Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие финансов,их классиф-я.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие финансов,их классиф-я. Понятие финансы происходит от франц.– совок-ть всех ден.ср-в,находящихся в распоряжении предприятия,гос-ва,а также система их формир-я,распределения,использ-я. Финансы – общ.отнош-я,возникающие при формир-и,распределении и использ-и фондов ден.ср-в. Финансы: 1. Эк.понимание – все фонды 2. Юр.понимание – гос.и мун.фонды: бюджеты всех уровней Гос.и мун.кредит Гос.внебюдж.фонды Фонды ЦБ Фонды гос.кредитных орг-ций Фонды гос.унит.предприятий Признаки финансов: - ден.отнош-я - обязательный участник - гос-во - распределительные отнош-я - безэквивалентные - образуются путем фондир-я Виды: — По своему матер.содержанию финансы гос-ва представляют собой фонды ден.ср-в. Все фонды ден.ср-в в гос-ве делятся на централизованные и децентрализ.,кот-ые взаимосвязаны и обусловлены. 1) К централиз.фондам относятся ден.ср-ва,поступающие в распоряжение гос-ва,как властвующего суб-та.К ним относятся - Бюждетные фонды - гос.и мун.кредит - гос.внебюдж.фонды 2) К децентрализ.фондам относятся финансы предприятий и орг-ций всех форм собств-ти,образуемые как за счет собств.ресурсов,так и за счет бюдж.ассигнований,а также финансы домашних хозяйств.
Роль и значение финансов. Финансы непоср-венно связаны с ф-ционир-ем общ.эк.отношений в процессе формир-я,перераспределения и использ-я централиз.и децентрализованных фондов ден.ср-в.Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от товарообмена к товарно-ден.отношению,где деньги стали всеобщим эквивалентом,а гос-во в процессе своей деят-ти по управлению эк.и соц.процессами стало вести учет доходов и расходов в ден.форме,образуя различные ден.фонды. Финансы – не сами ден.ср-ва,а отнош-я м/ду людьми по поводу образ-я,перераспределения,использ-я фондов ден.ср-в. Деньги – это эквивалент,с помощью кот-го измеряется труд.Финансы служат эк.инстр-том распределения валового общ.продукта и нац.дохода.Они являются ср-вом контроля за производством и распределением матер.благ; ср-вом стимулир-я развития гос-ва и общ-ва.Финансы отражают в абстрактной форме все процессы,происходящие в гос-ве,не только в области эк-ки и соц.процессов,но и в области пол-ки,экологии,демографии и т.д.Любое мероприятие в гос-ве невозможно провести без перераспределения фин.ресурсов,т.е.без фин.деят-ти гос-ва,кот-ая осуществляется в правовой сфере. Ф-ции финансов: 1. Регулирующая 2. Контрольная 3. аккумулир-е ден.ср-в 4. использ-е ден.ср-в 5. перераспределение ср-в
Понятие фин.деят-ти гос-ва и МО. В ходе фин.деят-ти производится планомерное и целенаправленное образ-е,распределение и использ-е гос.и мун.централ.и децентрализованных ден.фондов. Фин.деят-ть гос-ва – осуществление им ф-ций по планомерному образ-ю,распределению и использ-ю ден.фондов в целях реализации задач соц.-эк.развития,обеспечения обороноспособности и безопасности страны,а так же использ-я фин.ресурсов для деят-ти гос.органов. Фин.деят-ть МО – осуществление ф-ций по планомерному образ-ю,распределению и использ-ю местных ден.фондов в целях реализации соц.-эк.задач местного значения и обеспечения фин.ресурсами деят-ти ОМСУ. Фин.деят-ть ОГВ и МС связана общей целенаправленностью на потребности общ-ва,носит публ.хар-р,хотя и различаются конкр.задачами. Понятие ФД раскрывается ч/з: суб-ты ФД,об-т ФД,ф-ции,ср-ва,методы и формы ФД. Суб-ты ФД – компетентные ОГВ на ур-не РФ и суб-тов: Представит.органы,исполнит.органы (общей и спец.компетенции),суд.органы,особый орган – ЦБ Об-т ФД – эк.отнош-я и как результат доходы,накопления и т.д.суб-тов хозяйств-я и ФЛ,а также собственные фин.ресурсы гос-ва и МО. Ф-ции ФД: 1. образ-е гос.и мун.ден.фондов 2. распределение фин.ресурсов 3. использ-е фин.ресурсов 4. гос.и мун.контроль за движением фин.ресурсов 5. эмиссия ден.знаков Глав. определяющей целью этой деят-ти д/б согласно Конст-и РФ создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чел-ка. Особ-ти: 1) фин.деят-ть имеет межотраслевой хар-р,поскольку аккумуляция,распределение и использ-е фин.ресурсов затрагивает все отрасли и сферы гос.управления; 2) осуществление гос-вом фин.ф-ций протекает в виде деят-ти как представит.,так и исполнит.органов власти; 3) сфера фин.деят-ти относится к ведению как фед.органов,так и суб-тов федерации,а так же ОМС + имеет область совместного ведения РФ и суб-тов.
Методы и формы фин.деят-ти. Фин.деят-ть осущ-ся различными методами. 1) Для привлечения ден.ср-в в бюдж.систему,во внебюдж.целевые фонды используются методы обязательных и добровольных платежей. Обязательные – налоги,сборы,гос.пошлины с ЮЛ и ФЛ. Добровольные – лотереи,займы,пожертв-я ЮЛ и ФЛ. 2) При распределении гос.ден.ср-в применяются 2 осн.метода: - финансир-е,т.е.безвозвратное и безвозмездное их предоставление; - кредит-е,означающее выделение ср-в на началах возмездности,возвратности. 3) Поступление в процессе фин.деят-ти ден.ср-в в распоряжение гос-ва,ЮЛ и ФЛ,а также использ-е их осуществляется поср-вом расчетных операций.Они производятся методами безнал.ден.расчетов в разных формах и платежами наличными ден.ср-ми. Формы фин.деят-ти различаются по хар-ру: 1) правовые – в них проявляется гос.-властный хар-р этой деят-ти – фин.-пр.акты. 2) организационные – это заседание различных подготовит.комиссий при анализе проектов бюджета,гос.внебюдж.фондов,заседания постоянной депутатской комиссии и т.д.Благодаря организационным формам возможно: 1. Разъяснение фин.зак-ва населению. 2. Проводятся совещания в аппарате фин.органов. 3. Осущ-ся различные фин.-тех.операции. Организац.формы создают предпосылки для появления пр.форм,т.е.появление гос.-властного хар-ра деят-ти гос-ва в области финансов.Можно выделить 2 вида пр.форм: a. фин.-пр.акты - это решения ОГВ и упр-я по фин.??,кот-ые входят в компетенцию этих органов и имеют юр.значение.По юр.св-вам они делятся на нормативные и индивидуальные.По юр.природе,на законодат.и подзаконные.По издающим органам: акты Фед.Собр-я,През-та,Прав-ва,соотв.органов суб-тов РФ и МСУ. b. фин.-плановые акты - это акты,кот-ые содержат конкр.задания в области финансов на опред.период.Существ-е этих актов естественно.К ним относятся,прежде всего,бюджеты всех уровней,кредитные и кассовые планы любых банков,фин.планы предприятий и орг-ций,сметы учреждений,состоящих на бюдж.финансир-и.
Фин.система (ФС). Это эк.категория,имеет свою структуру,в кот-ую входят неск-ко взаимосвяз.звеньев,= их совокупность образует фин.систему. ФС нужно отличать от фин.аппарата – т.к.это часть аппарата упр-я,на кот-ый возложено упр-е фин.системой. Состав ФС: 1) Главное звено – бюдж.система – совокупность бюджетов,существующих на террит.РФ и гос.внебюдж.фондов. 2) Целевые внебюдж.фонды. 3) Финансы предприятий. 4) Фонды имуществ.и личного страх-я. 5) Кредит: гос-ый,мун-ый,банк. Названные звенья системы существуют как на фед.уровне,так и на уровне суб-тов.Звенья обладают общими свойствами финансов,но в силу особ-тей по-разному влияют на соц.-эк.процессы: 1.Центр.место в системе РФ занимает бюдж.система,путем образовавшихся ден.фондов в форме фед.бюджета,бюджетов суб-тов федерации.Они необходимы для реализации общегос.задач.Перераспред-е ч/з бюджет должно обеспечивать нормальное развитие производства и ср-в производства. 2.Внебюдж.целевые фонды.Пр.статус фондов подробно регламентирован в БК и в зак-ве суб-тов.Если бюдж.фонды связаны с развитием общих задач,то внебюдж.связаны с конкретной задачей,напр.,Пенс.фонд. 3.Фонд имущественного и личного страх-я.Источниками образ-я этих фондов явл-ся ден.ср-ва предприятий и населения,и чем лучше будет фин.положение этих 2-х групп,тем лучше будет состояние этих фондов. 4.Финансы предприятий.Объем таких децентрализ.ден.фондов напрямую зависит от состояния налог.системы гос-ва.Если нал.система гос-ва достаточно «щадящая» и объем нал.платежей невелик,то децентрализ.фонды гос-ва растут.Это хорошо,поскольку ср-ва этих фондов будут оставаться в гос-ве и использоваться для различных нужд. 5.Гос.и мун..кредит представляют собой механизм объединения свободных ден.ср-в предприятий,орг-ций и населения,при помощи таких фин.инстр-тов как выпуск облигаций,гос.и мун.займов,лотерей.Банк.кредит обеспечивает аккумуляцию банками ден.фондов,за счет свободных ден.ср-в орг-ций и населения,кот-ые хранятся на опред.счетах.Деньги,кот-ые лежат в банках без движения - за счет них банк сам дает кредиты.
Предмет фин.права. Для определения предмета регулир-я и установления границ этой отрасли права служат опред.критерии,главным из кот-ых является то,что ФП регулирует общ.отнош-я,складывающиеся в процессе фин.деят-ти гос-ва.Отнош-я сферы ФД делятся в зав-ти от ф-ций ФД на след.группы отношений - отнош-я по: 1. мобилизации ден.ср-в в гос.и мун.фонды 2. распределению фин.ресурсов гос-ва 3. использ-ю фин.ресурсов 4. гос.и мун.контролю за движением фин.ресурсов 5. эмиссии ден.знаков Отнош-я,входящие в предмет ФП,делятся в завис-ти от суб-тов,м/ду кот-ыми они возникают: 1. Отнош-я с одной стороны м/ду органами,осущ-щими ФД гос-ва и МО,а с др.стороны – орг-циями и ФЛ 2. Отнош-я м/ду самими органами,осущ-ми ФД гос-ва и МО По эк.критерию подразделяются на: 1. Фин.,т.е.опосредующие движение ден.ср-в,имеющие распределит.хар-р 2. Нефин.,в рамках этих отношений не осуществляется движение ден.ср-в,они направлены на то,чтобы создать фин.отнош-я,обеспечить их развитие Кроме этого отнош-я разделены на имущественные и неимущественные => ФП – совокупность юр.норм,регулирующих общ.отнош-я,возникающие в процессе фин.деят-ти гос-ва для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и ф-ций в каждый данный период развития.
Метод фин.права Осн.методом фин.-пр.регулир-я яв-ся метод властных предписаний,т.к.ФП яв-ся публ.отраслью права,а публ.интересы можно обеспечить не иначе как в принудит.порядке,т.е.используя императ.метод.Суть этого метода состоит в том,что решение любого? осуществляется волей 1 стороны,этой стороной яв-ся гос-во,уполномоченный орган,МО. Метод властных предписаний имеет 2 формы: 1. Властные предписания гос-во дает в законах,подзаконных актах,иных НПА. 2. Властные предписания сторона дает ч/з управленческие решения. Особ-ти метода властных предписаний: 1. Позитивное обязывание (а не дозволение),т.е.сторона наделяется прежде всего обязанностью,для реализации кот-ой ей определены некот-ые права.Права вторичны и производны от обяз-тей. 2. это императ.метод,т.е.стороны не м.по своему желанию приобретать фин.права и обяз-ти,т.к.они строго установлены в НПА. 3. Это конформистский метод,т.е.суб-ты ФП вступают в ФПО не по своей воле,а лишь следуют предписаниям НПА.При наличии опред.юр.фактов суб-т обязан вступить в ФПО,он не имеет свободы выбора. 4. Юр.неравенство суб-тов ФП.Это проявляется на уровне правоспособности,т.к.одна из сторон наделена властными полномочиями. Однако помимо метода властных предписаний в ФП иногда используется диспозитивный метод,при кот-ом решение? осуществляется согласованной волей сторон (Напр.,при заключении гос-вом фин.-пр.договоров с налогоплат-ком).
Система фин.права. Бюдж.право 2. налоговое право 3. институт расходов бюджета 4. институт финансов гос.и мун.предприятий 5. институт гос.и мун.кредита Фин.система в РФ тесно связана с банк.системой,поэтому многие отнош-я в сфере банк.деят-ти регулируются фин.правом. Фин.право активно развивается,в связи с этим в ближайшее время планируется ввести в фин.систему институты фин.ответств-ти,института бух.отчетности и др.
18.Понятие и виды фин.актов.Особое значение фин.-плановых актов как источников фин.права. Фин.-пр.акты — это имеющие юр.значение решения ОГВ и упр-я по?? фин.деят-ти,входящих в их компетенцию. Они служат осн-ем для возникн-я,изменения или прекращения конкр.фин.правоотношений. Виды: — По юр.св-ву: норм.и индивидуальные. 1) Нормативно-фин.пр.акты – это законы,указы през-та и т.п.,имеющие норм.хар-р. 2) Индивидуальные – акты о единовременном выделении ден.ср-в для тех или иных целей. 3) смешанные – Напр.,ФЗ о Фед.бюджете на соотв.год — По юр.природе: 1) Законодательные, 2) Подзаконные. — По органам,их издающим: 1) Законы, 2) Постановления фед.собрания, 3) Указы президента, 4) Постан-я и распор-я прав-ва РФ, 5) Соответствующие пр.акты суб-тов федерации и ОМСУ. Фин.-плановыми актами являются акты,кот-ые содержат конкретные задания в области финансов на опред.период,они принимаются соотв-ми органами в процессе ФД гос-ва и МО и содержат плановые показатели по доходам и расходам.Существ-е их связано с тем,что любая эк-ка имеет плановый хар-р: это 1. все виды бюджета, 2. сметы бюдж.учреждений 3. фин.планы гос.и мун.унит.предприятий 4. бюджеты гос.внебюдж.фондов 5. кредитные и кассовые планы различных банков. Отнесение фин.-плановых актов к фин.-правовым связано с тем,что они имеют юр.оформление,т.о.получают юр.последствия.Так бюджеты на уровне РФ и суб-тов утверждаются в форме законов,на уровне МО – в форме постановлений и т.д.
19.Фин.-пр.нормы.Общая хар-ка,виды и содержание. Фин.-пр.нормы — исходные первичные эл-ты,из кот-ых состоит фин.право как отрасль. Норма – это установленное,охраняемое гос-вом правило поведения участников общ.отношений,выраженное в их юр.правах и обяз-тях. Особ-ти: ФПН регулируют отнош-я,возникающие в процессе планового образ-я,использ-я,реализации фин.ресурсов.Содержание фин.-пр.норм обусловило их в основном императивный хар-р (содержат треб-я,выраженные в категоричной форме и не допускающие их произвольного изменения),точно определен объем прав,обязанностей участников.Фин.отнош-я,кот-ые направлены на обеспечение в целом интересов гос-ва,МО.Особенность в юр.св-вах прав и обязанностей,устанавливающихся фин.-пр.нормой.Напр.,фин.обязанность сливается нередко с правом.Пример,обяз-ть органов гос-ва,МС в области финансов,такая - использ-е бюдж.ср-в на соц.-эк.программы – право и обязанность. Логическая структура фин.-пр.нормы.Гипотеза (имеет сложную структуру,содержит обычно несколько четко сформулированных условий),диспозиция (отличается четкостью и устанавливает совершенно определенные права и обяз-ти),санкции (выражают меры фин.ответств-ти).Они имеют ден.хар-р и содержат меры принудит.воздействия. Виды: — По способу воздействия на уч-ков фин.отношений – обязывающие,запрещающие,управомачивающие. О. – нал.орган должен известить граждан -налогоплат-ков о суммах,сроках предстоящих платежей,а граждане должны их произвести.Большая часть фин.-пр.норм имеют такой хар-р.В этом проявляется основной императивный хар-р. З. – запрет на совершение опред.действий,устанавливает обязанность участников общ.отношений воздержаться от них.Напр.,ОМС запрещается вводить налоги,не предусм.ФЗ.Число запрещающих норм невелико. У. – устанавливают права участников фин.отношений на совершение опред.самостоят.действий в предусм,рамках.Это возможность принятия самостоят.решений в области финансов,но в строго установленных границах.Этим нормам свойственна императивность,т.к.не допускается выход за эти границы.Предприятия вправе распорядиться своей прибылью,но после выполнения обязанностей по платежам в бюджет. — По содержанию: 1) Материальные – закрепляют состав фин.системы,вид и объем ден.обязательств граждан и предприятий перед гос-вом и т.д.,т.е.матер.(ден.) содержание прав и обяз-тей участников фин.отношений. 2) Процессуальные – устанавливают порядок деят-ти в области формир-я,распоряжения и использ-я гос./мун.ден.фондов.Они требуют соблюдения опред.правил в этой деят-ти: сроков,участия опред.органов и т.п. - В зав-ти от ф-ций: 1.регулятивные 2.охранительные 20.Фин.-пр.отнош-я.Их содержание и важнейшие особ-ти. Это один из видов общ.отношений,кот-ые возникают в сфере фин.деят-ти гос-ва и регулируются фин.-пр.нормами.Одним из суб-тов в этих правоотнош-ях всегда является управомоч.орган гос-ва или высший или местный ОГВ,всегда возникают по поводу денег,ден.платежа в доход гос-ва и т.п. В фин.правоотнош-ях как правило,отчетливо выступают 2 пр.элемента: 1) государственно-властный; 2) имущественный. Особенности: 1. ФПО возникает и развивается в сфере ФД гос-ва и МО 2. ФПО яв-ся формой реализации публ.интересов => это публ.-пр.правоотношение 3. Имуществ.хар-р ФПО,в кач-ве имущ.благ выступают фин.ресурсы 4. яв-ся властеотнош-ями,т.к.эти отнош-я яв-ся формой реализации нормы,имеющей императ.хар-р 5. одной из сторон яв-ся гос-во Виды: — По матер.содержанию группируются по видам: 1) бюдж.; 2) налоговые; 3) в области страх-я; 4) кредита,расчетов,регулируемых фин.правом; 5) по поводу регулир-я ден.обращения и валютного зак-ва. Суб-тами являются: гос-во,хозяйствующие суб-ты,граждане РФ и иностранцы,проживающие и работающие в РФ или имеющие на ее террит.разрешенные законом источники доходов. - Возникновение этих отношений обычно осуществляется на осн-и правового нормат.или индивид.юр.акта.Таким актом в области фин.деят-ти гос-ва является закон «о фед.бюджете».Индивид.норм.актом является извещение фин.органом гражданина о необходимости уплатить к-л налог. - Изменение фин.-пр.правоотношений не м/б произведено по воле участников.Оно совершается на основе норм.акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. - Прекращение: 1) погашение фин.обязательства путем уплаты суммы или взыскания недоимки; 2) выполнение задания по гос.доходам по бюдж.или внебюдж.фондам; 3) использ-е выданных бюдж.ассигнований и др.
Виды фин.контроля. — По времени проведения: 1) предварительный – проводится до совершения операций по образ-ю,распределению и использ-ю ден.фондов; 2) текущий – контроль в процессе совершения ден.операций; 3) последующий – контроль,осуществляемый после совершения фин.операций. — По обязат-ти его проведения: 1) обязательный – проводится в силу треб-й закона или по решению компетентных гос.органов; 2) инициативный – осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих суб-тов. —По органам,осущ-щих контроль: 1) ФК представит.ОГВ и МСУ; 2) аппарата президента; 3) исполнит.органов власти общей компетенции; 4) фин.-кредитных органов; 5) ведомственный и внутрихозяйственный; 6) общественный; 7) аудиторский.
Акт ревизии. Рез-ты ревизии оформляются актом,имеющим важное юр.значение.Он подписывается рук-лем ревиз.группы,рук-лем проверяемой орг-ции и ее глав.бухгалтером.На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений фин.дисциплины,к возмещению причиненного матер.ущерба.Рук-тель орг-ции,назначает ревизию,обязан обеспечить контроль за выполнением решений,принятых по ее рез-там.Рук-тель проверяемой орг-ции обязан принять меры к устранению выявленных нарушений,не ожидая окончания ревизии.Об этом делается соответств.запись в акте ревизии.
Фед.бюджет Фед.бюджет и бюджеты гос.внебюдж.фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ. Использ-е фед.ОГВ иных форм образ-я и расход-я ден.ср-в,предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ,не допускается. Фед.бюджет и свод консолидированных бюджетов суб-тов РФ (без учета межбюдж.трансфертов м/ду этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ. Местный бюджет Каждое МО имеет собственный бюджет. Бюджет МО (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств МО. Использ-е ОМСУ иных форм образ-я и расход-я ден.ср-в для исполнения расходных обязательств МО не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюдж.классификацией РФ раздельно предусматриваются ср-ва,направляемые на исполнение расходных обязательств МО,возникающих в связи с осуществлением ОМСУ полномочий по?? местного значения,и расходных обязательств МО,исполняемых за счет субвенций из др.бюджетов бюдж.системы РФ для осущ-я отдельных гос.полномочий. Бюджет мун.района (районный бюджет) и свод бюджетов гор.и сельских поселений,входящих в состав мун.района (без учета межбюдж.трансфертов м/ду этими бюджетами),образуют консолидированный бюджет мун.района. В кач-ве составной части бюджетов гор.и сельских поселений м/б предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных нас.пунктов,др.территорий,не являющихся МО. Пр.значение бюджета определяет юр.выражение его как планового акта,принимаемого в установл.зак-вом порядке. Значение фед.бюджета выражается в том,что он является основной фин.базой ф-ционир-я гос-ва.Централизация фин.ср-в в фед.бюджете имеет важное эк.и политич.значение,позволяет осуществлять единую фин.пол-ку на террит.всей страны.Ср-ва,мобилизуемые в фед.бюджете,используются для расходов на общегос.нужды,кот-ые не м/б обеспечены из др.источников.С пом-ю фед.бюджета осущ-ся перераспределение фин.ср-в м/ду суб-тами РФ с целью выравнивания условий их соц.-эк.развития.
Общие положения о расходах. Расходы бюджета – это выплачиваемые из Б ден.ср-ва. Формир-е расходов бюджетов осущ-ся в соотв.с расходными обязательствами,исполнение кот-ых должно происходить в очередном фин.году за счет ср-в соответств.бюджетов. К бюдж.ассигнованиям относятся ассигн-я на: 1) оказание гос.(мун.) услуг,в том числе на оплату гос.заказов; 2) соц.обеспечение населения; 3) предоставление бюдж.инвестиций ЮЛ,не являющимся гос.учреждениями; 4) предоставление субсидий ЮЛ (кроме гос-х),ИП,ФЛ - производителям товаров,работ,услуг; 5) предоставление межбюдж.трансфертов; 6) предоставление платежей,взносов,безвозмездных перечислений суб-там м/дунар.права; 7) обслуживание гос.(мун.) долга; 8) исполнение суд.актов по искам к РФ,суб-там,МО о возмещении вреда ФЛ и ЮЛ. Распределение расходов м/ду уровнями бюдж.системы осуществляется исходя из содержания предметов ведения и полномочий,закрепленных за каждым уровнем власти в РФ.Напр.,за федерацией закреплены расходы на оборону,вот из фед.бюджета и идут выплаты. Порядок распределения расходов м/ду бюджетами закреплен в ст.84-87 БК РФ.Существует 4 вида расходов: 1. Расходы,финансир.исключительно из фед.бюджета. 2. Расходы,финансир.исключительно из бюджетов суб-ов федерации. 3. Расходы,финансир.исключительно из местных бюджетов. 4. Расходы,совместно финансируемые фед.бюджетом,бюджетами суб-ов федерации и местными бюджетами. Конкретное разграничение этих расходов конкретизируется ФЗ и законами суб-ов РФ. Расходы,отнесенные к исключительному финансир-ю бюджета соответствующего уровня,не м.финансироваться из бюджетов др.уровней.Передача расходов из одного уровня на другой,должна сопровождаться обязательной и одновременной передачей доходов.
Бюдж.устройство РФ. Все действующие на террит.РФ бюджеты представляют в совок-ти опред.систему – бюдж.систему – это основанная на эк-ких отнош-ях и юр.нормах совок-ть фед.бюджета,бюджетов суб-ов фед-ции и местных бюджетов администр.-территор.единиц. Принципы бюдж.устройства: 1) Единство,оно проявляется во взаимод-вии бюджетов всех уровней по линии доходов.Это взаимод-вие осущ-ся путем распределения м/ду бюджетами регулирующих доходных источников,создания и частичного перераспределения целевых и регион.фондов; 2) Самостоят-ть бюджетов,обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого уровня бюджета соответствующими представит.ОВ,правом определять направления использ-я и расход-я бюдж.ср-в; наличием собств.источников бюдж.доходов. Стр-ра бюдж.системы РФ.К бюджетам бюдж.системы РФ относятся: 1) фед.бюджет и бюджеты гос.внебюдж.фондов; 2) бюджеты суб-ов РФ и бюджеты территор.гос.внебюдж.фондов; 3) местные бюджеты,в том числе: а) бюджеты мун.районов,бюджеты гор.округов,бюджеты внутригор.МО городов фед.значения; б) бюджеты гор.и сельских поселений. Пр.форма бюджетов. Фед.бюджет и бюджеты гос.внебюдж.фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме ФЗ,бюджеты суб-ов РФ и бюджеты территор.гос.внебюдж.фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов суб-ов РФ,местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме мун.пр.актов представит.органов МО. Фед.бюджет и бюджеты гос.внебюдж.фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.Использ-е фед.ОГВ иных форм образ-я и расход-я ден.ср-в,не допускается. Фед.бюджет и свод консолидированных бюджетов суб-ов РФ (без учета межбюдж.трансфертов м/ду этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ. Бюджет суб-та. Каждый суб-т РФ имеет собств.бюджет и бюджет территор.гос.внебюдж.фонда. Бюджет суб-та РФ (регион.бюджет) и бюджет территор.гос.внебюдж.фонда предназначены для исполнения расходных обязательств суб-та РФ.Использ-е ОГВ суб-тов иных форм образ-я и расход-я ден.ср-в не допускается. В бюджетах суб-ов РФ в соответствии с бюдж.классификацией РФ раздельно предусматриваются ср-ва,направляемые на исполнение расходных обязательств суб-ов,возникающих в связи с осущ-ем ОГВ суб-ов полномочий по предметам ведения суб-ов и полномочий по предметам совместного ведения,и расходных обязательств суб-ов,осуществляемых за счет субвенций из фед.бюджета. Бюджет суб-та и свод бюджетов МО,входящих в состав суб-та (без учета межбюдж.трансфертов м/ду этими бюджетами),образуют консолидированный бюджет суб-та. Местный бюджет. Каждое МО имеет собственный бюджет. Бюджет МО (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств МО.Использ-е ОМСУ иных форм образ-я и расход-я ден.ср-в,не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюдж.классификацией РФ раздельно предусматриваются ср-ва,направляемые на исполнение расходных обязательств МО,возникающих в связи с осуществлением ОМСУ полномочий по?? местного значения,и расходных обязательств МО,исполняемых за счет субвенций из др.бюджетов бюдж.системы РФ для осуществления отдельных гос.полномочий. Бюджет мун.района (районный бюджет) и свод бюджетов гор.и сельских поселений,входящих в состав мун.района (без учета межбюдж.трансфертов м/ду этими бюджетами),образуют консолидированный бюджет мун.района.
33.Общие положения о доходах бюджетов. Доходы бюджета - это поступающие в Б.ден.ср-ва,за искл.ср-в,явл.ист-ками финансир.дефицита Б. Доходы от фед.налогов и сборов,регион.и местных налогов,иных обязат.платежей,др.поступлений,являющихся источниками формир-я доходов бюджетов,зачисляются на счета органов Фед.казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами. Органы Фед.казначейства осуществляют в установленном Минфином порядке учет доходов,поступивших в бюдж.систему РФ,и их распределение м/ду бюджетами. Ден.ср-ва считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. Состав доходов бюдж.системы: 1. В зав-ти от источников поступления доходов,способа получения доходов: a. нал.доходы - это доходы от налогов и сборов,установленных зак-вом РФ,а также от штрафов и пеней по ним. b. ненал.доходы: · доходы от использ-я гос.и мун.имущ-ва (за искл.имущ-ва гос.и мун.унит.предпр.); · доходы от продажи имущ-ва (за искл.имущ-ва гос.и мун.унит.предпр.); · доходы от платных услуг,оказываемых бюдж.учреждениями; · ср-ва,полученные от применения мер гражд.-пр.,администр.и угол.ответств-ти; · ср-ва самообложения граждан; c. безвозмездные поступления: · фин.помощь от бюджетов др.уровней,предоставляемая в формах дотаций (для выравнивания уровня бюдж.обеспеченности), субсидии (помощь на финансир-е целевых расходов,при условии долевого участия в этом финансир-и получателя помощи), субвенций (помощь на финансир-е целевых расходов; только из фед.бюджета и бюджета суб-тов). · иные межбюдж.трансферты из др.бюджетов. · безвозмездные отчисления от Ф и ЮЛ,м/дунар.орг-ций и правительств иностр.гос-в в т.ч.добровольные пожертв-я. 2. В завис-ти от срока действия: a. собственные доходы бюджета - это доходы,закрепленные за бюджетом на постоянной основе; b. регулирующие - это доходы,закрепленные за бюджетом на временной основе,1 год или 3 года,и > (т.е.долговременные).
Пр.режим межбюдж.отношений. Межбюдж.отнош-я – взаимоотнош-я м/ду публ.-пр.образ-ями по?? регулир-я бюдж.правоотношений,орг-ции и осущ-я бюдж.процесса (ст.6 БК). Такое понятие не явл-ся точным.В науке утвердилось мнение,что межбюдж.отнош-я есть совок-ть эк.отношений,кот-ые складываются по поводу распределения и перераспределения бюдж.ср-в м/ду РФ,суб-ми РФ и МО с целью обеспечения их ф-ций,достижения сбалансированности доходов и расходов всех бюджетов бюдж.системы. Суб-ми межбюдж.отношений явл-ся: Федерация,ее суб-ты,МО а также ОГВ фед.,регион.уровней и ОМСУ. Основу содержания мех-ма межбюдж.отношений составляют межбюдж.трансферты – ср-ва,предоставляемые одним бюджетом др.бюджету бюдж.системы РФ.В такой трактовке межбюдж.трансферты понимаются в широком смысле,поскольку включают в себя формы и виды перечисляемых бюдж.ср-в с одного уровня бюдж.системы на др.ее уровень.В узком смысле трансферты означают всего лишь способ передачи ср-в из вышестоящего бюджета ч/з опосредующие звенья (бюджеты регион.и местного уровней) получателям.В таком случае бюджеты-посредники получают трансферты только с одной целью — передать их соответствующим получателям. Межбюдж.трансферты из фед.бюджета предоставляются в форме (ст.129 БК): 1) дотаций на выравнивание бюдж.обеспеченности суб-ов РФ; 2) субсидий бюджетам суб-ов РФ; 3) субвенций бюджетам суб-ов РФ; 4) иных межбюдж.трансфертов бюджетам суб-ов РФ; 5) межбюдж.трансфертов бюджетам гос.внебюдж.фондов. Для местных бюджетов ср-ва из фед.бюджета передаются ч/з промежуточную ступень – бюджеты суб-ов. Межбюдж.трансферты из бюджетов суб-ов предоставляются в форме (ст.135 БК): 1) дотаций на выравнивание бюдж.обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюдж.обеспеченности мун.районов (городских округов); 2) субсидий местным бюджетам; 3) субвенций местным бюджетам; 4) иных межбюдж.трансфертов бюджетам бюдж.системы РФ. Межбюдж.трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме: 1) дотаций из бюджетов мун.районов на выравнивание бюдж.обеспеч-ти поселений; 2) субсидий,перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты мун.районов на решение?? местного значения межмун.хар-ра; 3) субсидий,перечисляемых в бюджеты суб-ов РФ для формир-я регион.фондов фин.поддержки поселений и регион.фондов фин.поддержки мун.районов (гор.округов); 4) иных межбюдж.трансфертов. Межбюдж.трансферты из соответств.бюджетов (за искл.субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими получателями бюдж.зак-ва РФ и зак-ва РФ о налогах и сборах.Что касается исключ-я для субвенций,то оно объясняется наличием у органов власти вышестоящего уровня безусловной обязанности предоставить нижестоящему бюджету фин.ресурсы в кач-ве ср-ва обеспечения передаваемых на нижестоящий уровень публ.власти полномочий.
Бюдж.права РФ. Бюдж.полномочия - установленные в соотв.с бюдж.зак-вом,права и обяз-ти ОГВ (ОМС) и иных участников бюдж.процесса по регулир-ю бюдж.правоотношений,орг-ции и осуществлению бюдж.процесса. Предметы ведения РФ в области бюджета определены в ст.71 КРФ.К ним относятся: фед.бюджет,фед.фонды регион.развития. В рамках этих предметов ведения РФ обладает полномочиями,кот-ые закреплены в КРФ и БК РФ.Эти бюдж.полномочия выражены в названных актах ч/з полномочия органов,выступающих в бюдж.правоотнош-ях от лица РФ. Анализ К РФ и БК РФ позволяет выделить следующие осн.бюдж.полномочия РФ: 1) право на собственный бюджет; 2) право на рассмотрение и утверждение ежегодного закона о фед.бюджете; 3) право на получение в бюджет доходов; 4) право на установление расходов и исполнение бюдж.обязательств РФ; 5) право на выделение бюдж.трансфертов бюджетам др.уровней бюдж.системы; 6) право на формир-е в бюджете фондов регион.развития (Фед.фонда фин.поддержки суб-ов РФ,Фед.фонда софинансир-я расходов); 7) право на формир-е фондов в расходной части бюджета (резервный фонд и др.); Компетенция РФ в сфере бюджета реализуется главным образом ГД РФ.В ст.7 БК РФ,озаглавленной «Бюдж.полномочия РФ»,закреплены в основном бюдж.полномочия ГД,кот-ые она реализует от имени РФ.
Бюдж.права суб-ов РФ. Компетенция суб-ов в области бюджета подобна той,кот-ую имеет РФ.Это объясняется тем,что суб-ты реализуют суверенные права РФ в области бюджета,а также,как и РФ,имеют право собств-ти на свой бюджет. Исходя из анализа БК РФ,можно выделить след.полномочия суб-ов РФ в области бюджета: 1) право на собственный бюджет; 2) право на получение в бюджет доходов; 3) право на установление расходов и исполнение бюдж.обязательств суб-ов РФ; 4) право на выделение бюдж.трансфертов местным бюджетам; 5) право на установление нормативов отчислений от фед.и регион.налогов в местный бюджет; 6) право на формир-е в бюджете фондов мун.развития (регион.фондов фин.поддержки поселений и мун.районов (гор.округов),регион.фонда софинансир-я расходов); 7) право на рассмотрение и утверждение ежегодного закона о бюджете суб-та РФ; 8) право на формир-е фондов в расходной части бюджета. Бюдж.компетенция суб-ов РФ реализуется глав.образом их законодат.органами власти.В ст.8 БК РФ,озаглавленной «Бюдж.полномочия суб-ов РФ» закреплены в основном бюдж.полномочия законодат.органов власти суб-ов РФ,кот-ые они реализуют от имени суб-ов РФ.
Бюдж.права ОМСУ. Компетенция МО как суб-та бюдж.права определена в БК РФ и Законе об общих принципах орг-ции МСУ в РФ.В компетенцию МО входят: 1) право на собств.бюджет; 2) право на принятие норм.актов,регулирующих бюдж.отнош-я; 3) право на рассмотрение и утверждение местного бюджета; 4) право на получение бюдж.доходов; 5) право на установление расходов и исполнение бюдж.обязательств МО; 6) право на формир-е в бюджете мун.района районного фонда фин.поддержки поселений; 7) право на выделение межбюдж.трансфертов из местных бюджетов. Бюдж.компетенция МО реализуется представит.ОМСУ.В ст.9 БК РФ перечислены бюдж.полномочия МО.В их числе главным образом те,кот-ые реализуют представит.ОМСУ.
Бюдж.классиф-я,ее значение. БК – явл-ся группировкой доходов,расходов и источников финансир-я дефицитов бюджетов бюдж.системы РФ,используемой для составления и исполнения бюджетов,составления бюдж.отчетности,обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюдж.системы РФ.Это спец.юр.акт,лежащий в основе всей бюдж.деят-ти фин.органов. Бюдж.классификация РФ включает: 1) классиф-ю доходов бюджетов (группы: нал.и ненал.доходы,безвозмездные поступления); 2) классиф-ю расходов бюджетов (разделы: общегос.вопросы; нац.оборо
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.157 (0.019 с.) |