Запоминание как специфическая деятельность. Исследование операционного состава запоминания и факторов, влияющих на его успешность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запоминание как специфическая деятельность. Исследование операционного состава запоминания и факторов, влияющих на его успешность.



Установлено, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.

При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

Установка на запоминание способствует ему, т. е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.

То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем-то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктив-ность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.

Интерес представляют различия в запоминании при активной деятельности, в отличии, где объект не был материалом деятельности. В результате серии опытов проведенных П.И. Зинченко на основе работ зарубежных психологов, была установлена следующая зависимость: объект может запоминаться лишь тогда, когда он является предметом деятельности субъекта, вызывающее только чувственное впечатление. Однако, это не совсем точное определение, хотя и правильное. Рассматривая активность деятельности как углубленное понимание смыслового содержания того, что воспринимается - именно этот момент надо оценивать как условие успешности запоминания.

Зависимость запоминания от характера деятельности с запоминаемым материалом ясно выявлена в другой серии опытов. Оказалось, что эффект запоминания теснейшим образом зависит от характера действий, в результате которых осуществляется запоминание: то что является объектом специально целенаправленных действий, запоминается значительно лучше по сравнению с тем, что служит объектом уже достаточно автоматических операций.

Другие же опыты показали, что запоминание материала включенного в активную деятельность в качестве только ее отправного пункта и данного поэтому в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно в результате активной деятельности.

О том же говорят данные работ других психологов, в частности А.И. Леонтьева и Т.В. Розановой [1951], и исследования Т.В. Розановой [1959].В результате опытов выявлена определяющая роль в запоминании действий, а именно ориентировочных действий в соответствии с задачей, которая должна быть решена. Существенное влияние имеет также факт подкрепления или неподкрепления определенных связей, что опять-таки связано с ориентировкой в результате действий.

Итак, все выше сказанное указывает на действие с тем, что должно стать объектом запоминания, как на важнейшее условие непроизвольного запоминания.

В опытах проведенных А.А. Смирновом и его коллегами наблюдается одна и та же закономерность: с возрастом показатель эффективности непроизвольного запоминания относительно уменьшается. Как же можно это объяснить?

В первую очередь это объясняет закономерность, выявленная раньше: продуктивность непроизвольного запоминания определяется, прежде всего, степенью интеллектуальной активности, необходимой для выполнения деятельности. Другими словами, взрослые в силу умственного развития прилагают меньше усилий для более простой деятельности, чем дети, что и приводит к меньшему вниманию к материалу. Это еще раз доказывает важность высокой степени интеллектуальной активности для непроизвольного запоминания и составляет основу его преимущества над произвольным при определенных условиях.

Дальнейшие исследования данного вопроса различными отечественными психологами привели к подтверждению выше указанного положения.

При исследованиях воздействия похвалы и поощрения на обучение, психолог Э.Харлок обнаружил, что продуктивность в «похвальной» группе была выше, чем в контрольных. Также велись опыты на изучение отрицательного действующего сигнала (удар электротоком). В итоге выяснилось, что его применение повышает продуктивность, если подается при неправильных действиях (в опытах по овладению двигательными навыками).

Влияние соревнований (исследования В.Симс и Дж.Маллера) оказалось большим в случае личностного первенства.

Безусловно, неправомерность обобщения данных этих результатов очевидна, т.к. в них не были учтены культурно-общественные, образовательно-исторические моменты влияния.

Было проведено также множество других исследований влияния различных факторов, выступающих как мотивы.

Следует заметить, что во всех исследованиях не учитывался такой параметр, играющих важную роль, как уровень притязаний испытуемых. Из выше сказанного вытекает, что степень воздействия мотивов в свою очередь зависят от содержания и характера деятельности, в которых мотивы проявляют побудительную силу. Сам мотив не может определить характер деятельности и тем более продуктивность.

Опыты и исследования проведенные отечественными психологами З.М.Истоминой и Г.И. Зинченко своими результатами подтвердили указанное выше предположение о существенной роли, которую играют в запоминании мотивы деятельности, причем одни и те же мотивы у разных испытуемых могут оказывать совершенно различное влияние. Исключительно важное значение для характеристики мнемонической направленности имеют мотивы запоминания, т.е. то, что побуждает нас запоминать. В этом отношении запоминание ничем не отличается от другой деятельности. Рассмотрим некоторые из мотивов запоминания (и вообще мотивов учения), которые стали предметом исследований в психологии. При исследованиях воздействия похвалы и поощрения на обучение, психолог Э.Харлок обнаружил, что продуктивность в «похвальной» группе была выше чем в контрольных. Также велись опыты на изучение отрицательного действующего сигнала (удар электротоком). В итоге выяснилось, что его применение повышает продуктивность, если подается при неправильных действиях (в опытах по овладению двигательными навыками). Безусловно, неправомерность обобщения данных этих результатов очевидна, т.к. в них не были учтены культурно-общественные, образовательно-исторические моменты влияния. Было проведено также множество других исследований влияния различных факторов, выступающих как мотивы. Следует заметить, что во всех исследованиях не учитывался такой параметр, играющих важную роль, как уровень притязаний испытуемых. Из вышесказанного вытекает, что степень воздействия мотивов в свою очередь зависят от содержания и характера деятельности, в которых мотивы проявляют побудительную силу. Сам мотив не может определить характер деятельности и тем более продуктивность. Опыты и исследования проведенные отечественными психологами З.М.Истоминой и Г.И. Зинченко своими результатами подтвердили указанное выше предположение о существенной роли, которую играют в запоминании мотивы деятельности, причем одни и те же мотивы у разных испытуемых могут оказывать совершенно различное влияние. Несмотря на многообразие источников направленности, среди них можновыделить основные, являющиеся так сказать базовыми. Первое, это цели запоминания, т.е. для чего мы это запоминаем. И совершенно очевидно, здесь мы можем найти исключительное разнообразие. Т.к. цели часто напрямую зависят от вида деятельности человека, то это определяет различия в содержании направленности, и прежде всего в направленности на качество, на то, что в итоге запоминания должно быть достигнуто. Полнота, точность, прочность и последовательность запоминания каждый раз весьма специфичны и зависят от цели. Важную роль в конкретизации направленности на определенное качество запоминания играют требования, т.е. не только что, но и как, в какой мере надо запомнить. Также видное место занимают условия, в которых происходит запоминание. Еще одним определяющим моментом направленности на какое-либо качество запоминания являются индивидуально-психологические качества личности того, кто запоминает. В первую очередь здесь можно выделить мнемонические способности: быстрота, точность и прочность. Во вторую, характерологические черты личности того, кто запоминает, т.е. отношение к деятельности требующей запоминания. Говоря об отношении нужно заметить значение эмоционального отношения и интереса. Наряду с индивидуальными психологическими качествами личности должны учитываться возрастные способности. Важную группу условий, влияющих на качество направленности, образуют особенности материала. Прежде всего стоит отметить объем того что нужно запомнить, далее следует плотность, или количество мыслей и фактических данных на единицу объема.[4] Существенную роль играет значение отдельных частей текста. Направленность на запоминание может варьироваться также от вида материала. Разного рода материалы ставят ограничения в выборе направленности. Например, математические формулы требуют более точного запоминания, чем текст книги «Война и мир». Немаловажную роль в мнемонической направленности также играет трудность материала. Подводя итог вышесказанному, отметим, что у взрослых влияние всех этих предпосылок материала на установку качества направленности выражены в гораздо большей степени.

 

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, полу-чил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие зако-номерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо ор-ганизованный в смысловом плане материал:

1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетли-востью и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатле-ваются.

3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить собы-тия, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уве-ренным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспро-изведения событий и уверенностью в этой точности не всегда суще-ствует однозначная связь.

5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до коли-чества, превышающего максимальный объем кратковременной па-мяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличе-нии такого ряда возрастает и количество необходимых для его запо-минания повторений. Например, если после однократного запомина-ния в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспро-извести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторе-ний. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет рав-но 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов - 55 повто-рений.

6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти вос-производятся его начало и конец («эффект края»).

8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктив-но для его запоминания, чем распределение таких повторений в те-чение определенного периода времени, например в течение несколь-ких часов или дней.

10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются луч-ше, чем привычные, часто встречающиеся.

14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не ос-тается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся, в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ас-социативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий - временных потерь памяти, отмечает еще две за-кономерности:

- память человека связана с его личностью, причем таким обра-зом, что патологические изменения в личности почти всегда сопро-вождаются нарушениями памяти;

- память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восста-новлении памяти дело обстоит наоборот, т. е. сначала восстанав-ливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наибо-лее сложные и недавние.

В отечественной психологии рассматривается как специфическая деятельность,направленная на достижение цели запомнить.

Мыслическая цель,где используется определенный набор приемов и способов- мнемотехник:1)приемы и способы которые направлены на логическую переработку инф. 2) пр. и сп. не связанные с логической переработкой информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.021 с.)