Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Предмет логики как науки↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные понятия: схема (логическая форма) рассуждения; логическая константа; формальная логика; логический закон; выполнимая схема рассуждения; противоречивая схема рассуждения; правильность; истинность; содержательная ошибка; формальная ошибка (паралогизм, софизм); логическая культура.
Определение логики как науки. Понятие схемы Хотя логика (от греч. logos – слово, понятие, рассуждение, разум) как наука существует около двух с половиной тысяч лет – ее основателем считается великий древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 до н.э.), - в настоящее время нет общепринятого определения этой научной дисциплины. Иногда под логикой понимают науку, которая исследует структуры мышления и раскрывает лежащие в его основе закономерности движения к истине. Мы же термин «логика» будем употреблять в более узком значении и рассматривать логику как науку о схемах (логических формах) правильного рассуждения. При этом под рассуждением будем понимать переход от одних мыслей к другим относительно одного и того же предмета. В только что принятом нами определении логики встречаются, видимо, неизвестные читателю выражения, которые, естественно, вызывают вопросы: «Что такое схема, или логическая форма, рассуждения (или, в более широком плане, - мысли)?» «Какое рассуждение называется правильным?» Для ответа на первый вопрос рассмотрим некоторые примеры. Возьмем такие выражения: «Все квадраты - прямоугольники»; «Все металлы - проводники электричества»; «Все бизнесмены - налогоплательщики». Нетрудно видеть, что по своему конкретному содержанию мысли, фиксируемые этими выражениями, различны. Они относятся к разным областям знания - геометрии, физике, экономической теории. Тем не менее, эти мысли имеют общие черты: ими зафиксированы какие-то объекты (квадраты, металлы, бизнесмены), принадлежащие этим объектам признаки (то, что они прямоугольники, проводники электричества или налогоплательщики), и выражены эти мысли с помощью одинаково расположенных слов «все» и «суть» (последнее заменено тире). Стало быть, общее характеризуется не конкретным содержанием мыслей, а схемой, способом их построения. Традиционно для обозначения объектов и их признаков используются соответственно буквы S и Р (начальные буквы латинских слов «субъект» (лат. subjectum – подлежащее) и «предикат» (лат. praedicatum –сказуемое). Тогда получается схема: Все S суть Р Вторая группа выражений: «Если треугольник равносторонний, то он равнобедренный»; «Если по проводнику течет электрический ток, то вокруг проводника образуется электромагнитное поле»; «Если в обществе есть классы, то в нем есть государство». От первых предложений они отличаются тем, что являются сложными. Все они образованы с помощью союза «если, то». Можно сказать так: постоянно употребляемый союз «если, то» используется для соединения трех различных понятий. Введя вместо них соответственно переменные р и q, получим схему: Если р, то q Теперь обратимся к более сложным примерам: «Если треугольник равносторонний, то он равнобедренный, следовательно, если треугольник не равнобедренный, то он не равносторонний»; «Если по проводнику течет электрический ток, то вокруг проводника образуется электромагнитное поле, следовательно, если вокруг проводника не образуется электромагнитное поле, то по проводнику не течет электрический ток»; «Если в обществе есть классы, то в нем есть государство; следовательно, если в обществе нет государства, то в нем нет классов». Общее здесь характеризуется тем, что путем преобразования одних мыслей получаются какие-то новые мысли, новые знания. Это достигается с помощью схемы: Если р, то q; следовательно, если не - q, то не - р Можно приводить и другие примеры. Мы убедимся, что схемы, или логические формы рассуждений весьма разнообразны, их очень много, даже бесконечно много. Обобщенно их суть может быть выражена следующим определением: схема (логическая форма) рассуждения – это та его сторона, которая не зависит от конкретного содержания, но служит для связи и упорядочения его элементов. В языке логическая форма фиксируется с помощью переменных (в рассмотренных случаях - это S, Р; р, q), а также логических констант. Логическая константа – это выражение, сохраняющее свое значение в любом рассуждении. В качестве логических констант в русском языке выступают слова «все», «некоторые», «суть», «и», «или», «либо, либо», «если, то», «тогда и только тогда, когда», «необходимо», «возможно» и др. Поскольку логика (в узком смысле) имеет дело с логическими формами, постольку ее называют формальной логикой. Упражнения: Используя переменные p и q, установите, какие из следующих предложений имеют одинаковую логическую форму: 1. Иванов выиграл шахматный турнир и стал чемпионом. 2. Неверно, что столица Беларуси не расположена на Свислочи. 3. Если четырехугольник – параллелограмм, то его диагонали, пересекаясь, делятся пополам. 4. Неверно, что товар не имеет стоимости. 5. Если a2 не равно b 2, то a не равно b. 6. Мой друг с отличием окончил институт и получил диплом экономиста. 7. Если a равно b, то a 2 равно b 2. 8. Если диагонали четырехугольника, пересекаясь, не делятся пополам, то этот четырехугольник не параллелограмм. Используя переменные S и P, установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму: 1. Все элементы первой группы таблицы Менделеева – щелочные металлы. 2. Некоторые ученые – альпинисты. 3. Ни один студент нашей группы не имеет академической задолженности. 4. Все рабовладельцы - эксплуататоры. 5. Никто из присутствующих не знает его. 6. Некоторые жидкости – электропроводные вещества. Правильные рассуждения Теперь приступим к рассмотрению второго вопроса. Есть три разновидности схем рассуждений. Прежде всего, существуют схемы, которым присуще такое свойство: каким бы содержанием мы их ни наполняли, в результате получим верное, правильное рассуждение. Такой является, например, последняя из рассмотренных выше схем: Если р, то q; следовательно, если не - q, то не - р В самом деле, верно, что из утверждения о равнобедренности равностороннего треугольника следует неравносторонность неравнобедренного; что из утверждения о наличии в обществе государства при наличии классов следует отсутствие классов при отсутствии государства и т.д. Примечательно, что подстановка в данную схему вместо переменных р или q ложных выражений не превращает ее в ложный текст, рассуждение остается верным. Подставим, например, вместо р ложноевыражение «Марс – звезда», вместо q – «Марс светит собственным светом». Получим рассуждение «Если Марс – звезда, то он светит собственным светом; следовательно, если Марс не светит собственным светом, то он – не звезда». Оно, как видим, бесспорно. Схемы, обладающие только что отмеченным свойством, называются логически м и законами. И если рассуждение является правильным, то его схема построения – логический закон. Верно и обратное: если схема рассуждения – логический закон, то такое рассуждение является правильным. Иное дело схема: Если p, то q; следовательно, если не – p, то не – q Например, подставив алгебраическое выражение a = b вместо р и a 2 = b 2 вместо q, мы получим ложное предложение: Если a = b, то a2=b2; следовательно, если a ≠ b, то a2 ≠ b2 В других случаях на основе этой схемы можно получить истинное предложение. Например, подставим вместо p – «Луна оказывается на одной линии между Солнцем и Землей». Вместо q – «Происходитсолнечное затмение». Получим истинное предложение «Если Луна оказывается на одной линии между Солнцем и Землей, то происходитсолнечное затмение», и оно истинно. Схемы, которые при одних подстановках преобразуются в истинные, а при других в ложные предложения, обычно называют выполнимыми. Но их можно квалифицировать также в качестве ненадежных. Наконец, существуют схемы, которые при любой подстановке преобразуются в ложные выражения. Таковой является, например, схема: Неверно, что p или не – p (при условии, что p либо истинно, либо ложно). Такие схемы называются противоречивыми. Итак, схема: Если р, то q; следовательно, если не - q, то не – р является примером логического закона; схемы же Если p, то q; следовательно, если не – p, то не – q и Неверно, что p или не – p примерами логических законов не являются. Правильное рассуждение опирается на логические законы и определяется ими. Если некоторые утверждения истинны, и мы преобразуем их в соответствии с логическими законами, то результат оказывается истинным. Использование схем, которые логическими законами не являются, делает рассуждение ненадежным или противоречивым, и из истинных посылок возможно, а иногда и необходимо, получить ложный результат. Таким образом, ценность логики как науки состоит в том, что она вычленяет множество возможных схем правильного мышления, независимо от того, пользуется ли фактически отдельно взятый человек в процессе своего мышления этими схемами. Важнейшая задача логики (формальной) – изобретение методов, позволяющих осуществлять отбор схем, которые являются логическими законами, отделять их от схем, которые таковыми не являются, и, в конечном счете, решать вопросы о правильности или неправильности рассуждений. В дальнейшем мы познакомимся с некоторыми из этих методов. Упражнения: 1. Способом подстановки вместо переменных p и q простых повествовательных предложений (не обязательно истинных) покажите, что следующие логические формы не являются логическими законами: a) p и q; b) либо p, либо q; c) p и не – p; d) неверно, что p и не – q. 2. Если рассуждение «Если все люди смертны, а все греки люди, то все греки смертны» является правильным, то правильны ли следующие рассуждения: a) «Если все квадраты подобны, а все трапеции – квадраты, то все трапеции подобны»; b) «Если все драконы лукавы, а все ящерицы – драконы, то все ящерицы лукавы»; c) «Если все глокие куздры свирепы, а все бокры – глокие куздры, то все бокры свирепы». 3. Выявите схемы следующих рассуждений. Способом подстановки сделайте явной их неправильность. a) Все политики – лицедеи. Некоторые лицедеи – лицемеры. Следовательно, некоторые политики – лицемеры; b) Некоторые (а может быть все) козы любят сено. Ни одна собака сено не любит. Следовательно, некоторые (а может быть все) собаки не козы; c) Все мафиози жестоки. Некоторые коррупционеры жестоки. Следовательно, некоторые коррупционеры – мафиози.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.185.25 (0.007 с.) |