Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровни, методы и формы научного познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Специфика научного познания состоит в том, что оно стремится дать целостную, рационально-теоретически организованную систему знаний о мире. Для достижения этого само научное познание должно быть упорядочено. Структура научного познания включает определенные уровни научного исследования: 1. эмпирический; 2. теоретический; 3. метатеоретический. Если обыденное познание пользуется, так называемым, методом проб и ошибок, то в науке есть целая система методов познания. Бэкон Ф. сравнивал метод с фонарем, освещающим путь. «Метод» так и переводится как путь, способ познания или преобразования мира, совокупность приемов и операций для освоения действительности. Наука о методах – методология. Роль методологии выполняет философия. Классификация методов: 1. частнонаучные; 2. общенаучные; 3. философские. 1. Эмпирический уровень научного познания Он связан с исследованием объектов в процессе прямого или косвенного (приборы) взаимодействия с ними, т.е. опирается на чувственное познание При этом формируются эмпирические методы: 1. наблюдение; 2. эксперимент; а также измерение и сравнение. Цели наблюдения и эксперимента ставятся на рациональном уровне. В результате мы получаем такую форму эмпирического познания как научный факт. Знания в форме научных фактов констатируют количественные и качественные характеристики объектов и явлений. 2. Теоретический уровень научного познания. Он имеет место тогда, когда из имеющихся знаний выводятся новые, без непосредственного обращения к объекту. При этом используются теоретические методы: 1. метод восхождения от абстрактного к конкретному; Объект абстрактные понятия, фиксирующие отдельные конкретное, т.е. 2. сочетание исторического (описание развития по порядку) и логического (выведение закономерностей исторического развития) методов; 3. гипотетико-дедуктивный метод (выдвигаем общую гипотезу и смотрим, что она может объяснить, т.е. от общего идем к частному); 4. аксиоматический метод; 5. методы математизации, формализации, абстрагирования и обобщения и др., например, системно-структурный, методы синергетики… Никакое научное познание невозможно также без использования общелогических методов (приемов) познания: - анализ (разделение целого на части на практике или мысленно) и синтез (соединение); - абстрагирование и обобщение; - индукция и дедукция; - аналогия и моделирование и др. (найти самим). 3. Метатеоретические основания науки Приставка «мета» переводится как «сверх», «больше», как то, что охватывает собой нечто. Метатеоретические основания науки – это принципы, объясняющие развитие не отдельных научных уровней или конкретных наук, а принципы функционирования любого научного знания. Т.е. метатеоретические основания науки – это уровень общенаучного и философского знания. На этом уровне формируются: -- научная картина мира (НКМ); -- идеалы и нормы исследования; -- философские принципы и др. НКМ - это система общих представлений о мире, получаемых в различных науках. Она исторически меняется. В целом в науке как общенаучная доминировала механистическая картина мира. Отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности. Их можно разделить на 3 группы: 1. идеалы и нормы описания и объяснения; 2. идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний; 3. идеалы и нормы организации знаний. Развитие научных знаний Обычно становление нового теоретического знания происходит на фоне уже известной теории. Поэтому говорят не о становлении теории, а о росте научного знания. Парадигма (от греч. Образец) – совокупность ведущих представлений и методов научного познания на данном отрезке эволюционного развития науки. Затем наступает этап научной революции и происходит смена парадигм. Научная революция открывает новые объекты и методы исследования. …большую роль играют традиции и новации в науке… Итак, наука – единство постепенных количественных и коренных качественных изменений, т.е. научных революций. Примеры научных революций: гелиоцентрическая система Коперника, создание Эйнштейном ОТО и СТО, создание квантовой механики, создание синергетики, создание генной инженерии и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.138 (0.01 с.) |