Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ответственность и беззащитностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Закройте глаза и представьте, что беседуете с кем-то из близких вам людей. Вообразите, что чем-то его обидели. А теперь вслух очень подробно расскажите, почему вы сделали то, что сделали, и как вы не собирались его обижать. Как вам все это, когда вы это слышите? Знакомы вам такие оправдания? Часто ли вы оправдываетесь или может вы живете рядом с тем, кто много оправдывается? А теперь просто сознайтесь, что обидели своего парт- нера (или человека, которого представляли себе). Возьмите на себя ответственность за то, что бываете таким вот резким и непредусмотрительным. Определите, что вы чувствуете по поводу того, что произошло: гордость, стыд и т.д. — что вы теперь чувствуете? «С тех пор как занялся гештальтом, я все чаще замечаю, что реже стал оправдываться за свое поведение. Подозреваю, что моей семье не кажется, что я стал приятнее и, лучше (скорее, наоборот), но я ощущаю, что я стал более искренним сам с собой. Я веду себя Определенным образом, мои действия говорят сами за себя: частые извинения раньше служили прикрытием моей претензии на то, что я не столь уж противен, как иногда бывает». Еще один способ уйти от ответственности — это старательная уравновешенность. Бывает, что люди чуть не лопаются от гнева, но говорят мягко, с улыбкой; чувствуя натиск своей сексуальности, они ведут себя подчеркнуто по-отечески или по-матерински. УПРАЖНЕНИЕ 8. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ Заведите разговор с партнером или представьте себе беседу с кем-нибудь. Притворитесь, что вы разозлились.. Затем, говоря вслух, выразите себя так, чтобы нейтрализовать превалирующую эмоцию. Некоторое время поэкспериментируйте с этим. Затем проведите эксперимент с разными чувствами — со злостью, грустью, сексуальным влечением и пр. таким же образом. «В течение года я гасила свое негодование и чувство бешенства, которое вызывал мой муж тем, что внушал, как мне следует относиться к 10-летнему распущенному мальчишке, усыновления которого он добивался, потому что «мать бросила его». Пока Рой работал, я должна была сидеть дома, нам следовало играть роль добрых родителей этого монстра, который избивал наших детей и воровал их игрушки. Мне следовало безропотно проглатывать все это с улыбкой сквозь слезы. Я ненавижу этого ребенка и ненавижу своего бывшего мужа. Возможно, мы до сих пор жили бы вместе, если бы я не считала себя обязанной проглатывать то, что чувствовала тогда»'. Еще один способ использования языка для ухода от ответственности за сказанное — это использование слова «но». В содержащих это слово предложениях первая часть является часто попыткой уйти от ответственности за то, о чем говорится во второй. УПРАЖНЕНИЕ 9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «НО» Обращайте внимание на то, в каких случаях вы исполь- Например, скажите после слов «Я люблю тебя, но я ненавижу, что ты меня не замечаешь» фразу: «Я люблю тебя и ненавижу, что ты меня не замечаешь». Эти чувства (любовь и ненависть) вполне совместимы, они совсем не обязательно исключают друг друга, и нет никакой надобности сводить их к взаимоисключающим понятиям. «Я сам отвечаю за себя — с тех пор как родители и учителя научили и сформировали меня. Мое поведение — это выражение того, кто я есть и что я чувствую. Я отвечаю и за то, как складываются мои отношения с другими». Я знаю, что я — причина и источник своей собственной враждебности. За это в ответе не кто-то во вселенной, а именно я. Джон Энрайт ГЛАВА 5 СПОСОБНОСТЬ ОТВЕТИТЬ Идея гештальт-терапии состоит в превращении бумажных людей в настоящих. Фриц Перлз Способность ответить миру зависит от осознания и принятия всех частей своего существа: именно не признанные нами части самих себя и обусловливают потерю способности, дать ответ. Поэтому в гештальт-терапии слово ответственность часто расширяется до значения способности ответить. В повседневном языке ответственность обычно подразумевает некие моральные или этические императивы общества. В кратком оксфордском словаре читаем: «респектабельность, очевидная доверительность». И в результате констатация безответственности носит некий обвинительный уклон. Если мы, на чей-то взгляд, ведем себя ответственно, это значит, что наше поведение отвечает его ожиданиям, независимо от того, учитываются ли при этом наши собственные потребности. В таком обыденном понимании быть ответственным означает также соответствовать ожиданиям, которые чужды нашей собственной природе; быть способным отве- тить, однако, означает, что мы можем выбирать, как ответить. Если мы способны к ответу в этом понимании, мы совсем необязательно и неизбежно бунтуем против диктата общества. Такое опасение обычно высказывается людьми, которые упрощенно трактуют гештальт-философию, как поведение «в соответствии только с собственными представлениями, без всякого учета каких бы то ни было чувств других людей». Но поскольку каждый из нас является частью общества и одновременно индивидуальностью, и у нас у всех есть значимые общественные потребности, существует надежда, что наш выбор не будет противоречить требованиям общества. Важно самоосознание существования Выбора как такового. Следующее упражнение демонстрирует нашу способность к ответу, используя внутреннее и внешнее сенсорное осознание. Оно показывает возможности выбора нашего внутреннего поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.242 (0.008 с.) |