Религия и роль в жизни общества. Свобода совести. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия и роль в жизни общества. Свобода совести.



Религия – особая духовно практическая связь связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них является основным смыслом жизни.

Значение слова «религия»- установление утраченной связи, в христианстве – восстановление этой связи возможно после 2-го пришествия.

Для понимания роли религии нужно дать понятие веры. Вера- это мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, она даёт уверенность в достижении желаемой цели(спасением души, воскресением и т.д.)

Религия создаёт религиозную картину мира; при этом вера- её характерная черта, а единственный способ миропостижения – откровение, главный принцип- теоцентризм(мир создал и управляет им Бог)

Все религии имеют общие черты: веру, нравственное учение, культ и др. Религия создаёт собственную систему ценностей и заставляет им следовать. По Юнгу религия необходима для душевного здоровья общества. По Фрому религия делится на:

- авторитарную – строгое подчинение избавляет от чувства одиночества

- гуманистическую – позволяет верить в свои силы.

С религией тесно связано понятие свободы совести, которое является ключевым при рассмотрении свободы личности. Свобода совести – это право человека на свободный выбор религии или отказ от веры (атеизм). Она относится к сугубо личной сфере и человек отвечает за свой выбор перед своей совестью.

Нравственные ценности и мораль.

Этими вопросами занимается этика- учение о морали, и аксиология- учение о ценностях. Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» —русское слово, происходящее откорня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русскомязыке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни человека. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют 3 вида производства: производство людей(социализация), вещей и идей.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Сегодня первой(основной) ценностью является сам человек во всем самоценным Понятие ценности человека несводимо к понятию полезности для общества.

Мора́ль (лат. moralisкасающийся нравов) — способ регуляции отношений людей в обществе. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д Мораль реализует потребность людей в человечности. Она поддерживает и санкционирует определенные общественные устои.Она существует на трех уровнях: 1) индивидуальный 2) уровень соц групп 3) общечеловеческий(субъект-человечество). В зависимости от степени сложности регулятивного воздействия на человека в морали выделяют компоненты: 1) нравственные идеалы и ценности 2) нравственные принципы и нормы 3) нравственные качества личности. Наиболее опосредованное и сложное влияние оказывает ценностный (духовный) компонент морали. И влияние его основано на определении смысла и цели жизни человека. Нормативный(социальный)компонент морали явл вторым по степени сложности регулятивного воздействия. Нравственные нормы направлены на приведение в соответствии сущного должному,конкретных поступков и поведения человека избранному идеалу. Психологический компонент морали,его воздействие осуществляется автоматически. Под его воздействием человек поступает под влиянием нравственного чувства.

 

Философия истории о смысле и направленности исторического процесса.

Главные вопросы в философии:

- Куда «ведет» мир история;

- В чем смысл истории;

- В чем состоит направленность исторического процесса;
История - целостный процесс, связывающий прошлое, настоящее и будущее. Философия истории пытается логически и обоснованно изложить смысл истории. Она не строго научна, так как затрагивает сферу духовного. Смысл истории- идеал, выраженный в абсолютном или относительном смысле. Цель истории- это будущее. Направленность исторического процесса- движение к цели. Есть два основных взгляда на эту направленность: прогресс(движение в перед) и регресс(возврат к прошлому). Цели развития истории оценивались по- разному, ими могли быть: свобода(в античности), второе пришествие(в христианстве), справедливое общество (в последующем).

 

Историко- культурные предпосылки древнеиндийской философии и её основные категории.

Важнейшим культурным памятником Др.Индии явл веды ( с санскрита – знание ), в них находит отражение политеизм(многобожие). Они начали создаваться в сер. 2 тысячел до н.э. Вообще они насчитывали более 2 тыс богов.

4 Книги- веды-веда гимнов(главная);Веда мелодий; заключений; жертвоприношений;

В ведах мы сталкиваемся с явлением генотеизма. Он проявляется в отсутствии четкой иерархии пантеона(совокупности богов). И в разных гимнах люди обращаются к разн богам. В процессе развития ведийского мировоззрения в этом пантеоне выделяется 3 божества: Брахман-создатель вселенной; Вишну-бог хранитель вселенной; Шива- бог разрушитель. Эта троица рассматривалась как основа мироздания. В VIII-VII вв. до н.э. возникли комментарии к Ведам- Упанишады. В упанишадах образ бога Брахмана преобразуется в абстрактное понятие – брахман/брахмо и обозн уже не личность бога,а абстрактное первоначало бытия, единую духовно-телесную субстанцию мира, в которой все возникает, существует и прекращает свое существование. В этот период произошел переход от мифа к философии.

Категории:

-Атман- категория, обозначающая любое индивидуальное существование(в том числе человека), проявление единой универсальной божественной сущности.

Атман- проявление Брахмана.

Круг Сансары(круговорот бытия)- путь развития всех живых существ.

- Карма- универсальный закон, в соотв с которым осуществляется круговорот бытия(т.е живые существа вращаются в круге сансары

Йога- учение о том, как достичь слияния с абсолютным бытием, прекратив круговорот бытия и достигнув освобождения сознания.Главным способом постижения истины явл.

- Видение- непосредственное восприятие истины, которое достигается путем слияния человеческого сознания с абсолютным бытием.

Философия буддизма.

Буддизм появился в VIв. До н.э. Основатель: Сидхардха ГаутамаОднажды он ушел из дворца чтобы понять смысл жизни, и во время медитирования к нему снизошло озарение =>стал Буддой. Он понял что прошел 2 пути-удовольствия и аскетизма и открыл срединный путь-4благородные истины. Т.е он говорит о 2 крайностях в поведении людей, которые мешают им встать на путь освобождения от страданий. Одна крайность предполагает жизнь, погружённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, тёмная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Избегая этих двух крайностей, Татхагата во время Просветления постиг срединный путь, — путь, способствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване».

Четыре благородные истины 1.жизнь есть страдание, 2у этого страдания есть причина, 3эта причина может быть устранена, 4 есть путь, который ведет к освобождению от причины страданий — это восьмеричный золотой путь Будды.

«Этот человеческий мир полон страданий. Жизнь — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Встреча с неприятным человеком — страдание, разлука с любимым — страдание. Недостижение желаемого — тоже страдание. Всякая привязанность к чему бы то ни было — страдание. Это и есть истина страдания.
Страдания бытия, несомненно, вызываются мирскими страстями, которые вселяются в душу человека. Мирские страсти своими корнями уходят в жажду, сильное желание. Эта жажда порождается сильной привязанностью к жизни. Все то, что видит глаз и слышит ухо, начинает желать человек. Он даже начинает желать смерти. Это и есть истина причины страдания.
Если уничтожить все корни привязанности, исчезнет и страдание. Это и есть истина уничтожения страдания.
Чтобы достигнуть состояния, свободного от страдания, нужно следовать восьмеричным правильным путем(восьмизвенная арийская стезя). Это правильные взгляды, правильное мышление, правильные слова, правильные дела, правильный образ жизни, правильные стремления, правильная память и правильное сосредоточение. Этот восьмеричный путь, устраняющий жажду, называется истиной правильного пути. Необходимо глубоко постичь все эти истины, ибо этот мир полон страданий, а чтобы избавиться от страданий, нужно освободиться от мирских страстей. Состояние, свободное от мирских страстей и страданий, может быть достигнуто только через просветление. А просветление может быть достигнуто этим восьмеричным правильным путем.Следующий Дхарме должен постичь эти четыре благородные истины».

Освобождению от круговорота бытия способствует –практика нравственности(вкл отказ от 10 не добродетелей (физ, недобр речи, недоб ума(пороки)))Преодоление этих не добродетелей-наработка благой кармы => уход в нирвану.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.008 с.)