Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 8. Осознание потребностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Следующий раз, когда вы заметите, что обнимаете или поглаживаете себя (или пытаетесь как-то по-другому себя утешить), обратите внимание — не хотите ли вы сделать это для кого-то еще или нет ли у вас желания, чтобы кто-то другой сделал это для вас. «Поразительно, как много людей заботятся о себе таким образом — я часто наблюдаю это в метро». Осознание своих потребностей — это первый шаг к их удовлетворению. Конечно, просьба к другому человеку об их удовлетворении связана с риском: нас могут отвергнуть, и тогда мы столкнемся Не только с неудовлетворением желания, но и с отказом! Возможно, что в таком случае мы пожалеем, что вообще позволили себе осознать эту потребность. Однако отрицательный опыт может подвигнуть нас получше присмотреться к взаимоотношениям с человеком, который отказался выполнить нашу просьбу. Еще один метод избегания называется дефлексией (Поль-стер). Обычно он помогает нам избежать возможных угрожающих или неприятных взаимодействий с другими людьми, при этом мы делаем вид, что «ничего не случилось» или «этого не существует». Мы можем делать это разными способами: менять тему, говорить о не относящихся к делу вещах, покашливать или ерзать для отвлечения внимания собеседника, и т.д. Доведенное до крайности, такое поведение является одним из признаков шизофреника, который отрицает что есть хоть что-нибудь, на что надо реагировать, отрицает, что он избегает реагировать, и вообще отрицает, что он один из тех, кто отрицает что. бы то ни было. Чрезмерное использование дефлексии в отношениях между двумя людьми может привести к вежливым, но эмоционально бедным и безынтересным для обоих ситуациям. «В отношениях с другом я начал замечать, что когда я выражаю ему свои эмоции, он всегда смеется или шутит. Однажды я рискнул прокомментировать эту ситуацию, и он согласился, что смущен выражением моих чувств. Тем не менее, он заметил, что для него было очень важно узнать о том, что он мне нравится, и что он испытывает ко мне такие же чувства. С тех пор наша дружба стала глубже и больше удовлетворяет нас обоих, мы оба стали более свободны в открытом выражении чувств друг к другу». УПРАЖНЕНИЕ 9. ДЕФЛЕКСИЯ В следующий раз, когда вы будете на вечеринке, обратите внимание, как часто меняется тема разговора. Заметьте, насколько часто это случается, когда один из собеседников начинает касаться особых и личных утверждений. Отметьте, в какие моменты вы чувствуете свое смущение в беседе, а также обратите внимание на то, каким способом вы избегаете разговора на чувствительные для вас темы. Возьмите на себя ответственность и проверьте в дальнейшем на разных социальных ситуациях, что происходит, если вы делаете личные «я—ты» утверждения, проследите при этом, как от них уклоняются. Конечно, как и в случаях с другими способами избегания, приведенными в этой главе, иногда дефлексия необходима. Конечно, вечеринка с коктейлем — не место для групповой тера-
пии. Сознательное использование подобных способов избегания оправдано и может быть полезно. Они. становятся ущербными и портят жизнь лишь в случае, когда к ним прибегают неосознанно.. Отказавшись от проекции, мы перестанем думать, что отвергаемые нами чувства и поведение порождены другими, у нас появится возможность яснее их увидеть и попытаться изменить в себе то, что нам не нравится. Избавившись от интроекции, мы сможем принимать решения на основе собственных мнений и ценностей, с помощью отделения их от мнений других людей нам удастся опереться на собственные ноги. Прекратив ретрофлексировать свои чувства и перестав подавлять себя, мы сможем направлять чувства вовне и начать устанавливать искренние и открытые контакты с другими людьми. И наконец, став более чувствительными к дефлексии, мы сможем обнаружить области затруднений во взаимоотношениях с другими людьми и, исследовав их, сможем двинуться дальше. Описанные в этой главе способы избегания часто закладываются и развиваются с детства. Такое поведение поначалу нам было необходимо, но по мере нашего развития оно становится поперек дороги. Многие способы избегания входят в привычку, а привычки умирают с трудом. От них можно избавиться только в том случае, если мы осознаем их, а также те способы, с. помощью которых они подавляют нашу способность гибко взаимодействовать с окружающими. ЧАСТЬ II КАК СМАСТЕРИТЬ ШКАТУЛКУ ГЛАВА 8 НЕЗАКОНЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ В гештальт-терапии важно понятие незаконченного действия. Хотя гештальт-подход концентрируется на нашем сегодняшнем поведении, он не отрицает значимости нашего прошлого. На разных отрезках жизни, особенно в детстве, мы сталкиваемся с ситуациями, когда не можем полностью выразить какие-то из составляющих своей личности. Например, многие родители не разрешают детям открыто выражать гнев. Если требование родителей сопровождается (как это часто и бывает) неприкрытой или неясно выраженной угрозой отвержения, маленький ребенок становится бессильным открыто протестовать против родителей, поскольку без их люб- ви и поддержки он может погибнуть (буквально). Поэтому он будет скорее подавлять выход своего гнева или искать непрямые способы его выражения. Если родители последовательны в неодобрении гнева ребенка, его подавление может превратиться у человека в привычку, причем совершенно им не осознаваемую. Похожими способами мы, возможно, научились подавлять и другие важные составляющие самих себя, например, чувство горя («Большие мальчики не плачут!») или потребности («Не будь ребенком!»), привязанности (сексуальности) и т.д. Подавление последней, кстати, часто порождается испугом или застыванием родителя в тот момент, когда мы его (или ее) обнимаем. По мере взросления прямой страх быть отвергнутым родителями становится меньше, и мы уже могли бы позволить себе выразить то, что чувствуем. Однако к этому времени мы зачастую уже забываем естественную, природную основу нашего самовыражения и не осознаем механизмы, которыми пользуемся. Наши реакции стали привычными, мы можем заметить, что взаимодействуем с другими людьми так, как раньше было заложено в отношениях с родителями. Когда мы вырастаем, такое поведение часто становится неадекватным и мешает общению даже с любимыми людьми. И тогда в буквальном смысле мы продолжаем жить в прошлом. «Моя мать не дала мне той любви и заботы, в которой я нуждался, поэтому я научился не просить и не ждать ни поддержки, ни прикосновения. Отдавая что-то другим, мне хорошо, но я становлюсь крайне сдержан и застываю, когда дают мне (и не получаю). И лишь совсем недавно я понял, насколько бывал обижен, всегда отдавая и никогда не получая. Теперь я могу просить, прошу и могу получить. Слава Богу, мой характер изменился». Или: «Я не могу позволить себе плакать — я пропаду, если заплачу. Никто в нашей семье не плачет — и я не плачу». Неписанным законом гештальта в разрешении таких ситуаций является поощрение исследования того, как мы продолжаем и сейчас подавлять самих себя, а отнюдь не копание в прошлом в попытках понять, почему нас научили вести себя таким образом. Воображение очень могущественная вещь, мы можем в своем воображении завершить те действия, которые невозможно завершить в реальной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.18.135 (0.009 с.) |