Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общенаучные методы познания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современная наука, представляющая собой гносеологию в широком смысле, имеет разветвленную систему знаний. В соответствии с этим она имеет и огромный арсенал методов исследования; многообразие их обусловлено богатством самой действительности, требующей различного подхода к различным процессам. Так, методы познания при исследовании общественных явлений определяются спецификой социальной формы движения материи, ее закономерностями и сущностью; точно так же биологические методы должны сообразовываться с сущностью биологической формы движения материи и т.д. По мере углубления научного знания количество методов, применяемых наукой, непрерывно возрастает. Однако, несмотря на большое разнообразие методов, их можно разделить на две категории. Первую и самую многочисленную группу составляют так называемые конкретно-научные, или специальные методы. Все они применяются либо в более узкой, либо в более широкой предметной области соответственно их степени общности. Специальные методы, используемые, например, в социологии, могут не выходить за пределы этой науки. А скажем, физические или химические, применяются не только в физике или химии, но в астрономии, биологии, искусствоведении и др. В настоящее время исключительно широкое распространение подучили математические методы. Но, несмотря на широкое применение, математические методы носят узкоспециальный характер, поскольку имеют дело лишь с одной стороной действительности. Вторую, менее многочисленную категорию приемов изучения действительности, составляют общенаучные методы. По сравнению с конкретно-научными методами, функции этих методов менее специфичны, а сфера приложения шире. Их принципы отражают более общие стороны действительности, и благодаря этому в более обширных границах регулируется познавательный процесс. К общенаучным методам относятся наблюдения и эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и гипотеза, логическое и историческое, моделирование и др. Наблюдение и эксперимент относятся к общенаучным методам познания, особенно широко применяемым в естествознания. Под наблюдением имеют виду восприятие, живое созерцание, направляемое определенной задачей без непосредственного вмешательства в естественное течение в естественных условиях. Существенным условием научного наблюдения являются выдвижение той или иной гипотезы, идеи, предложения. Эксперимент есть такое изучение объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем, создания искусственных условий, необходимых для выявления тех или иных свойств, или же путем изменения хода процесса в заданном направлении. Познавательная деятельность человека, направленная на раскрытие существенных свойств, отношений и связей предметов, прежде всего выделяет из совокупности наблюдаемых фактов те, которые вовлекаются в его практическую деятельность. Человек мысленно как бы расчленяет предмет на его составляющие стороны, свойства, части. Изучая, например, дерево, человек выделяет в нем разные части и стороны; ствол, корни, ветви, листья, цвет, форму, размеры и т.д. Познание явления путем разложения его на составляющие называется анализом. Другими словами, анализ как прием мышления представляет собой мысленное разложение предмета на составляющие его части и стороны, что дает человеку возможность отделять предметы или какие-либо их стороны от тех случайных и преходящих связей, в которых они даны ему в восприятии. Без анализа невозможно никакое познание, хотя анализ еще не выделяет связей между сторонами, свойствами явлений. Последние устанавливаются, путем синтеза. Синтез представляет собой мысленное объединение расчленяемых анализом элементов. Человек разлагает мысленно предмет на составные части для того, чтобы обнаружить сами эти части, чтобы узнать, из чего состоит целое, а затем рассматривает его как составленный из этих частей, но уже обследованных по отдельности. Лишь постепенно осмысливая то, что происходит с предметами при выполнении практических действий с ними, человек стал мысленно анализировать, синтезировать вещь. Анализ и синтез являются основными приемами мышления, потому что процессы соединения и разъединения, созидания и разрушения составляют основу всех процессов мира и практической деятельности человека. Индукция и дедукция. В качестве метода исследования индукцию можно определить как процесс выведения общего положения из наблюдения ряда единичных фактов. Наоборот, дедукция – это процесс аналитического рассуждения от общего к частному. Индуктивный метод познания, требующий идти от фактов к законам, диктуется самой природой познаваемого объекта: в нем общее существует в единстве с единичным, частным. Поэтому для постижения общей закономерности нужно исследовать единичные вещи, процессы. Индукция является лишь моментом движения мысли. Она тесно связана с дедукцией: любой единичный объект может быть осмыслен, лишь, будучи включенным в систему уже имеющихся я вашем сознании понятий Объективным основанием исторического и логического методов познания является реальная история развития познаваемого объекта во всем его конкретном многообразии и основная, ведущая тенденция, закономерность этого развития. Так, история развития человечества представляет собой динамику жизни всех народов нашей планеты. Каждый имеет из них свою неповторимую историю, свои особенности, получившие выражение в быте, нравах, психологии, языке, культуре и т.д. Всемирная история - это бесконечно пестрая картина жизни человечества различных эпох и стран. Тут и необходимое, и случайное, и существенное, я второстепенное, и уникальное, и сходное, и единичное, и общее. Но, несмотря на это бесконечное многообразие жизненных путей различных народов, в их истории есть нечто общее. Все народы, как правило, прошли через одни и те же общественно-экономические формации. Общность жизни человечества проявляется во всех областях: и в хозяйственной, и в социальной, и в духовной. Вот эта общность и выражает объективную логику истории Исторический метод предполагает исследование конкретного процесса развития, а логический метод – исследование общих закономерностей движения объекта познания. Логический метод является не чем иным, как тем же историческим способом, только освобожденным от его исторической формы и от нарушающих его случайностей. Сущность метода моделирования заключается в воспроизведении свойств объекта на специально устроенном его аналоге - модели. Модель - это условный образ какого-либо объекта. Хотя всякое моделирование огрубляет и упрощает объект познания, оно служит важным вспомогательным средством исследования. Оно дает возможность осуществлять исследование процессов, характерных для оригинала, в отсутствие самого оригинала, что часто бывает необходимо из-за неудобства или невозможности исследования самого объекта. Общенаучные методы познания не подменяют конкретно-научных приемов исследования, напротив, они преломляются в последних и находятся с ними в диалектическом единстве. Вместе с ними они выполняют общую задачу – отражение объективного мира в сознании человека. Общенаучные методы значительно углубляют познание, позволяют вскрыть более общие свойства и закономерности действительности. 29) Философия техникии информационная философия техники. Философия техники – важный раздел современных философских представлений о природе человеческого общества, в котором существенным компонентом является техника. Философия техники сегодня, в эпоху информационных технологий, приобретает новый уровень наследования природы социального развития. Термин «философия техники» появился для обозначения особой области исследования, связанной с социальной ролью техники в историческом развитии человека. Появившись в конце XIX – начале XX века, он обозначил очень важный аспект социальной реальности, которую необходимо адекватно осознать. Это совсем не означает, что до этого момента ни в философии, ни в других науках не поднимались вопросы, связанные с осмыслением данного феномена. Но именно современная активизация социальных процессов, возникших в результате научно-технической, технологической, компьютерной революции, привела к необходимости более целостного и глобального, а также исторического осмысления значения техники. Именно в связи с этим важным моментом во второй половине двадцатого столетия в различных философских системах начинает появляться новый термин и новая методология осмысления, что в целом и получило название философия техники. Технический прогресс в наши дни начинает перерастать в новое, качественное иное состояние, окончательные характеристики которого еще не совсем ясны. Максимально настораживают возможные негативные следствия неуправляемого техногенного процесса, все более неожиданным образом набирающего темпы. Это требует активизации философской рефлексии, способной отразить фундаментальные основания этого процесса, понять его футурологические следствия. Разумеется, были и раньше приблизительные, предположительные прогнозы, предсказывающие увеличение роли техники в обществе. И так как эта роль виделась достаточно пессимистично, пугающе, то негативные последствия казались почти фатальными. Человек относится к познанию окружающего мира при помощи тех принципов мышления, которые он открывает, создавая технотронный мир. Формирование новой концепции природы, где техника является все более мощно воздействующим фактором, позволяет отойти от концепции природы как пассивного объекта воздействия. Информационная философия техники позволяет сформировать новую концепцию понимания сущности природы. Новая концепция природы, все более отчетливо вырисовывающаяся в данном направлении, должна быть технико-экологичной, то есть такой, где техника не является разрушающим фактором. Такая концепция позволяет выработать новую стратегию поведения человека, создающего и использующего технику и природу. Идея техноприродности может быть выражена по-разному, ее можно назвать рациональной техносферой с оптимальным соотношением всех составляющих факторов. По своей логической основе к этому близка концепция ноосферы как сферы разума или второй искусственной природы. Первоначально наивно оптимистический подход к этому вопросу открыл новое пространство мировоззренческого понимания сущности человеческой техники или технотронного человека (В. И. Вернадский, Э. К. Циолковский и др.). Современное понимание данного вопроса становится все более прагматически ориентированным, важным при этом является сохранение веры в возможную гуманную рационализацию и оптимизацию техносферы как сферы жизнедеятельности человека. Другой подход в данном направлении является пессимистическим и соответственно рассматривает технический процесс не как прогресс, а как нравственный регресс и путь к техническому и цивилизационному самоуничтожению человечества. Достаточно традиционным является утверждение, что техника появляется с возникновением человека и, наоборот, человек появляется только в процессе использования орудий труда, точнее говоря, в процессе их использования и совершенствования. В этом случае техника есть нечто сугубо социальное. В природе техники нет, в обществе она есть. Техника возникает только в границах социального бытия и нигде более существовать не может. Как законы техники и законы природы должны сочетаться в законах социокультурного развития человека? Развитие технореальности есть процесс создания искусственной реальности. И техника, и культура искусственны по своему происхождению и сущности. Техника предполагает культуру, и культура с необходимостью предполагает технику. Всякая культура должна обладать определенной техникой, чтобы быть эффективной. Всякая техника предполагает некоторую необходимую технологию производства культуры, в рамках которой она существует. Древнегреческое слово «тэхнэ» означает искусство, искусность. Закон Искусства (Искусства именно с большой буквы) является абсолютным и универсальным законом творчества Вселенной, в этом законе сочетаются творчество, прогресс и реальность, возможность и действительность. Участие в таком вселенско-творческом процессе Бердяев называл божественным сотворчеством или теургией. Искуственность технического мира есть способ существования «второй природы», второй реальности, которая строится отчасти по законам технического конструирования и отчасти по законам Вселенной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.008 с.) |