Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, условия возникновения,↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А.С. Скачков МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, КУРС ЛЕКЦИЙ, ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ Учебное пособие
Омск 2005 УДК 1(075) ББК 87я73 С42
Рецензенты:
Н.И. Мартишина, д-р филос. наук, проф. кафедры истории, философии и культурологии Омского государственного университета путей сообщения; В.В. Николин, д-р филос. наук, проф. кафедры философии Омского государственного педагогического университета
Скачков А.С. С42 Методические указания, курс лекций, домашние задания: Учеб. пособие. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. — 184 с.
Учебное пособие предназначено для студентов дистанционной формы обучения специальности 350400 — связи с общественностью, изучающих дисциплину «Логика и теория аргументации», а также может быть рекомендовано для дополнительного чтения по курсу «Философия» для студентов, интересующихся теорией и методологией познания.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета. УДК 1(075) ББК 87я73
© А.С. Скачков, 2005 © Омский государственный технический университет, 2005 ПРЕДИСЛОВИЕ Главной задачей, выполнение которой должно обеспечить данное учебное пособие, является полное освоение учащимся содержания дисциплины «Логика и теория аргументации» без привлечения традиционных аудиторных занятий и методов контроля. Для выработки умений и навыков применения логики в мышлении – в том числе, в такой важнейшей для специалистов по связям с общественностью форме интеллектуальной деятельности, как ведение аргументационного процесса, – без непосредственного взаимодействия с преподавателями, предусматривается систематическое и самоконтролируемое обучение использованию логического инструментария. Таким образом, принципиальной целью, которую обязан видеть и поступательно преследовать обучаемый, является индивидуальное и практическое использование разнообразного арсенала логических средств; указать же пути достижения этой цели и осуществить направляемое развитие логических способностей конкретного лица призвана система организации учебного материала. В учебном пособии следует обратить внимание на методическую и содержательную составляющие. Первая предусматривает необходимость предварительного ознакомления с ключевыми смысловыми и дидактическими единицами материала каждого нового раздела, указание на логическую схему их сущностных взаимосвязей и взаимообусловленностей, а также на те частные цели и задачи, решение и достижение которых будет свидетельствовать о достаточном уровне освоения излагаемого в этих разделах материала. В связи с чем каждому, кто приступает к изучению дисциплины «Логика и теория аргументации» по данному учебному пособию, необходимо вдумчиво ознакомиться с указанной выше программирующей частью, держать её в оперативном, а затем и в долгосрочном памятовании. В противном случае может, к сожалению, и не возникнуть связанного, не мозаичного, системно-осмысленного владения материалом. Подкреплением желаемого уровня усвоения служат разнообразные примеры, приводимые в тексте разделов, их тем и конкретизаций, позволяющие увидеть и взять на вооружение приёмы осознанного решения разнообразных логических задач, которые обычно осуществляются вне контекста логики как науки на уровне здравого смысла и логической интуиции. Анализ данных примеров позволяет освоить для дальнейшего использования переход от теоретического к практическому содержанию арсенала логических средств. В развитие же означенной эвристической части предлагается комплекс вариантов домашних заданий, пересекающихся с примерами, как образцами решения типовых логических задач, частично дублирующих последние, а также расширяющих и углубляющих фиксируемое в них содержание. Основной функцией последних становится контролирующая, заставляющая осуществлять самооценку достигнутых в ходе изучения конкретного раздела результатов. Таким образом, каждый обучаемый обязан отслеживать уровень достигаемых им умений и навыков программного и эвристического характера. При неизбежном обнаружении различной глубины рассогласования достигнутого уровня с его образцовым показателем – умением чётко и правильно осознать и решить любую отвечающую изученному материалу логическую задачу – следует действовать в соответствии с древнейшим принципом научения: «Повторение – мать учения». Поскольку самооценка – при её сниженном значении – вещь субъективная, а то и лукавая, а изучаемая дисциплина «Логика и теория аргументации» есть неотъемлемый элемент контролируемой обществом и государством системы знаний всякого претендующего на статус специалиста по связям с общественностью, то выполнение домашних заданий служит и формой внешнего контроля, перерастающего в отчётность. Следует самостоятельно проработать весь массив вариантов домашних заданий, быть по первому требованию готовым к опубликованию результатов их выполнения с привлечением электронных или других средств дистанционного сообщения. Это значит, что по каждому разделу и из всех упражнений в составе домашнего задания любому из обучаемых будут предложены по истечению определяемых учебным планом сроков подготовки данного материала по два-три произвольно взятых примера. Если при этом предлагается оформить домашнее задание на традиционном бумажном носителе информации, то используя листы формата А4, оформив титульный лист в соответствии с требованиями реферативных работ, обучаемый обязан: 1) зафиксировать полную формулировку каждого предложенного ему задания; 2) осуществить развёрнутый ответ по каждому конкретному примеру. В случае электронного варианта контроля за качеством выполнения домашнего задания последовательность этих операций осуществляется в рамках используемого программного обеспечения. По каждому домашнему заданию проверяющей инстанцией констатируется (оценками «зачтено»/«не зачтено» или оценками по многобалльной шкале) либо достаточность, либо недостаточность уровня усвоения материала для перехода к следующему разделу. После успешного освоения материала всех разделов, т. е. приобретения всех необходимых и контролируемых навыков и умений логического характера, обучаемому предъявляется один из произвольно выбранных вариантов комплексного задания, содержащего более формализованный повтор уже освоенного материала по курсу в целом. Выполнение (невыполнение) такого задания даёт итоговую оценку уровня подготовки. Данный блок заданий может использоваться в качестве базы при проведении контроля уровня остаточных знаний, как при внутривузовском мониторинге качества образования, так и при проведении государственных аттестационных мероприятий. Содержательная часть подачи материала дисциплины «Логика и теория аргументации», отвечая требованиям ГОС к подготовке специалистов по связям с общественностью, представляет систему пяти разделов: 1) Предмет, основные понятия и разновидности логики; 2) Силлогистическая теория дедуктивных рассуждений; 3) Логика высказываний и предикатов; 4) Теория правдоподобных рассуждений; 5) Основы аргументационного процесса. Каждый раздел предваряется небольшой методической программирующей частью. В конце каждого раздела предлагается компактный список тех учебных источников, использование которых может дать любые дополняющие, уточняющие, интерпретационные разъяснения. В целом содержащийся в разделах учебный материал разбит на тринадцать лекционных тем; в каждой из них особо, в виде подзаголовков, выделены ключевые подтемы, к содержанию которых привязаны как примеры, так и упражнения домашних заданий и комплексного задания. Дополняют до целого учебный инструментарий пособия «Перечень основных символов классической формальной логики» и обобщающий «Библиографический список». ЧАСТЬ I ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ ЛОГИКИ
Введение Каждый человек способен к логическому мышлению – эта мысль является путеводной и обнадёживающей для того, кто в своём образовании приобщается к сокровищнице логической мысли. Но потенциальное владение этим достоянием, его блеском и могуществом, не следует путать с действительным. Перефразируя известный афоризм древнего философа, можно в качестве самого общего требования ко всякому, кто начинает изучать логику, выдвинуть следующее: «Будь настолько мудр, чтобы не избегать своего незнания». Следует отдавать себе отчёт: то, что предстоит узнать в логике, хоть и интуитивно ясно, но отнюдь не знаемо. Критически приступая к изучению логики, прежде всего необходимо научиться дифференцировать значения данного термина (логику объектную, логику субъектную, логику как науку), поскольку это позволяет увидеть и оценить возможности и перспективы изучения логической проблематики в целом. В результате осуществления такой дифференциации следует чётко осознать, что логика как наука отвлечена, но неотъемлема от онтологического (объектного) и психологического (субъектного) контекстов человеческого мышления, поэтому невозможно освоить данную дисциплину, не находясь на уровне абстракций и не находя места чувственным формам (ощущениям, восприятиям, представлениям) в множестве форм познания и процессе познания в целом. Важнейшими логическими абстракциями являются понятия формы мысли и её содержания. Поскольку структуры мысли следует понимать в их специфически-логических особенностях, требуется внимательное освоение всего множества основных понятий логики, разработка которых и есть историческая канва данной дисциплины, развивавшейся ветвлением от традиционной, основанной Аристотелем, классической логики к классической формальной, названной так Кантом, а затем – к широкому спектру классических и неклассических современных логик. В этой связи нужна системная проработка понятий: истинности, формальной правильности, знака, языкового знака, семантической категории, логического следования, формальной правильности мышления, логического закона. Освоив выработанные научной логикой общие семантические категории, научившись понимать и применять язык классической логики, следует с особой тщательностью практически проработать важнейшие логические основоположения – принципы формальной логики: закон тождества, непротиворечия (противоречия), исключённого третьего, достаточного основания. Для этого требуется синтезировать интуитивное понимание сути логического следования, имеющееся у любого человека, с его научным пониманием, а также приобрести навыки использования данных принципов для повседневного руководства собственными рассуждениями и анализа осуществляемых другими лицами актов познания. Кроме того, следует обратить особое внимание на то, что изучаемые здесь вопросы даются в их предварительной форме, т. е. могут быть освоены в полном объёме только при последующей проработке на материале всех других разделов. Глава первая Глава вторая СЕМАНТИКА И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ Логики В целом, закон мышления – это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. Поскольку же логика оперирует мыслями в качестве логических форм, то одним из основополагающих понятий для неё является логический закон. Логический закон – это такая логическая форма высказывания, которая принимает значение «истина» при любой интерпретации входящих в её состав параметров. К фундаментальным формально-логическим законам (принципам формальной логики) относят законы тождества, непротиворечия, исключённого третьего и достаточного основания.
v Пример Для введения закона тождества рассмотрим нарушающее его умозаключение: «Так как движение вечно, а хождение в вуз – это действительно движение, то хождение в вуз вечно». В данном рассуждении понятие «движение» оказалось двусмысленным: в суждении «Движение вечно» это понятие использовано в философском смысле «атрибута вечно существующей материи», а в суждении «Хождение в вуз – это действительно движение» в конкретном смысле «перемещения в пространстве».
Устранению недоразумений подобного рода как раз и служит закон тождества, гласящий: в процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественными самим себе.
v Пример Если же мы в процессе утверждений о чём-либо начнём использовать отрицающие друг друга высказывания, например: «Все люди способны к логическому мышлению» и «Ни один человек не способен к логическому мышлению», то столкнёмся с ситуацией совмещения истины и лжи.
Поскольку же одно и то же высказывание в принципе не может одновременно соответствовать и не соответствовать реальному положению вещей, в данном случае произойдёт нарушение закона непротиворечия. Он устанавливает принципиальную невозможность для следующих пар высказываний (называемых противоположными) быть одновременно истинными:
1. «Данное S есть P» и «Данное S не есть P». 2. «Все S есть P» и «Ни одно S не есть P». 3. «Все S есть P» и «Некоторые S не есть P». 4. «Ни одно S не есть P» и «Некоторые S есть P».
Закон непротиворечия гласит: два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении. Некоторые из приведённых выше противоположных высказываний не только не могут быть одновременно истинными, но также и одновременно ложными («Данное S есть P» и «Данное S не есть P»; «Все S есть P» и «Некоторые S не есть P»; «Ни одно S не есть P» и «Некоторые S есть P»). Высказывания такого вида называются противоречащими.
v Пример Противоположные суждения «Любой человек имеет высшее образование» и «Всякий человек не имеет высшего образования» одновременно ложны. Но в свою очередь первое из пары суждений «Любой человек имеет высшее образование» и «Некоторые люди не имеют высшего образования» ложно, второе – истинно и ничего иного, кроме того, чтобы одно было истинно и другое ложно, не может быть в принципе. Данную необходимую, существенную, устойчивую связь между мыслями в виде противоречащих суждений фиксирует закон исключенного третьего: из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. Рассмотренные законы непротиворечия и исключённого третьего предполагают, что мы отличаем истинные мысли от ложных, но если какая-то мысль принимается и считается кем-то истинной, то для этого должны иметься основания. Не допускать без обоснования никакие суждения в качестве истинных требует закон достаточного основания, который гласит: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.
v Пример Истинное утверждение «Звёзды имеют тот же химический состав, что и небесные тела Солнечной системы» в достаточной мере обосновывается практическим сопоставлением их спектральных линий.
Список рекомендуемой литературы 1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. — М.: ЧеРо, 1997. — 304 с. 2. Зегет В. Элементарная логика. — М.: Высш. шк., 1985. — 256 с. 3. Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с. 4. История логики: Учеб. пособие / В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, С.В. Воробьёва и др. — Мн.: Новое Знание, 2001. — 170 с. 5. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М.: Прогресс, 1977. — 262 с. 6. Кулик Б. А. Логические основы здравого смысла. — СПб.: Политехника, 1997. — 131 с. 7. Маковельский А. О. История логики. — М.: Наука, 1967. — 502 с. 8. Мартишина Н. И., Махова Н. П. Логика: Учеб. пособие. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 1998. — 40 с. 9. Основные законы и формы мышления: Логический практикум. — СПб.: Изд-во ГЭТУ, 1997. — 60 с. 10. Формальная логика / Под ред. И.Н. Бродского и И.Я. Чупахина. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 360 с. 11. Фрейденталь Х. Язык логики. — М.: Наука, 1969. — 136 с.
ЧАСТЬ II СИЛЛОГИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕДУКТИВНЫХ РАССУЖДЕНИЙ Введение История логики в своей основе есть история разработки логических форм, обеспечивающих правильность рассуждений. Естественно, исторически первыми были освоены и кодифицированы те из них, что являются наиболее простыми, обеспечивающими логическое следование и часто встречающимися в повседневной мыслительной деятельности. К ним прежде всего относят силлогизмы, т. е. необходимые (дедуктивные) умозаключения из одной или нескольких посылок, являющихся простыми категорическими суждениями. Изучение, освоение и приобретение навыков осознанного использования силлогизмов есть основная комплексная задача данного раздела. Для решения указанной задачи, прежде всего, необходимо понять тот материал, из которого строятся силлогизмы, а именно: следует проанализировать логическую суть суждений, составляющих (в виде посылок и заключения) разнообразные силлогизмы. В связи с этим нужно уметь дифференцировать в рамках семантической категории «предложение» простые и сложные высказывания, а в объёме последних – некатегорические (затрагиваемые здесь лишь косвенно) и категорические и суждения. Поскольку же основной логический смысл категорических суждений задан субъект-предикатной структурой простых высказывательных форм, то требуется детальное изучение терминов (субъекта и предиката), логической связки (положительной и отрицательной), разновидностей квантора (общности и существования). Знание общей логической структуры простых категорических суждений позволяет прийти к единой качественно-количественной классификации категорических суждений, фиксации отношений категорических суждений «логическим квадратом» и пониманию различия позитивной и негативной разновидностей силлогистики. Наглядным образом представить отношения терминов суждений (равно как и любых сравнимых понятий), выяснить область сказывания, чётко зафиксировать те элементы объёмов терминов, о которых в конкретном высказывании что-то утверждается или отрицается, позволяют модельные схемы. Овладение названными выше системными элементами структуры категорических суждений, их динамикой является основой осуществления осознанного логического использования силлогизмов, т. е. буквально – высчитывания вывода. Далее следует овладеть первой дедуктивной операцией – умозаключением по логическому квадрату, чтобы в дальнейшем перейти к другим видам таких операций. Следует уяснить, что силлогистика по основанию использования одной или нескольких посылок предусматривает два типа умозаключений: непосредственные и опосредованные. По основанию же учёта или игнорирования таких характеристик терминов, как наличие или отсутствие в их структуре терминного отрицания и универсальность (неуниверсальность) терминов различают позитивную и негативную силлогистику. С учётом такого рода разграничений строятся темы IV и V, в которых рассматривается основной массив силлогизмов. В рамках изучения позитивной разновидности силлогистики следует прежде всего освоить операцию обращения, т. е. непосредственное силлогистическое умозаключение, которое имеет две разновидности: чистое обращение и обращение с ограничением. Поскольку смысл любого, в том числе и этого, силлогизма можно выразить при помощи модельной схемы, то именно с применением последних следует осуществлять детальный разбор случаев обращения различных по качественно-количественной характеристике суждений. Особое внимание в позитивной силлогистике следует уделить наиболее значимой форме силлогистической теории дедуктивных рассуждений: простому категорическому силлогизму. Опираясь на знание общей логической структуры категорических суждений, необходимо уяснить суть логических операций, которые мы осуществляем по форме простого категорического силлогизма, переходя от двух посылок к новому суждению-заключению. Наглядно представить это позволяют всё те же модельные схемы простых категорических суждений, которые следует научиться соединять в единую модельную схему того или иного простого категорического силлогизма. Работа с модельными схемами позволяет лучше понять особенности логической структуры таких разновидностей простого категорического силлогизма, как его четыре фигуры и двести пятьдесят шесть модусов. Поскольку же только часть модусов, т. е. разновидностей простого категорического силлогизма по основанию различия качественно-количественной характеристики суждений-посылок и суждения-заключения обеспечивает логическое следование, то следует освоить и запомнить систему правил, предъявляемых к умозаключениям по форме простого категорического силлогизма: правила терминов, посылок, а также особые правила фигур. В итоге каждый изучивший простой категорический силлогизм должен уметь обосновывать как семантическим (посредством модельных схем), так и синтаксическим (посредством общих правил) способами достоверность (наличие логического следования) или недостоверность (отсутствие логического следования) в рассуждениях по форме простого категорического силлогизма. Далее необходимо научиться применять уже полученные ранее знания, навыки и умения к разработке форм, производных от простого категорического силлогизма: полисиллогизму (сложной форме простого категорического силлогизма), энтимеме, сориту (сокращённой форме полисиллогизма) и эпихейреме. Особое вниманию следует уделить логическим операциям, осуществляемым при правильном восстановлении простого категорического силлогизма из его сокращённой (энтимема) и сложносокращённой (эпихейрема) форм. Последняя тема данного раздела требует освоения применения в силлогистических рассуждениях уже упоминавшейся операции терминного отрицания и, соответственно, использования образованных посредством этой операции отрицательных терминов (субъекта, взятого с отрицанием; предиката, взятого с отрицанием). Поскольку эта операция выводит нас на такой частный закон формальной логики, как закон введения и снятия двойного отрицания (который будет формализован на языке классической логики высказываний в следующем разделе, применён в исчислениях высказываний и повторён в связи с проблемой доказательности рассуждения в теории аргументации), то следует предварительно освоить его использование в характерных для негативной силлогистики операциях превращения, противопоставления (предикату, субъекту, субъекту и предикату), а также в негативном простом категорическом силлогизме. Глава третья ОСОБЕННОСТИ АРИСТОТЕЛЕВСКОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ СИЛЛОГИСТИКИ Категорических суждений В целом к числу разновидностей категорических высказываний относятся суждения следующих логических форм: 1. «Данное S есть P» — единично-утвердительное, т. е. такое, в котором содержащему только один элемент в своём объёме предмету мысли предицируется наличие какого-либо признака. 2. «Данное S не есть P» — единично-отрицательное, т. е. такое, в котором содержащему только один элемент в своём объёме предмету мысли предицируется отсутствие какого-либо признака. 3. «Все S есть P» — общеутвердительное, т. е. такое, в котором всем элементам предмета мысли, содержащего в своём объёме больше чем один элемент, предицируется наличие какого-либо признака. 4. «Ни одно S не есть P» — общеотрицательное, т. е. такое, в котором всем элементам предмета мысли, содержащего в своём объёме больше чем один элемент, предицируется отсутствие какого-либо признака. 5. «Некоторые S есть P» — частноутвердительное, т. е. такое, в котором части элементов предмета мысли, содержащего в своём объёме больше чем один элемент, предицируется наличие какого-либо свойства («некоторые» в силлогистике берётся в смысле — «по крайней мере, некоторые», а не в смысле «только некоторые»). 6. «Некоторые S не есть P» — частноотрицательное, т. е. такое, в котором части (в означенном смысле) элементов предмета мысли, содержащего в своём объёме больше чем один элемент, предицируется отсутствие какого-либо признака.
v Пример Первая форма означает утверждение о наличии свойства у имени с одним элементом в объёме (единичное имя), например, «Автор «Категорий» является представителем периода расцвета античной философии», а вторая — утверждение об отсутствии свойства у имени с одним элементом в объёме, например, «Озеро Байкал не является высокогорным». В третьей и четвёртой формах происходит, соответственно, утверждение и отрицание наличия свойства у всех элементов, входящих в объём общего имени, например, «Всякий религиозный человек верит в бога» и «Ни один атеист не верит в бога». Суждения пятой и шестой форм несут информацию о том, что конкретное свойство присутствует или отсутствует хотя бы у некоторых элементов класса.
Следует обратить внимание на то, что перечисленные формы могут иметь место и в том случае, если предикат суждения является не только единичным или общим, но и пустым именем, а также универсумом (универсальным именем), что как раз и допускается аристотелевской силлогистикой. На смену последней пришла силлогистика традиционная, требующая, чтобы термины категорических атрибутивных высказываний при их интерпретации на некотором универсуме были знаками таких имён, которые не являются пустыми и универсальными. Представленные выше 1-я и 2-я формы категорических атрибутивных суждений принято сводить к формам: 1. Общеутвердительной, обозначаемой латинской заглавной или прописной «а» (от первой гласной в латинском слове a ffirmo — утверждаю), поскольку единично-утвердительное высказывание трактуется как утверждение о наличии свойства у «всех» элементов объёма P, которых ровно один. 2. Общеотрицательной, обозначаемой латинской заглавной или прописной «e» (от первой гласной в латинском слове n e go — отрицаю), поскольку единично-отрицательное высказывание трактуется как отрицание наличия свойства у «всех» элементов объёма P, которых ровно один. В свою очередь, частноутвердительное категорическое атрибутивное суждение получило обозначение «i» (от второй гласной в слове aff i rmo), а частноотрицательное — «о» (от второй гласной в слове neg o). С применением введённой символики данные формы могут быть записаны как силлогистические формулы:
1. SaP — общеутвердительное. 2. SiP — частноутвердительное. 3. SeP — общеотрицательное. 4. SoP — частноотрицательное.
Глава четвёртая УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ СИЛЛОГИСТИКИ S есть P ___________ (черта означает наличие логического следования). P есть S
Применяя эту схему к различным формулам простого атрибутивного категорического суждения, получим два типа обращения, различающиеся наличием или отсутствием изменения количества в ходе умозаключения.
v Пример Из истинного общеутвердительного суждения «Все огранённые алмазы — бриллианты» за счёт перестановки местами субъекта и предиката получим истинное общеутвердительное суждение «Все бриллианты являются огранёнными алмазами». Из истинного же общеутвердительного суждения «Все львы — хищники» посредством обращения получим истинное частноутвердительное суждение «Некоторые хищники — львы».
Нетрудно заметить, что в первом случае суждение формулы SaP отвечает первой модельной схеме (субъект и предикат совпадают по объёму, распределены), поэтому при перестановке терминов местами количественная характеристика не изменяется, т. е. имеет место логическое следование SaP |= SaP. Во втором же случае суждение формулы SaP отвечает второй модельной схеме (подчинение объёма субъекта объёму предиката, распределённость субъекта и нераспределённость предиката), поэтому при перестановке терминов местами объём сказывания сохраняется за счёт изменения количественной характеристики, т. е. имеет место логическое следование SaP |= SiP. Таким образом, существует два вида обращения: «чистое обращение»и «обращение с ограничением». Чистым обращением (conversio simplex) называется обращение, дающее заключение с той же количественной характеристикой, что и посылка. Такое обращение имеет место тогда и только тогда, когда S и P исходного суждения либо оба распределены, либо оба не распределены. Помимо формулы SaP, отвечающей второй модельной схеме, по типу чистого обращения происходит умозаключение из формулы SiP, отвечающей первой модельной схеме, и из формулы SeP (S+, P+).
v Пример Некоторый S- есть P- («Часть студентов — отличники») __________________________________________________________________________ Некоторый P- естьS- («Часть отличников — студенты»);
Всякий S+ не есть P+ («Ни один газ не есть твёрдое тело) __________________________________________________________________________ Всякий P+ не есть S+ («Ни одно твёрдое тело не есть газ).
Обращением с ограничением (conversio per accidens) называется обращение, дающее заключение с иной количественной характеристикой, чем у посылки. Такое обращение имеет место в том случае, если S исходного суждения распределён, а P не распределён, либо не распределён S, но распределён P. Таким образом, оно осуществляется для формулы SaP по второй модельной схеме (S+, P-) и для формулы SiP по второй модельной схеме (S-, P+).
v Пример Всякий S+ есть P- («Всякая столица является городом») ___________________________________________________________________________ Некоторый P- есть S+ («Некоторые города — столицы»); Некоторый S- есть P+ («Часть юристов — прокуроры») _________________________________________________________________________ Всякий P+ естьS- («Все прокуроры — юристы).
Применительно к формуле SoP нельзя получить логического следования.
v Пример Из истинного частноутвердительного суждения (вторая модельная схема, S- и P+) «Некоторые живые существа не являются людьми» путём обращения нельзя получить истинного суждения, что означает невозможность осуществления логического следования для данной формулы в целом.
Категорического силлогизма Помимо обращения и умозаключений по логическому квадрату в рамках позитивной традиционной силлогистики рассматривается такой вид опосредованного умозаключения, как простой категорический силлогизм, а также производные от него сложные (полисиллогизм), сокращённые (энтимема) и сложносокращённые (сорит, эпихейрема) формы силлогизма. Простым категорическим силлогизмом (ПКС) называется дедуктивное умозаключение, в котором из двух истинных категорических суждений, где меньший (S) и больший (P) термины связаны средним (M, от лат. mediatio — посредничество), при соблюдении правил необходимо следует заключение.
v Пример Все металлы электропроводны. Цинк — металл. __________________________________________ Цинк электропроводен. Данный ПКС может быть прочтён: «Поскольку все металлы электропроводны, а цинк — металл, то он электропроводен».
Логическое следование в ПКС осуществляется в соответствии с аксиомой, которая гласит: «Всё то, что утверждается или отрицается относительно всех элементов некоторого класса, утверждается или отрицается относительно каждого элемента и любой части элементов этого класса». Слова и словосочетания, выражающие понятия, фигурирующие в качестве терминов входящих в ПКС суждений-посылок и суждения-заключения, называются терминами ПКС. В каждом ПКС имеется три термина: — «меньший», являющийся субъектом заключения и присутствующий в логической структуре одной из посылок; — «больший», являющийся предикатом заключения и присутствующий в логической структуре одной из посылок; — «средний», присутствующий в посылках и отсутствующий в заключении.
v Пример В приводившемся выше примере S — это понятие «цинк», P — «являющийся электропроводным», М — «металл». Поэтому логическую форму данной разновидности ПКС можно выразить схемой: Всякий М есть P. Всякий S есть М. _______________________ Всякий S есть P.
Применив для наглядного выявления смысла данной схемы модельные схемы входящих в этот ПКС простых категорических суждений, получим следующее изображение (рис. 10):
Рис. 10
Данное изображение можно интерпретировать так: если все М входят в объём P и если все S входят в объём М, то с необходимостью S входит в P, что и фиксируется в заключении: «Цинк электропроводен».
Таким образом, ПКС представляет собой дедуктивное умозаключение, в котором на основании установления отношений S и P к М в суждениях-посылках устанавливается отношение между S и P в заключении. Помимо меньшего, большего, среднего терминов и заключения в логической структуре ПКС различают большую посылку, в которой содержится больший термин (P), и меньшую посылку, в которой содержится меньший термин (S). Строгая логическая форма ПКС предполагает постановку на первое место именно большей посылки, а затем уже — меньшей.
v Пример Приведённый выше пример имеет большую посылку в качестве исходного суждения «Все металлы электропроводны», а меньшую посылку в качестве второго суждения «Цинк — металл».
Приняв условие строгой логической формы ПКС, можно все возможные варианты местоположения М в структуре посылок выразить в виде четырёх фигур ПКС. Фигуры ПКС — это его логические формы, различаемые по местоположению в посылках среднего термина (рис. 11).
Рис. 11
Поскольку фигура ПКС состоит из трёх суждений, каждое из которых в соответствии с качественно-количественными показателями может выражаться четырьмя формулами (SaP, SiP, SeP, SoP), то теоретически возможны 43, т. е. 64 разновидности (модуса) одной фигуры и 256 разновидностей ПКС по всем фигурам. Модусы фигур ПКС — это его разновидности, отличающиеся друг от друга качественно-количественной характеристикой входящих в них посылок и заключения. Обозначение модусов осуществляется записью качественно-количественных показателей входящих в ПКС суждений, например, ааа, аеi, ieo и т. п. Однако не в каждом модусе ПКС имеет место логическ
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.012 с.) |