Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношения между схемами высказыванийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обсуждение практических и научных вопросов обычно связано с выдвижением различных положений и мнений. В судебно-следственной практике невозможно обойтись без положений, которые называются версиями. Их приходится сопоставлять друг с другом, одни из них противополагаются другим, некоторые оказываются более сильными, чем другие и т.д. Это означает, что высказывания вступают между собой в различные логические отношения. Логические отношения между высказываниями устанавливаются через отношения схем, которые наполняются содержанием этих высказываний. Будем считать, что две схемы a и b находятся в отношении сопоставимости лишь тогда, когда существует хотя бы одна переменная, содержащаяся как в a, так и в b. Например, схемы A Ù B и С ®Ø B сопоставимы (здесь общая переменная или связь переменных B), а A Ù B и C ® D – нет. Основные отношения – это отношения совместимости и несовместимости. Совместимость схем определяется наличием хотя бы одного случая, когда при одинаковых логических значениях переменных эти схемы одновременно получают значение «истинно». При отсутствии такого случая схемы несовмести м ы. Так, схемы A Ù B и A Ú B совместимы. Это видно из таблицы 6, в частности из первой ее строки, где при подстановке вместо A и B значения «истинно » как первая, так и вторая схема получает значение «истинно». Схемы A Ú B и A «B несовместимы, так как при одинаковых значениях A и B они не имеют общего значения "истинно" (таблица 7). Таблица 6
Таблица 7
Совместимые формы могут находиться в следующих отношениях: а) отношение следования, или подчинения; б) полной совместимости, или равнозначности; в) частичной совместимости. Отношение следования (подчинения) Вывести следствие из некоторых положений – значит изъять из них какую-то часть их содержания. Если исходное содержание является истинным, то и следствие также истинно. Из ложного содержания можно получить как ложное, так и истинное содержание. Поэтому отношение следования в логике высказываний можно определить так: логические схемы a и b находятся в отношении следования (из a следует b), если и только если при одинаковых значениях переменных не бывает так, что схема a получает значение «истинно», а схема b получает значение «ложно». В качестве примера возьмем схемы высказываний: “Если электростанция прекратит подачу тока, то предприятие остановится, а если оно остановится, то понесет большие убытки” и “Если электростанция прекратит подачу тока, то предприятие понесет большие убытки”. Сопоставим эти схемы – (A ® B) Ù (B ® C) и (A ® C) - табличным способом (таблица 8). Таблица 8
Первая схема получает значение «истинно» в четырех случаях (см. строки 1-ю, 4-ю, 6-ю, 8-ю). Но в этих же случаях значение «истинно» получает и вторая схема, и нет такого случая, чтобы высказывание первой схемы было истинным, а второй - ложным. Следовательно, из первой схемы следует вторая, соответственно, из первого высказывания следует второе высказывание. Отношение полной совместимости (равнозначности) Схемы a и b находятся в отношении полной совместимости, или равнозначности, если и только из схемы a следует схема b, и наоборот; иными словами, в этом случае при одинаковых значениях переменных схемы a и b принимают одинаковые логические значения, и их таблицы истинности полностью совпадают. Например, в отношении полной совместимости находятся схемы высказываний “Если товарное производство расширяется, то натуральное хозяйство разлагается” и “если натуральное хозяйство не разлагается, то товарное производство не расширяется” (таблица 9). Таблица 9
Если отношении равнозначности обозначить знаком Û, то верны по крайней мере следующие утверждения: (1) Ø(A Ù B) ÛØ A Ú Ø B; (2) Ø(A Ú B) Û Ø A Ù Ø B; (3) A Ú B Û (A Ù Ø B) Ú (Ø A Ù B); (4) A ® B ÛØ B ® Ø A; (5) A ® B Û Ø(A Ù Ø B); (6) Ø(A ® B) Û A ÙØ B; (7) A ® B ÛØ A Ú B; (8) A «B Û (A ® B)Ù(B ® A); (9) Ø(A «B) Û A Ú B; (10) A Û ØØ A; (11) A Û A Ù(A Ú B); (12) A Û (A Ú B)Ù(A ÚØ B); (13) A Û (A Ù B)Ú(A ÙØ B); (14) (A Ú C) Ù (B Ú Ø C) Û (A Ú C)Ù(B Ú Ø C)Ù(A Ú B); (15) (A Ù C) Ú (B Ù Ø C) Û (A Ù C)Ú(B ÙØ C)Ú A Ù B); (16) A Ù A Û A; (17) A Ú A Û A; (18) A ÙØ A Û л; (19) A ÚØ A Û и; (20) A Ù (B Ù C) Û (A Ù B)Ù C; (21) A Ú (B Ú C) Û (A Ú B) Ú C.
Отношение равнозначности позволяет без ущерба для истинности некоторого текста взаимозаменять высказывания соответствующих схем (для этого пригодны все названные случаи равнозначности), устранять избыточную информацию (случаи (10) – (13), (16) – (19)), выделять новые схемы, если это нужно для познавательных целей (случаи (12)-(15)). Отношение частичной совместимости Схемы a и b находятся в отношении частичной совместимости, если и только если при одинаковых значениях переменных они вместе получают значение «истинно», но не получают значение «ложно». Таковы, например, схемы высказываний "Если план выполним, то он обеспечен ресурсами" и "Если план обеспечен ресурсами, то он выполним". Из них получаются высказывания, истинные в двух случаях (см. таблицу 10, строки 1-ю и 4-ю), но совместная ложность высказываний исключена. Говоря языком математики, в отношении частичной совместимости находятся прямая и обратная теоремы. Таблица 10
Теперь рассмотрим отношение несовместимости. В качестве разновидностей этого отношения нужно выделить отношения противоречия и противности. Отношение противоречия Схемы a и b находятся в отношении противоречия, если и только если при одинаковых значениях переменных они получают разные логические значения. Это значит, что с их помощью порождаются высказывания, которые не могут быть вместе истинными, как и не могут быть вместе ложными. Таковы, например, схемы A Ú B и A«B. Какие бы значения мы ни придавали A и B, если A Ú B получает значение «истинно», то A«B - значение «ложно», и наоборот (см. табл.11). В любом случае высказывания, соответствующие схемам, находящимся в отношении противоречия, будут иметь противоположные логические значения, отрицая, таким образом, друг друга. Таблица 11
Отношение противности Схемы a и b находятся в отношении противности, если и только если при одинаковых значениях они вместе получают значение «ложно», но не получают значение «истинно». Например, в отношении противности находятся схемы AÙB и AÙØB (см. табл.12). Соответствующие им высказывания "9 – четное число и делится на 3" и "9 – четное число и не делится на 3" – оба ложны, а высказывания "Он поехал на красный свет и нарушил правила дорожного движения” и “Он поехал на красный свет и не нарушил правила дорожного движения" не являются вместе истинными: если одно истинно, то второе ложно, и наоборот. Схемы этих высказываний, как и сами высказывания, не отрицают друг друга. Таблица 12
Установление отношений между логическими формами облегчает содержательный анализ, обеспечивает точность и определенность наших рассуждений. Упражнения: 1. Какие из следующих логических форм являются сопоставимы, какие – нет (попарно): а) A, B; б) A ® (A ® C), C; в) (A ® B) Ù (A ® C), A ® B; г) A Ú B, C Ú Ø C? 2. Являются ли равнозначными следующие высказывания (попарно): a) Каждый студент нашего курса способен или трудолюбив; неверно, что каждый студент нашего курса не способен и не трудолюбив. b) Иван и Марья друг друга не любят; неверно, что Иван любит Марью и Марья любит Ивана. c) Если слово ставится в начале предложения, то оно пишется с большой буквы; если слово не ставится в начале предложения, то оно не пишется с большой буквы. d) Число четное тогда и только тогда, когда оно делится на два; если число четное, то оно делится на два, а если число нечетное, то оно не делится на два. 3. Установите все возможные отношения, которые имеют место между логическими формами следующих высказываний: a) Если вкусно, то не дешево. b) Вкусно и дешево. c) Если не вкусно, то дешево. d) Не вкусно и не дешево. 4. Пользуясь положениями о равнозначности из перечня (1) – (21), упростите следующие высказывания: a) “Тот, кто понимает Толстого, не следует за ним. А тот, кто следует за ним, не понимает его” (В.С.Маклаков, член 2-й Государственной думы). b) Система находится в состоянии устойчивого равновесия, если после незначительного возмущения она стремится вернуться в исходное состояние. Система неустойчива, если незначительное возмущение влечет за собою всевозрастающее удаление системы от ее исходного состояния. c) «Поскольку математические предложения относятся к действительности, они не являются бесспорными, а поскольку они являются бесспорными, они не относятся к действительности» (А.Эйнштейн). 5. Используя отношения равнозначности (1) – (21), решите следующую задачу. Рабочий должен следить за деталями, движущимися мимо него по конвейеру, он должен снимать с ленты конвейера некоторые детали и пропускать остальные. Бригадир сказал ему, чтобы он снимал детали, которые удовлетворяют одновременно ряду условий, а именно, они: a) искривлены, заржавлены или не окрашены; b) нестандартны, заржавлены или и то и другое месте; c) искривлены, не заржавлены или и то и другое вместе; d) нестандартны, не заржавлены или и то и другое вместе; e) обладают хотя бы одной из следующих характеристик: искривлены, заржавлены или окрашены. Предложенную в столь неудобной форме инструкцию рабочий упростил до двух характеристик объектов. Какие это характеристики? 6. Установлено, что высказывание формы A Ú B является истинным. Что можно сказать о логических значениях высказываний форм: a) A Ù B; b) Ø A Ù Ø B; c) Ø A Ú Ø B? В каком отношении находится каждая из них к форме A Ú B? 7. Рассуждая «от противного» при доказательстве теоремы «Если в многоугольник не вписывается окружность, то он неправильный», студенты формулируют допущения: a) Если в многоугольник вписывается окружность, то он правильный; b) Если многоугольник правильный, то в него вписывается окружность; c) В многоугольник не вписывается окружность, и он правильный; d) Многоугольник вписывается в окружность, и он правильный. Какой из подходов является верным? Укажите причины ошибок. 8. Джон, Браун и Смит обвиняются в подделке документов о подлежащих налоговому обложению доходах. Они дают такие показания: Браун: Джон виноват, а Смит невиновен. Джон: Если Браун виновен, то виновен Смит. Смит: Я не виновен, хотя бы один из них виновен. Построив таблицы истинности полученных высказываний, ответьте на следующие вопросы: а) Совместимы ли показания всех трех подозреваемых? б) Показания одного из подозреваемых следуют из показаний другого. О чьих показаниях идет речь? в) Если все трое невиновны, то кто совершил лжесвидетельство? г) Предполагая, что показания всех подозреваемых верны, укажите, кто невиновен, а кто виновен? д) Если невиновный говорит правду, а виновный лжет, то кто невиновен, а кто виновен? 9. Проверьте табличным способом равносильности (1) – (21). 10. Статья 135 Конституции Российской Федерации гласит: «Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей». Допустим, что в голосовании не приняло участие более половины избирателей или за Конституцию не проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Тем не менее, некоторая авторитетная инстанция (например, Центризбирком) приняла решение считать Конституцию принятой. Совместимо ли данное решение с Конституцией Российской Федерации при данных обстоятельствах?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.26 (0.011 с.) |