Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Поиск

Основной целью этого важного раздела программы является формирование у ребенка навыков, обеспечивающих его бытовую независимость от окружающих, а также овладение элементами бытового труда, что в дальнейшем станет предпосылкой трудового обучения. Специфика и задачи данного раздела на каждом из этапов обучения определяются возможностями детей, прежде всего Уровнем развития предметной деятельности.

Программа предусматривает привитие навыков и умений, связанных с личной гигиеной ребенка, которые прививаются в бытовых ситуациях во время умывания, принятия пищи, в ходе одевания и раздевания. Для отработки того или иного умения нужно Проводить короткие занятия с частной целью, например научить вытирать полотенцем руки или брать ложку со стола, уметь ее Держать во время еды.

Дети овладевают определенными действиями, которые взрослый вначале выполняет руками ребенка, регулируя его усилия таким образом, чтобы движение выполнялось правильно, постепенно добиваясь, чтобы он мог выполнить его, пользуясь лишь незначительной помощью. Основной формой работы на данном этапе обучения является индивидуальная работа с ребенком. Взрослый постоянно проговаривает действия, которые он выполняет вместе с ребенком, называет используемые предметы, указывает на сделанные ошибки, отмечает даже самые незначительные достижения, а также стимулирует собственную речь ребенка.

Постепенно следует добиваться самостоятельного выполнения ребенком всех действий, которые он первоначально выполнял с помощью взрослого. Когда дети начинают лучше понимать обращенную речь взрослого, а также становятся способны в определенной степени к регуляции своего поведения (II этап обучения), постепенно можно вводить групповую форму обучения, когда воспитатель лишь контролирует действия детей, исправляет их ошибки при выполнении режимных моментов. Обучение новым навыкам становится возможным на основе показа и словесных инструкций (III этап). В это время наряду с навыками самообслуживания возможно постепенно вводить и элементы бытового труда.

 


Формирование бытовых умений и навыков у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Одним из важнейших принципов обучения детей с отклонениями в развитии, является принцип расширения социальных связей. Известно, что учащиеся испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Несомненно, расширению социальных связей воспитанников должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Однако непосредственно эта проблема решается учителем на уроках такой дисциплины, как «Социально бытовая ориентировка».

Программа по данному предмету построена концентрически, многие ее разделы («Правила уличного движения», «Транспорт», «Торговля» и т. д.) учащиеся изучают на протяжении нескольких лет. Это дает возможность постепенно усложнять содержание изучаемого и в то же время закреплять уже изученное. Закреплению и повторению материала всегда отводится значительная часть времени в учебной работе.

Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения. Уроки по бытовой ориентации организуются в форме классных занятий (проходят в виде сюжетно-ролевых игр) и уроков-экскурсий. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении воспитанников.

Уроки по социально-бытовой ориентировке проводятся в специальном кабинете, где необходимо иметь в достаточном количестве натуральные предметы обихода или их образцы (телефонный аппарат, часы, осветительные приборы и т.п.) Кроме этого, широко должны быть представлены игрушки, картины, разнообразные таблички типа «Магазин», «Почта» и т.п.

На занятиях используются также тетради или альбомы, куда воспитанники записывают адрес специального учреждения, номера телефонов экстренного вызова, некоторые сведения о стоимости продуктов питания и т.п. Здесь же могут быть наклеены картинки или открытки с изображениями различных видов транспорта, знаки дорожного движения, фотографии людей различных профессий и т.д.

В ходе уроков педагог создает нужные для обучения детей ситуации, организует сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения. Учитель сообщает необходимые сведения, связанные с темой урока, показывает, как поступать в том или ином случае. Так,в ходе работы над темой «Разговор по телефону», участвуя в несложной сюжетно-ролевой игре, учащиеся запоминают номер домашнего телефона и телефона учреждения, в котором они учатся, номера телефонов экстренного вызова. С помощью сюжетно ролевых игр, путем многократных упражнений подростки учатся набирать нужный номер, вести диалог, по возможности адекватно описывать в телефонном разговоре заданную учебную или бытовую ситуацию.


Особенности развития коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Важнейшая задача— работа по развитию речи, ее коммуникативной функции.

Обычно дети сами не вступают в разговор. Крайне ограниченный жизненный опыт, чрезвычайно узкий круг знаний препятствуют формированию у них коммуникативной функции речи.

Инициатором диалога всегда бывает педагог, который вовлекает воспитанника в беседу. С целью активизации речи тяжело отсталых детей следует ставить в такие условия, чтобы они чувствовали необходимость обратиться к учителю с просьбой или вопросом.

Организуя игровые ситуации, учитель налаживает общение воспитанников с ним, педагогом и учеников друг с другом. Усваиваются слова и фразы, которыми учащиеся могут пользоваться в быту, слова речевого этикета и т. п. Непринужденная обстановка, в процессе которой учащимся сообщается речевой материал, и их собственная игровая деятельность содействуют пониманию воспитанниками значений слов и побуждают их к развертыванию диалога.

Речевая активность у тяжело умственно отсталых детей выражена крайне слабо и быстро исчерпывается. Поэтому в ходе диалога необходимо постоянно активизировать воспитанников системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации: «Попроси...», «Скажи...», «Обратись к товарищу...».

В процессе словесного общения, связанного с деятельностью детей, педагогу следует сочетать индивидуальную работу с фронтальной. Учитывая ярко выраженную склонность детей к подражанию, в беседу учителя с одним из учащихся необходимо вовлекать остальных, побуждая их повторять те или иные высказывания, причем это может быть сопряженная и отраженная речь.

Работая над развитием диалогической речи, педагог стремится выработать у детей умение спрашивать. С этой целью применяется ряд приемов. Наиболее успевающим воспитанникам обычно достаточно бывает побуждения: «Спрашивай», «Задавай вопросы», чтобы они смогли построить нужную фразу. Для других учитель может сформулировать начало вопроса, а конец фразы произно сят сами воспитанники. И наконец, дети, которым трудно справиться с этим заданием, повторяют вопросы за педагогом.

Ответы учащихся в ходе беседы следует оценивать с учетом их речевых возможностей. Известно, что многие из них страдают косноязычием, заиканием (особенно дети с синдромом Дауна), другими речевыми нарушениями. В начальный период положительно оценивается ответ, состоящий из одного слова, и тем более похвален ответ, состоящий из короткой фразы, и т.п. Однако по мере обучения следует добиваться, чтобы воспитанники отвечали Полными предложениями, так как диалог есть средство подготовки учащихся к относительно связной речи.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.102.0 (0.012 с.)