Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности использования методов обучения в коррекционно-педагогической работе с учащимися с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Поиск

В учебной работе с тяжело умственно отсталыми детьми словесные (вербальные) методы обучения малоэффективны. Для детей характерны грубые нарушения речи, а многие из них к младшему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Это означает, что речь педагога, особенно на начальных этапах обучения, не может являться для учеников средством познания окружающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняютсвоей регуляторной функции. Позднее значение словесных мето-дов возрастает, но и в дальнейшем они будут играть лишь вспомогательную роль по отношению к наглядным и практическим методам обучения.

Все эти особенности обусловили специфику в использовании наглядных методов обучения.

Переход к наглядным методам требует большой предварительной работы. Хорошо различая натуральный образец, дети часто немогут узнать его на картинке. Здесь требуется целенаправленная работа по соотнесению предмета с его изображением. Обыгрываются предметы и действия с ними, ставятся уточняющие вопросы, направляющие внимание учащихся на признаки, различающие данные предметы, их изображения.

Распространенный метод наглядного обучения — организацияи проведение с учащимися экскурсий, в ходе которых они знакомятся с предметами и явлениями природы в реальных, естественных условиях. Особое значение экскурсии приобретают при проведении предметных уроков и занятий по социально-бытовой ориентировке. В коррекционной работе с тяжело умственно отсталыми детьми необходимо обеспечить постоянную практику проведения общеобразовательных и специальных (тематических) экскурсий, дающих детям опыт познания окружающей жизни.

К наглядным методам обучения относится демонстрация кинои видеофильмов. В настоящее время имеется возможность использования видеоматериалов практически на всех этапах учебного процесса, в особенности на уроках развития речи и социально-бытовой ориентировки.

Наибольший эффект в коррекционно-педагогической работе с яжело умственно отсталыми детьми дает сочетание наглядных и практических методов обучения. Именно наглядно-практическая деятельность детей, направляемая учителем, способствует осмысленному овладению речью, развитию пространственных представлений, конструктивных и графических навыков, формированию и развитию наглядного мышления. Одной из главных форм практического метода является игровая деятельность, которая доминирует на младших годах обучения. При этом, учитывая тяжелую интеллектуальную недостаточность детей, сначала их обучают игровой деятельности как таковой и лишь затем игра выступает как метод обучения.Игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание воспитанников к новому материалу, в середине урока —с целью смены видов деятельности и поднятия интереса к изуча-емой теме, в конце урока (что бывает чаще всего) — для закрепления пройденного материала.

Наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место на старших годах обучения в ходе трудовой подготовки и проведения занятий по социально-бытовой ориентировке. На этих уроках учащиеся овладевают необходимыми практическими навыками и социальными формами поведения. Следует подчеркнуть, что наглядные и практические методы обязательно сочетаются со словесными инструкциями учителя, с объяснением хода выполнения задания и т.п.

 


Особенности реализации специальных принципов в коррекционно-педагогической работе с учащимися с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

К числу специальных, применяемых в дефектологии принципов относятся такие, как принцип коррекционно-развивающего обучения и принцип практической направленности обучения.

Главный принцип в работе с этими детьми — это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой. Особую роль в формировании у детей положительных личностных качеств играет трудовое обучение. В ходе непосредственной практической деятельности у них формируются такие нравственные качества, как добросовестность, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для дальнейшей социальной адаптации.

Развитие детей с тяжелой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Вербальное обучение или обучение, основанное только на зрительном, пассивном восприятии, для этих детей неэффективно. Наглядные средства широко используются при обучении детей общеобразовательным предметам, в частности элементарному счету. Например, чтобы составить у детей представление о числе, педагог использует ряд одинаковых предметов (кубиков, счетных палочек и т.д.).

Применение наглядных и практических методов обучения ни в коей мере не исключает комментария, необходимых объяснений и указаний со стороны учителя. Процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы. Речь идет о принципе доступности обучения. В теории и практике дидактики доступность обучения не отождествляется с его легкостью. Наоборот, этот принцип предполагает преодоление учащимися возникающих трудностей, что, собственно, и определяет поступательный характер педагогического процесса. Принцип доступности означает, что обучение должно вестись на таком уровне трудности, который находится в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей.

Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми знаниями, надо учитывать их психофизические особенности, т. е. осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Дифференцированный подход к учащимся — один из путей индивидуализации обучения. Дифференциация включает работу учителя с разными клиническими группами тяжело умственно отсталых детей, что обусловливает выбор соответствующих средств и методов обучения.

Важнейшим принципом в работе с этими детьми является принцип практической направленности обучения. Известно, что данная категория детей, обладая относительно сохранным практическим интеллектом, способна к целесообразному употреблению орудий труда, выбору обходных путей, т.е. к разумному действию.


Содержание обучения учащихся 2-го отделения вспомогательной школы.

Согласно учебному плану в содержание обучения учащихся входят следующие предметы: родной язык (развитие речи, чтение, письмо); математика (элементарный счет); мир животных,

мир растений; изобразительное искусство; музыка, пение; физическая культура, самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд;ремесло.

Учебные предметы

Родной язык (развитие речи, чтение, письмо). На младших годах обучения учащиеся усваивают буквы, учатся слоговому чтению.

Математика (арифметика). Учащиеся знакомятся с величиной предметов, пространственными и временными представлениями, с действиями сложения и вычитания. На уроках математики учащиеся считают предметы, называют и записывают числа в пределах, требуемых программой. Они учатся считать двойками и пятерками, десятками в пределах 100, сотнями в пределах 1000, овладевают практическими умениями в использовании денег. Учащиеся решают простейшие задачи, к более сложным переходят на средних и главным образом на старших годах обучения.

Мир животных, мир растений. Учащимся даются понятия о жизни животного и растительного мира. Их учат различать диких и домашних животных, разнообразные виды деревьев и кустарников. Дети ведут наблюдения за изменениями в природе, учатся с помощью педагога делать простейшие выводы.

Изобразительное искусство (рисование). Программа по данному предмету состоит из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

Музыка, пение. Основой уроков музыки является хоровое пение. Песенный репертуар должен быть доступен для пения и восприятия детьми с тяжелой умственной отсталостью, соответствовать возрасту и особенностям речевого развития учащихся. Простые мелодии и ясный, конкретный, небольшой по объему текст хорошо воспринимаются детьми.

Физическая культура. В основу программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся.. Урок по физической культуре планируется так, чтобы он содержал различные виды упражнений, соответствующие возможностям учащихся.

Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд. Согласно учебному плану на младших годах обучения учащиеся овладевают санитарно-гигиеническими навыками и самообслуживанием. В школе обычно ведется обучение по нескольким различным трудовым профилям, что дает возможность более точно определить тот вид труда, которым выпускник в дальнейшем будет заниматься в психоневрологическом интернате, на предприятиях, использующих труд инвалидов, в лечебно-трудовых мастерских или выполняя надомную работу.

В учебной работе с учащимися большое место отводится специальным коррекционным занятиям, которые проводятся как со старшими, так и младшими школьниками.

Предметно-практическая деятельность. В процессе специальных коррекционных занятий по предметно-практической деятельности учащиеся выполняют различные задания с разборными игрушками, мозаикой, конструктором.

Практические навыки, которыми овладевают учащиеся на этих занятиях, затем широко используются на других уроках, и в частности в ходе трудовой подготовки. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. В процессе изучения предметов и явлений окружающей жизни формируется словарь учащихся, увеличивается его объем, уточняется значение слов.


21. Особенности организации образовательного процесса в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – новая структура в специальном образовании Республики Беларусь, которая обеспечивает абилитационное (нецензовое) образование детей с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития.

Образовательный процесс в центрах имеет коррекционно-развивающую направленность и обеспечивает приобретение детьми с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми и (или) множественными нарушениями основ знаний об окружающем мире, формирует у них социально-бытовую компетенцию, содействует исправлению и ослаблению имеющихся нарушений, подготавливает к максимально возможной для них самостоятельной жизни в обществе.

Целью коррекционного воспитания для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития «является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и самовыражения, самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде».

Образовательный и воспитательный процессы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации взаимосвязаны, направлены на оказание психолого-медико-педагогической помощи детям с особенностями в психофизическом развитии.

В содержании образования и воспитания детей с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми и (или) множественными нарушениями выделяются следующие основные области:

-предметно-практическая деятельность (овладение знаниями о свойствах окружающих предметов и умениями использовать их по функциональному назначению);

-познание собственной личности;

-самообслуживание и обеспечение жизнедеятельности;

-обучение элементарным трудовым навыкам;

-общение и социальное взаимодействие;

-приобретение знаний и умений, необходимых для накопления жизненного опыта.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.140 (0.009 с.)