованию внимания. Модели внимания Д. Бродбента.

Первым в зарубежной психологии целостную теорию внимания разработал британский исследователь Д. Бродбент [1,8]. Эта теория основывалась на идее о том, что обработка информации ограничена пропускной способностью канала (т.е. нервной системы). В первом варианте своей модели Д. Бродбент утверждал, что селекция (внимание) ведётся на основе физических характеристик стимула, и переключение внимания не связано с содержанием (смыслом) сообщения. При этом отбор информации осуществляется сразу, на её входе, т.е. на ранних этапах её переработки. Фильтр работает по принципу «всё или ничего», т.е. если какая-то информация отбирается, вся остальная, действовавшая на сенсорные каналы одновременно с отобранной, полностью «отбрасывается», игнорируется. Дальнейшая обработка информации происходит только после того, как на неё будет направлено внимание, и она будет передан через избирательный фильтр в «канал с ограниченной пропускной способностью». Так как в систему переработки информации входит больше информации, чем может быть переработано каналом с ограниченной пропускной способностью, Бродбент считал, что для исключения перегрузки системы избирательный канал можно переключить на какой-либо другой сенсорный канал. Для экспериментальных исследований с целью эмпирического подтверждения своей теории Бродбент использовал методику дихотического прослушивания. Блок-схема внимания как ранней селекции информации, предложенная Д. Бродбентом, может быть изображена следующим образом (см. рисунок 2).

Канал с ограниченной пропускной способностью
Долговременная память
Ответ

 

 

Рисунок 2 — Блок-схема внимания как ранней селекции информации

Таким образом, модель Бродбента была первой структурированной моделью внимания в рамках селективного подхода к его исследованию. Основная идея этого подхода состояла в том, что в структуре обработки информации есть «узкое место» (воронка, фильтр). Основной предмет дискуссии структурных селективных моделей – это местонахождение фильтра (на каком этапе переработки информации) и по каким признакам осуществляется отбор (селекция) информации. Основанием для этой дискуссии послужили результаты экспериментов, поставившие под сомнение идею Бродбента о том, что информация отбирается окончательно на входе только по физическим признакам. Так, в экспериментах Грея, Веддерберна, Меррея и др. было обнаружено, что при раздельном предъявлении слов фразы на оба уха (например, на левое предъявляли – мышь, сыр; на правое – ела), испытуемые слышали полностью фразу («Мышь ела сыр»), т.е. они группировали слова по смыслу. Оказывалось, что сигналы, поступающие по иррелевантному каналу, не только полностью не игнорируются, но и семантически обрабатываются. Встала задача разработать новую или усовершенствовать старую теорию внимания. Последнее сделала Анна Трейсман; именно поэтому её теорию иногда называют компромиссной теорией ранней селекции.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.109.82 (0.004 с.)