Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Софистика. Уловки в полемике и эклектикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Логические ошибки, совершаемые в отношении тезиса, аргументов и формы доказательства, могут быть умышленными и неумышленными. Неумышленная ошибка называется паралогизмом, её причины могут быть в незнании логических законов, в невнимательности и проч. Ошибка, совершаемая сознательно, с целью запутать противника и выдать ложное суждение за истинное, называется софизмом. Софизм — это рассуждение, которое кажется правильным, но содержит скрытую логическую ошибку и служит для придания видимости истинности ложному утверждению. Обычно софизм обосновывает какую-нибудь нелепость, абсурд, утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Знамениты, к примеру, следующие софизмы, сформулированные ещё в древности: «Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога» или «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит». Софизмы используют многозначность слов обычного языка, омонимию, сокращённые умозаключения и т. д. Основываются софизмы на таких логических ошибках,как подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т. п. Нетрудно заметить, что в софизме о рогах обыгрывается двусмысленность выражения «то, что не терял»: иногда оно означает «то, что имел и не потерял», а иногда просто «то, что не потерял независимо от того, имел или нет». Употребление софизма с целью обмана является некорректным приёмом аргументации. Некорректные приёмы спора гораздо более разнообразны, чем допустимые методы борьбы, их строгой классификации нет, и вряд ли она может появиться. Кроме ошибок, совершаемых в отношении тезиса, аргументов и демонстрации, существует масса так называемых уловок, которые используются ради победы над противником и касаются скорее психологических, чем логических законов. Обширная группа уловок связана с переключением внимания к предмету спора на внимание к личностям его участников. По существу, эти уловки представляют собой сочетание бесчисленного множества вариантов довода к человеку и ошибки «не следует». Наиболее распространенными здесь оказываются следующие уловки. 1. Аргумент к авторитету — ссылка на известных людей, заменяющая обоснование тезиса участника. Аргумент к авторитету имеет много разновидностей. Кроме ссылок на мнения великих ученых, общественных деятелей, людей искусства, это и ссылки на авторитет общественного мнения, на авторитет возраста, на авторитет должности, на авторитет священных текстов и т. д. Нередко ссылка на авторитет оказывается ложным аргументом, потому что лицо, которому приписывается некое высказывание, либо не является на самом деле его автором, либо его слова вырваны из контекста и ложно трактуются; иногда случается и так, что персоны, которая называется авторитетной, никогда не существовало и её имя лишь плод воображения спорщика. Формой аргумента к авторитету является также аргумент к верности — призыв сохранить верность традициям, убеждениям и ценностям некоего круга лиц, подтвердить личную преданность кому-то из участников спора. Когда в качестве доводов используются абстрактные, неопределенные и общеупотребительные выражения (пословицы, крылатые слова), это тоже может быть сигналом аргумента к авторитету. 2. Аргумент к тщеславию — ссылка на достоинства участника, лесть, расточение ему неумеренных похвал с целью склонить его на сторону противника. Может принимать вид выражений: «Всякий умный (порядочный, добрый, благоразумный) человек согласится с…», «Все, кому дорога правда, признают…», «Любой сторонник социального прогресса…», являясь в таком случае разновидностью аргумента к силе. 3. Аргумент к невежеству — ссылка на факты, положения науки, результаты исследований, а также на имена и произведения, предположительно незнакомые противнику. Приём эффективен в том случае, когда противник известен болезненным самолюбием и предполагается, что он скорее примет ложный аргумент, чем признается в своем невежестве. 4. Аргумент к личности — ссылка на индивидуальные особенности участников дискуссии, на их вкусы, внешность, убеждения, на достоинства и недостатки их характеров, возможно даже на их физические изъяны. Аргумент к личности может принять форму принижения противника или самовосхваления кого-то из участников спора: «Ты любой разговор превратишь в свару», «В отличие от некоторых, я говорю только правду» и т. д. Разновидностью аргумента к личности является приём, названный чтением в сердцах, или проницательностью. Его суть заключается в том, что за причину неприятия противником тезиса выдают какие-то особые, не имеющие явного отношения к предмету спора, мотивы: «Ты бы давно со мной согласился, если бы не был начальником». Таким образом, предполагается, что говорящий знает не только тему, но и внутренний мир противника. Аргумент к личности может принимать вид аргумента к скромности — попытки нейтрализовать доводы противника путем урезонивания, вроде: «Неужели ты умнее других?», «Хочешь сказать, все ошибаются, один ты прав?». 5. Аргумент к публике — ссылка на мнения, настроения, чувства, желания публики. Вместо обоснования своего положения путем приведения истинных доводов участник обращается к присутствующим при споре с целью привлечь их на свою сторону и оказать психологическое давление на противника.
v Пример Епископ Вильберфорс, полемизируя со сторонниками дарвинизма, облёк этот аргумент в форму обращенного к публике вопроса: согласна ли она считать обезьян своими предками?
Особенно успешным вариантом аргумента к публике оказывается так называемый аргумент к выгоде — ссылка на материальные интересы аудитории: «Вдумайтесь в слова моего противника! Если свершится то, на что он надеется, вы все будете разорены». Эффективным приемом в среде людей, склонных переоценивать свою интуицию и излишне доверяться жизненному опыту, является аргумент к здравому смыслу — апелляция к обыденному сознанию в ситуации, когда для решения вопроса требуются специальные знания: достаточным основанием для опровержения тезиса о шарообразности земли когда-то считалось заявление о невозможности ходить людям вниз головами. 6. Аргумент к жалости — ссылка на стесненные, неблагоприятные, враждебные обстоятельства, в которых находится участник, или иной способ сыграть на сострадании противника. Сильнодействующий прием — вызвать жалость у аудитории. «Публика, как судья беспристрастный и благоразумный, всегда соглашается с тем, кто последним пожалуется ей», — отмечал А.С. Пушкин. 7. Аргумент к силе — ссылка на неприятные последствия принятия тезиса участника, угроза применения средств прямого принуждения, предъявление ультиматумов. Другая группа включает уловки, направленные на искажение семантики спора. Наиболее многочисленны здесь уловки, так или иначе связанные с ошибкой подмены тезиса, то есть собственно софизмы. Суть этих ошибок была рассмотрена при перечислении правил тезиса в рубрике «Правила и логические ошибки в доказательстве и опровержении». К этой же группе относится следующий ряд уловок, рождающихся на стыке логики и психологии. 1. Логическая диверсия. Уловка заключается во внезапной или постепенной смене темы спора. С помощью оборотов «Давайте посмотрим на вопрос с другой стороны…», «Есть еще такой момент…», «Надоело об одном и том же, сменим-ка ориентиры…» и др. заводится разговор о вещах, не имеющих никакого или имеющих крайне отдалённое отношение к предмету спора. С помощью такого приема можно как минимум избежать признания в собственном поражении в споре, как максимум — можно запутать не слишком внимательного противника таким образом, что доводы в защиту совсем других положений будут восприняты им как доводы в поддержку изначального тезиса. Разновидностью логической диверсии можно считать замещение — уловку, с помощью которой слабая позиция участника спора прикрывается еще более слабой позицией третьей, не имеющей никакого отношения к спору стороны. Благодаря этой уловке участнику спора иногда удается отвести критику противника от себя, направить его аргументацию в другое русло: «Это у меня плохой товар? Да предприниматель Сидоров в свой магазин всё со свалки тащит!» 2. Выбор терминологии. Слова выбираются участником таким образом, чтобы сформировать у аудитории либо отрицательное, либо положительное отношение к тому, что он говорит. Информация облекается либо в эмоционально-окрашенные слова и выражения, если нужно усилить напряжение слушателей, либо подаётся с использованием нейтральных терминов там, где требуется сгладить эмоции. 3. Навешивание ярлыков. Вместо аргументированного опровержения тезиса противника ему дается однозначная оценка с целью отнести его к категории чего-то заведомо неприемлемого и дискредитировать образ мысли противника. На приводимые другой стороной доводы участник спора отвечает громкими фразами: «Это утопия (абсурд, расизм, снобизм, тоталитаризм)», «Ваше утверждение равноценно…», «Ты, мне кажется, маньяк», «Мой противник известный лжец» и т. д. 4. Поспешное обобщение. Вывод делается по недостаточному числу реальных фактов: «Тут вы несколько преувеличили. Как, впрочем, и всегда». 5. Другая крайность. В качестве альтернативы предлагается не противоречащее, а противоположное, может быть, заведомо менее приемлемое: — Следует ограничить срок пребывания на выборном посту одного лица. — Вам только дай власть, вы каждый день начальников менять начнёте. 6. Домысливание. Уловка, заключающаяся в попытках осуществить неправомерные предположения о возможном развитии мысли противника. Суждение, выдающееся за такого рода догадку, может вводиться оборотами типа «Понятно, куда вы клоните: хотите сказать, что…», «Я могу закончить вашу мысль:…», «А завтра вы потребуете...». К этому же типу уловок относится преувеличение последствий принятия или непринятия тезиса противника. 7. Иллюзия глубокомыслия. Неясность высказываемой мысли, её не соответствие истине или даже полное отсутствие мысли в словах участника спора нередко маскируется использованием слов, заведомо неизвестных противнику или лишённых ясного смысла, псевдотерминов, заимствований из иностранных языков: «Этому исследованию половину листажа посвятил известный журнал “Саентифик профанейшен”». 8. Трескотня. Приём обескураживания слишком быстрым темпом речи, цель которого в том, чтобы не дать говорить противнику и скрыть несостоятельность собственных нелепых доводов, не имеющих обычно никакого отношения к предмету спора. 9. Симуляция непонимания. Не зная, как возразить на доводы противника, участник спора делает вид, будто не понимает, о чём ему говорят. Ради создания такой видимости в ход идут многочисленные вопросы, якобы уточняющие смысл сказанного противником, переспрашивания. Разновидностью этой уловки является приём, суть которого в многократном повторении — возможно, в различных формулировках — одной и той же мысли, доводы в защиту которой либо вообще не приводятся, либо давно опровергнуты, но настойчивость автора мысли может в конце концов привести к тому, что положение будет восприниматься как очевидное или даже доказанное. 10. Мнимая невнимательность. Суть этой уловки в том, что участник намеренно не замечает доводов противника, которые не может опровергнуть, делая вид, будто он не расслышал или забыл их. 11. Многозначительная недосказанность. Чувствуя недостаток аргументов в пользу своего тезиса, участник спора делает вид, будто он намеренно не приводит известные ему доводы. 12. Ссылка на принципы, или глухая оборона. Опровержение доводов противника и доказательство собственных утверждений заменяется сообщением о неподкупности своих убеждений, о верности своим позициям и принципам, суть которых редко может быть объяснена. Уловка состоит в том, что разница между истиной и ложью выдается за расхождение во мнениях. 13. Пари. Вместо того чтобы опровергать утверждение противника, участник спора предлагает ему заключить пари: если когда-либо окажется, что утверждение противника было неверно, он должен будет совершить что-то из ряда вон выходящее (съесть живого таракана, пройтись по улице голым, застрелиться и т. д.). В случае несогласия с условиями пари участник должен немедленно отказаться от своего мнения, ибо его неуверенность якобы подтверждает его неправоту. Эту уловку иногда называют «уловкой Ноздрёва». Вариант этой же уловки — возложение ответственности: «Пусть будет по-твоему, но и отвечать за последствия будешь только ты». 14. Жалкими, но порой эффективными являются механические уловки, отвлекающие внимание противника, оказывающие на него психологическое давление, мешающие сосредоточиться. Такой уловкой бывает жестикуляция, выдаваемая за индивидуальную манеру поведения участника, особенности мимики, похлопывание противника по плечу, чрезмерное приближение к нему и проч. 15. Во внешне безобидный ход аргументации участники спора могут включать так называемые занозы, то есть слова, фразы, намеки, тайный смысл которых хорошо известен противнику и является для него болезненным, неприятным либо слишком эмоционально-значимым. 16. К сожалению, далеко не последнюю роль в практике споров играют откровенные оскорбления участников. Можно сказать, что оскорбления — это крайний вариант аргумента к личности. Оскорбления могут быть завуалированными, принимать форму восклицаний или риторических вопросов типа «Надо быть ослом, чтобы не понимать, что...», «Разве нормальный человек поверит в то, что…» и т. п. Грубость обычно имеет целью спровоцировать противника на ответные оскорбления, лишить его хладнокровия и способности мыслить трезво. Победа в споре может достигаться хитростями организационно-процедурного характера. К уловкам такого рода относится манера «брать горлом», сочетающая в себе элементы «трескотни» и аргумента к силе. Повышенный тон и монологичность речи может породить иллюзию правоты говорящего. Организация публичных аргументативных процессов может быть рассчитана на заведомую победу одной из сторон. Затягивается или производится выборочно раздача материалов, необходимых для обсуждения; первое и последнее слово предоставляются участникам, чьё мнение планируется утвердить как верное; обсуждению малозначительных вопросов отводится большая часть времени, в результате решение наиболее важного вопроса выносится второпях; и т. д. Эти уловки выходят за ту часть процесса аргументации, которая так или иначе подчинена логике, но знать о них необходимо, чтобы люди, победившие в управлении спором, автоматически не принимались за носителей истины. Контрольные вопросы I. Обусловливает ли структуру аргументационного процесса состав аргументации? II. Выявите применительно к каждому конкретному правилу аргументации тот принцип формальной логики, который является определяющим. III. Можно ли построить аргументативный процесс, полностью игнорируя правила формальной логики? VI. В чём сущность логической ошибки «не следует»? V. В чём разница между классической аргументацией и «новой риторикой»? VI. Какие уловки часто встречаются в практике связей с общественностью? VII. В чём заключается логический смысл софизма? VIII. Как рационально организовать стратегию и тактику спора?
Варианты домашнего задания по разделу «Основы аргументационного процесса» I. Определите вид доказательства, используя логическую символику: 1. В одной из экспедиций, в которой участвовало 5 человек, пропал дорогой прибор. Ознакомившись с обстоятельствами дела, следователь установил, что преступление мог совершить только кто-либо из членов экспедиции. Начальник экспедиции, его помощник, инженер и врач, как стало известно, преступления не совершали; было доказано, что преступление совершил проводник. 2. Два перпендикуляра к одной и той же прямой не могут пересечься, сколько бы мы их ни продолжали. Действительно: если бы два перпендикуляра к одной и той же прямой при продолжении пересекались, то тогда получается, что из точки их пересечения на прямую опускается два перпендикуляра. Однако это противоречит известной теореме о том, что из всякой точки, лежащей вне прямой, можно опустить на эту прямую только один перпендикуляр. 3. Логика тесно связана с грамматикой, ведь нет знакового мышления вне языка, поэтому для сообщения кому-либо своей мысли, мы должны выразить её в языковой форме; в свою очередь, любое языковое выражение несёт какую-либо мысль. Значит, тесную связь логики с грамматикой можно считать доказанной. 4. Если бы Джон совершил убийство, то он был бы на месте преступления в ту ночь, когда оно было совершено. Но тремя свидетелями подтверждено, что всю ту ночь Джон просидел в пивном баре, следовательно, Джона не было на месте преступления, и не он совершил убийство. 5. «А почему вы знаете, что вы ненормальный?» — спросила Алиса. «Начнём с собаки, — сказал Кот. — Возьмём нормальную собаку, не бешеную. Согласна? — Конечно! — сказала Алиса. — Итак, — продолжал Кот, — собака рычит, когда сердится, и виляет хвостом, когда радуется. Она, как мы условились, нормальная. А я? Я ворчу, когда мне приятно, и виляю хвостом, когда злюсь. Вывод: я — ненормальный» (Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»).
II. Проанализируйте следующие доказательства, определите их вид, правильность, укажите ошибки: 1. Все имеющие смысл предложения либо истинны, либо ложны. Предложения «Цезарь жив» и «Цезарь умер» оба имеют смысл; следовательно, либо они оба истинны, либо оба ложны. 2. Вы доказываете, что всё может быть названо добродетельным тогда, когда оно содействует благополучию всего человечества или какой-либо его части; значит, вы должны считать добродетельным всякий удовлетворяющий потребностям человека предмет: лошадь, дерево, стул и т. п. 3. Рабство — естественное учреждение; всё, что естественно, — справедливо; уничтожать то, что справедливо, будет несправедливостью; следовательно, было бы несправедливостью уничтожать рабство. 4. «”Скажите, почему вы остановились на единственной версии: месть?” — спросил вдруг Колесников. — “А других и быть не могло: драки не было, грабежа не было и ревности не было”. Колесников хмыкнул. “Вы мне напоминаете анекдот, судебные медики придумали: холеры не было, чумы не было, тифа не было. Значит, помер человек от любви”». 5. Снег не может лежать на высоких горах, т.к. чем ближе к солнцу, тем теплее, и притом снег всегда тает раньше на высоких местах, хотя в лощинах ещё держится. 6. Собака – животное, значит, хвост собаки — хвост животного. И точно так же: собака — животное, следовательно, маленькая собака — маленькое животное. 7. Чем правильнее ход доказательства, тем более несомненно, что заключение будет неверно, если посылки ложны. Значит, там, где посылки совершенно недостоверны, самый лучший логик есть наименее надежный руководитель.
III. Являются ли аргументацией или критикой приведённые ниже рассуждения? Установите состав, вид и проверьте правильность рассуждений, являющихся аргументацией или критикой. 1. Если бы марсианские поля представляли собой покровы обычной растительности, то они не отличались бы такой же гладкостью, как и светлые пространства пустыни, а имели бы характерную для растительности изрезанную поверхность. Согласно многим наблюдениям, марсианские моря отличаются такой же гладкостью, как и светлые пространства пустыни. Следовательно, они не представляют собой покровов обычной растительности. 2. «Как хорошо, что я не люблю спаржу, — сказала Алиса своему заботливому Другу. — Ведь если бы я любила спаржу, мне пришлось бы её есть, а я её терпеть не могу» (Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»). 3. «Какой-то человек сказал: ”Тогда-то я солгал”. Если это правда, то данный человек является лгуном, но если он сознался в своей лжи, то он сказал правду и его нельзя назвать лгуном. Следовательно, человек, который солгал, не является лгуном». 4. «Лохматый — это тот, у которого волос очень много. А у лысого их мало или вовсе нет. Лохматый от лысого одним волоском не отличается, т. е. если у лохматого один волосок выдрать, то он от этого лысым не станет. Но ведь так-то по одному волоску у него всё можно повыдернуть. Все по одному волоску выдернули, а он так лысым и не стал. Странно…» 5. Нет ничего, что было бы лучше, чем вечное блаженство. А кусок чёрствого хлеба всё же лучше, чем когда нет ничего. Следовательно, кусок чёрного хлеба лучше вечного блаженства.
IV. Прокомментируйте следующие выражения. Найдите в них места, характеризующие существо, цели, познавательные функции полемики: 1. В споре обретаешь твёрдость духа. 2. В споре рождается истина. 3. Дискуссия — всего лишь способ убедить оппонента в его заблуждениях. 4. Истина рождается не в споре, а в результате серьезной работы. 5. Полемика есть чрезвычайно удобный способ разъяснения мысли. 6. «Спорь с человеком умнее тебя — он тебя победит. Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа, ты, по крайней мере, испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победить, но ты можешь быть ему полезен. Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты себе не добудешь, — но отчего иногда не позабавиться! Не спорь только с Владимиром Стасовым» (Шутка И.С. Тургенева, опубликованная им с разрешения Стасова). 7. Тот поистине побеждает в спорах, кто побеждает в спорах с помощью истины.
V. Проанализируйте диспут между Б. Расселом и отцом-иезуитом Ф.Ч. Коплстоном о существовании бога. (Б. Рассел. Почему я не христианин. М., 1987. С. 248–307).
VI. Состоятельна ли демонстрация в следующих аргументациях? «— Вам, Шура, я скажу как родному. Я раскрыл секрет этих гирь. — Какой может быть секрет? — разочарованно молвил уполномоченный по копытам. — Обыкновенные гири для гимнастики. — Вы знаете, Шура, как я Вас уважаю, — загорячился Паниковский, — но Вы осёл. Это золотые гири! Понимаете? Гири из чистого золота. Каждая гиря по полтора пуда. Три пуда чистого золота... — А вдруг они не золотые? — спросил любимый сын лейтенанта, которому очень хотелось, чтобы Паниковский возможно скорее развеял его сомнения. — А какие же они, по-вашему? — иронически спросил нарушитель конвенции. — Да, — сказал Балаганов, моргая рыжими ресницами, — теперь мне всё ясно. Смотрите, пожалуйста, старик — и всё раскрыл!..» (И. Ильф и Е. Петров. «Золотой телёнок»). 2. Из рассуждений зоолога: «Некоторые кошачьи — хищники, ведь некоторые хищники львы, а все львы — кошачьи». 3. Несомненно, что Россия дала миру целую плеяду великих учёных-космистов, о чём свидетельствует творческое наследие Циолковского. 4. Критик высказал суждение о книге начинающего поэта, прочитав всего одну страницу. Когда это поставили ему в упрёк, он ответил: «Если я желаю определить вкус вина в бочке, то неужели для этого я должен выпить всю бочку? Одной рюмки вполне достаточно, чтобы произвести оценку». 5. Опровержение тезиса о существовании взрослых животных-альбиносов: «Вы только представьте себе вечно белого зайца в летнем или осеннем лесу. Волк, лиса или рысь увидят его за километр. Или взять, к примеру, белую особь уссурийского тигра. Спора нет, зимой такая окраска была бы для него большим преимуществом, но летом от этой особи за километр держались бы все её потенциальные жертвы. Тигру-альбиносу при этом оставалось бы либо стать травоядным, что невозможно, либо умереть от голода. Таким образом, особи альбиносов, если и рождаются на свет, то сразу же выбраковываются естественным отбором, не имея возможности дать плодовитое потомство. Поэтому-то я и отвергаю любое сообщение о взрослых животных-альбиносах». 6. «Вот вам ещё доказательство, что она бледна... я помню, как теперь, что я сижу возле Манилова и говорю ему: “Посмотрите, какая она бледная!”» (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»).
Список рекомендуемой литературы 1. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 150 с. 2. Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика: Учеб. для вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 528 с. 3. Гетманова А. Д. Учебник по логике. — М.: ЧеРо, 1997. — 304 с. 4. Логика: Учебник для юридических вузов. — СПб.: Изд-во «Лексикон», 2001. — 320 с. 5. Мартишина Н. И., Махова Н. П. Логика: Учеб. пособие. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 1998. — 40 с. 6. Родос В. Б. Теория и практика полемики: Методическое пособие. — Томск: Изд-во ТГУ, 1989. — 56 с. 7. Рузавин Г. И. Логика и аргументация: Учеб. пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997.— 351 с. 8. Формальная логика / Под ред. И.Н. Бродского и И.Я. Чупахина. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 360 с.
Варианты комплексного задания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.160 (0.014 с.) |