ТОП 10:

Ритуал - это правило поведения, в котором акцент делается на внешнюю форму его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной.



Рассмотрим некоторые особенности ритуала как разновидности социальных норм первобытного общества.

1. Само содержание ритуала не столь важно, поскольку доминирующее значение имеет его форма. Вот почему ритуал еще можно назвать церемонией, демонстративным действием, причем это действие часто имеет красочность, даже театрализованность и выполняется при большом скоплении народа, т.е. отличается массовостью. Иначе ритуал еще можно определить как порядок выполнения определенных действий, совершаемых в определенной форме.

2. Целью любого ритуала является внушение определенных чувств, или иначе с его помощью осуществляется определенный психологический настрой людей. Одним словом, ритуалы, без сомнения, выполняли компенсаторную функцию. Так, церемония вступления в брачные отношения преследует цель внушить представление о нерушимости брачного союза, его вечности и принадлежности теперь уже к другому роду (общине).

Ритуал проводов соплеменников на охоту, который у разных народов и в разных местностях может существенно отличаться, имеет одну и ту же цель: внушить охотникам, что они, ценя и помня Бога охоты, а также не забывая ему отдать почести то ли в виде ритуального танца, то ли в виде определенной системы звуков, а возможно, и иным каким-либо способом, могут быть уверены, что он защитит их от возможных напастей, будет милостивым к ним и сделает предстоящую их охоту удачной.

С появлением вождеств, которые следует считать протогосударственной формой объединения людей, обострилась борьба за то, чтобы занять эту, на тот момент самую высокую, ступеньку в социальной иерархии. Главенство теперь не признавалось де-факто, как раньше в отношении старейшин, на ранней стадии развития первобытного общества, а завоевывалось в борьбе. Претендентов оказывалось не так уж и мало не только в тот момент, когда место первого было "вакантным", но и постоянно находились люди, которые доказывали, что они являются лучшими в качестве вождя. Для устойчивости положения вождя оказалось необходимым проведение ритуала "вступления в должность вождя". Люди с особым усердием и старанием работали в этом направлении. Вероятно, поэтому у многих народов мы находим столь разнообразные и сложные ритуалы. Целями же подобных ритуалов оказываются внушение всем соплеменникам значимости и богоизбранности новоиспеченного вождя и обеспечение понимания того, что вождя следует не только уважать, но и повиноваться ему.

Вот как проходил подобный ритуал у одного из африканских племен. Коронация начиналась во дворце, который располагался на том месте, где, по преданию, высадились первопоселенцы и где находились священные реликвии. Вождя посвящали в тайные ритуалы для придания его особе сакральных свойств. Вождь должен был получить благословение божества океана и затем провести церемонию изгнания из города дьявольских сил. Затем ему вручали символический, а не боевой меч, плоский и широкий. Такие мечи были одновременно символами правосудия и справедливости. Ими нельзя было убить или ранить. Вождь давал клятву, затем раздавался рокот сигнальных тамтамов. Потом вождь надевал специальное пурпурное облачение, а также особую шапочку, брал в руки скипетр - непременный атрибут вождя. С этого момента он становился вождем и получал новое имя.

Разработан был и ритуал преподнесения даров вождям. Дар полагалось завертывать в циновку из пальмовых листьев, а сверху необходимо было обвязать специальными листьями. Относили подарок старейшины селения, которые держали в руках специальный жезл старейшины. Все были обязаны расступиться и дать им дорогу. Смотреть в глаза царю было нельзя. Всем было запрещено смотреть и на то, что предлагалось в качестве подарка. Вождь принимал подарки в своем дворце. Причем для даров выделялся особый зал, стены которого были разрисованы видами жертвенных животных и листьями священных растений. Эти изображения придавали особую торжественность и ритуальность дарственным мероприятиям. В конечном счете, достигался такой эффект, когда даритель не только не испытывал сожаления об утраченном, а напротив, уходил необыкновенно радостным от совершенного поступка, осознавая его как выполненный им долг.

Приведу пример ритуала, касающегося разделения семьи. Вообще деление общин, семей, является всеобщей закономерностью для всех народов. При наступлении определенных объективных условий община начинает делиться на семьи, а те в свою очередь еще на более мелкие семьи. Хотя, надо отметить, что до определенного момента у народов существует представление о нерасторжимости семейных уз. Итак, в присутствии старейшин и родственников разрывалась веревка; каждой из сторон полагалось взять ее часть со словами "мы теперь разделены". Такая церемония могла применяться и для выделения сегмента семьи и для изгнания отдельных лиц. В последнем случае она знаменовала и последующее лишение наследства. Применялся этот ритуал крайне редко и имел своей целью скорее охрану прав семьи от изгнанного.

Странную особенность у африканских народов подметили современные исследователи1: у них были широко распространены маски, причем самые разнообразные. Более пристальный взгляд позволил им объяснить это явление: маски показывали связь с вождями. Вожди, конечно же, без масок и сами никогда не показывались на люди, демонстрируя тем самым свою связь с богами. Одним словом, маска - это ореол вождя. При совершении ритуалов маски использовались потому, что люди, их надевавшие и в них совершающие церемонию, представляли как бы вождя (или если вождь был в маске, то он представлял бога). Ритуалы совершали в основном жрецы.

Надевал жрец маску и в случае ведения ритуала казни. Проходил же этот ритуал по следующему сценарию. Три танцора исполняли во время казни ритуальный траурный танец в черных масках и костюмах. Костюмы использовались лишь один раз. Женщины могли присутствовать и подпевать, но не имели права участвовать в танце. Финальной стадией ритуала было умерщвление человека, способы которого у разных племен были различными.

У славянских народов на первом этапе развития ритуалы также использовались довольно широко. Приведу несколько примеров ритуальных действий.

1. Люди катают по вспаханному полю священника, чтобы получить хороший урожай.

2. После посевной люди зовут священника во ржаное поле петь молебен.

3. Весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов.

4. При закладке избы под углы кладут монеты.

Приведенные выше примеры ритуалов говорят о том, что спокойных времен история не знает. Пока люди только собирали коренья да плоды и охотились, над ними постоянно висела угроза голода. Стали сеять, жать, пасти, доить, стричь - появилась возможность делать запасы, с меньшей тревогой думать о завтрашнем дне, реже, только в случае чрезвычайных неурожаев, настоящих стихийных бедствий, сталкиваться с голодом. Но вместе с тем, когда возникли запасы, которые привлекали врагов, усилилась угроза военного нашествия и завоевания. Теперь мы знаем: искать золотой век в прошлом бесполезно. Однако в те очень трудные и опасные времена людям на помощь приходили опять-таки ритуалы. Они снижали уровень их беспокойства, не позволяли им "опускать руки", тем самым направляли их энергию на производительный труд и обеспечивали в конечном счете человеческий прогресс.

3. Ритуалы выполняли не только компенсаторную функцию, но также и регулятивную. Вот почему мы их относим именно к социальным нормам, т.е. правилам поведения, регулирующим поведение людей. В самом деле, в чем следует видеть смысл ритуала, исполнявшегося охотниками, уходившими на охоту: перед тем, как отправиться на охоту, люди изображали на скале или земле животное, на которое им предстояло охотиться, и наносили по изображению удары или стреляли по нему из лука. Совершая эти действия, охотники вырабатывали точность глаза и меткость руки, приобретали навыки, так необходимые в реальной охоте, наконец, закаляли свою волю.

Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Однако все же вряд ли можно считать эти социальные нормы универсальными в силу того, что более тонкие нюансы человеческих отношений с помощью ритуалов урегулировать было затруднительно.

1См.: Синицына И.Е. В мире обычая. М., 1997. С. 16.

6.4. Обряды

Обряды - это правила поведения, которые также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели.

Если ритуалы позволяли выразить первобытным людям самые простые и грубые их эмоции (страх, гнев и т.п.), то обряды - это уже несколько более тонкие социальные нормы. Они давали возможность выразить такие уже чисто человеческие психологические категории, как радость, жалость, заботливость, память об умершем человеке и др. В процессе выполнения обряда обеспечивается сопереживание между людьми. Это первое, что их отличает от ритуалов.

Во-вторых, обряды являются более сложными и по содержанию, и поэтому для своего исполнения они зачастую требовали присутствия человека, обычно им был жрец, который специально занимался организацией их исполнения.

В-третьих, и, пожалуй, это следует считать наиболее отличительной их особенностью, обряды уже начинают выполнять и воспитательную функцию. С их помощью становится возможным достижение не только каких-либо эмоционально-психологических, но и идеологических целей.

Одним словом, обряд как социальная норма относится не к внешней форме поведения, а проникает глубоко в психику человека. Иначе, обряд регулирует не только внешнее поведение, но в какой-то мере уже связан и с содержанием регулируемого общественного отношения.

Хочется еще раз повторить, что социальные, психологические категории настолько сложны, что не всегда удается выявить их резкую грань, в отличие, предположим, от математических, физических и других понятий. Задача настоящего ученого состоит не в том, чтобы уходить от нерешенных вопросов, а в том, чтобы предлагать возможные на сегодняшний день подходы и чтобы в дальнейшем другие исследователи, как бы подхватив эстафету, пошли дальше в разработке проблемы.

Теперь же проиллюстрируем теоретические положения на конкретных примерах древних обрядов.

В соответствии с установившимися во многих африканских племенах правилами каждого убитого или пойманного живьем леопарда охотники приносили к вождю племени. Дело в том, что по африканским представлениям, леопард - царь зверей - был знаком вождя и его заочным именем. Увангуэ (приближенный вождя) задавал охотнику вопрос: "Какого леопарда ты убил?" Охотник должен был ответить: "Я убил лесного леопарда, а не того, который в доме". Вопрос и ответ повторялись семь раз. Три и семь - у племени бини священные числа. Таким магическим путем убиение "отводилось" от обы (вождя). Кроме того, в народе не должно было возникнуть ложных слухов о том, какой "леопард" убит; все должны были расслышать и правильно понять важную новость.

Проанализируем этот обряд. Он затрагивает властеотношения в вождестве. Проводится он в присутствии вождя, но специальным человеком, одним из его приближенных. И, наконец, тот факт, что эту новость важно было донести не только до вождя, но прежде всего до народа, свидетельствует о том, что обряд имеет воспитательный заряд: вождь силен и могуществен (даже царь зверей - леопард - ему уступает в этом), а также он вечен (жизнь же царя зверей такой не назовешь), следовательно, соплеменники повинуйтесь беспрекословно своему вождю.

У многих первобытных народов существовал своеобразный обряд с педагогической направленностью - обряд инициации (посвящения). Этот обряд использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя и т.д. Цель многих инициации состояла в том, чтобы ввести юношу в общество полноправных членов рода. Готовясь к посвящению, юноши усиленно тренировались, закалялись, соблюдали запреты в пище для того, чтобы выдержать предлагаемые им испытания - бег, прыжки, метание копья, разные виды борьбы, лазание по деревьям и т.д.

В первобытном обществе были обряды, носившие, так сказать, специальный характер. Да это и неудивительно. Чем сложнее жизнь людей, тем более специализируются и социальные нормы. Обряд "исцеление женщины", существующий в африканских племенах до сегодняшнего дня, как раз и относится к таким обрядам. Однако его описанию необходимо предпослать небольшую преамбулу.

Дело в том, что африканские племена проживают в климате, весьма способствующем распространению инфекций. Сам факт рождения детей связан с очень сильной нагрузкой на женский организм. Кроме того, надо не забывать и о том, каким тяжелым был и повседневный труд женщин. Ослабленная по этим причинам женщина весьма восприимчива к инфекциям, что часто приводило к серьезным тропическим болезням и даже смерти. Вот почему у африканских племен считается, что злые духи так и ждут момента, чтобы забрать женщину в свое владение. Симптомы начинающегося "владения духов" проявляются в слабости, неспособности женщины выполнять работу. Для того чтобы вызволить женщину из "владения духов", итесо (местный жрец) проводит следующий обряд. В проведении данного обряда принимают участие женщины, уже признанные больными. Звучат тамтамы. На голову специально подготовленной к обряду женщины ставят цыпленка. Если ею овладевают злые духи, то она начинает дрожать и цыпленок сваливается. Тогда обряд продолжают. Женщина начинает танец под ритмические звуки барабанов. Она входит в состояние транса, теряет контроль над собой. За ней присматривают, чтобы не случилось несчастья. Состояние между жизнью и смертью - так называют это состояние женщины. Предполагается, что в этот момент борются как бы два вида духов - злые и добрые. У многих женщин в результате этого обряда наступает улучшение состояния. Мы можем предположить, что, конечно, это обычно бывает в тех ситуациях, когда болезнь вызвана стрессом (например, состояние истерии). Труднее дело обстоит с болезнями, носящими инфекционный характер.

У всех первобытных народов имелись и обряды захоронения умерших. По-разному проходили эти обряды, да и способы захоронения использовались разные (в саване, в гробу, сидя, лежа и т.д.). Но, как правило, эти обряды отражают скорбь и печаль по поводу ухода умершего в мир иной. Приведу конкретный пример. В африканском племени масаеев похоронные обряды по члену семьи совершает глава большой семьи. Если умирает глава семьи, то ответственность за похороны возлагается на старшего сына или, при его отсутствии, на братьев покойного. При этом действуют еще и правила, связанные с имущественным расслоением, которое на поздних стадиях первобытного общества становится все более явственным. Если человек был богат, то его хоронили справа от хижины. Могилу накрывали шкурой быка, забитого из его стада. Мясом быка угощали старейшин, которые участвовали в обряде. Родственникам же мясо есть было нельзя. Внуку покойного - восприемнику его духа - полагалось бросить первую горсть земли на тело. На могилу незамужней бездетной женщины помещали цыпленка, чтобы оплакивать ее, ибо у нее не было детей, которые бы сделали это.

В племени луо обряд протекал по следующему сценарию. О смерти умершего не объявляли до тех пор, пока вечером не пригонят домой скот. Ночью жены умершего бодрствуют вместе с колдуном, отгоняющим злых духов. На следующий день родственники гонят скот вокруг поселения, что служит знаком смерти владельца скота. После возвращения брат покойного начинает копать могилу, и к нему присоединяются остальные родственники. Тело выносят из дома, обмывают руки и ноги, и женщины кладут его в могилу. Около могилы зажигают огонь. На следующий день родственники остаются в доме, не занимаются никаким трудом, их посещают и приносят еду. На третий день родственники покойного и его жены в знак траура сбривают волосы на голове и совершается погребальная церемония с песнями и танцами. Жены покойного выносят из дома его одежду. На четвертый день дом очищается старой женщиной. Далее следует купание родственников в реке для окончательного очищения, и они все возвращаются по домам.

Довольно развитыми были и обычаи поминовения. Так, на Руси, еще в древности существовал обычай приносить на могилу к умершему что-либо из съестного, что символизирует заботу живых об умершем.

Как видим, обряды отражают и напрямую связаны с психологическим состоянием людей. С их помощью определенные чувства внушаются и подрастающему поколению, присутствующему при исполнении обрядов.

6.5. Мифы

Первобытное общество развивалось медленно, знания об окружающем мире возрастали неощутимо для людей. Определенная часть таких знаний выражалась и фиксировалась в форме мифов.

Мифы - образные примеры (сказки, былины), которые учат людей тому, что следует делать и чего делать нельзя.

Слово "миф" иначе означает предание, сказание или рассказ. В наглядно-образной форме объяснялись явления природы и общественной жизни. Но не только познавательную функцию выполняли мифы. Не менее, а может и более важной их функцией была нормативно-регулятивная функция. Мифы несли в себе также и идеологическую нагрузку. В них содержались правила поведения людей, однако излагались они применительно к конкретным людям (часто богам) и конкретным ситуациям. По существу, мифология представляла набор хороших и дурных примеров, руководство к действию или воздержанию от действий, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. В них также давалось их объяснение, причем делалось это довольно причудливо. В мифах соединялись и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.

Мифы объясняли многие стороны человеческого жития: происхождение дня и ночи, тайну появления человека, орудий труда и оружия, культурных растений и домашних животных, характер отношений в семье и др. Но все же главное в мифах - это их нормативная, предписывающая часть, которая аккумулировала опыт человечества и доводила его до сведения каждого члена первобытного общества. Вот почему мифы разных народов нам понятны, причем как взрослым, так и детям. Знакомясь с этими древними источниками знаний и правил поведения (мифами Древней Греции, Древнего Рима, русскими народными сказками), мы убеждаемся, что они до сих пор остаются компактнейшими и концентрированными "учебниками" жизни.

Проанализируем всем известную русскую народную сказку "Репка". Какие же правила поведения в ней содержатся, согласно которым надо каждому человеку строить свою жизнь? В сказке можно выделить следующие мысли (или правила поведения): 1) даже самое трудное дело можно выполнить, если действовать сообща; 2) нельзя пренебрегать даже самыми малыми усилиями, поскольку они могут оказаться решающими в достижении цели.

Но почему же в древности мифы были столь распространены и значимы для древних людей, а мы сейчас свои собственные мифы практически перестали создавать?

Дело в том, что в мифологическом мышлении преобладало эмоционально-ассоциативное начало. У наших древних предков абстрактное мышление только-только начинало формироваться, и должны были пройти многие тысячелетия, пока человечество не овладело понятийным, абстрактным и логическим мышлением. На том же этапе возникновение мифологического мышления и использование его в качестве формы передачи знаний и правил поведения людей в обществе было гигантским шагом вперед.

Миф - как объяснение мира - предшествовал науке, зачатки которой зародились внутри него; а как эмоциональное мироощущение - он выработал художественные средства воздействия на человека, перенятые у него искусством, и первоначально являвшимися его нераздельной частью.

Еще на одну особенность мифов хотелось бы обратить внимание: боги в мифах часто осмеиваются, хотя за ними признаются могущество и власть над людьми. Боги совершают те же самые преступления, за которые они же карают людей. С одной стороны, это отражение реальной картины социальной жизни, когда уже в раннеклассовом обществе вожди, наблюдавшие за порядком в племени, позволяли себе нарушать данный порядок, а с другой - черты ироничности над богами представляют собой проявление зарождавшегося у человечества чувства юмора, чувства уже чисто человеческого и присущего довольно развитому сознанию. Возможность посмеяться над богами отнюдь не освобождала человека от ощущения власти богов над ним, но помогала эту власть переносить.

Приведу в качестве примера один из мифов Древней Греции о том, как Зевс полюбил Ио.

Часто терпела обиды Гера от своего мужа Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио. Чтобы скрыть Ио от гнева Геры, он превратил свою возлюбленную в белоснежную корову. Гера догадалась, что это Ио и потребовала корову у Зевса. Она приказала Аргасу стеречь Ио, потому что у Аргаса было сто глаз, которые он не закрывал ни днем, ни ночью. Зевс видел страдания Ио и велел своему сыну похитить прекрасную корову.

Быстро примчался Гермес, сын Зевса, к Аргасу и усыпил его своими речами. Когда Гермес освободил Ио, ее страдания еще не кончились. Гера наслала чудовищного овода, который нещадно стал жалить Ио, прогоняя ее прочь. Так Ио достигла скалы, к которой был прикован Прометей. Он предсказал ей, что она обретет спокойствие только в Египте.

Много мук перенесла Ио пока добралась до Египта. Там, на берегу Нила, Зевс вернул ей прежний вид. Она нашла свое семейное счастье в Египте, родила сына Эпафа, который и стал первым царем Египта и родоначальником поколений героев.

Кратко смысл этого мифа или правил поведения, в нем заключающихся, сводится к следующему: 1) за свое счастье надо бороться и 2) человеку нельзя счастье строить на несчастье другого. В этом мифе иронически говорится о том, что Зевс, могущественнейший из богов, проиграл своей жене, поскольку правда была не на его стороне. Следовательно, отсюда вывод - всем людям надо поступать по правде.

А сколько противоречий в мифах об одних и тех же богах! Аполлон в одних сказаниях жесток, а в других - благостен. Медея, главная героиня сказания об аргонавтах, в одном варианте погибает, а в другом - благополучно выходит замуж, в третьем же возносится на Луну. Ученые объясняют это по-разному. Некоторые считают, что эти искажения, несоответствия, имеющиеся в мифах, свойствены всем устным (неписаным) источникам информации. Другие обосновывают такие противоречия желанием людей использовать больше метафор, чтобы четче, яснее выделить главные признаки явления и регулирующего его правила поведения.

С развитием человеческого общества познание закономерностей объективного мира, рост господства человека над внешними силами подрывают ту основу, на которой вырастает мифология. Но на базе первобытных мифов на определенном уровне развития логического мышления происходит сложный процесс формирования национальных и мировых религий, для возникновения которых имелись, конечно, и иные причины, в частности, социально-политического характера.

6.6. Обычаи

Возникновение социальных норм, о которых сейчас пойдет речь, является свидетельством того, что человечество поднялось на новую, более высокую ступень в своем развитии. Ранее "освоенные" первобытными людьми виды правил поведения дополнились еще и обычаями.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.012 с.)