Тема 34. Экспериментальные исследования мышления или мышление как процесс. (наверх) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 34. Экспериментальные исследования мышления или мышление как процесс. (наверх)



Мышление как предмет экспериментального эмпирического исследования. Мышление = решение задач. Слово решение имеет два смысла. Мышление как результат, продукт. И мышление как процесс. Объективно требование, а субъективна цель. Когда требование объективно сформулировано, но не присвоено субъектом как цель, тогда необходимо мышление (процесс целеобразования или постановка задачи, понимание цели). В задачу объективно входит условие и субъективно – цель. Либо средство уже есть в опыте, тогда мышление репродуктивно, алгоритмично, шаблонно. Либо средство отсутствует и вступает в силу собственно мышление, продуктивное, эвристическое, творческое.

Мышление – процесс постановки и решения субъектом творческих задач. Мышление как процесс изучают как извне так и изнутри. Извне – хотят как процесс изучать, но изучают по результату (успешность, продуктивность и т.д.). От изучения результатов к внутренним процессам мышления.

Первый вопрос. Факторы, влияющие на успешность решения задач [546].

Построим простейшую схему факторов, влияющих на успешность решения задач. Два основания. Первое – специфические, неспецифические факторы. Второе – ситуативные факторы имеют место только при решении задачи, постоянные например индивидуальные свойства субъекта, существующие и помимо самого процесса, но участвующие в нём.

1) Ситуативные специфические факторы. Эта группа факторов особенно в творческих задачах наиболее хорошо изучена гештальтпсихологами. Пространственно-временная организация условий задачи. На успешность решения влияет организация условий. Самое простое – это предлагаемый чертеж. Маленький секрет К.Дункера. Известная задача про Икс лучи может сопровождаться специальным чертежом. Дункер не только дал текст условия задачи но и организовал условия пространственно. И испытуемый высоковероятно будет обладать направленностью на результат. При заданном рисунке он скорее всего скажет, что надо пустить лучи через пищевод, а это не верно. Чертеж в задачи обычно требуется переструктурировать.

Временна организация условий в экспериментальной психологии мышления называется созданием мыслительной установки. Эксперименты проводил Лачинс. Установка, например, в мышлении это всегда определенная временная последовательность с определенным результатом. Задачи Лачинса комбинаторные.

Даётся три числа 37, 21, 3, 10. Надо расставить знаки сложения, вычитания равно. От одной задачи к другой вырабатывается алгоритм решения. С каждой новой задачей алгоритм проверяется на применимость.

Чем конкретнее материал, тем сильнее установка. Установка будет более прочной, в зависимости от того, сколько труда, интеллектуального усилия вложил испытуемый в выделение алгоритма. Чем больше труда, тем труднее отказаться от алгоритма.

Разрушить установку вообще-то нельзя. Можно создать на её месте другую установку.

Ещё один фактор – тип подсказки. Испытуемый, который решает задачу может решать крайне долго. У экспериментатора возникает проблема – как помочь и подсказать решение. Либо от самого Дункера либо от Леонтьева идёт такое положение. Подсказкой будет вспомогательная задача, которая может быть либо прямой либо косвенной. Прямая подсказка обычно не помогает решать задачу.

Задача 6 спичек какие-то испытуемые решали сразу, какие-то очень долго мучались. Предлагалась вспомогательная задача «Пробка». Вспомогательная должна быть легче основной. Дощечка из картона или дерева с треугольным отверстием. Даётся кусочек пластилина и надо изготовить пробку для дырки. Руками думать значительно легче чем образами. И как бы само собой изготовляет соответствующую пробку, у него в руках тетраэдр. Подсказали результат, но не принцип. Прямая подсказка зачастую не эффективна.

Косвенная подсказка касается принципа решения задачи. Чтобы пояснить принцип надо как можно чаще менять конкретный материал. Косвенная подсказка сходна с основной по функциональному решению. Испытуемому предлагались по разному вырезанные коробки из под папирос. Выделялся ограниченный участок стола. Надо было расставить коробки в этом участке. Рано или поздно ставили коробки на ребро. И как правило понимали принцип решения задачи со спичками.

Интересен не только тип, но и условия в которых давалась подсказка. Сюда же в ситуативные условия. Что ещё влияет на инсайт. Исчерпанность прошлых способов решения. Подсказка работает тогда, когда всё остальное перепробовано. Сохранение интереса к задаче. Это уже мотивационная сфера. И наконец вспомогательная задача должна идти после основной.

2) Специфические постоянные факторы. Прежде всего называют такой фактор, как знание в данной предметной области. Знания с одной стороны действительно нужно, с другой стороны определённая организация прошлых знаний может помешать. Поэтому используется термин «готовность знаний».

Пример задачи Раахейма. Деревянный ящик с шарами. И пластмассовое ведерко, у которого края наклонные конусообразные. Нужно не выходя за черту сделать так, чтобы шарики из ящика оказались в ведерке. На столе случайные предметы (моток веревки, кипа газет, плоскогубцы, гвоздь, резиновые колечки). Испытуемых подготавливали давая немного ассоциировать. Давали названия предметов, среди которых были гвоздь и газета и просили придумать как можно больше способов применения этих предметов. Так вот гвоздь можно использовать как крючок а газету свернуть в трубку. И подготовленные испытуемые лучше решили основную задачу.

Интеллектуальные способности. Среди них прежде всего идущая от Гилфорда дивергентность, умение мыслить развернуто, выделять несколько разных аспектов объекта. С ней соседствует конвергентность. Можно было бы пометить, что это ещё и креативность.

3) Ситуативные неспецифические факторы. Оптимум мотивации. Умеренно-стрессовая мотивация. Проявляется в интеллектуальных играх. Не должна быть нейтральной, но должна быть умеренно-стрессовой. Небольшие награды за успех. А вот если ситуативная мотивация будет чрезмерной (большие награды за успех и штраф за неудачу), то это отрицательно повлияет на успех решения задач. Эту мотивацию изучал К. Левин. Например, в игре «Поле Чудес» создается чрезмерная мотивация. Сюда же относится ситуативный уровень притязаний. Если он превратится в постоянный фактор, то переход в 4) часть.

4) Мотивация достижения, стремления к успеху. Мотивация достижения. Какие задачи лучше всего решаются людьми тех или иных профессий. Следующий фактор – профессиональные знания, не имеющие отношения к материалу решаемой задачи. Пример задачи «7 колец». Цепочка из 7 колец. Каждый день за проживание в гостинице надо расплачиваться одни кольцом. Требование – сделать так, чтобы с помощью одного разреза на цепочке можно было найти решение.

Кто лучше других решал эту задачу. Будущие торговцы. Каждый из специфических факторов тендирует стать специфическим.

Индивидуальные особенности субъекта. Этим занимается диагност. Заранее неизвестно как связаны особенности с решением задачи. Например, подверженность групповому давлению - конформизм, отрицательно влияет на успешность решения задач. У таких людей легче вырабатываются ненужные установки. Или индивидуальная тревожность в этом смысле странный фактор. С одной стороны излишняя мотивация (вдруг не решу задачу). Но с другой – та же тревожность помогает. Такой человек заметит в объекте большее количество деталей. У такого человека выше когнитивная сложность, выраженный когнитивный стиль.

В 4) квадрате можно включать факторы, повлиявшие не закономерно, а случайно. Коррелляция не свидетельствует о причинно-следственной связи. Что помогло одному может помешать другому.

Мы посмотрели на процесс решения задач так сказать извне. Во втором вопросе мы попытаемся посмотреть что происходит в промежутке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.239.12 (0.005 с.)