I. Постройте рассуждение по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Постройте рассуждение по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения.



а) На вопрос доктора Ватсона, каким образом Холмс узнал, что он утром был на почте и отправил на телеграмму, последний сказал следующее: «…мне известно, что утром вы не писали никаких писем, ведь я все сидел напротив вас. А в открытом ящике вашего бюро я заметил толстую пачку почтовых открыток и целый лист марок. Для чего же тогда идти на почту как не за тем, чтобы послать телеграмму? Отбросьте все, что не могло иметь места, и останется один – единственный факт, который и есть истина».

 

II. Определить вид дилеммы, сделать вывод, построить логическую схему.

а) Если философ признает и вторичность сознания, значит он материалист, если же он считает первичным сознание, дух, то он стоит на позициях идеализма. Но философ может признавать или первичность материи, или первичность сознания.

б) Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют.

 


Упражнения:

Являются ли формально-логическими законами связи по формам между исходными суждениями и их результатом:

1. Некоторые участники этого преступления опознаны потерпевшим. Ни один из членов семьи Петровых не опознан потерпевшим. Никто из лиц, не участвовавших в совершении этого преступления, не привлечен к уголовной ответственности.

Следовательно, ни один из членов семьи Петровых не привлечен к уголовной ответственности за совершение этого преступления.

2. Все студенты нашей группы – юристы. Все студенты нашей группы – участники кружка по логике.

Все члены кружка по логике – юристы.

3.Если философ является дуалистом, то он не идеалист.

Если философ не идеалист, то он диалектик или метафизик.

Этот философ не метафизик.

Он диалектик или дуалист.

4. «Если умер Сократ, то он умер или когда жил, или когда умер. Если когда жил, то он не умер, т.к. один и тот же человек и жил бы, и был бы мертв; но и не тогда, когда умер, ибо он был бы дважды мертвым. Стало быть, Сократ не умер» (Секст Эмпирик. Соч. в 2-х т. Т.2., М., 1976. С.289).

[2] Особенно известны рассказы: «Двойное убийство в улице Морг» (взято из действительности), - убийство двух женщин при загадочных обстоятельствах, совершенное, как выяснилось впоследствии, вырвавшимся на свободу орангутангом; «Похищенное письмо»; «Золотой жук» и др.

Упражнения:

Указать смысл и значение следующих выражений (знаков-символов):

1.Луна

2.Вечный двигатель

3.Автор «Божественной комедии»

4.Мысль

5.Свобода

6.Летчик-космонавт

7.Симфония

8.Композитор, написавший музыку к балетам «Спящая красавица» и «Щелкунчик»

1) автор романа в стихах «Евгений Онегин», автор исторической работы «История Пугачева (1834)» имеют одно и тоже значение (поэт А.С.Пушкин), но различный смысл.

2) «самое глубокое озеро мира», озеро, имеющее свыше 300 притоков и единственный исток – реку Ангару – озеро Байкал – значение, имеет различный смысл.

 

 

Упражнения:

1. а) укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными.

б) определите их местность (одно…., двух, трех…)

в) получите из них имена или предложения, выражающие истинные или ложные высказывания.

1) Сумма чисел 21 и Х

2) Разность Х3 и У3

3) Х – самая длинная река в мире

4) Писатель Х – современник писателя У

5) Правильная дробь У больше дроби 2/3

6) Река Х – приток реки У

7) Z, деленное на 3 без остатка

8) Х+У> 10

9) «Х» и «У» - сестры

2.Определить, к каким семантическим категориям относятся следующие выражения:

1) Буря мглою небо кроет

2) Завывающий ветер

3) Самая северная в мире атомная электростанция

4) Тихая песня, раздающаяся в тишине

5) Песня раздалась в тишине

6) Легкомысленный человек, не знающий истины, изъясняется абстрактно, высокопарно, неточно (Б.Брехт)

 

Упражнения:

Выразите в символической форме следующие сложные выражения:

1) Дни стояли летние;

Река долго не замерзала»

От её зеленой воды поднимался пар (К.Паустовский)

2) Счастливы сосны и ели, \

Вечно они зеленеют, \

Гибели им не приносят метели, \

Смертью морозы не веют (Н.А.Некрасов)

3) Львы – спокойные животные. Но если ранить льва и преследовать, тут держи ухо востро (Д.Х.Чейз)

.

4) Если человек совершает одну и туже ошибку дважды, он должен поднять руки вверх и признаться либо в беспечности, либо в упрямстве» (Дж.Лоример).

 

5) Истинный показатель развития цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитанного страной (Р.Эмерсон).

6) Никакие житейские блага не будут нам приятны, если мы пользуемся ими одни, не деля их с друзьями (Э.Роттердамский).

Объем понятия:

Каждая точка представляет собой какой-то 1 элемент объема понятия

 

Примеры:

1) «вечный двигатель»;

2) «вещество, являющееся металлом и не являющееся электропроводным»

3) «человек, знающий все европейские языки, но не знающий болгарского языка, являющегося европейским».

(1) и (2) – пустой фактический объем (противоречивость фактического объема содержаний):

1) противоречит в силу закона сохранения энергии

2)в контексте со знанием «все металлы электропроводны»

 

(3) – содержание самопротиворечиво логически, имеет пустой логический объем

Пример сложного положительного понятия:

«человек, говорящий по-английски, по-немецки и по-французски».

Пример сложного отрицательного понятия:

«человек, не знающий английский, но не знающий немецкого и французского языка».

 

 

Упражнения:

К какому виду относится каждое из следующих понятий?

1. «Самая удаленная точка Вселенной».

3. «Человек, который никого не любит».

4. «Записка или письмо, с просьбой куда-нибудь явится («Письменное приглашение»).

5.»Призрак умершего или отсутствующего существа».

6. «Человек, не знающий страха».

7. «Отсутствие страха перед опасностью».

8. «Первый заместитель главы правительства Российской Федерации»

9. «Преступление».

 

 

Упражнения

Изобразить отношения между объемами понятий:

1. «Деяние», «наказуемое деяние», «ненаказуемое деяние»

2. «Орудие преступления», «огнестрельное оружие», «пистолет».

3. «Посягательство на честь и достоинство личности», «клевета», «оскорбление».

4. «Хозяйственное преступление», «обман покупателей», «незаконное изготовление спиртных напитков».

5. Действие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуемого, или бездействие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуемого.

Упражнения

Установить состав, вид и распределенность терминов атрибутивных суждений:

1. Ликург – великий законодатель древности.

2. Все сделки, не соответствующие требованиям закона, являются не действительными.

3. Некоторые юристы являются мастерами спорта.

 

Упражнения

 

1.Какой смысл (строго-разделительный или соединительно-разделительный) можно придать союзу «или» в следующих дизъюнктивных суждениях, если принять их за истинные:

- это деяние является противозаконным или не является противозаконным.

- националистическая и шовинистическая пропаганда может быть совершена устно или письменно.

- Он способный или прилежный.

- Он совершил это преступление или не совершал этого преступления.

 

2. Вставить вместо пропущенных слов словосочетания – «необходимо, но не достаточно», «необходимо и достаточно», таким образом, чтобы получить истинные суждения:

1. Предварительный сговор группы лиц является ……. условием для того, чтобы считать разбой квалифицированным.

2. Устранение причин и условий, способствовавших порождению преступности, является……. Для ликвидации преступности.

3.Наличие случаев проявления преступности есть …….. условие для того, чтобы применять строгие меры наказания к лицам, совершившим опасные для общества преступления.

4.Применение уголовной репрессии есть ….. условие для ликвидации преступности.

5.Обвинительный приговор суда есть…… условие для применения уголовного наказания.

Чтобы установить, что непосредственное умозаключение не является правильным, нет необходимости все возможные отношения между субъектом и предикатом посылки, при которой она является истиной.

Достаточно найти один опровергающий случай.

Умозаключение:

Все S: суть P

Все P суть S

P В этом случае нельзя сделать вывод о том, что все P суть S,то есть обращенне

То есть обращение общеутвердительного суждения без ограничения невозможно.

Упражнения:

I.Являются ли правильными следующие силлогизмы, если нет, то какие правила фигур или общие правила в них нарушены?

1. Все интеллигентные люди борются за мир, и все они являются прогрессивными людьми. Следовательно все прогрессивные люди борются за мир.

2.Все преступления осуждаются общественностью. Данное деяние не преступление. Следовательно, оно не осуждается общественностью.

II. Восстановить энтимемы:

1. Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки должностное преступление.

2. Данное решение суда не является оправдательным, так как оно требует увольнения от должности

3. Иванов непосредственно участвовал в совершении убийства холодным оружием, так как в момент его совершения он находился на месте преступления.

 

Упражнения

1)подтверждают ли высказывания:

«Иванов был на месте преступления в то время, когда преступление совершалось».

«Иванов знал потерпевшего. Высказывание «Иванов совершил это преступление» при условии: если это преступление совершил Иванов, то он знал потерпевшего; для совершения преступления преступник должен быть на месте преступления в момент его совершения.

 

Упражнение

1.О какой индукции пишет Аристотель:

«Появляется же искусство тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы. Так, например, считать, что при такой-то болезни помогло такое-то средство, и оно же помогло Сократу и также в отдельности помогало, - это уже дело опыта, а определить, что это средство при такой-то болезни всем таким-то людям одного какого-то склада (например, всем вялым или желчным при сильной лихорадке), - это дело искусства».

 

2.В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10% таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений.

Обосновано ли это заключение?

Если нет, то какие методологические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены.

3.В каком из следующих рассуждений заключение более правдоподобно и почему?

а) Все известные логике способы рассуждений осуществимы на русском, английском, немецком, итальянском и венгерском языках. Следовательно, все известные логике способы рассуждения осуществимы на любом языке.

б) Все известные логике способы рассуждений осуществимы на русском, английском, арабском, японском и венгерских языках. Следовательно, все известные логике способы рассуждения осуществимы на любом языке.

 

Упражнения

Какие из указанных требований не соблюдаются в рассуждении Платона:

«Начертите на песке круг. Он несовершенен и полон всяких отклонений от идеального круга. Но ведь так легко, имея перед глазами этот несовершенный круг, представить себе идеальный круг и строить о нем точнейшую науку. Почему же этот простой метод не применить к человеческому обществу?

Давайте скажем преступнику, что он преступник, давайте усовестим его. Он тут же перестанет быть преступником, и на первый план выступит его идеальное человеческое поведение. Это невозможно? Но почему же это возможно с кругом? Вот и попробуйте убедить Платона, что человеческая жизнь не есть геометрия».

[19] Называемый также «внешним мотивом». Между прочим, Вейнгарт замечает, что для обнаружения и изобличения преступника недостаточно взять только одну из составных частей мотива, а следует по возможности выяснять все составные части его как побудительной причины, т.е. и внешний повод, и внутреннее побуждение или соответствующее свойство характера, и преследуемую действием конечную цель.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.031 с.)