Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 7. Фиксация на себеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Какие определения вы используете применительно к себе? Подумайте о некоторых из них, например «упрямый», «толстый», «парень что надо». Не связаны ли такие характеристики с тем, что вы кому-то, возможно, нравитесь именно таким? Всегда ли вы один и тот же или для разных людей вы охарактеризовали бы себя по-разному? «Большую часть своей жизни я был «своим парнем», который никогда не задевает чувств других людей, всегда считается с их ощущениями, постоянно помогает им. Я хотел, чтобы люди любили меня, чтобы они нуждались во мне. И все же со многими мне это не удавалось, как я ни старался. Теперь я не прикладываю для этого столько усилий, и мне кажется, что гораздо больше людей любят и принимают меня — хотя иногда я бываю раздражителен и прямолинеен». УПРАЖНЕНИЕ 8. ФИКСАЦИЯ (Другие) Подумайте о ком-нибудь из знакомых вам людей — например, об однокласснике или начальнике. Какие определения вы им даете? Какие роли вы исполняете, чтобы им подыграть или укрепить вас обоих в сложившемся стиле общения? «Мой друг Вуди отличный рассказчик. Он развлекает меня, мне с ним хорошо, я позволяю ему развлекать меня, хотя чувствую, что за все долгие годы нашего знакомства я так и не узнал его по-настоящему. Он стал для меня чем-то вроде приятного ходячего телевизора». Как другие фиксируют себя в отношениях с миром? Большую часть времени мы играем роли, ходя вокруг да около, избегая соприкосновений и столкновений... фриц Перлз Охотник на оленей не видит гор — страдалец Хакуин (Мастер Дзен, X век) Меняя свою повседневную жизнь, вам нужно как-то характеризовать свои представления и свои чувства. Время от. времени отказывайтесь от этого и обращайте внимание лишь на изначальные признаки, которыми пользуетесь для характеристик. Описывайте свои зрительные представления в терминах лишь цвета, размера, освещенности или затемненнос-ти, а чувства — лишь в терминах телесных ощущений. Характеризуя ощущение, например, усталости, попробуйте почувствовать, что из телесных ощущений приводит вас к этому выводу: может статься, что на самом деле вам просто смертельно скучно! «Я узнал о себе одну вещь: как я реагирую на утверждения других людей, которые, как я думал, были направлены против меня. Когда я слепо верил в собственную ' непогрешимость, я не замечал, насколько мне больно: вместо этого я думал, что я злюсь, и действовал соответственно (и неадекватно)». Фиксация ограничивает нашу гибкость и способность к адаптации. Она приглушает пульс жизни в этом вечно меняющемся мире, порой уверяя нас, что «мы это уже проходили». Однако каждый момент времени нов и неповторим: так что мы все делаем впервые. Гештальт-тренинг позволяет сломать устоявшиеся стереотипы поведения, побуждая нас обращать пристальное внимание на то, что мы чувствуем в данный момент времени, и то, что происходит в окружающем мире. Нам нужно видеть не только то, что мы сами собой сейчас представляем, но и то, как в данный момент мы вписываемся в общий порядок вещей и событий. И хотя это сопряжено с определенным риском, лишь гак мы можем четко соответствовать самим себе и окружающему миру, и только мы сами ответственны за то, что делаем. МУДРОСТЬ Я буду использовать себя во всей полноте своих способностей, все доводя до конца и стремясь к еще большему знанию и осуществлению. НО Я должен пройти через смерть, чтобы переродиться. Это и есть путь к мудрости. Джордж Роснер ГЛАВА 4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Ты волен делать что угодно. Только перенеси последствия. Шелдон Копп Акт осознания — это не пассивное действие, скорее это агрессивное проникновение. Оно включает в себя выбор того, на чем нам следует сфокусироваться. Из мириад событий, происходящих в нашем сознании, мы все время выбираем одно или два, чтобы обратить на них внимание. Это еще и способ неизменного фокусирования на осознании телесных ощущений. УПРАЖНЕНИЕ 1. ОСОЗНАНИЕ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Позволив вниманию свободно блуждать во всех зонах осознания, начните ряд предложений словами «сейчас я осознаю...» и закончите их словами «...и беру ответственность за это на себя». Как обычно, старайтесь не оценивать сказанное и не пытайтесь угадать, что является целью этого упражнения. Просто следуйте нашему пожеланию и осознавайте происходящее. «То, на чем я фокусируюсь, — это мой собственный выбор, в котором я выбираю — почувствовать или избежать. Вот сейчас я не чувствую (а на самом деле игнорирую) дрожь в ногах. Но я чувствую пустоту в животе». Некоторые люди считают, что мы не отвечаем за то, кто мы есть, или за свой выбор, на чем остановить фокус своего сознания. Это философская точка зрения, порождающая беспомощность и отчаяние. Как только мы признаем, что независимо от заложенного в нас родителями и независимо от влияния общества мы сами несем за себя ответственность, в тот же момент у нас появится возможность для самоизменения и для собственного роста. Рост подразумевает развитие самоосознания. Чтобы это стало возможным, мы должны сфокусировать свое сознание. Нам нужно не просто осознавать, но осознавать и качество своего осознания. То есть мы должны стараться осознать сущность процесса фокусировки сознания и своего над ним контроля. Мы должны также сделать выбор и действовать в соответствии с ним. К несчастью, иногда случается так, что мы открываем в себе нечто такое, что предпочли бы не осознавать. «Например, у меня могут быть качества, которые мне не нравятся. Если я исключу их из процесса осознания, то я ограничу целую область, которую мог бы осознать. Часто последствия этого простираются далеко за пределы границ осознания. Например отказываясь понимать, что злость — это тоже часть меня самого, я, возможно, в такой степени буду останавливать себя в проявлениях злости, что окончательно потеряю способность выражать себя. Подобным образом те части меня, что я считаю запретными, могут сначала игнорироваться и со временем исчезнуть». Дети, наученные бояться собственной сексуальности, или взрослые, испытывающие отвращение к сексуальным переживаниям и ощущениям, учатся подавлять эти чувства, что может навсегда нарушить гармонию их сексуальной жизни. В обоих этих примерах потеря одной из граней личности приводит к снижению способности отвечать миру. И наоборот, взятие на себя ответственность за то, кто мы есть, ведет к великой способности дать миру ответ. Не все пути развития ведут к пониманию того, кто мы есть, \в частности это касается тех путей, которые отрицают взаимосвязанность «всего со всем в этом мире». Есть люди, уверенные в том, что человеческая сущность сама по себе плоха и что единственный путь просвещения — в подчинении, подавлении животного начала в себе. Несмотря на то, что определенные стороны бытия затрудняют достижение гармонии в жизни человека, гораздо больше сложностей создается игнорированием собственной природы и избеганием тех особенностей поведения, которых мы боимся. Как Данте, мы должны спуститься до дна ада, прежде чем уйти, и возможно — после мы узнаем, что не так уж мы и ужасны. Мы очень многообразны, больше чем можем себе представить, а поведение, позволяющее нам «изжить животное начало в себе», может слишком дорого нам стоить — мы потеряем больше, чем способны вообразить. Есть слабое утешение в знании, что я никогда не буду прежним. Джордж Роснер
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.110 (0.009 с.) |