Алгоритм решения педагогической задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм решения педагогической задачи



1. Выдвижение гипотезы:

выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания;

прогнозирование их результативности;

рассмотрение различных вариантов действий педагога.

2. Выбор оптимального варианта действий педагога:

выбор методов педагогического воздействия;

определение соответствующих методических приемов;

выбор организационных форм;

подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.

3. Детализация: продумывание оперативной структуры действий педагога.

4. Анализ предполагаемых результатов: характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.

15 Билет:

Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Сотрудничество как условие успешного взаимодействия. Сущность, содержание. Групповая деятельность школьников на основе сотрудничества.

Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса, который является специально организованным взаимодействием педагогов и обучаемых, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Различают следующие виды педагогических взаимодействий: собственно педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми и сверстниками); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); самоотношения (отношения к самому себе).

При оптимальном педагогическом общении выделяют следующие основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого:

› конструктивную, проявляющуюся при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости предмета;

› организационную, которая реализуется через организацию совместной учебной деятельности обучающего и обучаемого,

› коммуникативно-стимулирующую, представляющую собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной

› информационно-обучающую, реализующуюся через показ связи учебного предмета с практикой для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни;

› контрольно-оценочную, проявляющуюся в организации взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместном подведении итогов, самоконтроле и самооценке.

Целостную структуру взаимодействия студентов и преподавателей образуют субъект-объектные и субъект-субъектные отношения.

Требования, предъявляемые к участникам педагогического процесса.

Требования, предъявляемые к педагогу:

1) создание условий для безопасного проявления личности каждого учащегося в различных учебных ситуациях, что требует от педагога в первую очередь находиться не в традиционной позиции педагога-информатора, источника знаний и контролера, а в позиции ведущего партнера, помогающего саморазвитию личности обучаемого;

2) развитие внутренней мотивационной сферы ученика, формирование у него собственной познавательной потребности не только в получении и усвоении новых знаний, но и в выработке обобщенных способов учебной деятельности, умение получать удовольствие и удовлетворение от познания;

3) большая внутренняя работа педагога по личностному и профессиональному саморазвитию (развитие творческого потенциала, позволяющего адекватно решать общую задачу обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося и учебной группы).

Требования, предъявляемые к учащемуся:

1) активность обучаемого, его готовность к учебной деятельности;

2) согласование внешних (в первую очередь мотивов достижения) и внутренних (познавательных) мотивов;

3) большая самостоятельность обучающегося, определенный уровень саморегуляции и самосознания (целеполагания, самоконтроля и самооценки).

Общей особенностью взаимодействия субъектов образовательного процесса является преобразование позиций личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и к собственным взаимодействиям.

Совместная деятельность в группе на основе сотрудничества – важный фактор психического развития, способствующий появлению двух типов важнейших новообразований:

1).Освоение новой предметности (взаимный обмен способами действий), которая обеспечивает человеку успешность в индивидуальной деятельности (появляется “внутренний оппонент”, контролирующий и оценивающий собственные действия).

2).Овладение самой формой сотрудничества, что делает человека способным к установлению отношений с окружающими людьми и с самим собой.

Для того, чтобы групповая работа состоялась необходимо:

- создать ситуацию для возникновения у школьников общего положительного отношения к совместной деятельности в группе. Для младших школьников такой ситуацией будет игра; для подростков – обсуждение,

- научить ребят работать в группе и лишь затем предлагать им в групповой форме решать задачи различного характера и содержания;

- обеспечить активный обмен операциями (один рисует, другой – записывает); обмен ролями (один – учитель, другой – ученик);

- организовать содержательное сотрудничество по выполнению задания, когда учащиеся владеют большим количеством сложнейших операций

- вооружить детей средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным); бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности;

 

16 Билет:

Содержание и формы педагогического сопровождения образовательной деятельности учащихся. Организация педагогического сопровождения в работе учителя-тьютора, фасилитатора, модератора.

Педагогическое сопровождение развития личности носит комплексный характер, а именно: отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражено посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик.

Целью педагогического сопровождения является целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем в их институциональном оформлении.

Концепция педагогического сопровождения рассматривается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его активности.

Педагогическое сопровождение, осуществляемое в стенах образовательного учреждения, реализует социальную функцию образования, дает возможность молодежи овладеть социально значимыми нормативами в виде заданных образцов и руководствоваться ими в собственном поведении. Это особенно важно при допрофессиональном и начальном профессиональном образовании, где на первых порах от ученика требуют "делай как я". Требует этого и стандарт образования, обязательный для всех.

Формы и методы работы могут быть следующими:

-индивидуальные и групповые беседы, опросы (анкетирования, интервьюирования, анализ продуктов учебной деятельности школьников - контент- анализ (изучение текстов), графологический анализ рисунков, как выявление типологии характера, акцентуации личности и т.д.);

-социально-психологический тренинг межличностного общения, имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии, осуществляемые в диалоговом режиме, профессиональные консультации и другие виды деятельности, направленные на создание у школьника состояния психологического комфорта и чувства защищенности в условиях окружающего его мира;

-анализ продуктов познавательно-трудовой деятельности - как результата достижений в различных видах деятельности, фиксируемый в дневнике наблюдений "классной мамы" и карте самонаблюдений (карте личности) учащегося;

-поисково-творческая деятельность, реализуемая учащимися как в учебной, так и во внеклассной работе с последующей обязательной фиксацией.

Воспитатель создает на своих учебных занятиях или специально организованных тренингах ситуации, на которых учащиеся учатся эмпатически слушать, сопереживать, идентифицировать себя с различными героями занятий, интерпретировать внутренний мир других людей по их внешнему поведению, использовать интуицию.

Воспитатель должен постепенно научить школьника проводить самонаблюдения, использовать тестовые методики (уметь их интерпретировать), анализировать собственные поступки, особенно во взаимоотношении с другими людьми, ставить перед собой новые цели, преодолевать трудности, но всегда стараться добиться результата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.114 (0.008 с.)