Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема избирательности внимания в исследованиях К.Черри.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С конца 50-х гг. XX в. в психологии наиболее активно разрабатывается информационный подход. Избирательность внимания не вызывает сомнения. Причины его избирательности кроются либо в недостаточной пропускной способности канала, либо в нашей неспособности обрабатывать все сенсорные признаки одновременно. Такое представление предполагает наличие отбора информации и «узкого места», где этот отбор осуществляется. В рамках информационного подхода было предложено несколько моделей, в которых определены функция и локализация этого узкого места: модель ранней фильтрации Д. Бродбента, модель делителя Э. Трейсман и модель поздней фильтрации Д. и Э. Дойчей и Д. Нормана. Информационный подход к вниманию был в значительной степени связан с исследованиями слуховых, а позднее и зрительных сигналов. Исследования К. Черри позволили разработать экспериментальную процедуру, получившую название затенения (термин заимствован из техники живописи: оттенить что-либо означает выделить это из окружения). При проведении указанной процедуры испытуемого просят повторить сообщение точно так же, как оно было предъявлено. Однако у экспериментов К. Черри была еще одна особенность: предъявлялись два слуховых сообщения одновременно – одно из них должно быть «оттенено», а другое проигнорировано. Иногда эти сообщения предъявлялись через наушники, иногда – через акустические системы, расположенные в разных местах.
В результате ученый обнаружил, что сообщение, которому не уделялось внимания, запоминалось намного хуже. Способность фокусироваться на одном сообщении является важным свойством человека, так как позволяет обрабатывать ограниченное количество информации и не перегружать механизм обработки. Поскольку нет оснований полагать, что на сенсорном уровне уши получали неодинаковую стимуляцию (т.е. одно из сообщений не достигало слуховой зоны коры мозга), объяснение селективного внимания необходимо искать в парадигме обработки информации, которая объяснит нам, как сообщения контролируются вниманием и как получается, что неконтролируемые сообщения иногда все же обрабатываются. Аналогичный эксперимент со зрительными сигналами был проведен У. Найссером и получил название «процедура избирательного чтения». Испытуемый читает строки одного цвета из текста, набранного разными цветами. Если испытуемый уделяет внимание только одному цвету и это по определению исключает какую бы то ни было обработку информации, напечатанной другим цветом, то последняя информация не должна замечаться. Так и происходило, даже повторяющиеся слова в игнорируемом зрительном канале не опознавались. Однако материал, сильно воздействующий на сознание (например, имя испытуемого), предъявляемый через игнорируемый канал, часто оказывался замеченным. 17) Основные исходные положения когнитивно-информационного подхода к исследованию внимания. Модели внимания Д. Бродбента. Первым в зарубежной психологии целостную теорию внимания разработал британский исследователь Д. Бродбент [1,8]. Эта теория основывалась на идее о том, что обработка информации ограничена пропускной способностью канала (т.е. нервной системы). В первом варианте своей модели Д. Бродбент утверждал, что селекция (внимание) ведётся на основе физических характеристик стимула, и переключение внимания не связано с содержанием (смыслом) сообщения. При этом отбор информации осуществляется сразу, на её входе, т.е. на ранних этапах её переработки. Фильтр работает по принципу «всё или ничего», т.е. если какая-то информация отбирается, вся остальная, действовавшая на сенсорные каналы одновременно с отобранной, полностью «отбрасывается», игнорируется. Дальнейшая обработка информации происходит только после того, как на неё будет направлено внимание, и она будет передан через избирательный фильтр в «канал с ограниченной пропускной способностью». Так как в систему переработки информации входит больше информации, чем может быть переработано каналом с ограниченной пропускной способностью, Бродбент считал, что для исключения перегрузки системы избирательный канал можно переключить на какой-либо другой сенсорный канал. Для экспериментальных исследований с целью эмпирического подтверждения своей теории Бродбент использовал методику дихотического прослушивания. Блок-схема внимания как ранней селекции информации, предложенная Д. Бродбентом, может быть изображена следующим образом (см. рисунок 2).
Рисунок 2 — Блок-схема внимания как ранней селекции информации Таким образом, модель Бродбента была первой структурированной моделью внимания в рамках селективного подхода к его исследованию. Основная идея этого подхода состояла в том, что в структуре обработки информации есть «узкое место» (воронка, фильтр). Основной предмет дискуссии структурных селективных моделей – это местонахождение фильтра (на каком этапе переработки информации) и по каким признакам осуществляется отбор (селекция) информации. Основанием для этой дискуссии послужили результаты экспериментов, поставившие под сомнение идею Бродбента о том, что информация отбирается окончательно на входе только по физическим признакам. Так, в экспериментах Грея, Веддерберна, Меррея и др. было обнаружено, что при раздельном предъявлении слов фразы на оба уха (например, на левое предъявляли – мышь, сыр; на правое – ела), испытуемые слышали полностью фразу («Мышь ела сыр»), т.е. они группировали слова по смыслу. Оказывалось, что сигналы, поступающие по иррелевантному каналу, не только полностью не игнорируются, но и семантически обрабатываются. Встала задача разработать новую или усовершенствовать старую теорию внимания. Последнее сделала Анна Трейсман; именно поэтому её теорию иногда называют компромиссной теорией ранней селекции.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.011 с.) |