Методы и процесс управления риском. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и процесс управления риском.



Способы снижения рисков:

Целью управления рисками безусловно является их снижение, что может быть достигнуто несколькими способами:

1) Снижение риска посредством уменьшения вероятности реализации неблагоприятного события.

Например, снижая процент брака, предприятие добивается уменьшения потерь от брака.

2) Снижение риска посредством сокращения ожидаемого ущерба при наступлении неблагоприятного события. К таким методам относят диверсификацию; избежание особо рискованных решений (с партнером, платежеспособность которого не подтверждена, лучше не заключать крупных сделок); кризис менеджмент, направленный на ликвидацию последствий уже реализованного неблагоприятного события.

Применение методов компенсации рисков (например, страхования и самострахования), которые не изменяют их размер, но позволяют компенсировать потери в случае наступления неблагоприятного события.

Оценка эффективности решений

Эффективность решений, минимизирующих риск, может быть оценена прямым и косвенным методами.

Прямой метод предполагает расчет риска до и после решения, определение величины снижения риска и сопоставление его с затратами на реализацию мер противодействия рискам. Проще всего определить эффективность мер по минимизации рисков, если риск оценивается как произведение вероятности на ущерб.

Прямой метод оценки эффективности решения весьма сложно применить, если риск оценивается в виде вариации показателей либо ранговым методом.

Косвенный метод оценки эффективности решений по минимизации риска предполагает анализ ключевых показателей предприятия.

Косвенный метод не позволяет определить причин улучшения экономических показателей предприятия – связаны они со снижением рисков либо с общим улучшением бизнес-климата. Достоинством данного метода является возможность учесть все побочные эффекты мер противодействия рискам.

Независимо от выбранного метода оценки эффективности, разработка мер минимизации рисков требует планирования затрат.

Затраты по управлению рисками можно разделить на две составляющие:

- Затраты, связанные с выявлением и анализом рисков, включающим поиск и обработку информации (статистической, финансовой, экспертной) и выбор мер противодействия рискам. Величину данных затрат и их эффективность трудно прогнозировать. Поскольку мониторинг рисков должен быть регулярным, целесообразно включить задачу управления рисками в штатные обязанности нескольких сотрудников предприятия. В таком случае затраты на систему риск-менеджмента станут частью постоянных затрат предприятия.

- Затраты на реализацию мер противодействия угрозам. Величина данных затрат зависит от особенностей исследуемого риска и выбранного способа противодействия. Они могут включать, например, страховые платежи, потери прибыли от отказа от сделки, стоимость внедрения системы управления качеством и т.д.

Виды эффекта от мер противодействия рискам:

- Коммерческий эффект – сопоставляют доходы с затратами

- “Антикризисный эффект” – сопоставляют затраты со снижением рисков – эти меры не приносят дохода

Стоимость антикризисных мер компенсируется эффектом от коммерческих

Процесс управления риском

Процесс управления рисками на предприятии в целом похож на разработку стратегии, которая в первоначальном виде представляет собой концептуальное определение направлений развития организации и в дальнейшем подвергается детализации и количественному обоснованию. Точно так же в риск-менеджменте решения вырабатываются от концептуальных заключений на эвристическом уровне до их количественного обоснования и детализации. С каждым последующим шагом управление рисками требует более детальной и обширной информационной базы, поэтому важно на начальном этапе определить наиболее существенные риски и в дальнейшем вести расчеты именно по ним, не уделяя пристального внимания малозначительным рискам.

Процесс управления рисками предполагает последовательное выполнение следующих действий:

1) Выявление рисков – первый и важнейший этап процесса риск- менеджмента, от результатов которого зависит качество выполнения последующих действий. Этот этап слабо формализуем и требует привлечения экспертов из числа владельцев и сотрудников предприятия. Как правило, внешние консультанты не в состоянии качественно обозначить совокупность рисков данного предприятия в силу незнания его специфики. Чтобы получить более полную картину рисков, желательно опросить представителей всех структурных подразделений организации, предварительно разъяснив им, что следует понимать под термином «риск».

2) Ранжирование рисков по степени важности позволяет выделить наиболее существенные риски, по которым в дальнейшем следует провести детальные расчеты. Менее существенные риски при недостатке подробной информации для их анализа можно игнорировать. Как правило, для ранжирования рисков также прибегают к опросу экспертов, либо комбинируют экспертный метод со статистическими. Ранг риска тем выше, чем больше произведение вероятности наступления неблагоприятного события на ожидаемый ущерб от его реализации.


Понятие и особенности управления проектным риском.

Проектный риск определяется как вероятность того, что доход на сделанную инвестицию будет отличаться от ожидаемого. С этой позиции, которой придерживается большинство западных финансистов, риском является как положительное, так и отрицательное отклонение результатов проекта от запланированных.

Существенным риском инвестиционного проекта является невыполнение в полном объеме долговых обязательств перед инвестором в ходе его реализации. В такой ситуации понесут ущерб как заказчик проекта, так и кредиторы, поэтому она наименее желательна и должна исследоваться в первую очередь при решении вопроса о финансировании проекта. Результаты такого исследования делают инвестиционный проект более прозрачным, повышают его инвестиционную привлекательность и расширяют круг потенциальных инвесторов.

Методы анализа проектных рисков:

1) Корректировка нормы дисконта

N CF

(p)t
 
NPV = å t - I

1+ r '+r

t=1 t t

где NPV – чистый дисконтированный доход;

CFt – денежный поток;

I0 – инвестиции;

rt' – безрисковая годовая ставка дисконта в год t;

rtp – премия за риск в год t.

Недостатки: в случае отрицательного денежного потока NPV завышен

2) Анализ чувствительности

- Оценивает влияние изменения отдельных характеристик проекта (элементов затрат, объемов и цены продаж) на показатель результата (например, NPV)

- Позволяет обнаружить уязвимые места проекта

- Прост в применении, не требует дополнительной информации

- Применяется в 80% расчетов по анализу рисков

- Исследуется изолированное влияние факторов на результат проекта

Наиболее типичные риски, выявляемые с помощью анализа чувствительности на предприятиях:

- Экспортеры – ситуация на внешних рынках

- Материалоемкие – цена сырья

- Энергоемкие – цена энергоресурсов

- С излишним персоналом – оплата труда

- Малые – институциональные риски

3) Сценарный подход

- Наиболее вероятный – обычный проект

- Пессимистический – при наихудших входных параметрах

- Оптимистический – при наилучших параметрах

4) Имитационное моделирование (Монте-Карло)

-Применим в Project Expert и MS Excel

- Оценивают возможные колебания ключевых переменных проекта

- Генерируются случайные сценарии проекта и проводится оценка их финансового результата

- Итог – распределение вероятностей сценариев реализации проекта

- Можно генерировать большое число сценариев и оценить их экстремальные сочетания

5) Дерево решений

- Анализ возможных изменений в процессе реализации проекта

- По мере удаления от начала число сценариев растет

- Для каждого сценария рассчитываются финансовые результаты и определяется вероятность реализации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.008 с.)