Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 17 «Строение личности». (наверх)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предисловие. Замечание первое. Можно условно назвать проблемой структуры и генеза. Когда мы говорим о личности в точно смысле слова, отмечаем одно важное свойство – она существует в развитии. Личность была бы и не нужна если бы субъект не сталкивался с неопределенными ситуациями, не разрешал бы их как проблемные и следовательно не развивался бы. Личность мы определяем в процессе её развития. И тогда получается парадокс, состоящий в том, что структура – это как бы прекращение процесса, это пусть и одномоментная, но остановка в развитии. Эта проблема имеет отношение не только к личности, но к психическому субъекту вообще. Не заглядывая в тонкости, посмотрим, как эта проблема в принципе решается путем выделения каких-то параметров или характеристик, по которым можно судить как о развитии, так и о строении личности. Личность, конечно, мы не можем назвать некой застывшей структурой и тогда единственное, что остаётся – это выделять параметры, по которым мы можем судить о ней. Это и параметры её развития и характеристики её строения. А.Н.Леонтьев в работе «Деятельность сознание личность» пытается выделить как параметры её развития следующие характеристики. Каждая из них позволяет судить о личности и её строении: 1. Широта и разнообразие связей субъекта с миром. Мы можем сказать теперь, что каждое взаимодействие с миром для самого субъекта выступает как определенный мотив. Даже лишь с одной этой характеристикой можно построить какую-то примитивную модель строения личности. Широта и разнообразие мотивов. В некоторую емкость включены взаимосвязанные мотивы субъекта. Воспользовавшись первой характеристикой можно вообразить некоторую емкость, в которую включены связи и некоторым образом взаимозависимы. Наверное, именно такая модель служит основой для построения факторных моделей. Эти черты можно упорядочивать с помощью статистики. Такой подход рассматривает личность в широком смысле. Вторая характеристика подсказывает, что подобное разнообразие указывает на количество. Но дело в том, что если мы говорим о личности, то мотивы её упорядочены. Для Леонтьева принципиально, что в основе строения личности лежит та или иная деятельность, которая полимотивирована. И если эта деятельность направлена, то значит мотивационная сфера упорядочена, соподчинена, имеет структуру. 2. Степень структурирования (иерархизации) мотивационной сферы. Мы разделяем на уровни, строим иерархию. Здесь можно вспомнить иерархию потребностей в гуманистической психологии. Итак мотивы упорядочены. Но личность развивается. И Леонтьев стремится ухватить ещё в одной характеристике этот момент развития. 3. Индивидуальный профиль мотивационной сферы. Но когда мы повторяем слово «индивидуальность», то говорим не об индивидуальности в смысле дифференциальной психологии, а об индивидуальном пути развития, так сказать об уникальность. Раз личность развивается в процессе жизни, то и структура её мотивов может изменяться. Рисуем несколько условных иерархий и в каждый данный момент развития определяем ту или иную структуру. А если представить всё в целом, то и выйдет как раз индивидуальный профиль развивающейся мотивационной сферы. Итак, количественный, собственно структурный и параметр развития. Второе замечание. Если мы начинаем говорить условно о строении личности, то возникает проблема единиц анализа. Один из авторов активно занимающийся психологией личности А.Асмолов в книге «Психология личности» и в своем курсе часто решает проблему единиц, ссылаясь на Выготского. В книге «Мышление и речь» есть рассуждение об элементах и единицах. Речь идёт о психическом субъекте в целом, не только о личности, но прежде всего о субъекте познания. Выготский приводит метафорический пример: элемент (как элементы в химии) – это часть, не передающая свойства, не отражающая целого. Пример конкретно касается химических свойств воды. Водород и кислород элементы, но сумма элементов не даёт целого. Надо искать не элементы, а единицы. Так вот элементы личности отражают свойства целого. Применительно к воде это будет молекула воды. А применительно к личности, пожалуй, единственная стратегия построения структуры личности обращается к элементам. Это уже упомянутая стратегия факторного анализа. Отдельная черта может не передавать свойств личности в целом. Но даже в этой стратегии есть попытки выделения базовых черт (базовых потребностей, базовой мотивации). И эти базовые черты уже претендуют на то, чтобы в них адекватно отражалось целое. И даже в этой стратегии всегда будет опасность разделения личности на части. Укажем в общем виде адекватную единицу. Адекватная единица строения личности – есть соподчинение мотивов. Это может быть борьба мотивов, упорядоченное равновесное соподчинение, но так или иначе мы рассматриваем то, что именуют внутренним противоречием субъекта. Вот адекватная единица и строения личности и её развития. Чтобы не обращаться сразу к конкретным теориям, а пометить важное в общем виде. Нам известны субъекты, между ними могут возникать противоречия. Какой-то автор может подчеркивать отдельные, мы выделим все три. Это, конечно, природный организм, а для личности – органические природные предпосылки. Для каждого автора будет важно трактовать отношение природы и развития личности. Вторая составляющая – социальные отношения. В отечественной и не только литературе встречается проблема биологического и социального, что влияет на развитие. И, наконец, третья составляющая, которая в данном случае может быть условно как бы раздвоена. Это собственно личность в точном смысле. К.Юнг эту собственно личность именовал термином «самость» (некая сущность личность, её центр). Гуманистические психологи, которым очень понравилось содержание, но не устроил термин, передают то же содержание как «реальное Я», подлинное Я. Говоря о собственно личности, всё-таки есть возможность, уступая реальности конкретных теорий, говорим, что эта инстанция имеет два аспекта. Реальное Я и с другой стороны представление о себе (образ Я, концепция Я). И в принципе эти две инстанции могут не совпадать. Это три составляющие строения личности нас будут интересовать. По отдельным теориям будем смотреть какая составляющая играет доминирующую роль. А теперь последнее третье замечание. Как расположить и упорядочить представления о личности. Если личность построена определенным способом, то каждый раз надо уточнять о каком субъекте идёт речь, и даже о каком уровне личностного развития. Не существует единой мерки. И когда мы говорим о разных теориях, то имеем дело с разными людьми, с разными субъектами. Для выхода из этой довольно трудной проблемы надо расположить представления о личности по трем уровням. И эти уровни в принципе совпадают с теми, которые уже названы основными уровнями психотерапии: 1. Уровень терапии поведения. Это уровень первого рождения личности внутри социального индивида. И это представление характеризует не только психологию поведения, но и многие другие направления. 2. Терапия причин. Терапия неполно развитой личности, той личности, которая пока лишь осваивает средства решения собственных проблем, учится решать свои проблемы. Здесь рассматриваются различные представители психоанализа, потому что они довольно удобно подчеркивают каждый ту или иную составляющую анализа личности из трех. 3. Терапия процесса. Этот уровень адресован к полно развитой личности, которая может не только решать проблемы но и обнаруживать их. Здесь встретимся, в основном, с представлением о личности в гуманистической психологии и, может быть, гештальттерапии. Есть соблазн 3 составляющих личности и 3 вида терапии свести к пределу рабочей памяти – 9 ячеек. Но вообще-то не надо, пожалуй, очень жестко структурировать личность, потому что она всегда может выйти за пределы моделей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.210 (0.009 с.) |