ТОП 10:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ



 

К 90-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ
СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ,
НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

 

Сборник материалов передового опыта

Под общей редакцией В.И. Семенюка,
заместителя директора ФСИН России,
генерал-лейтенанта внутренней службы

 

Москва – 2009


Рекомендовано для распространения в УИС

Центральным экспертным советом ФСИН России

 

 

К 90-летию создания службы исполнения наказаний,
не связанных с лишением свободы:
Сборник материалов передового опыта // Под общей редакцией В.И. Семенюка,
заместителя директора ФСИН России, генерал-лейтенанта внутренней службы – М.: НИИ ФСИН России, 2009. – 246 с.

 

Настоящее издание продолжает серию сборников «Библиотека передового опыта».

В предлагаемом сборнике представлен опыт работы
ГУФСИН (УФСИН) России по Республикам Башкортостан и Марий Эл; Карачаево-Черкесской Республике; Красноярскому, Забайкальскому и Ставропольскому краям; Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Курской, Новгородской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Тюменской, областям и г. Москве.

 

Составители сборника: Ф.В. Ручкин, В.И. Селиверстов,
Е.Н. Казакова, С.Ю. Некрылова, А.Х. Яровой, Л.Ф. Пертли,
О.Н. Яковлева

 

 

Фото на обложке: проверка А.В. Тудвасевым, старшим инспектором УИИ № 45 МРУИИ № 12 ГУФСИН России по Кемеровской области, капитаном внутренней службы, осужденного к обязательным работам по месту отбывания наказания

 

© НИИ ФСИН России, 2009


Уважаемые коллеги!

 

Для сотрудников службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы настоящий год – юбилейный. Ровно 90 лет назад Центральным карательным отделом Наркомата юстиции РСФСР было утверждено «Положение о бюро принудительных работ». Этот орган и стал прообразом нынешних уголовно-исполнительных инспекций.

В разные времена менялась подведомственность названных учреждений, видоизменялись функции и задачи. Неизменным оставалось одно – предпочтительность и актуальность исправления граждан, преступивших закон, без изоляции от общества.

Развитие службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, определяется современной уголовно-правовой политикой государства, направленной на расширение применения наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести впервые, и должно способствовать достижению стратегической цели уголовно-исполнительной системы: улучшению качества исполнения судебных решений и актов в части исполнения наказаний без изоляции от общества и исправления осужденных, предупреждению совершения ими повторных преступлений.

Важным подтверждением этого положения являются слова Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.: «Нельзя забывать о таком принципиальном вопросе, как гуманизация закона и порядка его применения. Судам следует более взвешенно относиться к избранию мер пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества».

Организационная перестройка деятельности инспекций, проводимая в последние годы, позволила преобразовать их в полноценные учреждения уголовно-исполнительной системы, способные решать социально значимую задачу – возвращение обществу законопослушных граждан. Повысился их статус в системе правоохранительных органов, укрепилась материальная база, создаются надлежащие условия для размещения и функционирования.

За эти годы многое сделано для формирования стабильного, высокопрофессионального кадрового ядра. Сегодня в инспекциях несут службу свыше 10 тысяч сотрудников. В своем большинстве это грамотные, опытные, преданные своему делу специалисты, способные успешно решать первостепенные задачи, поставленные государством.

В настоящее время в работе инспекций с учетом многопрофильности их деятельности накоплен и успешно применяется передовой опыт работы по различным направлениям служебной деятельности. Внедрение этого опыта помогает достигать хороших результатов при выполнении возложенных на УИИ задач.

В положительном плане хочу отметить деятельность УИИ республик Башкортостан и Татарстан, Челябинской, Саратовской, Ростовской областей и ряда других регионов, где умело организована работа в УИИ и налажено взаимодействие с органами местного самоуправления, ОВД, судами, общественными организациями.

В приложении к сборнику представлены: извлечение из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (прил. 1); распоряжение Директора ФСИН России о проведении исследования по определению эффективности применения системы электронного мониторинга и слежения с УИИ
УФСИН России по Воронежской области (прил. 2); рекомендации управления исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, ФСИН России по различным направлениям деятельности УИИ в виде методических рекомендаций по организации деятельности МРУИИ (прил. 3), по предупреждению повторной преступности (прил. 4), по организации воспитательной работы с осужденными (прил. 5) и проведению профилактических бесед с осужденными (прил. 6).

В настоящем сборнике обобщен лучший и наиболее актуальный опыт работы ОРУИИ и УИИ, представляющий практический интерес для сотрудников службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Его применение позволит более эффективно исполнять наказания без лишения свободы в соответствии с политикой государства, направленной на гуманизацию уголовно-исполнительной системы страны.

 

В.И. Семенюк,

заместитель директора ФСИН России,

генерал-лейтенант внутренней службы


 

РАЗДЕЛ I.

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ
И АППАРАТОВ ПО ИХ РУКОВОДСТВУ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ

 

 

1.1. О деятельности уголовно-исполнительных
инспекций и отдела по их руководству
УФСИН России по Архангельской области

В УФСИН России по Архангельской области (далее – УФСИН) функционируют 5 федеральных бюджетных учреждений «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция» (далее – МРУИИ), в состав которых на правах филиалов входят 25 уголовно-исполнительных инспекций (далее – УИИ). Инспекции созданы во всех административно-территориальных образованиях, одна функционирует на территории Ненецкого автономного округа. Штатная численность сотрудников инспекций составляет 110 единиц. Должности психологов введены во всех МРУИИ, психологи имеют высшее психологическое образование, 1 психолог после окончания ВИПЭ ФСИН России. 22 инспекции выведены из зданий ОВД, 8 размещаются в органах внутренних дел в отдельных кабинетах. В 2008 г. общая площадь, занимаемая инспекциями, достигла 493,1 тыс. м², в расчете на одного сотрудника 12 м² (в 2007 г. – 8,3 м²).

Организационно-методическое руководство УИИ и контроль за их деятельностью осуществляет отдел со штатной численностью 6 единиц.

Высшее образование имеют 66,4 % сотрудников инспекций, женщины составляют 61,8 %, мужчины – 38,2 %. Самая многочисленная возрастная категория – это сотрудники в возрасте от 30 до 40 лет (54,5 %); до 30 лет – 26,4 %, старше 40 лет – 19,1 %. Стаж службы в УИИ от 3 до 10 лет имеют 60,9 % сотрудников.

В 2008 г. проведено 14 оперативных и рабочих совещаний, из них при начальнике УФСИН – 4 (21.01.2008, 24.03.2008, 13.05.2008, 25.07.2008), при курирующем заместителе – одно кустовое совещание (01.08.2008 в г. Котлас). В ходе указанных совещаний заслушано 28 сотрудников УИИ, имеющих низкие показатели и недостатки в работе. Начальником УФСИН совместно с курирующим заместителем, а также с заместителем, курирующим тыловое обеспечение, осуществлено 14 выездов в УИИ, при этом в три инспекции начальник Управления с заместителем начальника по тыловому обеспечению выезжал дважды.

С положительной стороны следует отметить решение вопросов материально-технического обеспечения УИИ области. Так, без учета аренды помещений и коммунальных услуг, в течение года на нужды УИИ выделено 47,5 тыс. руб. В среднем каждая инспекция в 2008 г. профинансирована в размере 159,7 тыс. руб.

Ежемесячно выделяется по 500 руб. на услуги сотовой связи для начальников МРУИИ области.

Приказом УФСИН от 26.03.2007 № 160 утверждено Положение о порядке взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и учреждений УФСИН России по Архангельской области, а также определена схема закрепления УИИ за исправительными учреждениями.

Благодаря налаженному взаимодействию УИИ с органами местного самоуправления (ОМС) и другими организациями для нужд УИИ выделено следующее имущество: 9 комплектов компьютерной техники; автомобиль ГАЗ-2705, мебель для МРУИИ № 2 и МРУИИ № 4.

Ведение делопроизводства в ОРУИИ, МРУИИ и УИИ организовано и осуществляется в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 16.08.2007 № 166. Все личные дела осужденных переведены в разряд дел с грифом «для служебного пользования».

Служебная подготовка регламентируется ежегодным приказом начальника УФСИН (приказ УФСИН от 10.01.2008 № 2 «Об организации служебной и физической подготовки сотрудников УФСИН России по Архангельской области в 2008 г.»). Боевая подготовка с сотрудниками УИИ проводится в арендуемых УФСИН тирах, а также на стрельбищах исправительных учреждений. Физическая подготовка проводится по индивидуальному плану. Служебные тетради и конспекты имеются в наличии и ведутся должным образом.

Приказом УФСИН от 11.10.2006 № 526 каждая МРУИИ определена в качестве базовой инспекции, а также утверждено положение о базовых инспекциях (в базовых УИИ в течение 2008 г. прошли обучение 11 сотрудников). Каждая инспекция обеспечена необходимой оргтехникой, методическими пособиями и материалами. В качестве организаторов учебного процесса в данных инспекциях определены наиболее опытные и подготовленные сотрудники. У всех сотрудников приняты зачеты на предмет знания нормативной базы, регламентирующей деятельность УИИ. Во всех МРУИИ области установлена электронная почта с УФСИН и ОРУИИ.

ОРУИИ проведено с сотрудниками инспекций 5 учебно-методических сборов, по плану которых состоялись семинарские, теоретические и практические занятия, проводились тестирования сотрудников.

Большой объем работы проведен ОРУИИ в части подготовки методических рекомендаций, обзоров и указаний по линии деятельности УИИ, которые способствовали упреждению нарушений законодательства и приведению к единообразию практики работы УИИ области.

Так, в 2007–2008 гг. без учета материалов, поступивших из ФСИН России, ОРУИИ подготовлены и направлены на места:

- методических рекомендаций – 7;

- обзоров (анализов) результатов деятельности – 19;

- указаний, информационных писем – 35;

- приказов, распоряжений, положений, инструкций – 5.

Например, памятка «О порядке предоставления и сроках предоставления отчетности и других документов», Типовой план обучения сотрудников в базовой инспекции, Тематический план основных направлений деятельности УИИ по изучению, внедрению и распространению передового опыта в деятельности УИИ, методические рекомендации:

- Об особенностях исполнения наказаний в виде исправительных и обязательных работ;

- О порядке решения вопроса применения к осужденным ч. 1 ст. 74 УК РФ;

- О порядке исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- О порядке оформления стендов правового информирования.

Указанные методические рекомендации содержат значительный по объему материал, при этом в полном объеме не дублируют законодательство и ведомственную Инструкцию. Кроме того, разработаны образцы документов для осужденных, которые размещены на стендах наглядной агитации.

Ежеквартально ОРУИИ готовятся и направляются в областной суд, прокуратуру, УВД области, а также в МРУИИ обзоры (анализы) результатов деятельности, в которых особое внимание уделяется проблемным вопросам. Наряду с этим разработаны:

- Положение о порядке взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и учреждений УФСИН России по Архангельской области;

- Положение о порядке проведения служебных проверок по факту совершения повторного преступления;

- Положение о премировании руководящих работников МРУИИ за образцовое исполнение обязанностей;

- Типовые правила внутреннего распорядка МРУИИ, режим рабочего времени и др.

Приказом УФСИН России по Архангельской области от 18.06.2008 № 351 «О совершенствовании кураторства в УФСИН России по Архангельской области» главным куратором за учреждениями, исполняющими наказания без изоляции от общества, закреплена О.И. Думина, заместитель начальника УФСИН, в качестве кураторов за МРУИИ – сотрудники ОРУИИ.

В свою очередь, за каждой МРУИИ в качестве кураторов закреплены сотрудники от таких отделов УФСИН, как секретариат, психологическая служба, отдел кадров, ОРЛС, юридическая служба, ОКСиР, отдел планирования и оплаты труда, ФЭО, отдел главного механика и энергетика и др., что позволяет ОРУИИ и МРУИИ оперативно решать возникающие проблемы.

Ведение КНД в ОРУИИ соответствует требованиям приказа ФСИН России от 30.08.2006 № 591.

За 2008 г. сотрудниками ОРУИИ осуществлен 28 выездов в УИИ области, по результатам выездов, а также служебных проверок по фактам повторных преступлений 21 сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности и мерам материального ограничения.

За 2008 г. МРУИИ осуществили 22 выезда в свои филиалы (за 2007 г. – 27). По результатам выездов сотрудники
ОРУИИ отчитываются перед курирующем заместителем. При необходимости начальники МРУИИ заслушиваются у руководства УФСИН (так, 24.03.2008 при главном кураторе заслушан С.В. Горынцев, начальник ФБУ МРУИИ № 3, по результатам проверки, осуществленной ОРУИИ совместно с прокуратурой области).

Взаимодействие с органами внутренних дел осуществляется на основе полугодовых планов совместных мероприятий УФСИН и УВД области, направленных на предупреждение преступности и других правонарушений среди лиц, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества. Все запланированные мероприятия выполняются в срок и в полном объеме. Сотрудники инспекций принимают участие в проводимых ГРОВД единых днях участковых уполномоченных милиции, операциях «Участок», «Условник», «Безнадзорные дети», «Безопасность личности и собственности граждан», «Мигрант», «Подросток-беспризорник» и других мероприятиях. За 2008 г. инспекциями области проведено 382 совместных со службами ОВД рейда по проверке осужденных по месту жительства и в общественных местах. В результате данного взаимодействия проверками охвачено 98 % осужденных. В ходе проверок выявлены нарушения условий отбывания наказаний со стороны осужденных, в связи с чем:

- 39 осужденных привлечены к административной ответственности;

- 48 осужденным продлен испытательный срок;

- 17 осужденным произведена отмена условного осуждения;

- 27 осужденным дополнены возложенные судом обязанности.

Внедрена в практику психокоррекционная программа по снижению агрессивности осужденных за насильственные преступления.

По инициативе ОРУИИ разработан и издан совместный приказ УФСИН и УВД Архангельской области от 22.07.2008 № 422/461, утверждающий Инструкцию о порядке взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций УФСИН России по Архангельской области с органами внутренних дел УВД по Архангельской области. Данная инструкция предусматривает конкретные мероприятия УФСИН, УВД, УИИ и подразделений ГРУОВД по контролю за поведением осужденных.

В связи с тем, что 35 % повторных преступлений совершены осужденными в течение трех месяцев после постановки на учет, участковые уполномоченные милиции и сотрудники подразделений ПДН обязаны проверить осужденного по месту жительства в течение 10 дней после получения сообщения УИИ о постановке на учет. Определена периодичность проверок осужденных по месту жительства, сроки предоставления ГРОВД в УИИ информации о результатах проведенной с осужденным работы, сроки направления подразделениями следствия и дознания сообщений о начале уголовного преследования в отношении осужденного, порядок обмена и сроки предоставления другой информации.

Начальники МРУИИ принимают участие в проводимых ОВД совещаниях, семинарах, совместных заседаниях, в ходе которых рассматриваются вопросы деятельности УИИ. Информация о деятельности сотрудников УУМ и ПДН направляется руководству УВД, и к сотрудникам, недобросовестно исполняющим служебные обязанности, принимаются меры дисциплинарного и материального характера. В текущем году инспекции приняли участие в 57 таких совещаниях.

В 2008 г. положительно решен вопрос с ИЦ УВД области о подключении инспекций к удаленному доступу баз данных ИЦ для проведения проверок осужденных на предмет совершения правонарушений и привлечения их к уголовной ответственности. Так, ИЦ УВД области выделил 30 электронных адресов
(29 – для инспекций области и 1 – для ОРУИИ).

В течение года программный комплекс автоматизированного учета осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, внедрен в пяти МРУИИ и двадцати одной УИИ области, или 86,6 % от общего количества инспекций.

Инспекции взаимодействуют и с другими органами власти. Так, по инициативе ОРУИИ подготовлено и заключено 10.09.2008 Соглашение о порядке взаимодействия УФСИН России по Архангельской области с УФССП по Архангельской области. Целью данного Соглашения является упорядочение обмена информацией между двумя службами, а также оказание судебными приставами содействия инспекциям в осуществлении приводов осужденных в суд.

Продолжается работа по организации взаимодействия с УФМС по Архангельской области по изъятию заграничных паспортов у осужденных без изоляции от общества в целях воспрепятствования их выезда в период отбывания наказания за пределы России.

В целях решения задач социальной адаптации на рынке труда граждан, освобождающихся из мест лишения свободы и состоящих на учетах УИИ области, 04.04.2008 между УФСИН и Управлением государственной службы занятости населения Архангельской области заключено соглашение о сотрудничестве. На основе данного соглашения на местах каждой инспекцией заключено аналогичное соглашение. В каждой инспекции работают консультационные пункты для осужденных, организованные центрами занятости населения; оформлены стенды наглядной агитации, на которых размещена информация о рынке труда и др. необходимая для трудоустройства. Для осужденных разработана форма направления в центр занятости. В настоящее время УФСИН и УЦЗН области проводятся исследования о необходимости создания ведомственной целевой программы трудоустройства осужденных.

В 2008 г. заключены соглашения о сотрудничестве с рядом крупных предприятий области («Севмаш», «Звездочка») в части трудоустройства осужденных без лишения свободы.

На основании соглашения о сотрудничестве между УФСИН и Поморским государственным университетом в инспекциях области проходят практику и стажировку студенты университета.

В целях профилактики преступности, а также информирования населения о деятельности инспекций, формирования общественного мнения в пользу применения альтернативных видов наказания используются возможности средств массовой информации (8 публикаций в газетах области, 4 телерепортажа, 2 статьи в журнале «Преступление и наказание»).

ОРУИИ и МРУИИ № 1 совместно с пресс-службой УФСИН и съемочной группой телекомпании «Поморье» подготовлен репортаж о наказании в виде обязательных работ, который демонстрировался 17.08.2008 по областному телеканалу «Поморье».

А.В. Матвеенко, начальник ОРУИИ
УФСИН России по Архангельской области,
майор внутренней службы

 


 

1.2. О работе УФСИН России по Ставропольскому краю
по созданию необходимых условий функционирования уголовно-исполнительных инспекций
и их взаимодействия
с правоохранительными органами

 

На территории Ставропольского края функционируют 5 государственных учреждений «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Ставропольскому краю» в их состав на правах филиалов входят оставшиеся 30 уголовно-исполнительных инспекций (далее – УИИ). Штатная численность личного состава инспекций составляет 172 единицы. Ежегодно по учетам инспекций проходит свыше 19 тыс. осужденных без лишения свободы.

В 2007 г. приоритетными направлениями в деятельности аппарата по руководству уголовно-исполнительными инспекциями (далее – ОРУИИ) края было создание условий для нормального размещения сотрудников, обеспечение УИИ компьютерной техникой, внедрение современных технологий учета и контроля за осужденными без изоляции от общества, совершенствование работы УИИ.

В целях создания надлежащих условий по размещению сотрудников УИИ края проделана определенная работа:

Из 35 инспекций 33 в настоящее время располагаются в отдельных помещениях различной формы собственности, 2 инспекции расположены в зданиях ОВД, но в отдельных кабинетах, где на одного сотрудника приходится в среднем по 15,6 м² служебной площади (в 2006 г. – 20 из 35 УИИ располагались в зданиях ОВД). В настоящее время общая площадь занимаемых УИИ края помещений составляет – 2 697 м², или в среднем по 15,7 м² на одного сотрудника (в 2006 г. – 3,6 м²).

Отделом постоянно проводится работа по переводу инспекций в отдельные помещения федеральной, муниципальной или коммерческой формы собственности.

В результате проведенной работы инспекции размещены:

- в помещениях муниципальной формы собственности – 18, из них по договору аренды – 11;

- в помещениях федеральной формы собственности на безвозмездной основе – 11;

- в помещениях коммерческих организаций по договорам аренды – 4.

Кроме этого, в результате проведенной ОРУИИ работы управлением Росимущества по Ставропольскому краю передано на баланс государственному учреждению «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 5 УФСИН России по Ставропольскому краю» (Промышленный район г. Ставрополя) отдельное здание общей площадью 530 м². В здании имеется актовый зал на 80 мест.

В целях создания надлежащих условий для работы сотрудников ОРУИИ управлением Росимущества по Ставропольскому краю на баланс УФСИН России по Ставропольскому краю передано отдельное двухэтажное административное здание общей площадью 210 м².

В результате проведенной работы главами муниципальных городов и районов края, а также руководителями акционерных обществ, предоставлены следующие помещения:

- главой города Пятигорска, государственному учреждению «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №1 УФСИН России по Ставропольскому краю» (г. Пятигорск) выделен первый этаж административного здания общей площадью 166 м²;

- директором ООО «Руно», государственному учреждению «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №2 УФСИН России по СК» (Александровский район) выделена часть административного здания с отдельным входом, общей площадью 80 м². Занимаемое помещение оборудовано пожарно-охранной сигнализацией с выводом на громкую связь;

- комитетом имущественных отношений г. Ставрополя выделен для размещения сотрудников УИИ № 34 (Ленинский район г. Ставрополя) цокольный этаж жилого дома, с отдельным входом, общей площадью 104 м²;

- главой г. Невинномысска выделена для размещения сотрудников УИИ № 32 (г. Невинномысск) часть административного здания, общей площадью 100 м², с отдельным входом.

За счет средств, выделенных на услуги связи, произведена установка телефонов во всех 35 УИИ края. В связи с тем, что в каждой инспекции находится не менее двух кабинетов, общее количество установленных телефонов составляет 64 номера. Все окна УИИ имеют решетки, а входные двери укреплены металлом.

Во исполнение приказа ФСИН России от 23.11.2006 № 746 в УФСИН России по Ставропольскому краю проводится работа по внедрению программного комплекса автоматизации картотечного учета спецконтингента (далее – ПК АКУС). В каждой инспекции и в ОРУИИ закреплены сотрудники, ответственные за внедрение ПК АКУС.

В течение 2007 г. дважды проводились учебно-практические занятия с личным составом УИИ по внедрению и использованию ПК АКУС, а также неоднократно осуществлялись выезды в УИИ края, для оказания практической помощи непосредственно на местах. В результате проделанной работы во всех инспекциях края установлен ПК АКУС, сформированы базы данных, которые аккумулируются в ОРУИИ.

Положительные аспекты ПК АКУС заключаются в том, что он позволяет оперативно решать следующие задачи:

- вести учет осужденных без изоляции от общества, получать необходимую информацию, обобщенные данные, справки, статистические сводки об осужденном, когда-либо состоявшем на учете в УИИ края, в связи с запросами различных правоохранительных структур, а также для решения возникающих задач, стоящих перед инспекциями;

- контролировать сроки постановки на учет осужденных, снятия с учета; истечения половины испытательного срока; сроки привлечения к труду осужденных к исправительным работам;

- контролировать своевременность производства и перечисления удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам;

- устанавливать родственные, дружеские связи осужденных, скрывающихся от контроля инспекции, что позволяет эффективно проводить первоначальные розыскные мероприятия;

- отслеживать соблюдение порядка и условий отбывания наказаний осужденными, состоящими на учете в инспекции.

При условии правильного и грамотного формирования
ПК АКУС программа имеет функциональную возможность обобщать и распечатывать отчеты УИИ.

Вместе с тем существует ряд проблем, которые не позволяют УИИ полностью использовать все возможности ПК АКУС. Так, имеющиеся в ряде инспекций компьютеры исчерпали свой ресурс, постоянно происходят сбои программы: УИИ № 8 (г. Железноводск), УИИ № 9 (г. Кисловодск), № 12 (г. Лермонтов), № 24 (Кировский район), № 13 (Андроповский район),
№ 14 (Арзгирский район), № 23 (Труновский район), № 26 (Левокумский район), № 28 (Советский район), № 32 (г. Невиномысск), № 18 (Туркменский район), № 17 (Петровский район). В связи с этим не проводится работа по фотографированию подучетных и их дактилоскопированию.

До настоящего времени не введена в эксплуатацию программа переноса и объединения данных, в результате чего возможность корректного объединения данных в МРУИИ и соответственно в ОРУИИ отсутствует, поэтому приходится работать с несколькими базами данных при выполнении одних и тех же запросов, что существенно усложняет работу.

 

А.А. Шокарев, начальник ОРУИИ
УФСИН России по Ставропольскому краю,
подполковник внутренней службы

 


 

1.3. Опыт работы уголовно-исполнительных инспекций УФСИН России по Тверской области
по организации профилактической и воспитательной
работы с несовершеннолетними осужденными
без изоляции от общества

В настоящее время в 40 районах Тверской области действует 40 уголовно-исполнительных инспекций, из них 2 межрайонные. По их учетам ежегодно проходит около тысячи несовершеннолетних осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Так, в 2008 г. по учетам прошло 754 подростков, в 2007 г. – 868.

Практика уголовного законодательства ориентирована на сокращение применения наказания в виде лишения свободы с одновременным расширением альтернативных мер уголовно-правового характера. Особенно актуальным это положение относится к несовершеннолетним, так как их пребывание в местах лишения свободы мало способствует формированию правопослушного поведения, исправлению и развитию личности.

Однако есть и отрицательные моменты применения альтернативных мер к подросткам, совершившим правонарушения. Главное из них то, что осужденные остаются в условиях микросреды, под влиянием которой были совершены преступления. Поэтому наша задача оказать на них такое незамедлительное и комплексное воспитательное воздействие, которое поможет отвратить несовершеннолетних от противоправных деяний и будет способствовать их исправлению и перевоспитанию.

Роль координатора подобной работы в Тверской области взял на себя отдел по руководству уголовно-исполнительными инспекциями. Наши подразделения в течение 2008 г. провели большую работу по вовлечению подростков в досуговую, общественно полезную и развивающую деятельность. Считаем, что проведение профилактической и воспитательной работы в отношении несовершеннолетних осужденных без лишения свободы в настоящее время является одним из приоритетных направлений деятельности нашей службы.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 индивидуальная профилактическая работа с подростками является составной частью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Данные функции входят в полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальной защиты населения, опеки и попечительства, службы занятости, органов внутренних дел.

Подразделения по делам несовершеннолетних зачастую пытаются самоустраниться от проведения профилактической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными без лишения свободы, несвоевременно проверяют их по месту жительства, не всегда предоставляют в уголовно-исполнительные инспекции обзорные справки, не проявляют инициативы в организации работы с данной категорией подучетных.

В этой связи назрела необходимость в разработке и утверждении совместного с Министерством внутренних дел Российской Федерации приказа, регулирующего взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций и подразделений по делам несовершеннолетних в проведении работы с подростками, осужденными без лишения свободы.

Определенные изменения необходимо внести и в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12.04.2005 № 38, в частности предусмотреть обязательное присутствие родителей либо представителя подразделения по делам несовершеннолетних при проведении профилактических бесед с несовершеннолетними осужденными. Также предлагаем предусмотреть в действующем УПК РФ обязательное присутствие сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних при рассмотрении в судебном заседании представлений уголовно-исполнительных инспекций.

Общаясь с несовершеннолетними, работая с ними, встречаясь в неформальной обстановке, мы приходим к выводу, что причинами подростковой преступности является невозможность понять ими происходящее в окружающем их мире. Зачастую дети не могут найти объяснения своим поступкам, понимания со стороны сверстников, взрослых, причем не только посторонних, но и близких людей.

В целях оказания психологической помощи несовершеннолетним сотрудниками отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями организуются встречи подростков и их родителей со специалистами Центра медико-психологической помощи молодежи, консультации психологов и педагогов кафедры психологии Тверского Государственного университета.

Одной из причин совершения несовершеннолетними противоправных деяний является низкий уровень правового сознания и правовой культуры. Для преодоления этих негативных явлений проводятся встречи и консультации подростков, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях области, с сотрудниками консультативного центра «Детский адвокат». В общественных приемных представители Центра оказывают им безвозмездную юридическую помощь, работает «телефон доверия», проводятся круглые столы по правовому воспитанию, например, «Школа – территория закона», «Толерантность и права человека».

Анализ совершенных подростками преступлений показывает, что подавляющее большинство составляют имущественные преступления, а именно кражи. На них приходится 40 % от общего количества преступлений. Зачастую, несовершеннолетним, проживающим в малообеспеченных семьях, требуются деньги на приобретение продуктов питания. Поэтому еще одним направлением нашей деятельности стало решение через администрацию города вопроса предоставления бесплатного питания наиболее нуждающимся подросткам. На сегодняшний день осужденные, проживающие в неблагополучных семьях, обеспечены горячими ежедневными обедами на предприятиях общественного питания города Твери.

В настоящее время отмечается рост числа несовершеннолетних, поступающих на учет в уголовно-исполнительные инспекции, которые нигде не работают и не учатся. Мы понимаем, что чем больше свободного времени у подростка, тем больше вероятность совершения им противоправных деяний. В этой связи нами налажена работа с Центром занятости населения по Тверской области, где осужденные данной категории участвуют в Программе профессиональной ориентации и обучения основам профессии несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних и органах Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области. Подобной работой охвачены и осужденные, проживающие в районных центрах Тверской области.

Несовершеннолетние осужденные, состоящие на учете в УИИ, приняли участие в Фестивале детского творчества, в региональном Конкурсе детского и семейного творчества, посвященном празднику Святой Пасхи. Все участники по инициативе Администрации г. Твери получили памятные подарки. Ребята осознали, что их труд необходим людям и востребован ими. Творческие работы осужденных были переданы в дар Центру реабилитации для детей с ограниченными возможностями, расположенному в г. Твери.

Также ребята принимают участие в осуществлении программы работы с «трудными» подростками Тверского областного центра детского и семейного чтения имени А.С. Пушкина «Ты не один на свете», основная цель которой – формирование нравственности у подростков, оказавшихся в сложных условиях окружающей действительности, и их социальная реабилитация.

Не могли мы обойти вниманием и духовное воспитание подростков. С ребятами проводятся встречи в храмах, где священнослужители рассказывают о культуре и традициях Русской Православной Церкви. В настоящее время планируется участие несовершеннолетних осужденных в паломнических поездках по святым местам Тверской области.

В целях оказания мер воспитательного воздействия отделом по руководству УИИ регулярно организуются экскурсии для несовершеннолетних осужденных в следственные изоляторы и исправительные колонии Тверской области с привлечением представителей духовенства.

Особое внимание нами уделяется военно-патриотическому воспитанию несовершеннолетних. Сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций проводятся встречи подростков, состоящих на учете, с представителями подразделения спецназа «Рысь» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области, райвоенкоматов, пожарных частей. В 2008 г. состоялся поход «Преодоление» по памятным местам Торжокского района. Мы считаем необходимым доказать подросткам, что они могут проявить себя посредством реализации в выбранной ими профессии и что для этого совсем необязательно совершать правонарушения и преступления. Также нами уделяется внимание и военно-историческому воспитанию подростков, для чего организовываются экскурсии в краеведческие музеи, по местам боевой славы, проводятся встречи с членами исторических клубов «Рыцарь», «Дружина». Наиболее значимым событием в данном направлении деятельности явился Урок Мужества, проведенный сотрудниками ОРУИИ УФСИН России по Тверской области в музее Калининского фронта в пос. Эммаус. На встречу был приглашен М.С. Воронцов, ветеран Великой Отечественной войны и уголовно-исполнительной системы, полковник в отставке. Это м







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.025 с.)