Основные идеи философии эпохи Возрождения, ее вклад в духовную культуру человечества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные идеи философии эпохи Возрождения, ее вклад в духовную культуру человечества.



Философия Возрождения характеризуется:

1. антропоцентризмом – в центре мировоззренческой картины мира стоит человек.

2. Гуманизмом – это воззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободу и развитие. Их идеал – всесторонне развитая личность

3. Человек понимается как со-творец мира вместе с Богом. Из этого вытекала установка на преобразование природы

4. Умеренный утилитаризм – это учение, отождествляющее цель жизни и добродетель с пользой. Особенно это проявилось в социальных теориях (Н.Макиавелли).

5. Натурфилософия – это умозрительное толкование природы в ее целостности. Натурфилософия выступила основой зарождавшейся науки.

6. Пантеизм – бог во всем, он сливается с природой, а природа обожествляется (это ступень к материализму). Природа воспринимается как источник красоты.

7. Секуляризация – от лат. «светский», т.е. это освобождение от влияния церкви на экономическую, политическую жизнь и т.д. (Богу – богово, Кесарю – кесарево).

 

Гуманизм Возрождения

Эпоха Возрождения породила идеи гуманизма. Но в Риме, Париже, Лондоне, Женеве людей заживо сжигали за их убеждения. Переживаемое гуманистами отрезвление наиболее рельефно проявляется в скептицизме 16 века. И здесь можно назвать имя Эразма Роттердамского (1469 - 1536).Скептицизм 16 в. Выдвигал требования свободы исследования, свободы мысли, свободы совести. Скептическое отношение к возможности получения полных знаний сочетается с требованием развивать опирающиеся на опыт рациональные знания. Эти взгляды прокладывали путь к опытной науке Нового времени, подводя к идеям Ф.Бэкона.

Идея тождества микро- и макрокосма в философии неоплатоников (Пико дела Мирандола, Н. Кузанский).

В эпоху Возрождения своеобразно развивался диалектический метод. Под диалектикой понимался метод восхождения мысли от простого к сложному, метод исследования сложных предметов в их многосторонности. Это было характерно Николаю Кузанскому (1401-1464). Он был богословом, но мыслящим человеком. В трактате «Об ученом неведении» рассуждает: наше знание состоит в сопоставлении того, что неизвестно и тем, что известно.

Натурфилософия Ренессанса (Возрождения)

Начинает развиваться научное знание. Природа понимается как целостный организм. Отсюда – говорят об органицистской модели природы. Правда, природу они рассматривали вне развития, т.е. не исторически, не диалектически.

Представители: Парацельс, Коперник, Джордано Бруно, Кардано, Галилей и др.

Николай Коперник (1473-1543). Доказал, что не Земля находится в центре, а Солнце. Земля – одна из планет Солнечной системы. Это названо коперниканским переворотом в науке. Это надо было осмыслить: не человек (Земля)в центре, а Солнце… Но человек все равно хочет остаться в центре. И делается вывод: он - центр благодаря разуму, творческой способности, свободе воли.

Взгляды Коперника развил Джордано Бруно (1548-1600). В мире вообще нет центра, нет границ. Миров бесчисленное множество. Бог растворен в природе, а не вне мира. Материя – самодвижущееся бытие. Сожжен на костре.

Социально-политические идеалы философской мысли Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Н.Макиавелли).

В эту эпоху идет преодоление ставшей экономически неэффективной феодальной раздробленности. Формируются крупные монархии. Одним из теоретиков их стал Н.Макиавелли. В работе «Государь» он утверждал, что благо государства – это главная цель и она оправдывает любые средства. Макиавелли говорил, что политика несовместима с моралью (макивеаллизм). То, что недопустимо в семье – предательство, жестокость, вероломство и т.п., приемлемо в политике. Итак, мы можем констатировать утилитаризм в его политических взглядах. Следует также отметить, что его этике характерна сосредоточенность на интересах отдельного человека, что выражало стремление эпохи к развитию индивидуальной инициативы.

В это время развивались взгляды о том, что государство должно быть независимым от церкви (секуляризация). Общество рассматривалось как механическая сумма индивидов.

Мартин Лютер (нем.,1483-1546). Яростно обличал недостатки католической церкви. Католицизм: человек спасается не только верой, но и добрыми делами. На деле же это сводилось к «арифметике заслуг» - грехи отпускались за деньги (продажа индульгенций). Лютер же возложил полноту ответственности на самого человека – в этом смысл его учения об оправдании верой. Не священник, а Бог решит чего достоин человек. Мерой заслуг может быть лишь вера, за которую несет ответственность сам человек. Т.е. формировался новый тип человека.

Перевел Библию на немецкий язык (считается основоположником современного немецкого языка).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.22.247 (0.005 с.)