Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Психология профессионального обучения. Формирование знаний. Психология усвоения профессионального знания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин и учебных курсов. Как правило, при обосновании дифференциации психологических наук имплицитно подразумевается, что каждой научной психологической дисциплине соответствует учебный предмет. Учебная дисциплина, как правило, изоморфна соответствующей отрасли науки и в то же время имеет отличительные особенности. К ним относятся прикладной характер учебного предмета, дидактическая обработка научного знания, построение содержания в соответствии с логикой учебно-профессиональной деятельности, учет возрастных психических возможностей обучающихся. Существенно отличаются цели науки и учебного предмета. Цель науки — получение объективно нового знания, раскрытие закономерностей, механизмов психических явлений. Цель учебного предмета — усвоение систематизированных, дидактически обработанных знаний, развитие учебно-профессионального интеллекта и гуманистическое воспитание личности. Существенны также различия предметов науки и учебной дисциплины. Предмет психологической науки — новые факты, закономерности и механизмы психики. Учебный предмет представляет собой проекцию накопленных наукой знаний. Его предметом является дидактически обработанная научная информация. Таким образом, учебный предмет — дидактически адаптированная, целе- и ценностно ориентированная система знаний, соотнесенная с определенной отраслью науки. Важная отличительная характеристика науки — методы исследования, а учебного предмета — система технологий учебно-познавательной деятельности. Основываясь на рассмотренных выше положениях, в структуре психологии профессионального образования можно выделить следующие компоненты: • основы психологии профессионального образования: становление психологии профобразования, предмет, задачи, структура курса, методология и методы исследования психологии профобразования; • возрастные особенности субъектов профессионального образования: периодизация; • психологические основы профессионального образования: личностно ориентированное, последипломное, социальнопрофессиональное воспитание, образовательно-ориентированная профессиография; • психологию деятельности и личности педагога профессионального образования: педагог как субъект профессионализации, личностно ориентированное педагогическое общение. Раскрытие этих подпроблем обусловливает необходимость рассмотреть теоретические основы психологии профессионального образования. В качестве системообразующего фактора выступает концепция профессионального становления личности. Важная часть курса — методы психодиагностики, а также проблемы профессионального роста специалистов. Общая цель психологии профессионального образования определяется ее предметом — психологическими особенностями, закономерностями и механизмами профессионального обучения, воспитания и развития личности в процессе ее профессионального становления. Декомпозиция этой цели позволяет определить задачи учебной дисциплины и осуществляется на основе представленной выше структуры психологии профобразования. Таким образом, психология профессионального образования как междисциплинарная отрасль научного знания тесно связана с общей, педагогической и возрастной психологией, психологией труда, психологией профессий, акмеологией и вместе с тем она — самостоятельная отрасль прикладной психологии, а также учебная дисциплина. Их отличие прослеживается при сравнении целей, объекта, предмета и методов исследования и изучения (табл. 3). Учитывая важность психологии для начального и среднего профессионального образования, целесообразно поставить вопрос о подготовке психологов профессионального образования. Области профессиональной деятельности выпускников этой специализации: • организация психологической службы; • психологическое обеспечение профессионально-образовательного процесса; • социально-психологическое сопровождение профессионального становления обучаемых; • преподавание личностно ориентированных курсов и проведение практикумов по развитию профессионально важных качеств и способностей. Основные виды деятельности психолога профессионального образования: • преподавание профессионально ориентированных психологических дисциплин; • организация психологической службы; • профессиональное консультирование обучаемых; • психологическая профилактика отклоняющегося поведения; • диагностика профессиональной пригодности и профессионально важных качеств; • разработка профессиограмм специалистов; • мониторинг профессионального развития; • психологическое просвещение. Сегодня имеются все предпосылки для оформления психологии профессионального образования как отрасли прикладной психологии, как учебной дисциплины и как специализации, направленной на подготовку практических психологов для системы начального профессионального образования. Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем (Нурминский И.И. и др., 1991; аннотация ).Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания. Очень часто перечисленные этапы формирования знаний принимают в качестве критериев оценки уровней их усвоения. Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию; применению знаний в знакомых и новых условиях;оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития. Знания могут усваиваться на разных уровнях: репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции; продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия. Установление уровней усвоения знаний в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают влияние на качество мышления, его шаблонность или нестереотипность, оригинальность. И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения: уровень различения (или распознавания) предмета; уровень его запоминания; уровень понимания; уровень применения.Зав. кафедрой______________________________ З.И. Исламова МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ Институт профессионального образования и информационных технологий Кафедра педагогики и психологии профессионального образования Отделение: ОДО Специальность: Профессиональное обучение (информатика, ВТ и КТ) Курс: 2 курс Дисциплина: Психология профессионального образования 2012-2013 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3 Вопрос 1. Методы исследования психологии профессионального образования. Первая — описание профессионального становления личности, психологических особенностей этого сложного, подчас драматического процесса. Для исследования этого процесса оправданно применение лонгитюдного метода, опросных методов (анкетирования, интервью), психобиографии, метода критических событий. Эти методы могут быть отнесены к генетическим. Вторая задача —психологическая характеристика профессий. Исследование психологического содержания профессии возможно путем изучения продуктов деятельности, трудового метода, анализа документов, наблюдаемого опроса, профессиографии. Эта группа методов относится к праксиметрическим. Третья задача — измерение профессионально значимых показателей, признаков деятельности и личности. Решению этой исследовательской задачи служат тесты специальных способностей, тесты достижений и обучаемости. Широко применяются также разного рода опросники профессиональных интересов, ценностных ориентации и профессиональных установок. Эта группа методов относится к классу психометрических. Четвертая исследовательская задача — объяснение особенностей, закономерностей и механизмов профессионального становления. Основными методами решения этой задачи являются экспериментальные: лабораторный, моделирующий и естественный (полевой) эксперименты. Пятая группа методов направлена на количественную обработку исследовательских данных. К ним относятся методы математической обработки: дисперсионный, корреляционный, факторный анализ и др. Таблица 6 Методы исследования профпсихологии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.008 с.) |