Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема единства и многообразия мира.

Поиск

Раздел

1. Понятие бытия. Различные концепции.

Окружающий мир предстает перед человеком в его огромном величии и бесконечном многообразии. Поэтому он видится и осознается различными людьми по-разному. Отсюда формируются многочисленные концепции бытия.

Самая общая, или космическая концепция, предполагает, что бытие есть все существующее, весь бесконечный мир, космос, включающий в себя галактики и метагалактики, универсум, с его полями и богами, атомами и молекулами. Человек и человечество со всей своей культурой и земной природой являются лишь частью, модусом, одним из бесконечных конкретных проявлений бытия.

Согласно этой концепции, бытие все время изменяется, развивается, совершенствуется и, увы, деградирует. В соответствии с гипотезой Канта-Лапласа, которая не отвергается и современной наукой, наша Солнечная система произошла естественным путем под действием термодинамических и гравитационных сил из газово-пылевой туманности. Дальнейшее развитие Солнечной системы привело на одной из планет (Земля) к появлению сначала простой, а потом и сложной организации вплоть до человека. Так, Вл. Соловьев различает пять ступеней развивающегося бытия:

1) мир неорганический;

2) мир растительный;

3) мир животный;

4) мир человеческий;

5) мир божеский.

Он говорит о том, что это ряд наиболее твердо определенных и характерных повышений бытия с точки зрения нравственного смысла, осуществляемого в богоматериальном (можно читать: идейно-материальном) процессе. Чтобы достичь, своей высшей цели и проявить свое безусловное значение, существо должно, прежде всего, быть, затем оно должно быть живым, потом сознательным, далее разумным и, наконец, совершенным.

В этом случае каждое предыдущее царство (мир) служит ближайшей материей для последующего в «процессе собирания вселенной», ее развития и совершенствования. Здесь каждый новый мир представляет условие, необходимое для осуществления высшей и окончательной цели – действительного явления в мире совершенного нравственного порядка, Царства Божия, или откровения свободы, и славы сынов Божьих.

Другую концепцию бытия условно можно назвать социологической. Здесь бытие рассматривается, ощущается и осмысливается прежде всего как общественное бытие, реальный процесс жизни людей в гражданском обществе и в условиях политической его организации. В этом случае признается, что сущность жизни отдельного человека определяется прежде всего совокупностью экономических, политических, социально-классовых, нравственных, религиозных, национальных и общекультурных отношений. Этот аспект бытия, или концепция бытия, разрабатывается политологами, экономистами, социологами, демографами, культурологами, экологами. Социологическая концепция бытия представлена, прежде всего, в средствах массовой информации - на радио, телевидении, кино, театре, газетах и журнала. Особо остро переживается и интенсивно осмысливается бытие как общественная жизнь в переходные моменты истории.

Следующую концепцию бытия можно назвать экзистенциальной, или личностной. В рамках этой концепции бытие рассматривается как внутренний, духовный, душевный, эмоциональный, чувственный мир отдельного человека, личности. Да, космос определяет жизнь людей; да, от состояния финансов страны, производительности труда в обществе и уровня культуры зависит жизнь человека; но самое главное – радуется ли человек солнцу и морю, деревьям, птицам и реке, хорошо ли ему в этом мире, любит ли он свое дело, дом, город, страну, в которых живет. «Не бывает скучных времен, – говорил Кола Брюньюн Ромена Ролана, – а бывают скучные люди». Эта концепция представлена у Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, у Ж.-П. Сартра и А. Камю, у А.С. Пушкина и М. Кундеры и у многих других философов и писателей. Согласно этой концепции, весь мир, все бытие «стягиваются» в одну точку, во внутренний мир одного человека. И человеку кажется, что это и есть все, все бытие. Однако, по большому счету, внутренний мир человека становится ему привлекательным, радостным, значимым, неуничтожимым и бесконечным, когда человеку удается выйти на уровень всеобщности, когда его жизнь и жизнь, других людей, природы, вселенной – одно и то же, тождественны.

Экзистенциальная концепция становится истинно значимой, когда в определенных отношениях становится тождественной социологической и космической. «И часть есть целое, и целое есть часть, и каждое есть все, и все есть все, и беспределен блеск этого мира», – так говорил Плотин. У материалистов бытие есть материя. «Ничего нет в мире кроме движущейся материи», – говорят они. «Все состоит из атомов и пустоты», – писал Демокрит. Атом есть мельчайшая неделимая частица вещества (материи) с постоянной массой и размерами. Конечно же, представления о материи от древности до наших дней изменялись. Сначала это вода (Фалес), потом - воздух (Анаксимен), апейрон – беспредельное у Анаксимандра. Надолго, вплоть до начала нашего века, в качестве материи, признавались атомы Демокрита. Но когда была открыта радиоактивность атом оказался, делим, пришлось «отыскать» более общее определение. Слово «отыскать» употреблено в том смысле, что за 2500 лет материалистической традиции этих определений было много.

Материя есть объективная реальность, данная в ощущении, – такого взгляда придерживаются современные материалисты. Под объективной реальностью понимается все то, что существует само по себе, по своим собственным законам. Под субъективной реальностью понимается та же объективная реальность, только в специфическом чувствовании и осмыслении отдельных людей. Под данностью в ощущении понимается данность в познании. Познает же человек с помощью чувств, разума, применяя различную технику и приборы. Следует заметить, что такое определение материи имеет большое методологическое значение. Дело в том, – что какие бы новые «мельчайшие» частицы мира ученым ни удалось бы открыть, они все «подходят» под это определение, а то, что это происходит и будет происходить, демонстрирует гигантские успехи современной физики. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна - вот одно из современных звучаний философского тезиса о неисчерпаемости мира. Признание познаваемости мира в определении тоже очень важно. Понимая, что бесконечный и неисчерпаемый мир не будет «до конца» познан никогда, в определении подчеркивается, что в мире нет принципиально непознаваемых предметов, процессов, феноменов, нет границ познания. С другой стороны, не следует забывать, что признание неисчерпаемости мира заключает в себе и, наоборот, принципиальную непознаваемость мира, то есть признание вечной ограниченности познания.

Материалисты марксистского толка считают свою философию самой верной, наиболее адекватно отражающей окружающий мир, совпадающей с научной объективностью. Аргументы таковы: если идеалисты за основу берут разум, интуицию, т.е. такие феномены, которые зависят от произвола, субъективности человека, то у материалистов за основу взят сам мир, существующий по своим собственным законам, не зависящим от субъективности и произвола человека. Однако они «забывают» или не договаривают, что сам мир о себе ничего не говорит (он «молчит»), кроме того, что он есть. Поэтому все определения и заключения материалистов о мире становятся такими же субъективными, произвольными, в той или иной мере, как и у философов, стоящих на других исходных позициях.

У идеалистов объективных бытие есть прежде всего мир объективных идей, мирового разума, абсолютного духа, мировой воли, божественного разума. Все предметы, люди и природа есть творение и порождение этого разума. Выразителями такого принципа понимания бытия являются Платон, Плотин, Августин Блаженный, Спиноза, Гегель, современные неотомисты.

У субъективных идеалистов бытие есть совокупность ощущений и мыслей каждого отдельного человека. Предметы существуют в том случае, если они воспринимаемы. Такое понимание бытия ярко выражено у Сократа, Дж. Беркли, Г. Фихтe, у современных экзистенциалистов. Экзистенциальную концепцию бытия (см. выше) можно понимать как современное выражение субъективно-идеалистической концепции бытия.

Необходимо помнить, что в истории философии существует и много других, заслуживающих внимания концепций бытия. Это происходит потому, что мир, в котором мы живем, бесконечно многообразен. Важно не забывать, что каждая концепция по-своему ценна, имеет определенный смысл, так или иначе способствует более глубокому пониманию мира. Различные концепции бытия, при их противоречивости на первый взгляд, предполагают друг друга, зачастую дополняют друг друга и могут переходить друг в друга.

 

2) Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время.

Бытие в любом его понимании обладает некоторыми неотъемлемыми свойствами - атрибутами. Рассмотрим два атрибута - движение и пространство-время.

Движение. Как и все в мире понимание движения исторически изменяется и развивается. Древние (имеется в виду античная философия) понимали движение как всякое изменение или изменение вообще. Изменение положения облаков, звезд и планет; рождение грозы, животного или человека; изменение химического состава веществ, измерение границ государств, извержение вулканов и разливы рек; изменение климата, смена настроения человека, гнев и благодеяния богов - все это движение. Важно, что было так, а стало по-другому.

Возмутителем относительного спокойствия в таком единодушии в понимании движения оказались философы города Элея. Ксенофан, Парменид, Зенон выступили с парадоксальным утверждением - движения в мире нет.. Нет, утверждают элейцы, то, что мы видим, ощущаем, переживаем и размышляем о движении, есть лишь видимость, кажимость, оптический и умственный обман, по существу же, по сущности, движения нет.

Создание и использование телескопов, наблюдение звезд и планет Солнечной системы продемонстрировало один из величайших триумфов классической механики

Впечатляющие успехи классической механики, ее строгая математическая обоснованность очаровали философов и подтолкнули к экстраполяции ее на все другие сферы действительности. Стали высказываться предположения, что «механически» устроены не только неживые предметы, но и растения, и животные, и человек. Философский материализм того времени был механическим.

Однако уже в XIX в. развитие физики, химии, биологии, социологии «вырвалось» из механических представлений. Философам пришлось вновь изменить свое представление о движении. Пришлось вернуться к пониманию древних - движение есть всякое изменение или изменение вообще. Старое-новое понимание обогатилось всеми научными и философскими достижениями прошлых веков. В понимании движения как изменения вообще теперь выделяются пять основных форм движения бытия: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.. Отождествление одной формы с другой называется «механицизмом» в связи с тем, что в XVII-XVIII вв. всякое движение считалось механическим. Так, например, иногда человека – «носителя» социальной формы движения бытия – отождествляют с высокоразвитым животным (социал-дарвинизм). Говорят, что жизнь людей, как и животных, подчиняется законам изменчивости, наследственности, естественного отбора; жизнь есть борьба за выживание, в которой сильный побеждает, а слабый погибает.

Как уже было сказано, всякая высшая форма включает в себя все низшие, но не сводится к ним. Так, человек, являясь, прежде всего субъектом и объектом социальных закономерностей, подчиняется и биологическим законам (о чем было сказано выше), и химическим (при попадании на тело соляной или серной кислот), и физическим (закон всемирного тяготения), и механическим (многочисленные травмы при падениях).

Движение, как и все в мире, противоречиво. Оно абсолютно в смысле всеобщности, и относительно в смысле конкретного проявления его форм. Оно несотворимо и неуничтожимо, было, есть и будет всегда и, в то же время, сотворимо и уничтожимо, так как переходит из одной формы в другую (закон сохранения и превращения энергии). Оно включает в себя относительный покой (Элейская школа философов). Материалисты считают движение способом существования материи, идеалисты – способом существования идеи (саморазвитие, самодвижение мирового духа). Субъективные идеалисты считают движение априорно (доопытно) присущим человеческим ощущениям и мыслям, логическими конструкциями ума.

Фундаментальное положение науки и философии о неразрывном единстве бытия и движения оказался незыблемым.

Пространство-время. В истории философии и естествознания сложились две ярко выраженные концепции: метафизическая, или субстанциальная, и диалектическая, или реляционная.

Метафизическая концепция пространства-времени связана с именами Демокрита и Ньютона. Согласно этой концепции пространство, время и бытие в виде различных материальных объектов от атомов до звезд и планет существуют независимо друг от друга. Пространство есть пустота или однородный, изотропный эфир, не претерпевающий никаких изменений во всем бесконечном и безграничном космосе. Время есть бесконечная, равномерная длительность из прошлого, через настоящее в будущее. Как бы ни изменялось расположение материальных объектов относительно друг друга, свойства пространства и времени не меняются. Такая философия пространства-времени сложилась в результате осмысления и обобщения многовековой практики в отсутствие развитого научного знания о различных системах геометрии, гравитации, теории полей. Время представлялось равномерным в связи с тем, что периоды существования всех предметов проецировались на циклы вращения Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца, которые практически неизменны на протяжении всего существования человечества.

Диалектическая, или реляционная, концепция пространства-времени связана с именами Аристотеля, Г. Лейбница и А. Эйнштейна. Согласно этой концепции пространство, время и бытие тесно связаны друг с другом, всякие изменения в любом из этих феноменов вызывают изменения во всех остальных. Пустоты, ничто в мире нет. Все есть быте, все есть пространство, все есть время, только разнокачественное, «разноплотное», изменяющееся, неоднородное, асимметричное. Аристотель и Г. Лейбниц так понимали пространство-время в силу гигантской интеллектуальной интуиции и обобщений, до которых менее сильные умы не доходили, так как научного, эмпирического материала в то время не было. Существенно изменилась картина мира со времен А. Эйнштейна. В начале XX в. открывается радиоактивность, закладываются основы квантовой механики, А. Эйнштейн создает сначала, частную, а потом и общую теорию относительности. А это означает, что взаимозависимость пространства, времени и материальных объектов бытия доказаны строго математически, а через некоторое время успехи ядерной физики и астрофизики подтверждены практически. Так в философии утвердилась диалектическая (реляционная) концепция пространства-времени.

Материалистическая традиция в философии признает пространство и время объективными и всеобщими формами существования материи, коренным условием всякого бытия (Фейербах). Это означает, что пространство и время как атрибуты материи существуют сами по себе, вне и независимо от сознания человека, а также, что нет в мире ни одного предмета, процесса, явления, которые существовали бы вне пространства и времени, которые не характеризовались бы пространственно-временными свойствами. Любой предмет, явление, процесс обязательно существует где-то и когда-то.

Субъективные идеалисты считают, что пространство-время есть априорное свойство человеческих ощущений и человеческих рассудка и разума (логические конструкции ума). Существо, приходя в мир и становясь человеком, обретает пространственно-временную ориентацию пространственно-временное понимание и размышление в соответствие со своей генетикой и благоприобретенными свойствами.

Объективные идеалисты считали, что пространство-время лишь атрибут материальных объектов, идеи же существуют вне пространства-времени, единственным атрибутом идеи является вечность. Идея добра, красоты, гармонии, любви, истины, бога существуют вечно и везде, пространственно-временные отношения скатываются с них как вода с камня.

Современные представления о пространстве-времени включают в себя следующие моменты. Пространство-время объективно, так как существует само по себе, вне и независимо от сознания людей, и субъективно, так как само о себе ничего «не говорит», и ощущает и размышляет о нем человек в соответствии с особенностями своей субъективности. Пространство-время всеобще, так как нет ни одного предмета, существующего вне мировых связей, и не всеобще, так как в мире существуют феномены, пространственно-временная зависимость которых по сравнению с их другими характеристиками столь незначительна, что ею можно пренебречь. Пространство-время абсолютно в смысле всеобщности и относительно в силу конкретного проявления форм (воздушное, космическое, водное и т.д.). Пространство-время непрерывно (каждое образование - другое) и непрерывно, так как нет «разрывов», нет пустот в мире. Оно относительно обратимо (повторяются зима и лето, много раз можно приходить в храм или в картинную галерею) и абсолютно необратимо (в одну и ту же реку нельзя войти дважды). Пространство-время многомерно в силу бесконечности и неисчерпаемости мира, земное пространство-время - четырехмерное образование прежде всего в силу специфики именно Земного существования человека. Оно относительно однородно и изотропно (предметы и человек могут существовать и в разных городах, двигаться с различными скоростями и вверх, и вниз, и вбок) и абсолютно неоднородно и анизотропно. Пространство-время обладает «кривизной», так как метрика их описывается различными системами геометрии (Эвклид, Лобачевский, Риман и т.д.). Оно бесконечно и безгранично, так как всегда за любым образованием есть что-то другое, и, конечно и ограничено, так как любое конкретное образование отличается от всех других, в том числе и пространственно-временными координатами. «Дурная бесконечность» (Г. Гегель) отличается от «умной» тем, что предполагалась на всем своем протяжении одной и той же, без изменений.

В завершение, можно попытаться дать определение этому атрибуту бытия, сознавая, конечно, относительную его ценность. Пространство-время есть совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение и относительную величину, а также координацию сменяющих друг друга состояний, их последовательность и длительность.

 

Основные законы диалектики.

Прежде чем говорить о законах диалектики, выясним, что такое закон. Закон – необходимая, устойчивая, при определенных условиях повторяющаяся структура связей функционирования и развития явлений. Категория «закон» в науках и философии есть одна из ступеней познания человеком единства и связей, взаимозависимостей сторон мирового процесса. Гегель в своей «Науке логики» выделил следующие моменты содержания категории закона:

1) закон есть прочное, остающееся, тождественное в явлении, «спокойное» отражение явлений;

2) закон не есть нечто потустороннее по отношению к явлению, а непосредственно в нем наличествует, проявляется;

3) закон есть существенное отношение, он отражает существенное в движении универсума;

4) законы мышления отражают характер мыслительных связей, и они – основа практической целесообразной деятельности человека.

Акцентируем внимание на том, что законы диалектики действуют независимо от того, познали ли мы их или нет. Люди не могут произвольно ни создавать, ни уничтожать законы природы и общества, и поэтому они могут успешно осуществлять лишь ту деятельность, которая согласуется с требованиями этих законов. Объективно правильное отражение законов познания должно учитывать, что в природе – а до сих пор большей частью и в человеческой истории – законы прокладывают себе путь бессознательно, в форме необходимости, среди бесконечного ряда случайностей, через них и вопреки им.

Закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон вскрывает источник развития, заключающийся в том, что в каждом ограниченно целостном объекте, явлении, предмете изначально заложены противоположные качества, стороны, тенденции, единство и борьба которых составляют стимул, движущую силу развития.

Действие закона единства и борьбы противоположностей раскрывается в трех основных понятиях: «тождество противоположностей», «различие противоположностей» и «противоположность различий». Эти понятия в совокупности образуют категорию «диалектическое противоречие», действие которой и характеризуется рассматриваемым законом.

Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практике, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти противоположности. В математике – плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике – положительные и отрицательные заряды; в механике – притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии – анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии – ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности – возбуждение и торможение – таков беглый перечень противоположностей, открытых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, осмысления процессов изменения, развития.

Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов), которые в некоторой шкале занимают «предельные», крайние места. Например: верх – низ, правое – левое, сухое – мокрое, горячее – холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Например, атом представляет собой единство двух его необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то иных связях. Соответственно они перестают быть противоположностями – сторонами противоречивого единства атома.

Развитие самых различных предметов и явлений действительности говорит о том, что противоположные стороны не могут мирно сосуществовать в едином предмете: противоречивый, взаимоисключающий характер противоположностей с необходимостью вызывает борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее. Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник развития материи и сознания.

Прогресс общественного развития также осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди противоречий общественного развития особенно большую роль играют противоречия в материальном производстве, прежде всего между производительными силами и производственными отношениями. Последнее в классово-антагонистических обществах находит свое выражение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социальной революции, замене старого общественного строя новым.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Этот закон говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса.

Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащих к классу однотипных с ним предметов.

Количество – характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным.

Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность, мудрость. Незаметно подкрадывается к человеку старость, коварна граница перехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или наркотика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начинаясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определенной температуры меняет их агрегатные состояния.

Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксистской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.

Чтобы понять существо этого закона, следует, прежде всего, выяснить, что такое качество и количество.

Возьмем, например, такой металл, как золото. Он обладает характерным желтым цветом, тягучестью, ковкостью, имеет определенную плотность и теплоемкость, температуру плавления и кипения. Золото не растворяется ни в щелочах, ни в целом ряде кислот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. Все это вместе взятое и отличает золото от других металлов.

Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других и есть его качество.

Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволяет нам определять, различать их. Качественно различаются и общественные явления. Так, капитализм отличает от феодализма господство товарного производства, наличие капиталистической собственности, наемного труда и другие признаки.

Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягучесть и другие признаки золота, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности – его качеством.

Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют размеры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков и т.д.

Количественная характеристика присуща и общественным явлениям. Каждый общественно-экономический строй обладает соответствующим уровнем, степенью развития производства. Государство располагает определенными производственными мощностями, людскими, сырьевыми, энергетическими ресурсами.

Единство количества и качества называется мерой. Мера – это своего рода граница, рамка, в которой предмет остается самим собой. Нарушение меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути в жидком состоянии является температура от минус 39 до 357 оС. При температуре минус 39 оС ртуть затвердевает, а при 357 оС начинает кипеть, переходит в парообразное состояние.

Мера – диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Как было сказано, изменение количества в известных пределах не приводит к изменению качественного состояния предмета.

Но стоит только выйти за эти пределы, нарушить меру, как ранее казавшиеся несущественными количественные изменения обязательно приведут к коренным качественным превращениям. Количество перейдет в качество.

Количественные и качественные изменения, таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Качественное изменение в отличие от количественного выражается понятием скачка. Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры).

Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной системы, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, образование и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества, социальные революции.

Один из примеров того, как накапливающиеся количественные изменения со временем приводят к скачку (качественному изменению), – поломка детали машины из-за «усталости» металла. Но бывают скачки и другого типа, когда наблюдается не резкий качественный переход, а происходит постепенное накопление элементов нового качества и отмирание элементов старого качества. Такие скачки длительны, постепенны.

Закон отрицания отрицания (или закон двойного отрицания). Это закон раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира. Чтобы понять его сущность и значение, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии.

В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием.

Термин «отрицание» в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.

Маркс и Энгельс, сохранив термин «отрицание», истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. «Ни в одной области, – указывал Маркс, – не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества – рабовладельческим, рабовладельческого – феодальным, феодального – капиталистическим. Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную.

Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений.

Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого.

Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

С возникновением нового, развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым – новейшим.

Спиралевидный характер развития присущ различным областям действительности, имеет место и в общественной жизни. Первой формой общественной организации был первобытнообщинный строй. Это бесклассовое общество, основанное на общем владении крайне примитивными средствами производства. Дальнейшее развитие производства привело к отрицанию этого строя классовым рабовладельческим обществом и т. д.

Итак, развитие осуществляется посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.

Такова суть диалектического закона отрицания отрицания.

Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Говоря о марксистской концепции человека, необходимо разобраться в таких понятиях, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект». Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, ему присущи все объективные признаки человеческого рода, т. е. он существо разумное, творческое, социальное.

Индивидуальность – это неповторимость, непохожесть человека на других людей, то есть это оригинальное, своеобразное преломление в индивиде всей совокупности общественных отношений.

«Человек» – понятие родовое, обозначающее принадлежность его к определенному виду животного мира. Это понятие биосоциальное. С одной стороны, человек – это продукт природы, а с другой – он становится человеком только в обществе, т. е. он явление социальное, потому что обладает социальной сущностью. Его основные сущностные свойства – способность к труду, общественной деятельности, общению с себе подобными, речь и мышление – порождены в процессе выделения человека из мира животных. Социальная сущность человека не передается по наследству, т. е. человек рождается со способностью стать человеком.

Можно выделить общие черты, присущие человеку:

1. Умение изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средство производства материальных благ.

2. Знание простейших нравственных запретов и безусловной противоположности добра и зла.

3. Обладание потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками развившимися исторически.

4. Невозможность сформироваться и существовать вне общества.

5. Его жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего у него есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.

6. Его индивидуальные качества и достоинства есть порождение определенных общественных отношений.

Взаимопонимание между народами возможно уже потому, что все они родом из предыстории, у всех тождественно единый опыт становления.

Субъект – это человеческий индивид, способный целенаправленно и целесообразно регулировать свое собственное поведение и развитие, воздействовать на условия своего существования. «Субъект – это человек для себя», – говорил Гегель. Обособление субъекта связано с тем, что чувства и разум, реально существуя как чувства и разум индиви



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.85.96 (0.023 с.)