Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационный материал для дифференцированного зачета

Поиск

Информационный материал для дифференцированного зачета

по дисциплине

«УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО И ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

Общение медицинского персонала с пациентом, родственниками пациента.

Мастерство и уровни общения

Общение - одно из важных качеств, необходимых для эффективной деятельности медицинской сестры, для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами.

У пациентов могут быть самые различные потребности в общении. Они могут нуждаться в совете, утешении, консультации или обычном разговоре. Способность удовлетворять потребности пациента в общении, зависит от навыков и опыта медицинской сестры. Медицинским сестрам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку пациентам, т.к. именно через общение выявляется уникальный характер каждого человека.

Общение - э то способы поведения, которые человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого с помощью мимики, жестов, устной и письменной речи, это эффективное средство помощи людям в адаптации к изменениям в жизни в связи с заболеванием.

Типы общения

Вербальное общение предполагает два важных элемента: что вы говорите и как вы говорите. Оно должно быть ясным и кратким.

Вербальное общение может быть эффективным, если:

- говорить медленно, с хорошим произношением, простыми короткими фразами;

- не злоупотреблять специальной терминологией; если терминология окажется для пациента непонятной, и он постесняется обратиться за разъяснением, общение окажется неэффективным;

- выбирать скорость и темп речи при общении с конкретным пациентом; если м/с говорит слишком медленно, то больной может продумать, что она недооценивает его возможности воспринимать информацию; если м/с говорит слишком быстро, то пациент может подумать, что она торопится;

- правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована информация м/с, должен иметь желание и интерес к беседе;

- не начинать беседу сразу после информации врача о неблагоприятном исходе или неизлечимом заболевании;

- следить за интонацией своего голоса, убедиться, что она соответствует тому, что вы собираетесь сказать;

- выбирать нужную громкость: говорите так, чтобы вас слышали, но не кричать;

- убедиться в том, что вас поняли;

- юмор тоже способствует эффективному вербальному общению, но он должен использоваться с осторожностью, особенно при манипуляциях, связанных с личной гигиеной пациента.

Бессловесное (невербальное) общение осуществляется и с помощью символов, жестов, мимики, поз, прикосновения.

Одним из важных аспектов невербального общения является внешний вид сестры. Если она одета профессионально, пациент будет больше доверять ей. Выражение лица сестры значительно влияет на общение с пациентом. Так, улыбка могут быть знаком приветствия или одобрения. Нахмуренные брови означают раздражение или неудовольствие. Исследования показывают, что лицо проявляет шесть основных чувств: удивление, страх, гнев, отвращение, счастье и печаль.

Типы пациентов и их отношение к болезни

Тип пациента определяет выбор той или иной модели общения с ним. Выделено свыше 10 типов пациентов.

Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без основания видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление активно содействовать врачу в процессе лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

Тревожный (Т). Беспокойство, мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых методов лечения, новой информации, «авторитетов». Постоянное тревожное состояние.

Ипохондрический (И). Сосредоточение на субъективных болезненных и других неприятных ощущениях, стремление постоянно рассказывать о них окружающим.

Неврастенический (Н). Вспышки раздражения, особенно при болях, неприятных ощущениях. Раздражение изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием, часто слезами

Меланхолический (М). Неверие в выздоровление, в улучшение состояния. Депрессия, пессимистический взгляд на все окружающее. Неверие в успех лечения даже при явном улучшении объективных показателей.

Апатический (Ал). Безразличие к исходу болезни, результатам лечения. Утрата интересов к жизни. Пассивное исполнение назначений врача при настойчивом побуждении.

Наиболее просто строить отношения с пациентом, отношение которого к своей болезни гармоничное. У такого пациента, как правило, нет трудностей в общении с семьей и медицинскими работниками.

2. Этика в работе медицинского персонала.

 

Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге “Аюрведа” (“Знание жизни”, “Наука жизни”), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания.

Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Клятва Гиппократа оказала большое влияние на развитие медицинской этики в целом. Он утверждал: "Искусство медицины включает три вещи: врача, болезнь и больного". За 2500 лет, прошедших со времен Гиппократа, к 3 названным им слагаемым медицины добавилось 4-е — медицинская сестра.

Центр (отделение) общей врачебной (семейной) практики

К санаторно-курортным учреждениям относятся собственно санатории (от лат. sanatum - лечить, исцелять), санатории-профилактории, санатории для детей с родителями, детские санатории, курортные поликлиники и др.

Понятие «внутрибольничная инфекция». Структура ВБИ. Причины ВБИ.

Организация работы любого ЛПУ направлена на то, чтобы создать безопасную среду, как для пациентов, так и для медицинских работников.

Целью инфекционной безопасности и инфекционного контроля является предупреждение внутрибольничной инфекции (ВБИ).

Внутрибольничная инфекция остается одной из острейших проблем современной медицины и приобретают все большую медицинскую, социальную и экономическую значимость. ВБИ являются особыми и весьма многообразными группами инфекций, объединяемые по признаку общего эпидемического характера инфицирования, происходящего в ЛПУ.

Известно более 300 возбудителей способствующих развитию инфекционного процесса у пациентов стационаров или вызывающих профессиональное заболевание медицинских работников.

ВБИ (больничная, госпитальная, назокоминальная инфекция) (по ВОЗ) - любое клинически распознаваемое заболевание микробной этиологии, связанное с пребыванием, лечением, обследованием или обращением человека за медицинской помощью в ЛПУ, или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в данном учреждении. По данным отечественных и зарубежных исследователей ВБИ возникает как минимум у 5-12% пациентов, поступивших в ЛПУ. Смертность от нее достигает 25%, а у новорожденных ВБИ – основная причина смертности.

В структуре ВБИ ведущее место (75-80%) занимают гнойно-септические инфекции.

Структура ВБИ

Факторы, способствующие развитию ВБИ:

- Создание крупных больничных комплексов со своеобразной экологией.

- Формирование мощного искусственного механизма передачи возбудителей инфекции.

- Активация естественных механизмов передачи инфекционных болезней.

- Наличие постоянного, значительного массива источников возбудителей инфекций.

- Широкое, бесконтрольное применение антибиотиков.

- Использование сложной техники для диагностики и лечения.

- Увеличение объема и видов медицинских услуг.

- Изменение демографической ситуации.

- Рост инфекционной заболеваемости.

Источники ВБИ

- больной острой, стертой или хронической формой инфекционных заболеваний, включая раневую инфекцию, а так же носители разных видов патогенных и условно патогенных микроорганизмов;

- медицинский персонал (носители, а так же страдающие выраженными (манифестными) или стертыми формами инфекций);

- матери (в основном в акушерских стационарах и отделениях для детей раннего возраста) ноисители и больные;

- посетители.

Профилактика ВБИ в ЛПУ.

Эпидемиологический надзор за ВБИ в ЛПУ - это система мониторинга за динамикой проявлений эпидемиологического процесса ВБИ (заболеваемость, летальность, носительство), факторами и условиями, влияющими на их распространение, анализ и обобщение полученной информации для разработки научно- обоснованной системы мер борьбы и профилактики.

 

 

Физический метод

Основная задача – создание неблагоприятных условий для жизнедеятельности микробов, путем наружного дренирования инфицированной раны при помощи тампонов и дренажей, воздействия на рану физическими методами (высушивание, тепловые и световые процедуры).

Используют дренажи:

резиновые;

пластиковые;

стеклянные.

Химические методы

Химическая антисептика обеспечивает уничтожение микробной флоры в ране при помощи различных химических соединений.

 

Биологические методы

Биологическая антисептика направлена на повышение защитных сил организма, создание неблагоприятных условий для развития микроорганизмов в ране.

 

 

Гигиеническая ванна

Гигиеническую ванну проводят при приеме пациентов в стационар и в лечебном отделении, при длительном постельном режиме. Больного следует мыть в ванне или под душем не реже 1 раза в неделю.

Подготовьте: термометр для измерения температуры воды, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку, дезинфицирующий раствор.

Действуйте:

- тщательно вымойте ванну щеткой с чистящим средством, ополосните ее 0,5 % раствором осветленной хлорной извести, затем горячей водой;

- закройте форточки, на пол около ванны поместите деревянную решетку;

- наполните ванну водой. Измерьте температуру воды водным термометром: она должна быть 36—37 °С;

- предложите пациенту раздеться; ослабленному помогите;

- проследите за тем, чтобы пациент удобно расположился в ванне. Вода должна доходить только до уровня мечевидного отростка. Во избежание соскальзывания в ножном конце ванны поставьте упор для ног;

- вымойте пациента мочалкой или губкой с мылом. Начните с головы, затем обработайте туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежность;

- помогите пациенту выйти из ванны и вытереться согретым полотенцем, переодеться в чистое белье;

- отведите или отвезите больного в палату;

- вымойте ванну, затем дважды протрите увлажненной салфеткой с дезинфицирующим раствором.

Продолжительность ванны 20—25 мин.

Внимание! Во время гигиенической ванны медсестра должна следить за самочувствием пациента, его внешним видом, пульсом. При ухудшении самочувствия следует прекратить прием гигиенической ванны, оказать первую доврачебную помощь и немедленно сообщить врачу. Учитывая состояние пациента, гигиеническую ванну или душ можно заменить обтиранием или обмыванием.

Гигиенический душ

Гигиенический душ — компонент санитарной обработки в приемном отделении при поступлении больного в стационар, в лечебном отделении 1 раз в 7—10 дней.

Подготовьте: термометр для измерения температуры воздуха, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку, дезинфицирующий раствор.

Действуйте:

- вымойте ванну; поставьте в ванну небольшую скамейку и усадите на нее пациента;

- включите душ, отрегулируйте температуру воды и помогите пациенту помыться в той же последовательности, что и в ванной;

- помогите пациенту выйти из ванны или душа, вытереться полотенцем, одеться и дойти до палаты. При необходимости воспользуйтесь креслом-каталкой.

Последовательность действий при обтирании пациента (частичная санитарная обработка)

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Отгородите пациента ширмой, наденьте перчатки.

3. Подложите клеенку под пациента.

4. "Варежкой" или губкой смоченной в воде, оботрите пациенту шею, грудь, руки.

5. Вытрите эти части тела полотенцем насухо и прикройте его одеялом.

6. Оботрите затем живот, потом спину и нижние конечности и вытрите их насухо и закройте одеялом.

7. Уберите клеенку, ширму.

8. Снимите перчатки.

9. Проведите дезинфекцию губки, клеенку.

10. Снимите перчатки, вымойте руки.

 

I. Подготовка к процедуре

1. Надеть дополнительный халат, фартук, перчатки.

2. Объяснить пациенту необходимость и последовательность предстоящей процедуры и получить согласие на проведение.

3. Усадить пациента (если позволяет состояние) на стул, накрытый клеенкой

(или постелить клеенку на пол и поставить на нее стул).

4. Дать в руки пациенту (если это возможно) полотенце, чтобы уберечь его глаза от попадания педикулицидного средства. Если пациент не в состоянии держать полотенце, это за него делает помощник, у которого также должны быть дополнительный халат и перчатки.

II. Выполнение процедуры

5. Обработать волосы пациента любым противопедикулицидным средством.

6. Покрыть волосы пациента шапочкой на 20 мин (по некоторым технологиям шапочка не требуется)

7. Промыть волосы теплой водой, вытереть их.

8. Вычесать сухие волосы частым гребнем в течение 15—20 мин, разделяя волосы на пряди и последовательно вычесывая каждую прядь.

III. Завершение процедуры

9. Белье и одежду пациента сложить в мешки для дезинсекции.

10. Снять перчатки, фартук, халат (поместить в мешок для дезинсекции), вымыть руки.

11. На титульном листе «Медицинской карты стационарного больного» сделать отметку о выявленном педикулезе: «Р» (лат. pediculus — вошь).

12. Заполнить экстренное извещение о выявлении инфекционного заболевания и сообщить в учреждение санэпиднадзора (форма № 058у).

13. Осмотреть сухие волосы пациента.

После проведения дезинсекции пациента помещение и предметы, с которыми

он контактировал, необходимо обработать теми же педикулицидными препаратами. Гребень обдают крутым кипятком после каждого осмотра, или протирают 70градусным раствором спирта.

 

 

Алгоритм измерения роста

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией.

1.2. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

1.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1.4. Положить салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента).

1.5. Попросить пациента снять обувь и головной убор.

1.6. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста пациента.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Попросить пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

2.2. Установить голову пациента так, чтобы кончик носа и мочка уха находились на одной горизонтальной линии.

2.3. Опустить планку ростомера на голову пациента.

2.4. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости – помочь).

2.5. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту о результатах измерения.

3.2. Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость для отходов.

3.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.

Измерение массы тела

Измерение массы тела (веса) - проводится на напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.

Алгоритм измерения массы тела пациента (взрослого)

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.

1.2. Установить равновесие весов, закрыть затвор (для механических конструкций).

1.3. Постелить салфетку однократного применения на площадку весов. 1.4. Представиться пациенту, объяснить цель и последовательность выполнения предстоящей процедуры.

1.5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Предложить пациенту раздеться до нательного белья, разуться и осторожно встать (без обуви) на середину площадки весов.

2.2. Придерживать пациента за руку в момент вставания на измерительную панель весов и следить за его равновесием в процессе проведения измерения.

2.3. Открыть затвор весов (для механических конструкций), провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению), закрыть затвор весов.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту результат исследования массы тела.

3.2. Помочь пациенту сойти с площадки весов, придерживая его за руку (при необходимости).

3.3. Убрать салфетку с площадки весов и поместить ее в емкость для отходов.

3.4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.5. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

 

Уход за глазами

Обычный гигиенический уход должен осуществляться 1-2 раза в сутки, при необходимости - чаще. Отсутствие надлежащего ухода может привести к воспалению слизистой оболочки глаз, конъюнктивиту и к воспалению кожи вокруг глаз.

Приготовьте:

- емкость с жидкостью (кипяченая вода, отвар ромашки, отвар календулы, раствор фурациллина 1:500);

- ватные тампоны (4 штуки и более);

- мягкое полотенце или марлевые салфетки;

- емкость для грязных тампонов;

- пеленку или полотенце.

Для обработки глаз следует:

- вымыть руки, надеть перчатки;

- удобно уложить или усадить пациента и прикрыть подушку и/или грудь пациента пеленкой или полотенцем;

- сложить все ватные шарики, кроме двух, в емкость с жидкостью;

- если на ресницах имеются сухие корочки, то положить на закрытые глаза на несколько минут ватные тампоны, обильно смоченные жидкостью, чтобы корочки размокли, и их последующее удаление было безболезненным;

- обработку начать с чистого глаза;

- сухим тампоном слегка оттянуть нижнее веко, а тампонами, смоченными жидкостью, промыть глаз однократным движением от наружного края глаза к внутреннему;

- осушить промокательными движениями кожу вокруг глаза марлевыми салфетками или полотенцем;

- провести дезинфекцию оснащения, снять перчатки, вымыть руки.

Уход за полостью рта

Регулярный уход за полостью рта предотвращает воспалительное поражение слизистой рта у ослабленных и лихорадящих больных.

Уход за полостью рта осуществляют с целью:

- предупредить дискомфорт;

- облегчить прием пищи и жидкости;

- уменьшить социальную изоляцию и психологический стресс;

- удостовериться, что слизистая рта и губ влажная, чистая и здоровая, способствуя этим ощущению комфорта и профилактике инфекции;

- удалить остатки пищи и бляшки без повреждения слизистой.

Повседневный уход за полостью рта и ежедневный осмотр помогают предотвратить и выявить такие распространенные явления, как сухость во рту, кандидоз и изъязвления. Рутинный уход за полостью рта включает следующее.

Полоскание рта

Поддержание нормального состояния слизистой оболочки рта имеет огромное значение не только с гигиенической точки зрения, но и потому, что слизистая выделяет из крови токсичные продукты метаболизма, в том числе мочевину. У тяжелобольных эти процессы усиливаются.

Стандартные составы для полоскания рта. Стандартный состав для полоскания рта может быть изготовлен по следующему рецепту:

— 1 л воды,

— 1 чайная ложка пищевой соды,

— 1 чайная ложка соли;

— мятная вода (для запаха).

При сухости во рту или галитозе (неприятный запах) рот следует промывать 15—30 мл этого состава через каждые 2— 4 ч.

Подготовьте: стерильный шпатель, ватные шарики, пинцет, антисептический раствор (2 % раствор натрия гидрокарбоната, слабый раствор марганцовокислого калия) или теплую воду, почкообразный лоток, марлевые салфетки.

Действуйте:

- оденьте перчатки;

- попросите больного высунуть язык. Если он не может этого сделать, оберните язык стерильной марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вытяните его изо рта;

- смочите ватный шарик антисептическим раствором и, снимая налет в направлении от корня к кончику, протрите язык;

- отпустите язык, смените тампон и протрите зубы с внутренней и наружной сторон;

- для обнажения зубов используйте шпатель;

- попросите больного, если он в состоянии, прополоскать рот теплой водой.

При сухости языка смажьте его стерильным глицерином. Больной должен полоскать рот после каждого приема пищи и регулярно, не реже 2 раз в день, чистить зубы.

Чистка зубов

У тяжелобольного чистку зубов проводят ежедневно с целью удаления налета и остатков пищи. Зубные щетки идеальны для удаления бляшек и остатков пищи с зубов. Это помогает сохранять слизистую рта здоровой и предупреждать галитоз. Чистить зубы следует не менее двух раз в день. Осторожное использование небольшой мягкой щетки безопасно и эффективно даже у больных, находящихся в бессознательном состоянии. Зубную пасту следует вымывать, поскольку она сушит полость рта. Зубной щеткой можно также очищать язык. Можно применять для этой цели и пластмассовые или деревянные шпатели.

Если пациент находится в бессознательном состоянии, он не только не в состоянии чистить зубы, но и глотать слюну, открывать и закрывать рот. У таких пациентов уход за полостью рта необходимо осуществлять каждые 2 часа днем и ночью.

Чистка зубов пациента (пациент в сознании):

- приготовить: резиновые перчатки, стакан с водой, зубную пасту, мягкую зубную щетку, вазелин, полотенце, емкость для сбора промывных вод, мешок для мусора;

- объяснить пациенту ход предстоящей процедуры;

- помочь пациенту повернуть голову набок;

- положить полотенце на грудь пациента;

- вымыть руки, надеть перчатки;

- поставить на полотенце, под подбородком пациента, емкость для сбора промывных вод;

- попросить пациента придерживать емкость рукой, набрать в рот воды и прополоскать рот;

- смочить зубную щетку водой и нанести на нее зубную пасту;

- вычистить верхние зубы пациента, условно разделив все зубы на верхней и нижней челюстях на 4 сегмента (лучше начинать чистить зубы с верхней челюсти);

- расположить зубную щетку на щечной поверхности верхних зубов, приблизительно под углом в 45°;

- "выметающим" движением сверху вниз провести по каждому сегменту не менее 10 раз;

- почистить жевательные поверхности верхних зубов;

- расположить щетку перпендикулярно верхним зубам, почистить их небную поверхность осторожными, "выметающими" движениями, сверху вниз (все 4 сегмента);

- почистить аналогично нижние зубы (щечную мышцу и жевательную поверхность), а затем - язык пациента;

- помочь пациенту прополоскать рот водой;

- смазать губы пациента вазелином;

- держать емкость у подбородка пациента, при необходимости вытереть подбородок; убрать емкость, полотенце; снять резиновые перчатки; вымыть руки.

 

Уход за вставными зубными протезами:

 

- приготовить: полотенце, резиновые перчатки, емкость для сбора промывных вод, чашку для протезов, зубную пасту, зубную щетку, крем для губ, марлевые салфетки, стакан с водой;

- объяснить, пациенту ход предстоящей процедуры;

- попросить пациента повернуть голову набок;

- развернуть полотенце, прикрыв им грудь пациента до подбородка;

- вымыть руки, надеть перчатки;

- поставить емкость для сбора промывных вод под подбородок пациента на развернутое полотенце;

- попросить пациента придержать емкость рукой, другой рукой взять стакан с водой, набрать в рот воды и прополоскать;

- попросить пациента снять зубные протезы и положить их в специальную чашку.

Если пациент не может самостоятельно снять протезы, то:

- захватить большим и указательным пальцами правой руки с помощью салфетки зубной протез;

- снять протез колебательными движениями;

- положить их в чашку для зубных протезов;

- попросить пациента прополоскать рот водой;

- поместить чашку с зубными протезами в раковину;

- открыть кран, отрегулировать температуру воды;

- почистить щеткой и зубной пастой все поверхности зубного протеза;

- прополоскать зубные протезы и чашку под холодной проточной водой;

- положить зубные протезы в чашку для хранения в ночное время или помочь пациенту вновь надеть их;

- снять перчатки, сбросить их в полиэтиленовый пакет;

- вымыть руки.

 

Уход за полостью рта пациента, находящегося в бессознательном состоянии:

- приготовить: резиновые перчатки, стакан с раствором для полоскания марлевых салфеток, мягкую зубную щетку, вазелин, 2 полотенца, емкость для сбора промывных вод, полиэтиленовый пакет, лейкопластырь, ножницы, деревянный шпатель, чашку, мешок для белья, флакон с 0,02-процентным раствором фурацилина;

- вымыть руки;

- намотать на деревянный шпатель салфетку и закрепить ее лейкопластырем;

- налить в чашку антисептический раствор для обработки полости рта;

- разместить пациента на боку так, чтобы его лицо находилось на краю подушки;

- развернуть полотенце;

- расстелить полотенце под головой пациента, бережно подняв его голову;

- развернуть второе полотенце и покрыть им грудь пациента;

- поставить емкость для сбора промывных вод под подбородок пациента;

- надеть резиновые перчатки;

- открыть рот пациента, бережно, не применяя силы, ввести между верхними и нижними зубами 1, 2, 3 пальцы одной руки и осторожно нажать этими пальцами на верхние и нижние зубы;

- поставить между зубами подготовленный деревянный шпатель, чтобы рот оставался открытым;

- намотать на указательный палец салфетку и, придерживая большим пальцем, смочить в 0,02% растворе фурацилина или 2-процентном растворе гидрокарбоната натрия;

- обработать: небо, внутреннюю поверхность щек, зубы, десны, язык, губы.

 

Примечание: менять салфетки по мере загрязнения слизью, липкой слюной. Последовательность действий такова:

- сбросить использованные салфетки в емкость;

- почистить зубы без зубной пасты, используя мягкую щетку;

 

- смазать губы вазелином (не допускайте появления трещин на губах из-за выраженной сухости);

- убрать полотенце, снять перчатки;

- повернуть пациента на спину;

- вымыть руки.

26. Утренний туалет носовой полости пациента. Цель. Оснащение. Алгоритм действия.

Гигиенический уход за полостью носа включает очистку носовых ходов от выделений и должен осуществляться 1-2 раза в сутки, при необходимости чаще. Скопление выделений в виде слизи и корок может привести к затруднению дыхания через нос, воспалению слизистой оболочки носа и носовых пазух и образованию язвочек.

Цель: удаление выделений и корок из носовых ходов для восстановления носового дыхания

Оснащение:

- узкие ватные тампоны (турунды) не менее четырех;

- подогретое до 38°С вазелиновое или любое растительное масло без сильного запаха;

- ватные шарики или марлевые салфетки;

- емкость или полиэтиленовый пакет для использованного материала;

- при наличии жидкого отделяемого из носа - маленький грушевидный баллон с мягким наконечником.

Алгоритм выполнения процедуры:

- удобно уложить пациента;

- смочить один ватный тампон в теплом масле и ввести в один носовой ход на 1 мин, затем сухим тампоном удалить из носового хода остатки масла и размякшие корочки.

- повторить с другим носовым ходом;

- при наличии жидкого отделяемого из носа, необходимо грушевидным баллоном отсосать слизь из носовых ходов и сухими тампонами удалить остатки слизи;

- ватным тампоном или марлевой салфеткой очистить кожу вокруг носовых ходов от слизи и масла;

- утилизировать использованный материал, закрыть и убрать масло, вымыть руки.

 

Профилактика пролежней

Пролежень – омертвление (некроз кожи) с подкожно жировым слоем и других мягких тканей, развивающийся вследствие длительного сдавления и нарушения местного кровообращения.

Факторы развития пролежней

 
 


Профилактика пролежней

Пролежни легче предупредить, чем лечить!

Приказ Минздрава РФ от 17 апреля 2002 г. N 123 "Об утверждении отраслевого стандарта "Протокол ведения больных. Пролежни".

Для профилактики пролежней необходимо строго соблюдать следующие требования:

1. Для уменьшения степени и длительности сдавления кожных покровов:

- каждые 2 часа менять положение больного в постели, переворачивать его, (положение Фаулера, Симса), проводя одновременно обтирание кожного покрова 10% раствором камфорного спирта;

- для уменьшения давления на крестец, головной конец кровати следует приподнимать не более чем на 45 градусов;

- при нахождении пациента в постели используют специальные круги, которые подкладывают под крестец, пяточные бугры, локти, затылок, чтобы избежать соприкосновения этих выступов с опорной поверхностью;

- наиболее эффективно применение специальных противопролежневых матрацев.

В случае использования кресла – каталки, его сиденье должно быть достаточно широким, чтобы возможны были повороты больного.

2. Для уменьшения трения кожи об опорную поверхность:

- простыни должны быть натянуты, сухими, без морщин, рубцов, крошек;

- необходимо осуществлять уход за кожей промежности (поддерживать в сухом состоянии);

- своевременно выявлять и лечить царапины и другие повреждения кожного покрова.

3. Полноценное питание с достаточным содержанием белков, витаминов и жидкости

- Жидкость – не менее 1.5 литров (объем жидкости уточняется у врача).

- Белки – не менее 10 г (творог, мясо, рыба, крупа гречневая, манная, рис, зеленый горох).

- Аскорбиновая кислота (витамин С) – не менее 500-1000 мг в сутки.

 

Современные лекарственные препараты для лечения пролежней: Пантенол – аэрозоль, Солкосерил – гель и мазь, Левосин, Деоксиколь

 

28. Уход за кожей тяжелобольного. Цель. Оснащение. Алгоритм действия.

Тщательный уход за кожей имеет большое значение, особенно для больных, вынужденных длительное время находиться на постельном режиме. Загрязнение кожных покровов секретом потовых и сальных желез, другими выделениями ведет к появлению сильного зуда, расчесов, вторичного инфицирования кожи, развитию грибковых заболеваний, возникновению в определенных областях (меж пальцевых складках ног, меж ягодичных складках, подмышечных впадинах) опрелостей (мокнущих поверхностей), способствует в ряде случаев образованию пролежней.

Цель ухода за кожей: поддержание чистоты кожи, ее нормального функционирования, профилактика опрелостей, пролежней.

Пациента следует мыть в ванне или под душем не реже одного раза в неделю. Если пациент ослаблен, его рекомендуется мыть под душем и в ванной, усадив на стульчик. Ежедневно пациенту необходимо умывание, подмывание, мытье рук перед приемом пищи. Подмышечные и паховые области, складки кожи под грудными железами следует мыть ежедневно, особенно у тучных людей, страдающих повышенной потливостью, так как в этих участках тела быстро образуются опрелости.


Помощь пациенту во время гигиенического душа и мытья головы:

- установить в ванне специальное сиденье или стульчик;

- отрегулировать температуру воды до 35-37°С;

- помочь пациенту снять одежду;

- предупредить пациента в необходимости сообщения о возможном ухудшении его самочувствия (сердцебиение, одышка и прочее);

- помочь пациенту стать в ванну, затем устроиться на сидении, поддерживая его сзади под локти;

- надеть резиновые перчатки;

- сложить салфетку в несколько слоев, попросить пациента прикрыть ею глаза;

- смочить волосы пациента, поливая их водой из душа;

- нанести шампунь и мыть волосы обеими руками, бережно массируя голову, пока волосы не будут полностью намылены;

- смыть водой мыльную пену;

- убрать пеленку, закрывающую глаза, вытереть волосы;

- помочь пациенту последовательно вымыть туловище, верхние конечности, шею, грудь, спину, нижние конечности, паховую область, промежность, используя мягкую мочалку или махровую варежку;

- вытереть насухо тело пациента (желательно мягким махровым полотенцем), уделяя внимание пальцам нижних конечностей, помочь выйти из ванны (при необходимости, оказать помощь вдвоем);

- помочь причесаться, надеть одежду и обувь.

Примечание: таким же способом проводят мытье пациента в ванной.
Если ванна или душ противопоказаны, необходимо проводить обтирание пациента в постели:

- подготовить емкость с водой (температура 36-37°С), клеенку, салфетку, резиновые перчатки, махровую рукавичку, 2 махровых полотенца;

- надеть резиновые перчатки;

- промыть махровой рукавичкой (без мыла) веки одного глаза пациента от внутреннего угла к наружному;

- вытереть веки насухо махровым полотенцем;

- промыть другой стороной рукавички веки второго глаза;

- вытереть веки насухо махровым полотенцем;

- вымыть махровой рукавичкой лоб, нос, щеки;

- вытереть насухо махровым полотенцем;

- вымыть с мылом шею и ушные раковины (мылом пользоваться умеренно);

- ополоснуть, вытереть насухо;

- откинуть простыню с одной руки пациента, положить полотенце под эту руку;

- махровой варежкой вымыть, ополоснуть;

- вытереть насухо, используя полотенце, лежащее под рукой, предплечье пациента, плечо и подмышечную впадину, поддерживая руку в области суставов;

- вымыть кисть руки в емкости, предварительно постелив клеенку на постель рядом с пациентом и поставив на нее емкость;

- убрать емкость и клеенку с постели пациента;

- вытереть насухо кисть и накрыть простыней;

- откинуть простыню с другой руки пациента и в такой же последовательности вымыть ее и высушить;

- свернуть простыню в рулон, освобождая грудь и живот;

- вымыть грудь и живот пациента;

- ополоснуть и вытереть насухо (у женщин осмотреть кожу под грудью);

- укрыть грудь и живот простыней, раскатывая к нижним конечностям;

- положить полотенце под одну из нижних конечностей;

- вымыть махровой варежкой бедро, колено, голень;

- ополос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.243 (0.013 с.)