Обычай - это правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обычай - это правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения.



Обычаям, в отличие от более ранних правил поведения, присущи некоторые особенные признаки.

1. Обычаи регулируют устойчивые общественные отношения, которые складываются на протяжении длительного периода времени, в течение жизни нескольких десятков поколений. Одним словом, за каждым обычаем тянется большой исторический шлейф.

В этом плане показателен пример, приводимый исследовательницей африканских обычаев И.Е. Синицыной. Расскажем подробнее о нем.

Дело происходило в наше время, в 1979 г. в Кении. Умер известный кенийский адвокат С.М. Отиино, который родился в африканском племени луо. Вдова адвоката намеревалась хоронить мужа на принадлежавшей ему земле под Найроби - городе, где он всю жизнь жил и работал. Кстати, она вместе с мужем занималась частной адвокатской практикой и являлась совладельцем их юридической конторы. Вдова избрала христианский обряд, что соответствовало образу жизни европеизированной четы. Однако большая семья луо этому воспротивилась и потребовала совершить похороны по обычному праву луо, и не в Найроби, а в деревне Луоленде, которую адвокат покинул еще в ранней юности. Помимо вопросов, связанных с захоронением умершего адвоката, попутно возник и вопрос о судьбе его вдовы. Ведь согласно африканским обычаям, идущим еще из глубокой древности, старейшины рода решают, кто из родственников унаследует принадлежавшую покойному собственность, а также вдову и неженатых детей.

Решение суда первой инстанции основывалось на нормах общего права. Апелляционный же суд рассмотрел это дело, руководствуясь нормами африканского обычного права, и распорядился передать тело покойного для похорон в Луоленде. Подчеркивание значения обычного права в нашумевшем процессе было вызвано тем, что правительство Кении проводило политику утверждения национальной самобытности, защиты национальной культуры.

2. Обычаи становятся всеобщими в силу многократного их применения и повторения людьми, проживавшими на разных исторических этапах. Вот почему они прочно входят в сознание людей и становятся привычкой. Обычай иначе можно определить как стереотип поведения.

3. Обычаи выражают какую-то жизненную закономерность, нарушение которой грозит серьезными последствиями для человеческого рода, например, передача имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью и др. В отличие, допустим, от ритуалов, обычай непосредственно затрагивает содержание общественных отношений и поэтому включается в систему практической деятельности людей.

Чтобы проиллюстрировать это, рассмотрим конкретный обычай почитания старшего. Этот обычай существует и в нашем обществе, правда, он имеет сейчас иное значение. Но идет он из глубокой древности. В течение нескольких столетий деспотическая власть старшего в крестьянской общине или семье была крайне нужной, единственно возможной и разумной. Ведь семья была главной производственной ячейкой, создававшей все необходимое для своего существования. Семья - хозяйство, семья - для хозяйства. Делая одну работу, надо видеть другую, третью, десятую и непрерывно думать, как распределить и организовать труд, чтобы у каждого была своя роль и чтобы все тянули в одну сторону... Земледелие и скотоводство требуют огромной массы знаний и навыков, с которыми никто не рождается. Кто мог передать эти знания и умения членам семьи? Только самый старший, кто уже немало прожил и впитал в себя опыт поколений.

Но задумаемся, все ли обычаи разумны? В чем, например, смысл обычая, подкрепленного впоследствии христианской религиозной нормой, согласно которому весной принято потреблять постную пищу? Заботой о здоровье людей, скажет большинство наших современников. Вряд ли. Вспомним, что в пору возникновения христианства сытость отнюдь не "угрожала" древним людям. Посты приурочивались к тем периодам года, когда с едой было плохо. У многих эскимосских племен запрещалось есть в один день рыбу и мясо - сезоны рыбной ловли и охоты на животных не всегда совпадали. Или до сих пор привычное меню ряда европейских народов сохраняет следы старого и очень распространенного правила - не смешивать мясные и молочные продукты.

Правила, введенного явно с расчетом: когда много молока, скот можно и поберечь. Итак, в разумности обычаям явно не откажешь.

4. В обычае воплощается авторитет всего общества в целом, все члены которого убеждены в необходимости и непогрешимости каждого из обычаев, составляющих строгую систему. За нарушение большинства обычаев даже не предусматривается наказание.

В связи с этим весьма показательна следующая история, рассказанная этнографом Л.В. Шапошниковой, жившей в селении племени тода в Индии.

Человек из соседнего племени бадага обидел отца восемнадцатилетнего тода по имени Мавиаркутена, а при встрече грубо оскорбил его самого. Юноша не выдержал и бросился на оскорбителя. В драке бадага был убит. Родственники и соседи убитого были приглашены на совет племени, собравшийся обсудить это событие.

- Бадага вели себя вежливо и спокойно, - говорили они. - Никто из нас туда не пойдет. Всем известно, что покойный был грубым и жадным человеком. Он обманывал... Тода никогда с нами так не обходились, как... этот бадага. Терпение когда-то должно было кончиться. Пусть... заплатит вдове сколько может.

Бадага не обвиняли убийцу. Они простили его. Но собственное племя не простило Мавиаркутену этого. И сам он не нашел себе оправдания. Отец поседел, мать не хотела смотреть на сына, родственники не приходили в селение, девушки избегали парня. И он больше не гонял буйволиц на пастбище, а бродил по джунглям. И через несколько дней покончил с собой1.

5. Еще одно обстоятельство следует отметить: обычаи, регулирующие одни и те же общественные отношения, очень разнообразны у разных народов. Это заметил еще Геродот, предпринявший путешествие по разным континентам. Вот что он писал: "Царь Дарий во время своего правления велел призвать эллинов, бывших при нем, и спросил, за какую цену согласны они съесть своих родителей. А те отвечали, что ни за что на свете не сделают этого. Тогда Дарий призвал индейцев, которые едят тела покойных родителей, и спросил, за какую цену они согласятся сжечь на костре своих покойных родителей. А те громко вскричали и просили царя не кощунствовать".

Еще один пример. У народов, занимающихся земледелием, конокрадство - тягчайший проступок. В старой России конокрадов нередко убивали на месте, и это в стране, где жалость к пойманным преступникам, как давно отмечалось, была характерна для народа. Лошадь для земледельца необходима в труде, и лошадей в хозяйстве немного, по большей части одна-две. У кочевников же, где лошадей много и их роль иная, захват чужих лошадей - это скорее лихачество, подвиг, во всяком случае, наказание там никогда не было столь суровым.

6. Обычай - это универсальное средство регулирования первобытного общества, с помощью которого опосредовались все стороны человеческого бытия:

  • а) распределение повседневной работы (например, женщинам отводилась более скромная, но не менее трудная роль. К обязанностям женщин того периода относились многие сельскохозяйственные работы, посев и сбор урожая, особенно овощных культур, прополка, помол зерна, поддержание в очаге огня, сбор топлива для очага, доставка воды, приготовление еды и т.д. Женщина отвечала за благополучие детей, заботилась об их одежде, ухаживала за ними. На мужчин возлагалась обязанность по расчистке участка, выполнению тяжелых работ, добыванию мяса и рыбы, по производству основных продовольственных культур, которые шли на пропитание семьи и др.);
  • б) урегулирование ситуаций, связанных со смертью главы семьи (например, наследник обязан был взять в жены вдову родственника, что соответствовало пословице: "Тот, кто берет ружье покойного, берет и его вдову");
  • в) и другие.

Одним словом, возникновение обычаев - это крупное достижение человечества! И нет ничего удивительного в том, что они очень скоро выдвинулись на первое место в системе социального регулирования первобытного общества.

1См.: Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984. С. 173.

6.7. Религиозные нормы

Разумеется, религия не была вечным спутником человечества. Однако религиозные нормы появились очень давно, с незапамятных времен. Когда конкретно, сказать трудно. Вероятно, с тех пор, как человек стал рефлексировать (лат. reflexio - отражение, размышление, анализ собственного психического состояния), т.е. осознавать себя человеком и задумываться о том, что его окружает. Окружали же человека неведомые силы, силы природы, тягаться с которыми человеку было явно не под силу. В борьбе с окружающей природой люди часто ощущали свое бессилие и несли тяжелые потери. Но их знания еще были слишком несовершенны, чтобы рационально объяснить причину такого рода неудач. Вместо этого они давали им объяснение иррациональное, искаженное, фантастическое.

Вот почему эти неведомые силы человек считал могущественными (и совершенно заслуженно), приписывая им неземную, божественную сущность.

Религиозные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал.

Отметим наиболее характерные особенности религиозных норм первобытного общества.

1. Сущность религии как системы религиозных норм состоит в том, что религия (лат. religio - святыня, предмет культа) есть духовный союз человека с богами (богом). Этот союз состоит в том, что бог открывает человеку свою сущность и свою волю (отсюда "откровение"), а человек, вступая в этот союз и пребывая в общении с божеством, делает его волю своей нормой и отдает свои силы на ее осуществление. Понятно, что религиозный человек воспринимает волю божью в качестве нормы своего поведения и видит в божестве установителя заповедей. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего богу, а уже потом людям и обществу. Воля бога пронизывает религиозные нормы.

2. В первобытном обществе было много богов, вероятно, столько, сколько существовало неведомых и страшных для человека сил природы. Многобожие - первая стадия религиозного сознания. Позднее, когда общество поднимется на более высокую ступень в экономическом развитии и возникнет потребность в единении людей, населяющих ту или иную территорию, обнаружится необходимость в выделении профессионального слоя управленцев, т.е. в появлении государства, тогда возникнет и единобожие. Появление монорелигии прочно указывает на возникновение государства.

Первые же зачатки единой религии появились в Древнем Египте в ХIV в. до н.э., когда правил фараон Аменхотеп IV. Он осуществил религиозную реформу в целях введения культа единого бога Атона - Ра (бога Солнца) и был назван Эхнатоном (буквально "угодный Атону"). Однако почва для принятия единобожия (монотеизма) в Египте в тот период еще не была подготовлена, и реформа оказалась недолговечной. З. Фрейд полагал, что прошедший после смерти фараона исход его сподвижников в Иудею не дал возможности утерять идею единобожия и привел в конце концов к ее торжеству, но не в Египте, не на родине фараона-реформатора1. Единобожие утвердилось в древнееврейском государстве и лишь в X в. до н.э. как культ бога племени Иуды - Яхве. Так начался процесс формирования национальных и мировых религий. В качестве причин утверждения монотеизма можно назвать также и возросшие интеллектуальные способности человечества, повышение уровня абстрактного мышления людей, требовавшего наведения порядка не только на земле, но и на небе.

Итак, представление о десятках и сотнях богов содержалось в сознании первобытных людей.

3. Поначалу языческая религия носила только компенсаторную функцию, т.е. она выступала в качестве объяснителя и утешителя для первобытных людей. Религиозные нормы указывали путь к спасению, избавлению от страданий, достижению бессмертия. В дальнейшем религия начинает играть чисто регулятивную функцию. Ее следует усматривать в том, что религиозные нормы, предписывающие правила поведения через призму божественного начала, адресовались людям и упорядочивали их поведение. Тем самым в обществе устанавливался определенный порядок взамен возможной, при отсутствии каких-либо социальных норм вообще, всеобщей анархии и вседозволенности. Нельзя забывать, что религиозно-мистические образы выступали не только как олицетворение природных сил, но и тесно переплетались и содержали нравственные идеалы, духовные традиции, исторические ценности, которые к тому времени наработали древние люди. Религиозные нормы постепенно стали орудием для укрепления стабильности первобытного общества.

Более того, в определенной степени в создании первобытных религиозных культов следует видеть попытку первобытных людей воздействовать на эти внешние силы, которые господствовали над ними в повседневной жизни, даже как-то управлять ими. Вот откуда появились первобытная магия, жертвоприношения, заклинания. Сложнейшие обряды становятся средствами, с помощью которых человек стремится заставить сверхъестественные существа служить ему.

4. Формы религии чрезвычайно многообразны. Но исследования ученых-этнографов, наших современников, показывают, что духи эскимосов во многом напоминают африканских. В первобытном обществе также наблюдалось сущностное сходство богов. Более того, и сегодня мировые религии при всем их внешнем несходстве между собой имеют не только общие корни, но и множество общих черт.

Поразительное сходство религиозных норм, создававшихся в разных регионах земного шара, объясняется прежде всего единством человечества, сходством в процессах социального развития, общими для всех людей законами психологии. Развитие религиозных представлений и выработка религиозных норм шли во всех культурно-исторических регионах примерно по одному плану, бесконечно различаясь при этом в деталях. Поклонение тотемам мы встречаем и в Южной Азии, и в Северной Америке, и в Центральной Африке, и в Австралии. Схожи как сами боги древних Греции, Индии, Мексики, так и обряды, связанные с поклонением этим богам. Проведя параллель с днем сегодняшним, можем отметить, что "ереси", реформаторские движения встречаются и в христианстве, и в исламе.

5. Поскольку религия всегда есть отражение, пусть фантастическое, действительности, она изменяется вместе с изменением этой действительности, с развитием человеческого общества.

Ранние формы религиозных верований были очень примитивными. У людей среднего палеолита фактически имелись только зачатки религиозных представлений. В период верхнего палеолита уже оформляются магические и тотемические представления, а также погребальный культ. Под магическими верованиями понимают представления о возможности человека влиять на других людей и природу (магия, приносящая вред, лечебная, любовная и др.). Тотемизм - это система верований, включающая виды животных, запрещенных для охоты. В развитых родовых обществах тотемизм изживает себя. Однако на смену ему приходят другие формы верований, например шаманизм, т.е. система представлений, согласно которой считается, что человек может, доведя себя до состояния экстаза, общаться с духами и использовать их в своих целях. Можно отметить и такую форму религиозных верований как фетишизм, т.е. почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами.

Одним словом, здесь присутствует следующая закономерность. Человек ведет присваивающее хозяйство, важнейшее значение для него имеет охота - он поклоняется животным-предкам. Появилось производящее хозяйство - человек ощутил свое могущество, и его боги теряют черты могучих животных и становятся подобием могущественных людей, а сам он уже венец творения и царь природы, любимое создание господне, животные же созданы только ему на потребу.

6. За нарушение религиозных норм, так же как, и за несоблюдение других социальных норм первобытного общества, предусматривались и налагались санкции. Считалось, что они являются выражением гнева и суда богов над грешниками. Особенность религиозных санкций состояла в том, что они зачастую носили невидимый характер. Ну как в самом деле проследить исполнение такой санкции, как претерпевание вечных мук в загробном мире, или как увидеть то, как творят боги страшный суд над провинившимся. Думается, что никому из соплеменников также не удавалось лицезреть и претворение такой санкции, как небесная кара. Однако некоторые санкции были более чем ощутимы, особенно тогда, когда шаман, посоветовавшись с духами, "услышит" их немилосердный приговор и приказание, ему адресованное, организовать приведение его в исполнение.

Невидимый характер носило и воздаяние за хорошее отношение и службу богам: благополучная жизнь в загробном мире. Поскольку одной из основных ценностей для людей в первобытном обществе было служение богам, то данная "мера поощрения" была для людей очень значима. Постепенно у первобытных людей приходило понимание того, что религиозный долг имеет преимущество перед долгом человеческим. Это преимущество было основано на чувстве полной зависимости людей от богов, на вере в их сверхъестественное могущество.

7. С развитием религиозной мифологии, первобытных верований связано и выделение первых в истории профессий - колдунов, знахарей, шаманов, наконец, жрецов, священнослужителей, т.е. людей, которым соплеменники доверяли столь важную для племени или народа роль посредника в контактах с миром сверхъестественного - с духами, богами.

Роль жрецов была огромной. Они были и астрологами, и агрономами, и метеорологами для своего племени. Жрец говорил, когда сеять и когда начинать уборку урожая. В сущности, жрец - это хранитель обычаев своего племени, заботящийся о физическом и духовном здоровье соплеменников. Жрецы помогали и в решении чисто практических общественных и личных проблем - "советовались с духами", чтобы узнать, стоит ли предпринимать опасное зимнее путешествие, давали рекомендации по поводу самых разных житейских коллизий, лечили, опираясь на свой опыт и умения.

Кто же они, колдуны?

Страшные испытания проходил у всех народов и племен человек, прежде чем занять место колдуна. Муки инициации (обряд посвящения во взрослые) не могли даже идти ни в какое сравнение с этими испытаниями. В Африке кандидатов в колдуны долгие часы держали в дыму, наносили им раны, заставляли подолгу переносить укусы ядовитых насекомых. Через несколько тяжелых испытаний проходил и кандидат в жрецы южноамериканского племени.

Прежде всего колдуна заставляли провести ночь в лесу. И в зависимости от того, на какое место в жреческой иерархии он претендовал, ему полагалось идти в лес одетым или голым, а там спать или не спать. А ведь в тропическом лесу полно хищников и ядовитых змей. Выйдя из леса (если, конечно, он там не погибал), претендент должен съесть кашицу из растертых с водой листьев некоторых Деревьев.

Уже посвященный в жрецы человек подвергался многочисленным ограничениям. Если он достиг высшего ранга, то должен умываться только левой рукой, ему нельзя было стричь волосы и ногти, употреблять в пищу пряностей, выходить из поселения, где находится место проведения обрядов, разговаривать с другими людьми можно только через специального посредника. Общение с женщиной ему разрешалось лишь раз в несколько лет.

У эскимосов сын шамана, которому тоже суждено было стать шаманом, ибо эта профессия наследственная, шел ранней весной один без запасов пищи и оружия "искать духа". Этого духа он должен был победить и заставить служить себе. Обычно этот "поход" он предпринимал, когда еще стояли морозы. И неудивительно, что человека, который проводит много дней, а иногда и недель без еды под открытым небом, посещают галлюцинации: ему видится дух, он вступает с ним в борьбу и побеждает его.

Цель всех этих испытаний - научить будущего шамана проходить экстатическое состояние, в котором только и можно "общаться с духами". По мнению психолога В. Леви, в этом состоянии резко повышается способность человека моделировать в своей голове психику других людей - свойство, которое называется рефлексией. Если колдун не имеет способности к рефлексии хотя бы на порядок выше, чем его окружение, он не может манипулировать психологической атмосферой и сознанием соплеменников, а следовательно, он не удержится на своем месте. Кроме всего прочего, перенесенные испытания высоко поднимают шамана в глазах соплеменников, убеждают их в том, что человек, добровольно принявший на себя такие тяготы, не такой, как все. От него многого ждут, в него верят, а вера, как известно, творит чудеса. Вера в могущество колдуна, знахаря, шамана нередко исцеляла, но порой и убивала людей.

Несомненно также, что шаманы владели искусством гипноза и были неплохими психотерапевтами. Они были и хранителями обычаев, знали народную медицину. Жрецы играли определенную роль и в накоплении первых теоретических знаний (математических, астрономических), и в развитии искусства (поэзии, танца, драматического и изобразительного его видов).

Постепенно религиозные нормы видоизменялись и в конечном счете на заключительном этапе развития первобытного общества, когда начинает зарождаться государство, они стали "поглощать" все другие виды социальных норм и выдвигаться в разряд основных социальных регуляторов.

1См.: Фрейд З. Религия и культура. М., 1991. С 123-151.

6.8. Моральные нормы

Многие ученые, занимающиеся проблемами первобытного общества, указывают на использование и большую значимость моральных норм для регулирования жизни древних людей1. Этот тезис почему-то считается аксиоматичным и не подлежащим критическому осмыслению и доказыванию. Однако, думается, что он все же нуждается в проверке.

Для этой цели вспомним, как часто мы негодуем, когда окружающие нас люди совершают поступки, не укладывающиеся в нормы морали. Надо честно признаться в том, что моральные нормы не стали главными и имеющими большое значение даже для нас - людей, живущих в XXI в.

Первобытные же люди, в отличие от нас, находились на слишком маленьком расстоянии от той безусловно важной исторической точки, когда человечество отделилось от мира животных и начало самостоятельный путь развития. Но выделившись из мира животных, человек сохранил множество качеств, присущих животным, а среди них такие, как эгоизм, жадность, себялюбие и др. Моральные же качества - это чисто человеческие качества и появляются они не сразу. Развитие их идет крайне медленно и напрямую зависит от степени благосостояния человеческого общества. О благосостоянии первобытного общества можно и не говорить вовсе: борьба с силами природы за выживаемость носила столь острый характер, что человек в ней часто выходил побежденным.

Так что же, моральным нормам не было места в жизни первобытного общества?

Нет, моральные нормы в первобытном обществе уже начали появляться, но использовались они в тот период для регулирования поведения людей, прямо скажем, в микроскопических дозах.

Происходило это по вполне понятным причинам, о которых речь шла выше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.91.98 (0.032 с.)