Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание ребенка с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в семье.

Поиск

 

У матерей детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается двойственность отношения к ним. С одной стороны, мать стремится опекать своего ребенка, проявляет к нему жалость, контролирует его. С другой стороны, мать зачастую испытывает желание наказать ребенка, раздражается, а также игнорирует интересы своего ребенка с интеллектуальной недостаточностью, считая желания ребенка примитивными и не заслуживающими внимания. Сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у матерей острые эмоциональные расстройства. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться. Исследования показывают, что матери умственно отсталых детей больше подавлены, более заняты с детьми и имеют большие трудности с самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормальных детей или детей с эмоциональными расстройствами.

О.Б. Чарова доказывает, что матери детей с интеллектуальной недостаточностью чрезмерно опекают ребенка, однако не склонны к отношениям сотрудничества с ним. Воспитание умственно отсталого ребенка вызывает у матерей комплекс негативных переживаний, таких, как горе, раздражение, страх, стыд и чувство вины. Степень нарушения материнского отношения зависит от тяжести патологии ребенка: матери детей с интеллектуальным дефектом характеризуются более негативными установками по отношению к детям, нежели матери, имеющие детей с нарушением слуха.

По мнению Л.А. Пастуховой, детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта, отличаются качественным своеобразием, которое заключается в следующем: в высоком уровне авторитарности родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития; в склонности родителей этих групп инфантилизировать своих детей; в эмоциональном отвержении родителями детей с умственной отсталостью; в восприятии детьми с интеллектуальным недоразвитием своего положения в семье как отчуждённого; в повышенном уровне тревожности детей с недоразвитием интеллекта при взаимодействии с родителями. В то же время и матери, и отцы характеризуют ребенка с интеллектуальной недостаточностью преимущественно негативными характеристиками.

В то же время именно способность матери понять малейшие признаки желаний ребенка с умеренной и тяжелой и ее пра­вильная реакция на эти желания оказывают самое большое влияние на будущее развитие ребенка. Очень хорошо, если родители знают, как идет развитие нормального ребенка, и стремятся следовать этим этапам в воспитании своего боль­ного ребенка.

 


Основные направления помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях их семейного воспитания.

По В.В. Ткачевой это следующие направления:

ü Гармонизация семейных взаимоотношений.

ü Коррекция психологического состояния матери.

ü Коррекция детско-родительских отношений.

ü Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).

ü Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

ü Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

Ориентируясь на эти направления, педагог-дефектолог решает следующие задачи.

-тКоррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой.

- Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно:

постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем (" Он у меня такой же, как все "), и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия ("А как его научить? Я не умею").

Постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка ("Нет, из него никогда ничего не получится").

- Повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

- Коррекция внутреннего психологического состояния матери.

- Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей.

Трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.

Формы индивидуальной работы с родителями

Демонстрация приемов работы с ребенком.

Конспектирование уроков, проводимых педагогом.

Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

Чтение родителями специальной литературы, рекомендуемой педагогом.

Реализация творческих замыслов родителей в работе с ребенком.

Этапы психолого-педагогической работы с родителями.

В работе специалиста можно выделить три основных этапа: Первый этап направлен на привлечение родителей. В частности, матери, к учебному процессу. Педагог должен убедить мать больного ребенка в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что кроме нее, этим процессом заняться некому.

Второй этап. Формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Педагог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает психолог.

Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.


Формы работы с родителями, воспитывающими детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью во вспомогательной школе и в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.

Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы:

-лекционно-просветительскую;

- консультативно-рекомендательную;

-обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком;

- проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.

 


Вопросы педагогической этики при работе с семьей, воспитывающей ребенка с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Умственно отсталый ребенок вызывает нездоровый, оскорбительный интерес у посторонних, как взрослых, так и детей. Насмешки, обидные реплики, пренебрежение, нежелание сверстников допускать их в свое общество — вот что встречает он на каждом шагу. Все это усугубляет и без того незавидное самочувствие родителей.

Еще до поступления ребенка во вспомогательную школу родители испытали горечь, связанную с тем, что ребенок отличался от нормально развивающихся детей во дворе, в детском саду. На родителей сыпались замечания, укоры, требования. Воспитатели жаловались на неадекватное поведение ребенка, на недостаточное качество усвоения знаний и т. д. Вспомогательная школа должны помочь не только своим учащимся стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.

Учитывая сказанное, следует выделить следующие специфические обязанности вспомогательной школы по отношению к родителям:

1. Формировать у родителей доверительное отношение к учителям, воспитателям вспомогательной школы.

2. Придать уверенность в том, что обучение и воспитание ребенка во вспомогательной школе будет иметь успех.

Знакомясь с родителями, учитель проявляет сочувствие к их переживаниям, рассказывает об условиях, целях обучения детей во вспомогательной школе, о той внеклассной работе, которая проводится с учащимися.

Учитель расспрашивает об интересах и пристрастиях ребенка, о том, каким образом можно организовать его внимание, привлечь к игре, добиться выполнения распоряжений. У каждого ребенка можно всегда найти положительные проявления характера. Учитель останавливает свое внимание на этих чертах, выражает восхищение ими («Какой молодец, как он заботиться о маме, о сестренке», и т. п.). Учитель «не замечает» то отрицательное, что он узнает из бесед о ребенке, что окружает ребенка в семье: не очень чистые полы, вещи, отсутствие уюта. Установив, что у ребенка нет домашних обязанностей, что никто не занимается его воспитанием или что он в семье является маленьким деспотом, Учитель не высказывает своих замечаний, не пытается обсуждать увиденное.

В дальнейшем учитель должен взять за правило при встрече с родителями сообщать им о ребенке только хорошее. Если же нет возможности умолчать о проступках ребенка, следует сделать это очень осторожно, без гнева, подсказать, как можно поправить случившееся. Жалобы учителя на школьника могут привести к нежелательным результатам. Не все родители достаточно критичны, многие склонны в этих случаях считать, что учитель.«придирается» к ребенку, и свое мнение по этому поводу выскажут при нем

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.186 (0.009 с.)