Антикризисный менеджмент: понятие и проблематика, стратегия и тактика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антикризисный менеджмент: понятие и проблематика, стратегия и тактика.



Традиционно под антикризисным управлением понимается совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. Следовательно, область антикризисного управления ограничена рамками судебной процедуры банкротства, проводимой на предприятии.

Кризис-менеджмент изучает не только экономические, то также техногенные, психологические кризисы и катастрофы. Объектом исследования кризисного менеджмента является не предприятие, а сам кризисный процесс, который может произойти где угодно.

Основные термины, используемые в теории кризис-менеджмента:

Кризисная проблема - серьезное затруднение, требующее немедленного решения.

Некризисная проблема - вопрос, который требует решения, но обычно не такой важный и не требующий быстрого решения, как кризисная проблема.

Программируемые решения - решения, принимаемые в рутинных, повторяющихся и хорошо структурируемых ситуациях путем использования стандартных правил принятия решений.

Непрограммируемые решения - решения, для которых не существует стандартных правил принятия решений так как ситуация новая или плохо структурирована.

Самодовольство - условие, при котором менеджер не видит признаков опасности или возможности, или игнорирует их.

Уклонение от защитных действий - условие, при котором менеджеры либо отвергают значимость опасностей или возможностей, либо уклоняются от ответственности за принимаемые решения.

Паника - реакция менеджеров, когда они расстраиваются и неистово ищут путь решения проблемы.

Решение решать - реакция, в соответствии с которой менеджеры

понимают необходимость решения проблемы, знают как решить проблему и осуществляют эффективный процесс принятия решений.

Ухудшающиеся кризисные ситуации - ситуации, которые сигнализируют о возможности увеличения обязательств компании и росту потерь.

Предубеждения в принятии решений - предубеждения менеджеров, проявляющиеся в процессе принятия решений, как: самонадеянность, ограниченность, пространные теории, представительность, доступность и регулирование.

Главная цель предприятия в условиях кризисной экономики – выживание, которое достигается за счет предотвращения угроз и обеспечения устойчивого развития. Мы будем считать данную цель определяющей в антикризисном управлении в широком его понимании.

Стратегия и тактика антикризисного менеджмента (30 мин.)

Одним из важнейших принципов антикризисного управления является постоянный мониторинг внешней и внутренней среды фирмы с целью раннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса.

В связи с тем, что одни исходные явления действуют опосредованно и в большей степене влияют на долгосрочные перспективы развития фирмы, т. е. способствуют созданию неблагоприятных условий ее функционирования, а действие других отличается прямой направленностью на решение текущих задач, существует стратегическое и оперативное (тактическое) антикризисное управление. Следствием этого является выделение еще одного важного принципа – сочетание стратегии и тактики антикризисного управления.

Сложность реализации этого принципа состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые на ранних стадиях, базируются, как правило, на весьма слабых и потому не всегда достоверных сигналах о возникновении неблагополучных тенденций.

Рис. 2.1. Проблематика антикризисного управления.

 

Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное состояние производственной системы. Однако времени для коренной перестройки деятельности фирмы с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет или о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще можно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил.

Действия по предотвращению кризиса на предприятии учитываются как при разработке корпоративной стратегии, так и при принятии оперативных решений. Если предприятие в настоящий момент работает стабильно и находится вне кризиса, менеджеров может заботить только выживание в долгосрочной перспективе. Его можно достигнуть путем долгосрочной максимизации прибыли, экономического роста, завоевания и укрепления конкурентных преимуществ, лидерства в качестве, технологии, ценах. Большинство из перечисленных мероприятий можно осуществить только при осуществлении инвестиций в соответствующие области – маркетинг, НИОКР, развитие персонала и т.д. В свою очередь, для осуществления инвестиций при условии сохранения экономиче6ской самостоятельности предприятия необходимы финансовые ресурсы, для привлечения и накопления которых нужны дополнительные кредиты, увеличение текущих расходов, отказ от прибыли сегодня в пользу прибыли в будущем.

Эти стратегические действия связаны с высоким риском. Высокие затраты, большая доля заемного капитала, осуществление крупных долгосрочных проектов предполагают изъятие денег из сферы оперативной деятельности предприятия, что находит отражение в ухудшении его финансовых параметров. Следовательно, работая на свое будущее, предприятие рискует оказаться в кризисе прямо сейчас.

С другой стороны, если предприятие уже находится в состоянии финансового кризиса, для обеспечения его выживания необходимо срочно предпринять действия, направленные на предотвращение банкротства. Такие решения направлены на немедленное улучшение платежеспособности, как правило, за счет ухудшения стратегических позиций предприятия. Обычно в условиях кризиса прежде всего снижают те расходы, которые могут окупиться только в далеком будущем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.007 с.)